12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Козлова Наталья Петровна7
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Развитие социальных навыков у детей

(из опыта работы)


Это умение установить и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Работа по формированию социальных навыков началась с темы: «Друзья». Так с ребятами мы говорили о том, что с доброжелательным, ласковым и добрым человеком больше хочется дружить, чем со злым и обидчивым. Здесь я использовала прием: «Разыгрывание ситуаций с помощьюперсонажей кукольного театра». Так же демонстрировала детям способы выражения дружеских чувств: улыбка, спокойная речь, открытая поза, контакт глаз. Предложила детям разные варианты общения по имени: Лена – Леночка, Марина – Мариночка, Денис – Дениска. Изучая тему «Ссора», учила детей умению выслушать другого. Применяла такой метод - упражнение: спрашивала, что каждому подарили на день рождение, Новый год или отом, как он провел лето. Дети охотно рассказывали осебе, перебивая друг друга. После подробного опроса спрашивала: «А кто запомнил, что подарили Демьяну?» если кто вспомнил, хвалили, при этом подчеркивала, что кто сам умеет слушать, того и мы внимательно послушаем. Проводила это упражнение с разными темами два раза в месяц. Для тренировки владения своими чувствами я использовала упражнение «Хочукалка». Рисовала предмет и предлагала угадать, но не выкрикивать правильный ответ, а преодолеть своё «хочу». Дождаться команды и прошептать ответ. Постепенно дети стали слушать друг друга и старались не перебивать и выкрикивать.

В основе любого навыка саморегуляции лежит умение расслабиться, поэтому я использовала в работе с детьми, оригинальные методики и известные впсих гимнастике тренинги расслабления. Например, игра в кляксы. Дети брызгали на лист бумаги краску, потом проводили ладонью по сложенному листу бумаги. Потом, разглядывали, начто похожи кляксы. Постепенно у детей становилось более устойчивое внимание, а движения более точными. Драчливые дети становились менее агрессивными.

Особую ценность на воспитание положительных взаимоотношений детей, я считаю, имеет поручения, которые я и использовала в своей работе. Например, «Лена посмотри, что-то Марина плачет. Подойди, узнай, что случилось, может ей помочь надо?». И Лена охотно помогла Марине. Марина успокоилась, а Лена осталась довольна, так как сумела помочь. А я похвалила Лену. Постепенно дети сами, не дожидаясь моих указаний стали оказывать друг другу помощь, проявлять внимание.

Изучая темы: «Ссора» и «Как помириться», я воспроизводила неприятные происшествия на игрушках. И вместе с детьми обсуждали и оценивали действия игрушек, подсказывали, как поступить, как помириться. Разумеется, этот метод не гарантировал сто процентного изменения поведения детей, но они понемногу приучались видеть себя со стороны и стали задумываться о своих поступках. Но не на всех детей в группе повлиял этот метод.

Поэтому я использовала другие методы, чтобы сообщить детям знания о формировании и способах проявления доброжелательности к сверстникам. Например, успешнодействовала положительная предвосхищающая оценка, т.е. я выражала уверенность в том, что ребенок, к которому обратились за помощью, добрый, заботливый всегда поможет в беде другому. Тем самым без нажима и требования побуждала его к проявлению доброжелательности, при этом подсказывала форму проявления заботы о другом – успокоить, пожалеть, рассказать что-нибудь смешное, веселое, помочь.

Для закрепления умения выражать отзывчивость к сверстникам в разных ситуациях использовала показ картинок с набором сюжетов. Например, на картинке изображена девочка, упавшая в лужу, она плачет. На дополнительных картинках изображено:

1. мальчик помогает девочке встать;

2. дети показывают воспитателю на упавшего ребенка;

3. мальчики смеются.

Сначала показывала картинку с девочкой, а потом задавала вопросы: «Что случилось?». «Как вы об этом догадались?». Потом обращала внимание на эмоциональное состояние девочки. Затем мы рассматривали разные варианты, и я задавала вопросы: «Как надо поступить? Почему так? Почему мальчикам смешно?» и т.д. Я старалась, что бы дети обращали внимание не только на ситуацию, но и на состояние героев картинки.

Большое значение для формирования представления опоступках, которые выражают внимание к окружающим, имеет чтение художественнойлитературы.

После чтения произведений мы обсуждали с детьми поступки и характеры героев с позиции общечеловеческих качеств, таких как доброта, отзывчивость, смелость, трусость, жадность. Постепенно дети стали понимать, что к счастливому концу ведут толькодобрые и смелые поступки героев. Например, беседуя с детьми после прочтения произведения А.Барто «Вовка - добрая душа», задавала вопросы, помогающие детям осознать смысл поступков Вовки: «Какие поступки Вовки вам понравились? Почему Вовку можно назвать добрым?», разъяснила детям, что Вовка был внимателен ксостоянию других людей и придумывал как им можно помочь.

А такой рассказ как «Волшебное слово» В. Осеевой училдетей употреблять не только слова благодарности в ответ на заботу окружающих, но и демонстрировал, как портитсянастроение окружающих из-за грубости литературного героя и изменяется к лучшему, когда герой осознает свою ошибку.

Особо хочу подчеркнуть значение игры в развитие социальных навыков. Это близкая, доступная и наиболее освоенная дошкольниками деятельность. Она естественно вписывается в жизнь детей и способна осуществлять позитивные изменения в поведении детей.

В своей работе я использовала игры на занятиях и в повседневной жизни. Игры помогли моим детям жить дружно, чувствовать других, поддерживать и сопереживать. В сюжетно-ролевых играх мы вместе проигрывали отношения взрослых и детей. При этом я обращала внимание детей на согласованные действия партнёров по игре. Таким образом, они не только познавали мир, в котором живут, но и учились играть вместе, соблюдая правила и нормы поведения.

В играх на преодоление конфликтности, формирование доброжелательности, у детей постоянно возникали ситуации требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. Конечно, дети не всегда находили «общий язык», возникали конфликты, которые мы вместе старались разрешить. Так, например, Данила постоянно проявлял к детям грубость, никогда не делился игрушками, в играх постоянно ссорился со сверстниками. Для него были характерны такие черты, как агрессия и злость. Поэтому моей задачей было научить Данилу проявлять доброту, внимание, заботу, уважать других людей. Я хорошо понимала, что воспитание не должно носить односторонний характер, но, к сожалению, у ребенка очень неблагополучная семья. И хотя я старалась работать в тесном контакте с родителями, помощь от них была минимальная. Я наметила методы работы с Данилой, свою работу начала с анализа личного отношения к Даниле, потому что иногда невольно своими непродуманными замечаниями и оценками можно обидеть ребенка. В отношении Данилы использовала предвосхищающую оценку, предлагала различные ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь, старалась вовлечь Данилу в коллективные игры, при этом старалась как можно больше хвалить. Обращала внимание мальчика на детей, которые умеют сотрудничать, делиться игрушками, помогать друг другу. Читала сказки, в которых умение сотрудничать и договариваться друг с другом спасало людей и животных. Использовала много игр: «Назови ласково», «Подарок другу», «Спина к спине». Привлекала детей к играм с Данилой. Работа велась через разные формы – это и сюжетно-ролевые игры, беседа, рассказывание сказок. Часто обнимала и гладила по голове. В поведении Данилы стали происходить изменения, он стал менее агрессивным, научился играть вместе, но ещё не без конфликтов, иногда помогает другим детям собрать игрушки. Я думаю, неоднократные беседы с мамой и работа в детском саду дадут более высокие результаты к школе.

Таким образом, работая над темой социальные навыки, я пришла к выводу, что нельзя заставить детей перестать быть детьми и превратить их в маленьких взрослых, которые всегда будут поступать правильно. Да и взрослые не всегда так делают. Другое дело – признать, что не всегда взаимоотношения с другими людьми строится ровно. Потому что всем хочется разного. Однако, объяснить детям, как поступить, что сделать, чтобы помириться, как избежать конфликтов просто необходимо, применяя при этом такие методы и приемы, которые вызывали бы у детей эмоциональные переживания, итогда постепенно выполнение правил и соблюдение норм поведения воспринимаются ребенком как нечто само по себе положительное.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.