Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Разработала: Рыжикова Н.В.
Направления образовательной деятельности | Центры развития | Оснащение |
Познавательно-исследовательская деятельность | ||
Сенсорное развитие | Центр настольных и дидактических игр «Игротека» | Дидактические игры на развитие психических функций мышления, внимания, памяти, воображения «Космический бой»/логическое мышление/ «Завоеватели»/ логическое мышление/ «Геометрическая мозаика»/восприятие и память/ «Веселый бизнесмен» /реакция, логическое мышление/ «Аналогии» /логическое мышление/ «Мир вокруг» /логическое мышление/ Лото «Растения-животные» /логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, мелкая моторика/ Лото «Прогулка по лесу» /внимание, память/ «Кто как устроен» /логическое мышление/ Объекты для исследования в действии /мозаика, палочки Кюизенера, наборы кубиков/ Числовые цепочки /логическое мышление\ «Считаем и читаем» /зрительное восприятие, внимание, речь/ «Мои первые буквы» /речь и внимание/ «Цифры» /логическое мышление/ Считалочка «Маугли» /логическое мышление/ Ассоциации/логическое мышление/ Противоположности» /логическое мышление/ «Аппликация» /воображение, внимание, речь/ «Я-покупатель» /логическое мышление, речь/ Домино «Любимые герои» /мышление/ Лото «Одежда и обувь» /мышление, речь, память/ «Дюймовочка» /память, мышление/ Лото «Сказочная азбука» /речь, реакция, внимание/ Моя квартира /мышление, речь, внимание, воображение/ «Чтение» /речь, реакция/ «Буквы» /воображение, ассоциативное мышление, речь, восприятие, память/ «Арифметика» /внимание, память, мелкая моторика/ «Читаем сами» /внимание, речь, реакция/ «Ассоциации» /мышление, воображение/ «Викторина первоклассника» /все психические функции/ «Азбука» /речь, внимание/ «Как избежать неприятностей на воде и на природе» /логическое мышление, реакция/ «Умный светофор» /логика, внимание и связная речь/ «Назови одним словом» /логическое мышление/ «Внимание! Дорога!» /логическое мышление/ Лото «Математика» /логическое мышление/ |
Познавательное развитие | Центр природы «Росток» Центр экспериментирования «Юные изобретатели» | Объекты для исследования в действии /наборы для опытов с водой, воздухом, светом, магнитами, песком, коллекции/ Оборудование: Колбы разной высоты и объема Увеличительные стекла (лупа) Микроскопы Магниты Рулетка (сантиметр) Разные емкости (пробирки, мензурки) Термометры Механизмы Гири Инструменты Образно-символический материал /наборы картинок, календари погоды и природы, карты, атласы, глобус/ «Живая природа» /логическое мышление/ «Сочетание цветов» /логическое мышление/ «Время» /логическое мышление/ «Профессии» /логическое мышление, наблюдательность, память/ «Времена года» /память, речь/ «Валеология» /здоровый образ жизни/ /логическое мышление/ Шашки /логическое мышление, восприятие/ Шахматы /логическое мышление, восприятие/ Ребусы /логическое мышление, восприятие/ Головоломки /логическое мышление, восприятие/ Наборы с геометрическими фигурами Противоположности /память, речь, внимание/ Логика /зрительное восприятие, речь, внимание, логическое мышление/ «Логический поезд» /логическое мышление/ «Веселые цифры» /память/ «Все о времени» /логическое мышление, память, речь/ «Подбери цвет» /логическое мышление/ «Скороходы» /внимание, наблюдательность/ Пазлы «Дюймовочка» «Русалочка» «Царевна-лягушка» «Снегурочка» «Маугли» «Илья Муромец и Соловей разбойник» «Гадкий утенок» «Винни-Пух» «Малыш и Карлсон» «Маленькая Баба-Яга» /восприятие, мышление, воображение, наблюдательность, кругозор/ «Потребитель» /логическое мышление/ «Веселые числа» /мышление, зрительное восприятие, речь, память/ «Цифры» /логическое мышление, память, реакция/ «Все о времени» /память, зрительное восприятие/ «Веселые цифры» /реакция, память, внимание, мышление/ Лото «Азбука» /речь, воображение/ Ассоциации (Правила дорожного движения) /мелкая моторика, развитие речи/ «Правила дорожного движения» /логическое мышление, наблюдательность, развитие речи, восприятие/ «Ты - откуда?» /развитие речи, внимания, мышления/ |
Формирование элементарных математических представлений | Центр «Школа» Центр математики «Цифроград» Центр настольных и дидактических игр «Игротека» | Объекты для исследования в действии /палочки Кюизенера, блоки Дьенеша/ Образно-символический материал /головоломки /кубик-Рубика/, «Пятнашки», «Танграмм», «Змейка», «Лабиринт» Нормативно-знаковый материал /календарь, карточки, кубики с цифрами и арифметическими знаками, линейки, различный счетный материал /овощи-фрукты, ягоды, грибы, геометрические фигуры, объемные малые и большие тела /куб, шар, конус, цилиндр, пирамида/, счетные палочки, наборы для счета, геометрические фигуры на каждого/. Наборное полотно с цветными полосками разной длины, ширины; с карточками: цифры, знаки, материалом для счета, геометрическими фигурами. Развивающие игры с математическим содержанием: «Город» /элементарная викторина/ «Палитра» /набор геометрических фигур/ «Ассоциации» «Цифры» и «Весёлые цифры» Лото «Буквы-цифры» Считалочка «Маугли» «Противоположности «Все о времени» «Логический поезд» «Который час» «Считаем и читаем» «Геометрическая мозаика» «Числовые цепочки» Лото «Математика» «Веселые цифры» «Логика» «Веселый бизнесмен» «Арифметика» «Веселые числа» /считаем в пределах 20/ «Потребитель» Домино, шашки, шахматы Рабочие тетради по формированию элементарных математических представлений «Подготовительная группа /ФГОС/» |
Формирование целостной картины мира Расширение кругозора | Центр природы «Росток» Центр «В мире животных» Центр «Дом книги» | Энциклопедии: «В царстве флоры и фауны» «Комнатные растения» «В мире животных» «Все о животных» «Красная книга России» «Новая детская энциклопедия» «Детская энциклопедия динозавров» «Атлас динозавров и других ископаемых животных» «Атлас Земли» «Киты и дельфины» «Подводный мир» «Кошки» «Человек» «Космос» |
| Центр патриотизма «Моя Родина-Россия» | Наглядно-дидактический материал по тематике: -Набор открыток /города/ -Художественная литература Коллекции: Природного материала /шишки, камни, ветки, желуди, семена гороха, арбуза, подсолнечника, крупы, кора, береста, ракушки, семена/ Животных домашних и диких /модели-игрушки/ Комнатные растения в уголке природы Оборудование для трудовой деятельности детей /лейки, тазы, грабли, совки/ Календарь погоды Календарь природы График дежурства в уголке природы Иллюстрационный материл из серии о природе «Мир в картинках» Настольно-печатные игры «Мое первое лото» /ягоды, грибы, овощи, фрукты, деревья, птицы, дикие и домашние животные, земноводные, пресмыкающиеся; луговые, лесные, садовые цветы/ Лото «Прогулка по лесу» Лото «Растения-животные» Игра – лото «Кто как устроен?» «Мир вокруг» «Живая природа» «Времена года» «Отпуск на море» Иллюстрационный материал из серии «Мир в картинках» |
Коммуникативная деятельность | ||
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми | Центр развития речи «Речецветик» | -Картотека словесных игр -Комплексы артикуляционной гимнастики -Настольные игры /лото, домино/ Лото «Азбука» Лото «Буквы» Лото «Ассоциации» Лото «Детская азбука» «Буквы» Игра-лото «Чтение» Игра-лото «Найди и прочитай» Магнитная азбука «Самый первый класс» /говорящая азбука/ «Мои первые буквы» «Рыбалка» «Ребусы» Лото «Дружим со звуками» |
Развитие всех компонентов устной речи детей | Центр развития речи «Речецветик» | Развивающие игры Игры /см. выше/ Алгоритмы /схемы/ для обучения рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми Картины, иллюстративный материал, плакаты для рассматривания Иллюстрации из серии «Мир в картинках» /наглядно-дидактический материал/ |
Восприятие художественной литературы и фольклора | ||
Формирование целостной картины мира, в том числе, первичных ценностных преставлений | Центр развития речи «Речецветик» Центр «Дом книги» | Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми Справочная литература /энциклопедии/ Аудио – и видеозаписи литературных произведений Образно-символический материал /Игры «Литературные герои» |
Развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству | | Пазлы «Дюймовочка» «Русалочка» «Царевна-лягушка» «Снегурочка» «Маугли» «Илья Муромец и Соловей разбойник» «Гадкий утенок» «Винни-Пух» «Малыш и Карлсон» «Маленькая Баба-Яга» /восприятие, мышление, воображение, наблюдательность, кругозор/ |
| Центр «Театральная мастерская» | -Различные виды театров -Игрушки-персонажи -Атрибуты для костюмов и постановок -Книжный уголок в группе -Картотека подвижных игр со словами |
| Центр «Звуки музыки» | Музыкальные инструменты Бубен /большой и малый Гитара Металлофон Гусли Барабан Треугольник Деревянные ложки Маракасы Клавесы Электронное пианино |
Игровая деятельность | ||
Развитие навыков и умений игровой деятельности | Центр «Домашний очаг» | Ролевые атрибуты Маркеры игрового пространства /детская кукольная мебель, предметы быта/ |
| Центр «Айболит | Ролевые атрибуты /предметы медицинской техники, спецодежда/ |
| Центр «Школа» | Ролевые атрибуты |
| Центр «Студия красоты» | Ролевые атрибуты |
| Центр «Я-покупатель, я- продавец» | Ролевые атрибуты |
| Центр «Автодрайв» Центр безопасности «01» | Строительный материал Разные виды конструкторов, детали конструкторов Игровой материал /машины, рули, строительная техника Настольно-дидактические игры Правила дорожного движения «Час пик» «Улицы родного города» «Морской бой» «Ассоциации» Домино «Дорожные знаки» |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам Взаимоотношения с сверстниками и взрослыми, (в том числе моральным) | Центр «Дом книги» | Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми Настольные игры, соответствующие тематике Альбомы «Правила группы» «Правила безопасности» Ролевые атрибуты |
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности | Центр «Айболит» Центр «Домашний очаг» Центр «Школа» Центр «Студия красоты» | Ролевые атрибуты Фотоальбомы детей /портфолио дошкольника/ Проектная деятельность «Мама, папа, я – счастливая семья» |
Формирование патриотических чувств Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу | Центр патриотизма «Моя Родина-Россия» | Иллюстративный материал Плакаты для рассматривания Художественная литература Календарь государственных праздников Образно-символический материал /наборы картинок по исторической тематике/ |
Формирование представлений об опасных для окружающих и человека мира природы ситуациях и способах поведения в них Приобщение к правилам безопасного поведения Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода или пассажира транспортного средства | Центр безопасности «01» Центр «Автодрайв» | Иллюстративный материал по тематике Художественная литература Игровой материал Маркеры игрового материала с учетом правил безопасности Ролевые атрибуты Конструкторы Настольные игры по тематике |
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям | Центр Безопасности «01» Центр «В мире животных» Центр «Росток» | -Художественная литература -Энциклопедии -Иллюстрационный материал, картины, плакаты из серии каталога «Мир в картинках» -Игрушки-персонажи, игровые атрибуты -Информационно-деловое оснащение учреждения «Безопасность» -Настольные игры, соответствующие тематике: «Собираемся в поход» «Мир вокруг» «Живая природа» |
Конструирование из разного материала | ||
Развитие навыков и умений конструктивной деятельности | Центр «Сделай сам» | -Строительный материал -Напольные конструкторы -Настольный конструктор (металлический лего /мелкий, средний/, -магнитный, пластмассовый) -Бумага разных цветов, видов -Природные и бросовые материалы |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | ||
Развитие навыков и умений трудовой деятельности самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе | Центр природы «Росток» Центр «Я – сам» | Природные, бросовые материалы Инвентарь и оборудование для дежурства в уголке природы Инвентарь и оборудование для дежурства по столовой, раздевалке, группе, спальной комнате. Ролевые атрибуты для сюжетно-ролевых игры «Дом», «Больница», «Салон красоты», «Библиотека», «Магазин», «Гараж» |
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам | Центр «Айболит» Центр «Домашний очаг» Центр «Салон красоты» Центр «Дом книги» Центр «Родная страна» Центр «Театральная мастерская» Центр «Звуки музыки» Центр «Я – покупатель, я – продавец» Центр «Волшебная палитра» Центр «Школа» | Маркеры игрового пространства для всех сюжетно-ролевых игр, характерных для группы Образно – символический материал (виды), атрибуты (профессии) Настольно-печатные игры: «Кто что делает?» «Профессии» «Кем быть?» «Монополия» «Веселый бизнесмен» |
Музыкальная деятельность | ||
Развитие навыков и умений музыкально-художественной деятельности Приобщение к музыкальному искусству | Центр «Звуки музыки» | Разнообразные музыкальные инструменты для детей Аудиозаписи музыкальных произведений Пособия, игрушки, атрибуты Различные виды театров Ширма Детские и взрослые костюмы Детские хохломские стулья, столы Дидактические наборы Музыкальные инструменты Детские рисунки по тематике Дидактические музыкальные игры «Веселые нотки» «Музыкальный городок» «Назови инструмент» |
Изобразительная деятельность | ||
Развитие навыков и умений изобразительной деятельности /рисование, лепка, аппликация, художественный труд/ Развитие детского творчества | Центр «Волшебная палитра» | Материалы и оборудование: Раскраски Бумага цветная 3-4 видов Карандаши Краски, кисти Фломастеры Клей, кисти Ножницы Цветной, белый картон Бумага, альбомы для рисования Пластилин, стеки Восковые мелки, карандаши Трафареты Стаканчики под клей, воду Ручки Наборы для аппликаций Наглядно-дидактический материал: «Гжель» «Хохлома» «Жостовские подносы» «Дымковская игрушка» «Филимоновская игрушка» «Набор матрешек» /5 шт./ Изделия из бересты /туески и шкатулки/ Посуда /хохлома/ -Ложки -Кружки -Чашки -Стаканчики -Половник Игрушки /хохлома/ -Птички -Лошади -Самовар керамический -Самовар деревянный -Статуэтки керамические -Репродукции, иллюстрации -Копировальная бумага -Бросовый материал -Природный материал Бумажные полоски разной длины, ширины, высоты Салфетки, клеенки Журналы для изготовления коллажей Детские работы Скульптуры малых форм Муляжи, гербарии Настольно-печатные игры: «Цвет» «Форма» «Ассоциации» |
Приобщение к изобразительному искусству | | Репродукции Художественная литература Изделия народных промыслов (Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, Палех, Жостово) |
Двигательная деятельность | ||
Развитие физических качеств скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации Накопление и обогащение двигательного опыта детей Овладение основными движениями | Центр валеологии «Спортивные ребята» | Музыкальный центр Ноутбук Спортивный инвентарь и оборудование: Кегли Мячи Скакалки Мешочки для метания Кубики Кольца Конусы Игры пластмассовые Картотека подвижных игр Атрибуты для спортивных игр Городки Боулинг Теннис Хоккей |
Формирование воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей | Центр валеологии «Спортивные ребята» | Оборудование Настольно-печатные игры: «Виды спорта» «Самый ловкий» Фитбол Атрибуты Игровой комплекс (горка) Художественная литература |
Воспитание культурно-гигиенических навыков | | Иллюстративный материал Картины, плакаты |
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | | -Настольные игры, соответствующие тематике -Художественная литература -Оборудование |