Мастер-класс «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством пособия Круги Луллия»

3
0
Материал опубликован 8 December 2023

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством пособия Круги Луллия.

М.А.Яковлева, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Финно-угорский детский сад комбинированного вида №20 «Лумикелло»

Игровое средство, круги Луллия, является многофункциональным пособием, которое широко применяется в разных образовательных областях, его можно использовать, как на занятиях, так и в свободной игровой деятельности Игры, с применением кругов Луллия, развивают познавательную активность, творческое воображение, формируют системность мышления, развивают речь детей.

В ходе игры детям или педагогу нужно заполнить все сектора кругов в соответствии с задачами. Стрелкой выбирается объект на круге, а потом в зависимости от задачи раскручиваются круги, и выполняется задание. Если проворачивать круги в разных направлениях, стрелка будет указывать на десятки возможных вариантов, которые стимулируют воображение детей. Данное пособие можно назвать универсальным, так как игры могут видоизменяться, дополняться, придумываться по желанию педагога и детей. Вся образовательная деятельность, проходят в комфортной обстановке, без напряжения, .поэтому дети успешно овладевают познавательным материалом через использование Кругов Луллия.

Но, к сожалению, сложным может оказаться создание данных кругов, поэтому хотим рассказать о способе создания кругов Луллия.

1.Для изготовления вам потребуется: лист ДВП, шайбы, гайки, болты на 10 мм,

металлический стержень на10 мм, ДСП, самоклеящаяся бумага, две пластмассовые линейки.

t1702035815aa.png

2. Из ДСП делаем устойчивую подставку, в центре высверливаем отверстие и вставляем металлический стержень.




t1702035815ab.png

3.С помощью линейки чертим 4 круга, соответственно диаметрами 74 см, 52см. Выпиливаем лобзиком 4 круга. В каждом круге в центре сверлим отверстие на 10 мм.

Обклеиваем круги самоклеящейся бумагой. Делим каждый круг на 8 секторов, С помощью тонких полосок из самоклеящейся бумаги отмечаем сектора.

t1702035815ac.png

4. На стержень нанизываем первый круг, шайбу и закрепляем двумя гайками, затем шайбой, так, чтобы круг легко мог крутиться.

t1702035815ad.png

5.Аналогично добавляем второй, третий и четвёртый круг

.t1702035815ae.pngt1702035815af.png

6. Для изготовления стрелок берём две линейки, на них из самоклеящейся бумаги вырезаем стрелки. В каждой из них делаем отверстие.

t1702035815ag.png

7. На четвертый круг надеваем шайбу, закрепляем двумя гайками. На гайку надеваем шайбу, первую стрелку. Стрелку закрепляем шайбой и двумя гайками. Вторую стрелку надевается на стержень и укрепляется шайбой и гайками, так , чтобы они легко двигались.

t1702035815ah.pngt1702035815ai.png

8. Сверху на стержень накручивается болт. Круги Луллия готовы.

t1702035815aj.png


Примеры игр по разным областям образовательной деятельности


I. Образовательная область «Познавательное развитие»: ознакомление с предметным окружением.

1.Игра: «Объект - материал»

Цель: закреплять умения подбирать материал, из которого изготовлен предмет, упражнять в образовании качественных прилагательных. Побуждать детей к фантазированию.

Первый круг – объекты: шапка - ушанка, кастрюля, ваза, игрушка, портфель, спички, рубашка, носки.

Второй круг – материалы: стекло: металл, пластмасса, дерево, шерсть, мех, кожа, ткань.

1.В первом варианте игры дети соотносят материал и объект.

2.Фантастическая ситуация. При втором вариантеигры, при случайном соотнесении объектов.Например: Шапка стеклянная. Портфель металлический. Дети объясняют необычность соединения, фантазируют.Они стараются придумать сказку, случай про этот объект и ищут выход из сложившийся ситуации.

t1702035815ak.png

2. Игра «Часть и целое»

Цель: формировать представления, что все объекты состоят из частей, уметь подбирать часть к объекту. Побуждать детей к фантазированию, поиску выхода из сложившийся ситуации.

Первый круг – части объектов: спинка стула, ручка чайника, крона дерева, каблук, воротник, окно, плавник, винты вертолёта.

Второй круг – картинки объектов: стул, чайник, дерево, туфля, шуба, дом, рыба, вертолёт.

В первом варианте игры нужно найти пары. Например: Спинка часть стула. У стула есть спинка. Во втором варианте игры, при случайном соединении, возникают новые комбинации. Например: У дома вместо крыши, крона дерева, или винты вертолёта. Дети стараются их объяснить, придумывают фантастические истории, или ищут выход из создавшейся проблемы.

t1702035815al.png

3. Игра «Определи на вкус»

Цель: упражнять в подборе объектов разных по вкусу.

Первый круг – картинки ( мороженое, торт, смородина, шоколад, солёные огурцы, селёдка, чеснок, брусника).

Второй круг – солонка с солью, лимон, сахар, лук.


t1702035815am.png



I. Образовательная область «Познавательное развитие»: Ознакомление с миром природы.

1. Игра «Найди, кто, где живёт?»

Цель: закрепить диких животных и их жилища. Побуждать детей к фантазированию.

Первый круг - картинки животных: лиса, заяц, волк, бобр, медведь, белка, ёж.

Второй круг - картинки жилищ: нора, гнездо белки, логово, хатка, куст, берлога.

1.Раскручивается стрелка со словами «Раз, два, три, стрелочка крутись, крутись на животном остановись». Затем ребёнок поворачивает второй круг и ищет пару. Обговаривает свои действия. Например: Бобр живёт в хатке.

2.Фантастическая ситуация: раскручивается два круга одновременно, выбираются объекты под стрелкой. Например: лиса живет в хатке. Затем дети начинают фантазировать. Как это получилось, как помочь лисе, или придумывают свою историю.

t1702035815an.png

2.Игра «Найди гнездо для птицы»

Цель: закреплять название птиц, упражнят в умении находить гнездо птицы.Побуждать детей к фантазированию.

Первый круг – картинки птиц (ласточка, грач, филин, утка скворец, аист, журавль, лебедь)

Второй круг – картинки гнёзд птиц.


t1702035815ao.png


II.Образовательная область «Речевое развитие»

1.Игра. «Чей хвост?

Цель: закрепить животных и птиц, упражнять в образовании прилагательных. Побуждать к фантазированию.

Первый круг – картинки животных и птиц: лиса, волк, бобр, белка, рысь, воробей, глухарь, петух.

Второй круг –картинкихвостов животных и птиц.

1.Находим пару. Обговариваем: лисий хвост, петушиный хвост.

2.Фантастическая ситуация:

Придумывание сказок и историй про хвосты, как звери и птицы поменялись хвостами, поиск выхода из ситуации.


t1702035815ap.png

2. Игра «С какой буквы начинается слово»

Цель: упражнять в умении определять первую букву в слове,

соотносить букву с картинкой.

Первый круг –– картинки (носок, зонтик, домик, кот, цыплёнок, бабочка, черепаха, шарики)

Второй круг – буквы (З, Д, К, Ш, Н, Б, Ч, Ц)


t1702035815aq.png


3.Игра «Мягкий, твердый»

Цель: упражнять в умении подбирать слова с мягким и твердым звуком «К» в начале слова, соотносить модель с картинкой слова.

Первый, второй круг – картинки: корзина, карандаши, киви, кеды, ковёр, кенгуру, колбаса, Карлсон, книга, коза, клавиши, крокодил, качели, кот, кегли, кит, канатоходец.

Третий круг - модели: синие и зелёные кружки, обозначающие твердый и мягкий звук «К»

Дети раскручивают стрелку и к модели находят картинку.


t1702035815ar.png

4. Игра «Составь слог»

Цель: упражнять в умении составлять слоги.

Первый круг – буквы (О,И,А,У, Э, И, Ы,И).

Второй круг –буквы (К, Н, Т, Д,С, Б, М, П


t1702035815as.png


5.Игра «Составь слово»

Цель: упражнять в умении составлять слова из двух слогов, закреплять навыки чтения.

Первый круг – слоги(па, ван, на, га, дио,сы, за, ка)

Второй круг –слоги (лам-, ди -, сте-, кни-,ра-, ча-, ва-, пол-).

Выбирается стрелочкой слог на втором круге, затем подбирается слог из первого круга


t1702035815at.png

6. Игра «Слова – неприятели»

Цель: упражнять детей в подборе слов с противоположным значением.

Первый круг – картинки( весёлая девочка, добрый молодец, великан, слабый спортсмен, красивая Василиса, здоровая девушка ,молодой человек)

Второй круг - картинки (грустная девочка, злой колдун, карлик.сильный спортсмен, уродливая Баба –Яга больная девушка, старый человек)

t1702035815au.png






III. Образовательная область «Познавательное развитие»: Формирование элементарных математических представлений.

1.Игра: «Составь и реши пример»

Цель: устанавливать отношения между цифрами, некоторым математическим действиям, упражнять в умении составлять и решать простые арифметические примеры, арифметические задачи.

Первый круг – цифры,

Второй круг – действия,

Третий круг – цифры.

Четвёртый круг – картинки объектов.

t1702035815av.png

2.Игра «Соотнеси предмет с формой»

Цель: упражнять в умении соотносить форму предмета с известной геометрической формой.Побуждать детей к фантазированию

Первый круг– объекты: черепаха, картина, дорожный знак, колесо, бабочка,стол, шахматная доска, воздушный змей

Второй круг- геометрические формы (овал, квадрат, круг, квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, бесформенная)

1.В первом варианте дети соотносят объект с геометрической формой.

2.При втором варианте игры, при случайном соотнесения, дети объясняют необычность соединения, фантазируют, придумывают истории. Например, шахматная доска круглой формы.

t1702035815aw.png

.

Предложенные игры являются небольшой частью игр, которые могут быть использованы при работе с детьми. Педагог самостоятельно может создавать разные варианты кругов, игр и заданий, которые соответствуют задачам, которые стоят перед ним. С течением времени дети начинают сами придумывать свои игры.

В играх на развитие творческого воображения, используя приём фантазирования, детям даётся возможность придумывать несуществующие ситуации, сказочные истории, волшебные предметы, таким образом, мы неограничиваем фантазию детей, ребёнок отходит от стандартного ответа и даёт волю выдумке. Дети находят противоречия в свойствах и явлениях, ищут выход из нестандартных ситуаций, высказывают свои мысли по устранению противоречий, тем самым решают проблему.

Таким образом, игры с использованием кругов Луллия развивают познавательные способности, речь детей, расширяют их кругозор. Они очень эффективны, поскольку дети во время заданий активны, находчивы, любознательны и деятельны.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации