Развитие пространственных представлений детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Развитие пространственных представлений детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Аннотация. В статье представлен опыт по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении, направленный на развитие пространственных представлений детей дошкольного возраста со зрительными нарушениями. Предложенная авторская игра для детей дошкольного возраста с нарушением зрения будет интересна воспитателям, родителям.
Введение. Ориентировка в пространстве – одна из нелегких задач, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. У многих слабовидящих детей часто встречаются затруднения ориентировочно-поисковой деятельности, наблюдается слабое развитие пространственных представлений, недостаточно развиты возможности практической ориентировки, наблюдаются ошибки выделения пространственного расположения предметов и словесных обозначений пространственных отношений [2].
Основная часть. Недостаточность пространственных представлений у детей со зрительными патологиями проявляется в нарушении схемы тела: формирование представлений о ведущей руке, о частях тела происходит значительно позже, чем у здоровых сверстников, выявляются затруднения при дифференциации правой и левой сторон тела [3]. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения. Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятия далеко, близко, заменяются у них определениями «там» и «тут». Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные отношения. Часто отмечаются оптикопространственные нарушения.
Для формирования умения определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе и по отношению к другим объектам, развития представлений о взаиморасположении объектов в пространстве по вертикальной и горизонтальной осям, а также развития умения самостоятельно употреблять в речи предлоги, обозначающие расположение объектов в пространстве («над», «на», «в», «под», «по», «от», «к», «за», «у», «между» и т.п.), создано авторское игровое пособие «Ковроплан».
Описание игрового пособия: Изготовлено пособие из современных и безопасных материалов. На игровое поле, которое надежно фиксируется на стену на уровне роста ребенка или располагается на полу, крепятся дорожки-маршруты в зависимости от задач игры. К пособию разработаны игровые задания, изготовлены картинки с предметами, геометрическими фигурами, карточки различной фактуры, полоски-планшеты из тонкого пластика с окошками-кармашками. Пособие применяется на занятиях, в индивидуальной работе и для самостоятельного использования ребенком.
1-ый вариант игры. На сменяемой карте-плане (приёмной, групповой, спальной комнат) ребенок среди подобных предметов находит свое место (шкафчик, стол, кровать), которое обозначено тактильной карточкой с крупным рельефным рисунком. Такие же тактильные карточки расположены и на реальных объектах. Такой вариант игры необходим на начальном этапе для адаптации слабовидящего ребенка в новой среде.
2-й вариант игры. Ребёнок держит в руках полоску-планшет с окошками, в которые вставлены картинки с предметами (картинки-подсказки). Ребёнок находит на игровом поле с разными дорожками-маршрутами свой маршрут движения, например, путь из групповой комнаты в музыкальный зал; усложненный вариант предполагает, например, путь на определенный участок территории детского сада.
3-ой вариант игры. Ребенок с закрытыми глазами в сопровождении взрослого проходит по группе, взрослый называет место (например, шкафчик в раздевалке, стол в группе, уголок конструирования), а ребенок с помощью осязания запоминает соответствующие тактильные карточки. Затем, открыв глаза, он на карте-плане должен восстановить маршрут и расположить карточки на нужные места.
4-й вариант игры. Ребенок определяет свой маршрут от детского сада до своего дома, заполняя полоску-планшет картинками и проговаривая все шаги передвижения.
5-й вариант игры. Игровое пособие используется и в самостоятельной деятельности. Ребенок сам заполняет полоску-планшет картинками, меняет картинки на маршрутах-дорожках и места, к которым ведут дорожкимаршруты.
Основные правила игрового действия:
- начинать движение на игровом поле по маршрутам, снизу; - соотносить картинки на полоске-планшете с картинками на карте-плане;
- следовать по картинкам на полоске-планшете слева-направо;
- во время движения по маршруту называть направления движения, используя слова: «прямо», «вверх», «вниз», «направо», «налево», «вперёд», «назад»;
- в конце движения назвать пункт назначения, куда привёл маршрут.
Пособие обеспечивает:
- развитие навыков пространственного ориентирования;
- развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, тактильного восприятия;
- употребление в речи пространственных терминов;
- развитие зрительно-моторной координации.
Заключение. Использование игры «Ковроплан» позволяет воспитанникам с нарушением зрения учиться определять пространственные расположения объектов при ориентировке на плоскости и в пространстве. Замечено, что дети активнее употребляют словесные обозначения пространственных отношений, выраженных предлогами и наречиями, лучше ориентируется в помещении и на территории детского сада.
Таким образом, целенаправленная работа по организации развивающей предметно-пространственной среды способствует формированию навыков пространственных представлений, коммуникативных навыков, которые помогут адаптироваться к окружающей среде.
Список использованных источников.
1. Л.А. Дружинина «Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения». Москва – 2006г.;
2. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / [сост. Л.А. Дружинина и др.; науч. ред. Л.А Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой 2008 — 144 с.;
3. Подколзина, Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения: метод. пособие / Е. Н. Подколзина. - М.: Линка-Пресс, 2009 г.