Научно-исследовательская работа на тему «Развитие познавательных способностей старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
Методическая разработка:
Развитие познавательных способностей старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.
Автор: воспитатель
МОУ Детский сад № 254
Нефтуллаева Светлана Викторовна
Актуальность:
С принятием нового ФГОС изменились требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. У ребёнка к концу дошкольного образования должны быть развиты познавательные способности;
Развитие познавательной деятельности важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка связана с общением с окружающим миром;
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие, реализуются потенциальные возможности.
Цель и задачи:
Развитие познавательных способностей через познавательно-исследовательскую деятельность в опытно-экспериментальном центре.
Развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (наблюдение, сравнение, обобщение, классификация, анализ);
Развитие речи;
Развитие психологических процессов (память, внимание, мышление).
В соответствии с системой психолого-педагогических представлений о рамочной полифункциональной конструкции зонирования помещений (Коротковой и Михайленко) наша группа достаточно условно разделена на 3 части:
Спокойная зона или блок спокойной деятельности;
Активная зона или блок, где дети активно двигаются;
Рабочая зона
Все части пространства, в зависимости от задач могут меняться по объему, имеют подвижные трансформируемые границы. Для детей все зоны обозначаются смысловыми маркер-метками, такими как ковёр, штора. Поэтому познавательно исследовательский центр находится в рабочей зоне.
Ежегодно увеличивается число детей, имеющих нарушения интеллектуальной сферы. Но каждый дошкольник – прирожденный исследователь. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Основная задача создания центра экспериментирования- поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, новым открытиям.
Мы постаралась создать необходимые для этого условия, которые помогают детям раскрывать для себя, что-то новое. Сочетание материалов и оборудования помогает детям расширить познавательный опыт. Создавая данный центр, мы придерживалась следующих требований:
Безопасность для жизни и здоровья детей!
Все материалы размещены в пластиковых контейнерах, коробках;
Если вносим стеклянные колбы, зеркала, то данный процесс ознакомительный и проводится взрослым, дети только наблюдают за процессом;
Прежде чем приступить к работе с детьми проводится инструктаж по технике безопасности.
Доступность расположения!
Дети имеют свободный доступ к центру, он размещён так, чтобы детям не было тесно;
Варианты работы с одним и тем же материалом можно проводить в разных местах центра.
Достаточность и качество!
В течении длительного времени центр насыщался, добавлялся материалом. На данный момент собрано достаточное кол-во материалов.
Материал и оборудование соответствует возрасту детей
На контейнерах для хранения есть наличие маркеров
Более подробно о центре:
Дидактический материал: познавательные книги, атласы, тематические альбомы, схемы, алгоритмы опытов
Оборудование: предметы помощники, микроскопы, лупы, весы, часы, магниты, линейки
Стимулирующий материал: сосуды из различных материалов и разного объема, сито, воронки, природный материал (камни, ракушки, шишки, песок, перья), технический материал (гайки болты, пружины), утилизированный материал (ткань, пробки, кожа, мех), бумага разных видов, медицинский материал (шприцы, резиновые груши, пипетки), ипрочие материалы (воздушные шары, восковые свечи, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла)
Четкого разграничения стимулирующего материала нет, т.к. все это используется интегрировано в совокупности. Один и тот же материал используется в разных вариантах и находится в разных уголках центра (песок сухой, влажный, кинетический).
Для проведения опытно-исследовательской деятельности используются и стены, пол и потолок, создавая 3-Д эффект.
В центре есть место, где размещены различные коллекции, экспонаты, редкие предметы, которые дети с большим интересом исследуют.
Исследовательская деятельность часто проходит с использованием ИКТ технологий, просматриваем презентации и научные-познавательные фильмы.
Рассказывая детям о великих ученых, обращаем внимание воспитанников, что это могут быть как мужчины, так и женщины.
В ходе исследовательской деятельности дети перевоплощаются в исследователей, девочки одевают фартуки и колпачки, а мальчики халаты. В процессе наблюдений за деятельностью детей, видно, с каким азартом ребёнок манипулирует различными предметами с целью вызвать какой-либо эффект. У девочек в большей степени внимание привлекает деятельность с крупами, песком, кристаллами, а мальчики тяготеют к техническим материалам, опыты с водой, но иногда их интересы пересекаются, и дети увлеченно играют вместе. Они с удовольствием увлекаются сбором простых коллекций, любят их сортировать. Одно из таких увлечений перешло в другое направление - создание мини-музея.
Исследовательская деятельность учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности. Свои навыки и новые знания дети используют в повседневной жизни, в новых ситуациях. Способствует развитию речевой активности и психических процессов.
Благодаря центру нам удалось привлечь в процесс и родителей (теперь они вместе с детьми коллекционируют и проводят опыты дома)