12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Распопова Анна Сергеевна140
Россия, Челябинская обл., Миасс
1

Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр


Введение

Родители и педагоги всегда обращали внимание на развитие речи ребенка. В последнее время этот интерес увеличился, в первую очередь за счет многочисленных проблем, с которыми сталкивается семейная, дошкольная и даже школьная педагогика. Дети стали гораздо позже начинать говорить, у значительного числа дошкольников есть трудности речевого развития, особенности речи мешают их психологической подготовке к школьному обучению.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования образовательная область «Речевое развитие» включает в себя: обогащение активного словаря; знакомство с книжной культурой и детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы и т.д.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д.

Увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта, внимания, воображения и восприятия. Ребенок с богатым словарным запасом легче общается с окружающими, лучше адаптируется в обществе и реализуется в жизни. Поэтому для успешной реализации ребёнка в будущем формировать активный словарь необходимо уже в младшем дошкольном детстве.

Искажение слогового словаря может вести за собой целый ряд последствий: отрицательное влияние на развитие звукового анализа, что в школьном возрасте проявляется в нарушениях чтения и письма.

Младший дошкольный возраст (3-4 года) – благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря (до 2000 слов).

Дети правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Дети овладевают фразовой речью, их речевые высказывания удлиняются и усложняются, превращаясь в рассказы. Ребенок может пересказать небольшую по объему и хорошо известную ему сказку. Улучшается произносительная сторона речи. Однако в ней имеются нарушения: часть детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки и слова. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры.

Исследованиями К.Д. Ушинского, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Е.И. Тихеевой и других ученых обосновано положение о том, что ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиваясь результата.

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста.  Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности. Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать предметы. В ней у детей развивается осознанность восприятия окружающего мира, тренируется наблюдательность, пробуждается фантазия, укрепляется память. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию, и совершенствованию движений, и выразительности речи, и развитию творческой фантазии, и яркой, проникновенной передачи образа.

На сегодняшний день вряд ли найдется хоть один педагог, который скажет, что он не развивает речь детей. И все программы дошкольного образования ставят такую же задачу. Однако нередко на практике дело обстоит иначе. Не все педагоги выбирают нужные для развития речи ребенка методы, приёмы, игры; не все работают даже с правильно выбранными дидактическими играми. Существует противоречие между важностью развития словарного запаса у младших дошкольников и недостаточностью подбора дидактического материала в развитии речи детей.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, при каких же педагогических условиях у детей младшего дошкольного возраста будет развиваться словарь посредством дидактических игр. При развитии ребенка очень важно учитывать его возрастные возможности, мотивацию на успех, принятие ребенком неудачи при выполнении заданий как временной трудности, а также сравнение достижений с его собственными достижениями некоторое время назад и т.д.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Цель исследования - подбор, внедрение и апробация комплекса дидактический игр как средства развития словаря детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи исследования:

  1. проанализировать ключевые понятия исследования: «словарь», «словарный запас», «дидактическая игра»;
  2. изучить особенности развития словаря у детей младшего дошкольного возраста;
  3. подобрать и внедрить дидактические игры, способствующие развитию словаря у детей младшего дошкольного возраста.

 Обьектом исследования является: процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Гипотеза: Мы предполагаем, что включение детей в разные виды дидактических игр будет способствовать развитию словаря детей младшего дошкольного возраста, если:

  • - работа с детьми будет проводиться систематически;
  • - игры будут подобраны в соответствии с возрастом детей;
  • - будет составлен специальный комплекс дидактических игр.

Методологические основы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.

Методы исследования

Теоретические:

  • анализ педагогической, психологической, лингвистической и методологической литературы по проблеме исследования;
  • обобщение и систематизация информации (теоретической, практической и методической);
  • обобщение результатов исследования.

Эмпирические:

Диагностические методики изучения:

  • - «Назови предмет» (Г.А. Урунтаевой).
  • - «Расскажи - какой предмет» (Г.А. Урунтаевой).
  • - «Кто, что делает» (Г.А. Урунтаевой).
  • Анкетирование.

Общенаучные:

  • Методы математической статистики и графической обработки результатов.

Практические:

  • педагогическое наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент;
  • обобщение и обработка экспериментальной работы;
  • обобщение и систематизация информации (теоретической, практической и методической);
  • обобщение результатов исследования.

База исследования: МБДОУ №9 города Миасса.

Этапы исследования:

1 этап – организационно-ориентировочный (уточнение темы и проблемы исследования; сбор и анализ теоретического материала.      2 этап – теоретико-методологический (уточнение ключевых понятий и методологических параметров исследования, дополнение к анализу литературы. 3 этап – практический (анкетирование; написание и корректировка текста практической части.4 этап – заключительно - обобщающий (корректировка библиографического списка, написание заключения, проверка текста.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе психолого-педагогической литературы и методологической литературы по теме исследования; уточнение ключевых понятий «словарь», «словарный запас», «дидактическая игра» и выявлении специфики организации дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в нем теоретико-методологические положения дадут возможность повысить эффективность и результативность процесса развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в воспитательной практике дошкольных образовательных учреждений.

Структура: опыт работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 33 наименований и 11 приложений. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.

 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

 1. Определение понятия "словарь", "словарный запас" и закономерносим развития словарного запаса у детей.

2.Особенности развития речи младшего дошкольного возраста.

3.Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Определение понятия "словарь", "словарный запас" и закономерносим развития словарного запаса у детей.


В ФГОС ДО образовательной области представляют следующие направления развития ребенка: художественно - эстетическое, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие. В русле нашей темы мы рассмотрим речевое развитие.

При рассмотрении вопросов речевого развития детей в литературе используется термин «словарь».

По мнению таких авторов, как Н.С. Жукова [23], Н.П. Деревянко [19], Т.А. Ткаченко [40], Т.В. Т.Б. Филичевой [45] и др.под термином "словарь" следует понимать слова, обучающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Впервые термин «словарь» употребила Р.Е. Левина [29, с. 33].

О.С. Ушакова, Е.М. Струнина в своем учебно-методическом пособии для воспитателей «Методика развития речи детей дошкольного возраста» утверждают, что словесные обозначения (наименования предметов) дети усваивают в ходе ознакомления с окружающей действительностью - как стихийного, так и специально организованного [43, с. 123].

Т.В. Волосовец говорит, что словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности [16, с. 56].

С раннего детства у ребенка наблюдается благоприятный период развития овладения такого словаря, который позволит ему успешно взаимодействовать с социумом. Накопление словаря — это длительный процесс, который захватывает все виды детской деятельности.

Доктор педагогических наук, профессор, ученый-методолог В.И. Логинова, которая исследовала речь детей дошкольного возраста, утверждает, что в первый год жизни ребенок накапливает в своем словаре около 12 слов. В шесть лет его активный словарь расширяется до трех тысяч. Постепенно ребенок овладевает содержанием слова, отражающий результат познания. Этот результат закрепляется в слове и передается в процессе общения другим людям [30, с. 96].

По мнению авторов М.М Алексеевой, Б.И. Яшиной, словарь ребенка совершенствуется в ходе речевого общения с окружающими людьми, с окружающим миром [6, с. 102]. В дальнейшем, в старшем дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволит ему успешно взаимодействовать с социумом. Накопление словаря — это длительный процесс, который захватывает все виды детской деятельности.

Деление словаря ребенка


Словарь ребенка


Пассивный словарь

(импрессивная лексика)

Активный словарь

(экспрессивная лексика)

Слова, которые ребенок знает, понимает их значение

Слова, которые ребенок использует в своей речи с окружающими


Рисунок 1 - Словарь ребенка, по мнению авторов М.М Алексеевой, Б.И. Яшиной

В норме пассивный словарь и активный словарь находятся на одном уровне. Понимание речи у детей развивается в процессе речевого общения с окружающим миром [6, с. 112].

М.М. Алексеева, Б.И. Яшина сообщают, что после полутора лет развитие активного словаря идет ускоренными темпами.  Темпы развития представлены в таблице 1 [6, с. 120].

Таблица 1

Развитие активного словаря

№ п/п

Возраст

Словарь

1

1 год

12 слов

2

2 года

310 - 420 слов

3

3 года

1500 слов и более

4

4 года

1900 слов

5

5 лет

2000 - 2500 слов

6

6 лет

до 4000 слов


Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что большинство авторов под словарем понимают индивидуальный словарный запас отдельного носителя языка.

Словарный запас - совокупность слов современного русского языка, как обозначение предметов, явлений и понятий, образует его словарный состав, или лексику.

В.И. Селиверстов дал такое определение словарному запасу: «словарь – это лексика, словарный запас языка, диалекта какой-либо социальной группы, словарный запас отдельного человека» [47, с. 103]. В активный запас слов входят те слова, «которые ребенок не только понимает, но и активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь» [47, с. 104].

В.И. Селиверстов дает следующую формулировку активному словарю: «словарь активный – активный запас слов отдельного носителя языка – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным человеком; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и т.д.» [47, с. 105].

Развитие активного словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребёнок осознает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера.

Развитие словаря в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности [39, с. 88]. Ребёнок начинает знакомиться с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий – таким образом, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребёнком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми.

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчёркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из них является неречевая предметная деятельность самого ребёнка, то есть расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком.


Таблица 2

Задачи словарной работы в ДОУ

№ п\п

Задача

Направление

1

Обогащение словаря

усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе

2

Уточнение словаря (словарно-стилистическая работа)

Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.п.).

3

Активизация словаря

перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания

4

Стимуляция словаря

повышение числа применяемых в речи слов, сущность каковых четко понимается ребенком


Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны. Рассмотрим подробнее каждое из этих основных направлений.

1.Обогащение словаря происходит за счёт общеупотребительной лексики:

  • название предметов;
  • признаков;
  • качеств;
  • действий;
  • процессов и др. [39, с. 102].

Обогащение словаря содействует количественному накапливанию слов, требуемых ребёнку для речевого общения с находящимися вокруг. лексики слова (, , глаголы, , ).

Обогащение числительными на по изучению представлений, при и активизация должны предметом на занятиях.

представляет дошкольников , свойства и , элементарными . вопросы в младших и средних группах и роль в [39].

к возможна в том , ребёнок запас о единичных и словесных обозначениях.

2. словаря [34, с. 20].

Уточнение тем, что у детей не связанно с о . Дети не точного , поэтому следующим [43, с. :

  • углубление уже известных ;
  • их конкретным на точного с реального ,
  • обобщением;
  • пользоваться .

3. Активизация словаря.

При активизации ребенком на две группы:

  • (слова, осознает, с понятиями, но не );
  • активный (, которые не лишь , а и , осознанно при случае в ).

В работе с , чтобы вступило в . Это возможно в фиксации и в речи [39, с. 33]. знакомить и со , в фольклорных (, детушки, , матушка, и др.). Дошкольников учить , т.е. , осознавать и , и применять в простые по , ему формулировки из фразеологии, в том сочетания , и пословицы [40, с. 20].

изучить словосочетания, что не в зависимости от слов, его (на небе и т.п.). По педагог в собственную , значение понятно при ситуации при разъяснении, к : « тебе и », « в море», « на все », «уши », « не разольешь», « в руках» и т.п. [40, с. 21].

и словаря ребенку в слов, а в их . Уточнение проблему и взглядов, , формирования мышления. В то же с совершается стороны , так как лексическим на основании , синтеза, .

Активизация словаря ‒ это ключевая деятельности в . В ходе  педагог применять в четкие, по фразы. активизации спровоцировать у к подбору , достоверность и [46, с. 257].

К.Д. Ушинский так о проблеме: « и форм из памяти : у детей и форм обыкновенно не мал, но они не этим , и вот, ‒ то навык и верно в слово и есть из условий слова» [15, с. 33]. В « и обучения в » четко к активному , установлены , ребята не лишь , но и применять, предполагает для сложность (, по сторону, , и т.д.).

4. ‒ это повышение в речи , каковых ребенком. Работа над синонимами (словами, по , но обладающими или значение) осознавать слова, удобное из лексического [46, с.

Овладение значимым развития, так как опыта, в онтогенезе, и в речевой и, в очередь, в [7, с. 36].

словаря разговору, а , и развитию . А словаря хорошо и признаком интеллектуального [24, с. . Устранение , переход их в (просторечные, , ). Это необходимо, находятся в для языковый [24, с. . На данном не прекращается с текстами [46, с.

Все деятельности над слова и . Все без исключения деятельности в вербальных игр, , креативных во с иными . В результате у нарастать знаний и , что обязано их взаимодействие в (взаимодействие со и , представление , теле и т.п.).

словарь многообразием тем, в нем все без части , что возможность детей по детства , четкой и . В то же с количественным совершается [46, с. 258].

, анализ сделать вывод. Словарь – это , предметы, , и признаки . Словарь в двух : и пассивный.

- совокупность русского , как предметов, и , образует его , или лексику.

1.2. Особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста

Основным в речевом развитии ребёнка является всё перестраивающееся и совершенствующееся умение пользоваться речью как средством общения. В зависимости от изменения форм этого общения изменяются и формы речи. Сначала общение у ребёнка происходит лишь с его ближайшим непосредственным окружением. Постепенно вводимые отдельные высказывания, просьбы, вопросы и ответы отливаются в разговорную диалогическую форму. Лишь после этого появляется потребность передать, отобразив его в речевом плане, более или менее обширное смысловое целое (описание, рассказ), предназначенное и для постороннего слушателя и ему понятное. Тогда развивается связная речь, умение раскрыть мысль в связном речевом построении. Всякая подлинная речь, прежде всего для самого говорящего, передающая мысль, желание говорящего, является связной речью, но формы связности в ходе развития изменились. Связной в специфическом смысле слова называют такую речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания.

Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что, будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Связность речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего с точки зрения её понятности для слушателя.

Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе её собственного предметного содержания. Для того, чтобы её понять, нет необходимости учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится; всё в ней понятно для другого из самого контекста речи; это контекстная речь.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

У младших дошкольников совершенствуется понимание речи, понимание словесной инструкции, указаний взрослого, несложного сюжета литературного произведения. Речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослого.

Более сложное и разнообразное общение ребенка с взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития речи, обогащая ее смысловое содержание, расширяет словарь, главным образом за счет существительных и прилагательных. Кроме величины и цвета, дети могут выделять и некоторые другие качества предметов. Ребенок много действует, поэтому его речь обогащается глаголами, появляются местоимения, наречия, предлоги (употребление этих частей речи характерно для связного высказывания). Малыш правильно строит простые предложения, используя разные слова и различный их порядок: Лиля будет купаться. Гулять хочу. Я пить молоко не буду. Появляются первые придаточные предложения времени (когда ...), причины (потому что ...) [16, с.116].

Для детей 3 лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Малыши допускают много ошибок при определении действий, качества предметов, построения предложений. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие явятся основой формирования монологической речи.

Речь младших дошкольников имеет свои особенности. Высказывание предварительно не планируется, а строится по ходу речи, характер высказываний, их полнота, связность и грамотность зависят от условий общения. К таким условиям авторы относят характер общения, содержание речи, индивидуальные особенности ребенка.

Для выявления уровня развития связной речи в младшем дошкольном возрасте необходимо учитывать эти условия, а именно - обследование должно проводиться человеком, который хорошо знаком ребенку, в непринужденной обстановке. Для обследования следует использовать разнообразный материал (картинки, игрушки, личный опыт ребенка), высказывания ребенка должны включаться в деятельность с предлагаемым материалом, обязательна мотивация этой деятельности.

Итак, речь характеризуется наличием смысловых связей между структурными элементами, которые выражаются синтаксически и лексически, поэтому именно этот критерий является основным при оценке детских высказываний. При этом важно учитывать приоритетные линии развития разных сторон речи младших дошкольников.

Не отрицая важного влияния работы по воспитанию правильного звукопроизношения у малышей для их умственного и речевого развития, необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, дикции, темпа речи, поскольку в этих умениях заложено наиболее важное условие становления связной речи. Работа над интонационной выразительностью речи поможет избежать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность и выразительность высказываний.

В решении задач формирования словаря на первое место выдвигается работа над смысловой стороной слова, так как понимание детьми значений слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения. Не умаляя значения работы над расширением словарного запаса, которая происходит в основном при ознакомлении ребенка с окружающим миром, подчеркнем важность качественной работы над словом при создании самостоятельного высказывания. Именно работа над смысловой стороной слова развивает такие качества речи, как правильность, точность, выразительность, содействует формированию умений свободно выбирать языковые средства, которые наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел говорящего.

Основные цели по развитию речи детей младшего дошкольного возраста определены в ФГОС ДО. В программе «От рождения до школы» такими являются:

1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

2. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм.

3. Формирование словаря.

4. Воспитание звуковой культуры речи и фонематического слуха.

5. Практическое овладение воспитанниками нормами речи [6, с. 167].

Исходя из целей, основными направлениями  педагогической работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста являются:

Расширение словарного запаса детей.

Развитие звуковой культуры речи.

Развитие фонематического слуха.

Развитие грамматического строя речи.

Развитие связной речи (монологической и диалогической).

Таким образом, речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику. Важно обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.

Для этого воспитателю необходимо:

- внимательно и заинтересованно выслушивать каждого ребенка;

 - много говорить самому;

- вовлекать детей в разговор на определенную тему;

- помогать ребенку вступать в речевой контакт с взрослыми и сверстниками.

Педагог всем своим поведением должен дать понять ребенку, что он рад общению с малышом, готов выслушать его и не намерен торопиться. Доброжелательность и внимание воспитателя совершат чудо: малыш постарается подольше удержать вас около себя, используя слово.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что существенные преимущества в развитии речи дошкольников имеет игровая деятельность как ведущая в этом возрасте.

1.3 Дидактическая игра как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста


Проблемам игры, игровой деятельности посвящено значительное количество научных исследований (работы зарубежных учёных Э. Берна, К. Бюлера, В. Вундта, К. Гросса, Г. Спенсера и др.; исследования Н.П. Аникеевой, Е.А. Аркина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.Я. Михайленко, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.). Учёные рассматривают игру в психологическом аспекте, социально-психологическом, организационном, лингвистическом (анализ содержания коммуникаций), педагогическом, как метод организации продуктивного взаимодействия и т.д.

Дидактическая игра (от греч. didaktikos – поучительный) – «специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями» [7, с. 6].

Применительно к образовательной деятельности в ДОО, как отмечает В.Н. Аванесова, дидактические игры – это «игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети» [1, с. 132].

Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и усвоения знаний на основе игровой формы. Как форма обучения детей дидактическая игра содержит два начала: непосредственно образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактические игры выполняют две основные функции – обучающую и развивающую. «Обучающая функция достигается за счет проблемного содержания игры и дидактической цели» [1, с.133]. В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи. «Развивающая функция дидактической игры состоит в том, что в ней формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры» [1, с.134].

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: дидактическая задача, игровые действия и правила [1, с.138]. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры. В дидактической игре задача носит игровой характер и определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Игровое действие – это, по определению Д.Б. Эльконина, «проявление активности детей в игровых целях» [11, с.187]. В.Н. Аванесова пишет: «Если проанализировать игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения» [1, с.19].

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими.

Важно то, что между игровыми задачами, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровые задачи определяют характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры – обучать и развивать ребенка через игровой замысел, действия и правила – автодидактизм.

А.К. Бондаренко указывает, что в дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида:

1) игры с предметами (игрушками),

2) настольно-печатные,

3) словесные игры [2].

Игры с предметами – это такие игры, в которых используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Игры с предметами дают возможность решать различные образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению (парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы). Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В них дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи и высказывают свое мнение: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия и т.д. Обязательное условие проведения этих игр – наличие речи (монологической, диалогической).

Дидактические игры развивают речь детей 3-4 лет по всем направлениям: обогащают и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение и умение выражать свои мысли, развивают фонематический слух, связную речь.

Проведение дидактических игр по развитию речи младших дошкольников включает следующие этапы:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться детьми в их самостоятельной игровой деятельности.

Дидактические игры необходимо использовать целенаправленно и систематически.

Игры на расширение словарного запаса детей («Что это такое», «Угадай по описанию», «Чьи это детки?», «На птичьем дворе», «Кто больше увидит и назовет» и др.). Главная дидактическая задача этих игр – пополнение словарного запаса ребенка словами, обозначающими предметы (имена существительные), их признаки (имена прилагательные) и действия (глаголы). Игровые действия детей различны: правильно назвать предметы, диких и домашних животных и их детенышей, которые воспитатель показывает на картинках или описывает словами.

Звуковая культура речи – это составная часть общей культуры речи. В нее входят звуковое оформление слов и фраз: правильное произношение звуков, слов, громкость, темп, скорость, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

Игры на развитие звуковой культуры речи («Петушок», «Угадай, что звучит», «Отгадай и назови», «Кто топает», «Поезд» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – формирование правильного звукопроизношения, отчетливого произнесение звуков, слов, фраз, хорошего темпа и громкости речи. Игровые действия детей – угадывание имитация звуков, которые издают животные, предметы.

Фонематический слух – способность различать, выделять и воспроизводить различные звуки речи.

Игры на развитие грамматического строя речи («Назови предметы», «Какого это цвета», «Кто что делает»; «Кто пришел и кто ушел»; «Один – много»; «Договори предложение» и др.). Основная дидактическая задача таких игр – обучение правильному согласованию существительных и прилагательных в роде и числе, употреблению глаголов, правильным способам словообразования.

Игровые действия – образовать нужную грамматическую форму слова при назывании предметов, их свойств, действий по картинкам или предметам (игрушкам), которые показывает воспитатель. Отбор картинок, предметов и игрушек, нужно производить таким образом, чтобы ребенок мог по ним составить разные словосочетания. Чтобы были разные типы окончаний: единственного и множественного числа; согласование существительных с прилагательными разного рода (мужского, женского и среднего, единственного и множественного числа); употребление предлогов (на, около, под, перед). Воспитателю рекомендуется, выделяет голосом окончания существительных и прилагательных, чтобы дети могли установить связь между типами окончаний существительных и прилагательных в разных падежах, родах и числах.

Игры на развитие связной речи («Ответь на вопрос», «Лото», «Что делает мишка (зайчик, собачка и т.п.)», «Купание куклы», «Маша обедает», «У кого кто?», «Теремок», «Подарки» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – упражнять детей в правильном согласовании слов, словообразовании, составлении простых и сложных предложений, интонационной выразительности повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Игровые действия детей – составить предложения, назвать предмет (животное, человека), рассказать об основных его признаках, назвать действия, которые он совершает, ответить на вопросы, задать вопросы

Таким образом, использование дидактических игр для речевого развития младших дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство играми, что требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. При проведении дидактических игр на развитие речи младших дошкольников воспитателю рекомендуется задавать вопросы по ходу игры: о правилах игры, об игровых действиях, материалах, исправлять ошибки в речи детей, давать образцы правильного произношения слов и предложений.

Вывод


  работы развития словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в психолого-педагогической и , сделаем .

В первую мы понятие « » и изучили и специальную по вопросу.

Мы , что запас – это или слов, человек в . Некоторые , что процесс в языке в замедляется, о наметившейся к его , особенно о языка различных .

Словарь компонентом ребенка, процессов, а так же об окружающем. у ребёнка как в предметной , так и в направлении .

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. Возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, которое педагог использует в детском саду, а родитель может применять дома при усвоении любого материала. Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на углубление, расширение и систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и формой обучения, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Основу дидактических игр составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний. Её структура и особенность определяют большие потенциальные возможности. Уникальное соединение - замещение реальных объектов на образные и наличие дидактической задачи, свойственной игре, - дает возможность педагогу, с одной стороны, достичь в ходе игры познавательных целей, а с другой – смоделировать различные (реальные и нереальные) ситуации, в которых дети решают, как познавательные, так и игровые задачи.

 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР


В теоретической части нашей работы мы рассмотрели влияние дидактических игр на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста.

Наша работа носит практический характер. Практическая частть осуществлена на базе муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад №9 города Миасса. Объем работы проведен с детьми младшей группы, в количестве 20 воспитанников.

В практической части работы представлены цели и задачи нашей, описаны этапы работы, структура и содержание работы по развитию словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Представлены результаты и анализ практической работы.

2.1. Цели и задачи практической рботы

В данном параграфе раскрыты цели, задачи практической работы по критериям показателей уровня развития словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Наша практическая работа предусматривает три главных этапа:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) контрольный.

Цель – осуществление практической работы по развитию словаря младших дошкольников.

Задачи:

1. Выявить уровень развития словаря у детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе.

2. Формировать словарь детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

3. Выявить уровень развития словаря у детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе.

4. Обобщить данные практической работы и сделать выводы.

Уровень развития словаря дошкольников младшего возраста определялся средним арифметическим значением набранных баллов за каждое задание. Общий уровень развития словаря представлен в таблице 3.

Таблица 3

Общий уровень развития словаря

Средний балл

Уровень

1 – 1,4

Низкий

1,5 – 2,4

Средний

2,5 – 3

Высокий


1. «Назови предмет» (Г.А. Урунтаевой).

2. «Расскажи - какой предмет» (Г.А. Урунтаевой).

3. «Кто, что делает» (Г.А. Урунтаевой).

Описание методик:

- «Назови предмет» (Г.А. Урунтаевой).

Задачи: познакомить детей с назначением таких предметов, как игла, утюг, зубная и одежная щетки, нож и др. Научить составлять уменьшительно-ласкательные существительные по аналогии (щетка – щеточка, нитка – ниточка). Учить детей правильно и четко произносить слова.

Оборудование: 2–3 большие пуговицы, нитки, детская зубная щетка, щетка для чистки одежды, картинки с изображением таких предметов, как игла, утюг, нож, ножницы.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: воспитатель собирает всех детей вместе и открывает коробку, в которой находятся разнообразные предметы и картинки. Затем он просит ребят назвать то, что они увидели. Разложив все вещи на ровную поверхность, можно попросить определить, для чего они нужны.

Подводя итог сказанного детьми, воспитатель обращает внимание малышей на то, что у каждого предмета есть свое назначение. Следует заметить, что бывают предметы, которые очень похожи, только имеют разную величину (щетка и щеточка), и предметы, которые сильно отличаются несмотря на то, что называются по-разному (ключ от двери и ключ – небольшой ручей), а иногда по одному названию можно определить размер (стул-стульчик, кукла-куколка и др.). После этого воспитатель может попросить ребят назвать слова по аналогии, например, нож и ножичек, игла и утюг и т. д. Таким образом, дети в данной игре не просто закрепляют имеющиеся знания, но и получают новые.

- «Расскажи - какой предмет» (Г.А. Урунтаевой).

Задачи: обогащать речь детей прилагательными, правильно ставить вопрос к словам-признакам.

Оборудование: опорные схемы для описания предметов (цвет, форма, размер, вкус, материал).

Ход игры: Детям предлагается назвать предмет охарактеризовать его по возможно большему числу признаков, поставить вопрос к словам-признакам. (Мяч – разноцветный (какой?), маленький (какой?), круглый (какой?), резиновый (какой?)).

Дети, показавшие высокий уровень, назвали правильно 9-10 предметов из десяти предложенных. Дети, показавшие средний уровень, назвали от 6 до 8 предметов. Дети, показавшие низкий уровень, назвали только по 3 предмета.

- «Кто, что делает» (Г.А. Урунтаевой).

Задачи: уточнить, расширить и активизировать словарь ребёнка, а также развивать связную речь - учить ребёнка правильно сочетать слова в предложении, употреблять разные части речи, составлять разные по сложности предложения, затем короткие рассказы.

Оборудование: картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает.

Методика обследования: ребенку предлагалось рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы: «Что делает мальчик?», «Что делает девочка?», «Что делает мама?», «Что делают дети?».

Фиксировалось умение ребенка объясняться жестом, слогом, звукоподражанием, словом.

Вторая методика - «Расскажи - какой предмет» направлена на выявление в словаре ребенка слов-определений, прилагательных, обозначающих какой-либо признак предмета.

Детям также было предложено описать 10 изображенных предметов.

Высокий уровень показали 4 ребенка (20%), средний – 12 детей (60%), низкий уровень – 4 ребенка (20%).

Дети, показавшие высокий уровень, смогли ответить на вопрос «Какой предмет?» относительно 9-10 предметов из десяти предложенных. Дети, показавшие средний уровень, назвали от 6 до 7 определений представленных на картинках предметов. Дети, показавшие низкий уровень, назвали только по 3 определения из 10 представленных предметов.

Третья методика была направлена на выявление в активном словаре детей слов, обозначающих действие с предметом. Детям также было предложено 10 картинок с изображением действий с предметами. Педагог предлагает ребенку ответить на вопросы как двигается: рыба (плавает); птица (летает); лошадь (скачет); собака (бегает); кошка (крадется, бегает); лягушка (прыгает); бабочка (летает).

Высокий уровень показали 4 ребенка (20%), средний – 6 детей (60%), низкий уровень – 4 ребенка (20%).

Общий уровень развития словаря представлен в таблице 4.

Таблица 4

Общий уровень развития словаря

Средний балл

Уровень

1 – 1,4

Низкий

1,5 – 2,4

Средний

2,5 – 3

Высокий


Результаты диагностики по первой методике были представлены в таблице 5.

В диаграмме мы отразили выявленные уровни развития активного словаря у детей младшего дошкольного возраста (Рис. 2.1.)

Таблица 5

Уровни развития словаря  у детей младшего дошкольного возраста по методике  «Назови предмет» (Г.А. Урунтаевой) (констатирующий этап)

Уровень  развития словаря 

Кол-во детей

%

Высокий

4

20

Средний

12

60

Низкий

4

20

Итого

20

100


В диаграмме мы отразили выявленные уровни развития активного словаря у детей младшего дошкольного возраста (Рис. 2.1.)


Рисунок 1 - Уровни развития словаря  у детей младшего дошкольного возраста по методике  «Назови предмет» (Г.А. Урунтаевой) (констатирующий этап)


По данным сводной таблицы 2.4 высокий уровень активного словаря показали 4 ребенка (20%), средний – 12 детей (60%), низкий уровень – 4 ребенка (20%). Большая часть детей имеет средний уровень развития активного словаря.

Дети, показавшие высокий уровень, назвали правильно 9-10 предметов из десяти предложенных.

Дети, показавшие средний уровень, назвали от 6 до 8 предметов.

 Дети, показавшие низкий уровень, назвали только по 3 предмета.

Вторая методика - «Расскажи - какой предмет» направлена на выявление в словаре ребенка слов-определений, прилагательных, обозначающих какой-либо признак предмета.

Детям также было предложено описать 10 изображенных предметов.

Таблица 5

Уровни развития словаря  у детей младшего дошкольного возраста по методике  «Назови предмет» (Г.А. Урунтаевой) (констатирующий этап)

Уровень  развития словаря 

Кол-во детей

%

Высокий

2

10

Средний

16

80

Низкий

2

10

Итого

20

100



Рисунок 2 - Уровни развития активного словаря у детей младшего дошкольного возраста «Расскажи - какой предмет» (Г.А. Урунтаевой) (констатирующий этап)

По данным рис.2. высокий уровень показали 2 ребенка (10%), средний – 16 детей (80%), низкий уровень – 2 ребенка (10%).

Дети, показавшие высокий уровень, смогли ответить на вопрос «Какой предмет?» относительно 9-10 предметов из десяти предложенных.

Дети, показавшие средний уровень, назвали от 6 до 7 определений представленных на картинках предметов.

 Дети, показавшие низкий уровень, назвали только по 3 определения из 10 представленных предметов.

Третья методика была направлена на выявление в активном словаре детей слов, обозначающих действие с предметом. Детям также было предложено 10 картинок с изображением действий с предметами.

Таблица 5

Уровни развития словаря  у детей младшего дошкольного возраста по методике  «Кто, что делает» (Г.А. Урунтаевой) (констатирующий этап)

Уровень  развития словаря 

Кол-во детей

%

Высокий

4

20

Средний

12

60

Низкий

4

20

Итого

20

100



Рисунок 3 - Уровни развития активного словаря у детей младшего дошкольного возраста «Кто, что делает» (Г.А. Урунтаевой) (констатирующий этап)

По данным таблицы 2.2. высокий уровень показали 2 ребенка (20%), средний – 6 детей (60%), низкий уровень – 2 ребенка (20%).

Сложности в назывании действий испытывали 3 ребенка (30%), средний уровень выполнения задания показали 6 детей (60%) и высокий уровень показал 1 ребенок (10%).

По данным сводной таблицы 5  высокий уровень активного словаря показали 2 ребенка (20%), средний – 6 детей (60%), низкий уровень – 2 ребенка (20%).  Большая часть детей имеет средний уровень развития активного словаря.  

Полученные данные свидетельствуют о том, что словарный запас дошкольников зависит от условий воспитания, заинтересованности взрослого в  обогащении словаря ребенка, использовании предметов окружающего мира в обогащении словаря и др.

2.2. Подбор и внедрения дидактических игр на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

Разработанный нами комплекс мероприятий по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста содержит следующие направления:

1) организация развивающей предметно-пространственной среды,

2) работа с детьми,

3) работа с родителями.

Рассмотрим эти направления более подробно.

Для успешной работы по всем направлениям была организована развивающая предметно-пространственная среда, так как в психолого-педагогической литературе доказано ее влияние на речевое развитие детей. Составлен перспективный план образовательных ситуаций по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе, отраженный в таблице 5. Подробнее с описанием дидактических игр, направленных на развитие словаря у детей младшего школьного возраста, можно ознакомится в Приложение Б.

Таблица 5

Перспективный план образовательных ситуаций по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе

Месяц

Название игры

Цель игры

1. Игры, направленные на уточнение названий предметов и активизацию в речи слов, обозначающих предметы, выраженные именем существительным

Сентябрь

Чье платье лучше?)

Формировать умение выделять части предметов одежда и называть их словом.

Игровая задача: помочь куклам помириться

Чья мама?

Формировать умение называть животных и их детенышей.

Найди игрушку

Закрепление названий знакомых предметов, активизация словаря.

Октябрь

Помогаем готовить обед

Закрепить знание об овощах и фруктах. Активизировать в речи существительные, обозначающие овощи и фрукты. Понимать и использовать в активной речи обобщающие слова «овощи» и «фрукты». Развивать мыслительные операции

Парные картинки малышам

Знакомство с окружающим. Закрепление слова и развитие речи. Развитие внимания.

Ноябрь

Словесное упражнение «Объясни слово»

Закреплять умение через объяснение узнавать новые слова, описывать их признаки, указать основной вид использования

«Отгадай-ка»

Развивать умение определять предмет по существенным признакам.

Продолжение таблицы 5

Перспективный план образовательных ситуаций по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе

2. Игры, направленные на развитие умения понимать и использовать в речи слова – признаки и качества предметов, выраженные именем прилагательным

Декабрь

Узнай по описанию

развивать умение определять и называть, словом признаки и качества предметов. Дидактическая задача: учить детей находить предметы в соответствии с заданным образцом.

3. Игры, направленные на развитие умения называть слова – действия (глаголы), связанные с движением, состоянием.

Январь

Кто что умеет делать?)

Расширение глагольного словаря

Кто что делает?

пополнить словарь детей глаголами, обозначающими действия людей.

4. Игры, направленные на развитие умения понимать и использовать в речи обобщающие слова

Февраль

Птицы, летите!

формировать умение объединять предметы в тематические группы и использовать в речи обобщающие слова.

Игровая задача: освободить птиц и зверей. Игровые правила: птицы улетают, а звери убегают только после того, как услышат правильный сигнал: «Птицы улетайте!», «Звери, убегайте!»

Новоселье

формировать умение классифицировать предметы по группам, называть обобщающие слова

Март

Четвертый лишний

формировать умение классифицировать предметы по группам, называть обобщающие слова.

Назови, одним словом,

закреплять в речи обобщающие слова

Продолжение

которым дети, в игровой форме, на основе наблюдений за природой усваивают следующие понятия: времена года и их признаки, природные явления, происходит первое знакомство с названиями дней недели, закрепляются и активизируются в речи названия предметов сезонной одежды.

Изготовлена развивающая интерактивная папка лэпбук «Времена года», помогающая детям в занимательно-игровой форме закрепить изученный материал.

В папке систематизирован иллюстрационный и дидактический материал по данной теме: игра «Одежда по сезону», загадки, стихи, алгоритмы составления рассказов о временах года, размещено магнитное дерево, на котором дети отмечают сезонные изменения.

В целях уточнения понятий, пополнения и активизации словаря детей в режимных моментах и непрерывной образовательной деятельности (далее НОД) использовались игры и речевые упражнения. Игры применялись как для индивидуальной, так и для групповой работы.

Нами так же проводилась работа по обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста, в ходе НОД. Конспекты занятий представлены в Приложении Г и Приложение Д. Фотоотчет с занятий по развитию словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр представлен в Приложение Е.

Так же нами было проведено развлечение «Приключение Колобка в осеннем лесу». Его сценарий представлен в Приложении Ж. Мы понимали, что успех нашей деятельности зависит от взаимодействия с родителями. В связи с этим провели родительское собрание и  подготовили ряд консультаций «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Приложение К. Систематически обновляли уголок для родителей, размещая памятки Приложение Л и консультации по развитию словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр «Во что и как играть с детьми дома» Приложение М.

В часы утреннего приема мы проводили игру «Найди игрушку» с Машей и Мишей. Задачи: закрепление названий знакомых предметов, активизация словаря.

Ход игры: Я показала детям игрушки одну куклу с бантом, другую в шапочке; мячи: большой синий, маленький желтый. Маше и Мише я предлагаю рассмотреть игрушки. Дети называют их. После прошу отвернуться. Я раскладываю игрушки по разным местам. Перед каждым ставится задача найти Маши куклу с бантом, а Мишей большой синий мяч. После того, как предмет найден, Маша и Миша должны назвать его. Игра повторяется. Задание меняется (Мише - куклу в шапке, Маше - желтый маленький мяч). В конце игры подводим итог, обобщая с каким игрушками играли.

В вечернее время подгруппе детей мы предложили поиграть в игру «Назови одним словом» (Мебель). Задачи: закрепление в речи обобщающих слов.

Ход игры: Я разместила на фланелеграфе предметы одной тематической группы: мебель (стол, стул, диван, кровать, шкаф). Дети проговаривали название предметов, которые они видели. Я просила назвать предметы одним словом (Что это?) Далее задавали вопрос: есть ли у нас такие предметы в группе? Прошу показать Свете диван; Мише стол; Сережи стул. Далее подводился итог игры. Сегодня мы с вами назвали предметы одним словом. Каким? Ответы детей - мебель.

2.3. Анализ практической работы

Цель: выявление динамики обогащения и активизации словаря детей.

Задачи:

  • Обобщить результаты по использованию дидактических игр с целью развития словаря у детей младшего дошкольного возраста.
  • Проанализировать динамику.​​​​​​​

Количественные и качественные результаты представлены в таблице 6.

Рисунок 4 - Уровни развития словаря  у детей младшего дошкольного возраста по методике  «Назови предмет» (Г.А. Урунтаевой) (констатирующий этап)

По данным таблицы 6 на контрольном этапе практической работы высокий уровень показали 10 детей (50%), а на констатирующем этапе показали 4 ребенка (20%), увеличение на 30%.

Низкий уровень – 1 ребенок (5%) на контрольном этапе, а на констатирующем этапе 4 ребенка (20%), уменьшение на 15%.

Дети, показавшие высокий уровень по методике «Назови предмет», назвали правильно 9-10 предметов из десяти предложенных.

По второй методике «Расскажи - какой предмет» выявлено значительное улучшение в словаре ребенка слов-определений, прилагательных, обозначающих какой-либо признак предмета.

Уровень развития активного словаря на контрольный этап представлен в таблице 7 и Приложение Н.

В диаграмме мы отразили выявленные уровни развития активного словаря у детей младшего дошкольного возраста (Рис.5)

Рисунок  5 -  Уровни развития словаря  у детей младшего дошкольного возраста по методике «Расскажи - какой предмет» Г.А. Урунтаевой  на контрольном  этапе опытно-практической работы

По данным таблицы 6 на контрольном  этапе опытно-практической работы высокий уровень показали 10 детей  (50%), средний – 9 детей (45%), низкий уровень – 1 ребенок (5%).

По третьей методике у детей выявлено значительное улучшение в активном словаре слов, обозначающих действие с предметом.


Рисунок  6 -  Уровни развития словаря  у детей младшего дошкольного возраста по методике «Кто, что делает» (Г.А. Урунтаевой) на контрольном  этапе

Из рис. 6 видно, что на контрольном  этапе опытно-практической работы результаты диагностики уровня сформированности развития словаря у младших дошкольников значительно повысились.

Высокий  уровень показали 16 детей  (80%), средний – 4 детей (20%), низкий уровень – 0 (0%).

Таким образом, можно сделать следующие выводы: в процессе диагностики нами были выявлены особенности словарного запаса детей в зависимости от характера наглядного материала и ситуации общения, определены причины низкого уровня словарного запаса детей (взрослые мало общаются с детьми, не используют возможности окружающего предметного мира для пополнения словарного запаса ребенка).

Полученные данные свидетельствуют о том, что словарный запас дошкольников зависит от условий воспитания, заинтересованности взрослого в  обогащении словаря ребенка, использовании предметов окружающего мира в обогащении словаря и др.

В процессе диагностики нами было выявлено, что расширение и активизация словарного запаса младших дошкольников зависит от характера наглядного материала и ситуации общения. Также нами были определены причины низкого уровня развития словаря детей: взрослые мало общаются с детьми, не используют возможности окружающего предметного мира.

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы: уровень активизации словаря детей стал значительно выше. Применение на практике разработанного нами комплекса мероприятий по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста, а именно дидактические игры, ведут к развитию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста. А это свидетельствуют о том, что словарный запас дошкольников зависит от условий воспитания, заинтересованности взрослого, использования дидактических игр и предметов окружающего мира в обогащении словаря и др.

Список литературы

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2021. – с. 28.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К.Бондаренко. – М.: Просвещение 2020. – 160с.
  3. Бродская Ю. В. К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. - №1. - С. 27-31.
  4.  Брынзарей Ю. Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Ю. Г. Брынзарей, С. Н. Галенко. — Мозырь: Белый Ветер, 2020 – 111 с.
  5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Учим общаться детей 3-7 лет. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2020. – 128с.
  6. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. - М.: «Педагогика», 1983. - Т.2. - 340 с.
  7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В.В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2020. – с. 59.
  8. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. 3-4 года. Наглядное пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 12 с.
  9. Жарова М.А. Использование интерактивных дидактических игр в развитии личности ребенка дошкольного возраста. / Материалы международной научно-практической конференции Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании. 1–2 апреля 2012 года. Пенза – Витебск – Москва. 2020.
  10. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева -М.: изд. «Педагогика», 2018.- 138 с.
  11. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно- методическое пособие. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2021. – 71с.
  12. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. – М.: Ювента, 2019. – 62 с.
  13. Коновалова О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения. /О.В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V межд.. науч. Конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2020.
  14. Краузе Е. Логопедия. – / Е. Краузе. - СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2022. – с.164.
  15. Ладутько, Л. К. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Мозырь : Содействие, 2020. – 132 с.
  16. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 2021. -214с.
  17. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М.М.Алексеева, В. И.Яшина. -М.: Издательский центр «Академия», 2019. -560с.
  18. Микляева Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ./ Ю.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2020. – с.59.
  19. Невская В. П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей-дефектологов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2021. – 64с.
  20. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет. Мозаика-синтез; М.:; 2020. – 93 с.
  21. Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей. – ДетствоПресс, 2022. - 176 с
  22. Попова Л.Д. Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения. /Л.Д.Попова/ Научно-методический журнал «Коррекционная работа в ДОУ» - 2020. - №5. - С.30-32.
  23. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Составитель М.М. Алексеева, В.И. Яшина.-М.: Издательский центр «Академия», 2022 .-560с.
  24. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2020. – 228 с.
  25. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2021. – 342 с.
  26. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 3-4 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: Вентана-Граф, 2022. – 224 с.
  27. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: Пособие для практикующих работников ДОУ / Г.С. Швайко- М.: Айрис-Пресс, 2018 – 64с.
  28. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432 / (дата обращения: 22.12.2022).
  29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  30. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» //[Электронный ресурс] – Режим доступа. – http://www.rg.ru/2012/01/26/polojenie-dok.html.
  31. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. Ред. В. И. Яшиной.- 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.

Опубликовано


Комментарии (1)

Куликова Ирина Геннадьевна, 08.02.24 в 11:43 0Ответить Пожаловаться
В заголовке не стоит внести исправления?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.