Мастер-класс «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством пособия Круги Луллия»
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством пособия Круги Луллия.
М.А.Яковлева, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Финно-угорский детский сад комбинированного вида №20 «Лумикелло»
Игровое средство, круги Луллия, является многофункциональным пособием, которое широко применяется в разных образовательных областях, его можно использовать, как на занятиях, так и в свободной игровой деятельности Игры, с применением кругов Луллия, развивают познавательную активность, творческое воображение, формируют системность мышления, развивают речь детей.
В ходе игры детям или педагогу нужно заполнить все сектора кругов в соответствии с задачами. Стрелкой выбирается объект на круге, а потом в зависимости от задачи раскручиваются круги, и выполняется задание. Если проворачивать круги в разных направлениях, стрелка будет указывать на десятки возможных вариантов, которые стимулируют воображение детей. Данное пособие можно назвать универсальным, так как игры могут видоизменяться, дополняться, придумываться по желанию педагога и детей. Вся образовательная деятельность, проходят в комфортной обстановке, без напряжения, .поэтому дети успешно овладевают познавательным материалом через использование Кругов Луллия.
Но, к сожалению, сложным может оказаться создание данных кругов, поэтому хотим рассказать о способе создания кругов Луллия.
1.Для изготовления вам потребуется: лист ДВП, шайбы, гайки, болты на 10 мм, металлический стержень на10 мм, ДСП, самоклеящаяся бумага, две пластмассовые линейки. | 2. Из ДСП делаем устойчивую подставку, в центре высверливаем отверстие и вставляем металлический стержень. |
3.С помощью линейки чертим 4 круга, соответственно диаметрами 74 см, 52см. Выпиливаем лобзиком 4 круга. В каждом круге в центре сверлим отверстие на 10 мм. Обклеиваем круги самоклеящейся бумагой. Делим каждый круг на 8 секторов, С помощью тонких полосок из самоклеящейся бумаги отмечаем сектора. | 4. На стержень нанизываем первый круг, шайбу и закрепляем двумя гайками, затем шайбой, так, чтобы круг легко мог крутиться. |
5.Аналогично добавляем второй, третий и четвёртый круг . | 6. Для изготовления стрелок берём две линейки, на них из самоклеящейся бумаги вырезаем стрелки. В каждой из них делаем отверстие. |
7. На четвертый круг надеваем шайбу, закрепляем двумя гайками. На гайку надеваем шайбу, первую стрелку. Стрелку закрепляем шайбой и двумя гайками. Вторую стрелку надевается на стержень и укрепляется шайбой и гайками, так , чтобы они легко двигались. | 8. Сверху на стержень накручивается болт. Круги Луллия готовы. |
Примеры игр по разным областям образовательной деятельности
I. Образовательная область «Познавательное развитие»: ознакомление с предметным окружением.
1.Игра: «Объект - материал» Цель: закреплять умения подбирать материал, из которого изготовлен предмет, упражнять в образовании качественных прилагательных. Побуждать детей к фантазированию. Первый круг – объекты: шапка - ушанка, кастрюля, ваза, игрушка, портфель, спички, рубашка, носки. Второй круг – материалы: стекло: металл, пластмасса, дерево, шерсть, мех, кожа, ткань. 1.В первом варианте игры дети соотносят материал и объект. 2.Фантастическая ситуация. При втором вариантеигры, при случайном соотнесении объектов.Например: Шапка стеклянная. Портфель металлический. Дети объясняют необычность соединения, фантазируют.Они стараются придумать сказку, случай про этот объект и ищут выход из сложившийся ситуации. |
|
2. Игра «Часть и целое» Цель: формировать представления, что все объекты состоят из частей, уметь подбирать часть к объекту. Побуждать детей к фантазированию, поиску выхода из сложившийся ситуации. Первый круг – части объектов: спинка стула, ручка чайника, крона дерева, каблук, воротник, окно, плавник, винты вертолёта. Второй круг – картинки объектов: стул, чайник, дерево, туфля, шуба, дом, рыба, вертолёт. В первом варианте игры нужно найти пары. Например: Спинка часть стула. У стула есть спинка. Во втором варианте игры, при случайном соединении, возникают новые комбинации. Например: У дома вместо крыши, крона дерева, или винты вертолёта. Дети стараются их объяснить, придумывают фантастические истории, или ищут выход из создавшейся проблемы. |
|
3. Игра «Определи на вкус» Цель: упражнять в подборе объектов разных по вкусу. Первый круг – картинки ( мороженое, торт, смородина, шоколад, солёные огурцы, селёдка, чеснок, брусника). Второй круг – солонка с солью, лимон, сахар, лук. |
|
I. Образовательная область «Познавательное развитие»: Ознакомление с миром природы.
1. Игра «Найди, кто, где живёт?» Цель: закрепить диких животных и их жилища. Побуждать детей к фантазированию. Первый круг - картинки животных: лиса, заяц, волк, бобр, медведь, белка, ёж. Второй круг - картинки жилищ: нора, гнездо белки, логово, хатка, куст, берлога. 1.Раскручивается стрелка со словами «Раз, два, три, стрелочка крутись, крутись на животном остановись». Затем ребёнок поворачивает второй круг и ищет пару. Обговаривает свои действия. Например: Бобр живёт в хатке. 2.Фантастическая ситуация: раскручивается два круга одновременно, выбираются объекты под стрелкой. Например: лиса живет в хатке. Затем дети начинают фантазировать. Как это получилось, как помочь лисе, или придумывают свою историю. |
|
2.Игра «Найди гнездо для птицы» Цель: закреплять название птиц, упражнят в умении находить гнездо птицы.Побуждать детей к фантазированию. Первый круг – картинки птиц (ласточка, грач, филин, утка скворец, аист, журавль, лебедь) Второй круг – картинки гнёзд птиц. |
|
II.Образовательная область «Речевое развитие»
1.Игра. «Чей хвост? Цель: закрепить животных и птиц, упражнять в образовании прилагательных. Побуждать к фантазированию. Первый круг – картинки животных и птиц: лиса, волк, бобр, белка, рысь, воробей, глухарь, петух. Второй круг –картинкихвостов животных и птиц. 1.Находим пару. Обговариваем: лисий хвост, петушиный хвост. 2.Фантастическая ситуация: Придумывание сказок и историй про хвосты, как звери и птицы поменялись хвостами, поиск выхода из ситуации. |
|
2. Игра «С какой буквы начинается слово» Цель: упражнять в умении определять первую букву в слове, соотносить букву с картинкой. Первый круг –– картинки (носок, зонтик, домик, кот, цыплёнок, бабочка, черепаха, шарики) Второй круг – буквы (З, Д, К, Ш, Н, Б, Ч, Ц) |
|
3.Игра «Мягкий, твердый» Цель: упражнять в умении подбирать слова с мягким и твердым звуком «К» в начале слова, соотносить модель с картинкой слова. Первый, второй круг – картинки: корзина, карандаши, киви, кеды, ковёр, кенгуру, колбаса, Карлсон, книга, коза, клавиши, крокодил, качели, кот, кегли, кит, канатоходец. Третий круг - модели: синие и зелёные кружки, обозначающие твердый и мягкий звук «К» Дети раскручивают стрелку и к модели находят картинку. |
|
4. Игра «Составь слог» Цель: упражнять в умении составлять слоги. Первый круг – буквы (О,И,А,У, Э, И, Ы,И). Второй круг –буквы (К, Н, Т, Д,С, Б, М, П |
|
5.Игра «Составь слово» Цель: упражнять в умении составлять слова из двух слогов, закреплять навыки чтения. Первый круг – слоги(па, ван, на, га, дио,сы, за, ка) Второй круг –слоги (лам-, ди -, сте-, кни-,ра-, ча-, ва-, пол-). Выбирается стрелочкой слог на втором круге, затем подбирается слог из первого круга |
|
6. Игра «Слова – неприятели» Цель: упражнять детей в подборе слов с противоположным значением. Первый круг – картинки( весёлая девочка, добрый молодец, великан, слабый спортсмен, красивая Василиса, здоровая девушка ,молодой человек) Второй круг - картинки (грустная девочка, злой колдун, карлик.сильный спортсмен, уродливая Баба –Яга больная девушка, старый человек) |
|
III. Образовательная область «Познавательное развитие»: Формирование элементарных математических представлений.
1.Игра: «Составь и реши пример» Цель: устанавливать отношения между цифрами, некоторым математическим действиям, упражнять в умении составлять и решать простые арифметические примеры, арифметические задачи. Первый круг – цифры, Второй круг – действия, Третий круг – цифры. Четвёртый круг – картинки объектов. |
|
2.Игра «Соотнеси предмет с формой» Цель: упражнять в умении соотносить форму предмета с известной геометрической формой.Побуждать детей к фантазированию Первый круг– объекты: черепаха, картина, дорожный знак, колесо, бабочка,стол, шахматная доска, воздушный змей Второй круг- геометрические формы (овал, квадрат, круг, квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, бесформенная) 1.В первом варианте дети соотносят объект с геометрической формой. 2.При втором варианте игры, при случайном соотнесения, дети объясняют необычность соединения, фантазируют, придумывают истории. Например, шахматная доска круглой формы. |
|
.
Предложенные игры являются небольшой частью игр, которые могут быть использованы при работе с детьми. Педагог самостоятельно может создавать разные варианты кругов, игр и заданий, которые соответствуют задачам, которые стоят перед ним. С течением времени дети начинают сами придумывать свои игры.
В играх на развитие творческого воображения, используя приём фантазирования, детям даётся возможность придумывать несуществующие ситуации, сказочные истории, волшебные предметы, таким образом, мы неограничиваем фантазию детей, ребёнок отходит от стандартного ответа и даёт волю выдумке. Дети находят противоречия в свойствах и явлениях, ищут выход из нестандартных ситуаций, высказывают свои мысли по устранению противоречий, тем самым решают проблему.
Таким образом, игры с использованием кругов Луллия развивают познавательные способности, речь детей, расширяют их кругозор. Они очень эффективны, поскольку дети во время заданий активны, находчивы, любознательны и деятельны.