Научно-исследовательская работа на тему «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку» (3–9 классы)
О.В. Гаврилова
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку
Бузулук
УДК 803
ББК 81.2 Англ
Г 12
Рецензент:
Гаврилова Н.А. доцент кафедры педагогического образования БГТИ (филиала) ОГУ, кандидат педагогических наук
Гаврилова, О.В.
Учебно-методическое пособие: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку» / О.В. Гаврилова. - Бузулук, 2022. – 45 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для молодых специалистов и учителей, реализующих программу начального и основного общего образования по иностранному языку. В материалах содержатся теоретические основы системно-деятельностного подхода, описана типология и структура уроков, реализующих данный подход, а также авторские сценарии уроков.
© Гаврилова О.В., 2022
Содержание
|
Введение |
4 |
1
1.1 |
Теоретические основы системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку Основные положения системно-деятельностного подхода |
5 |
1.2 |
Методы и приемы системно-деятельностного подхода |
9 |
1.3 |
Организация образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода по Л.Г. Петерсон (технология деятельностного метода обучения) |
17 |
2 |
Практическое применение системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку |
|
2.1 |
Сценарий урока «Открытие нового знания» |
21 |
2.2 |
Сценарий урока «Построение системы знания» |
27 |
|
Список использованной литературы |
35 |
|
Приложение 1 Требования к уроку «Открытие новых знаний». Базовый уровень |
36 |
|
Приложение 2 Требования к уроку «Рефлексия». Базовый уровень |
38 |
|
Приложение 3 Требования к уроку «Урок развивающего контроля». Базовый уровень |
41 |
|
Приложение 4 Требования к уроку «Построение системы знаний». Базовый уровень.
|
44 |
Введение
В основе современной модели образования лежат принципы открытости, расширения и активизации применения эффективных технологий с целью реализации системно-деятельностного подхода к обучению. Развитие общего образования предусматривает индивидуализацию обучения и ориентацию на развитие практических навыков и фундаментальных умений учащихся.
Одной из приоритетных задач на данном этапе является обеспечение инновационного характера базового образования на основе обновления его содержания и используемых технологий обучения.
В современных условиях каждый учитель стоит перед выбором методик, способствующих созданию учебных ситуаций, в которых ученик является активным участником образовательного процесса, заинтересован в самостоятельном поиске нужной информации, обладает развитыми навыками самоорганизации и самообразования. Учитель находится в постоянном поиске ответов на вопросы:
1. Как сделать так, чтобы сохранить интерес учащихся к предмету с первого до последнего урока?
2. Как сформировать у учащихся умение и желание учиться всю жизнь?
3. Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?
4. Как сделать так, чтобы учиться вместе было интересно?
5. Чему нужно обучать на уроках иностранного языка?
Системно-деятельностный подход к организации процесса обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, позволяет учителю ответить на поставленные вопросы.
1 Теоретические основы системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку
1.1 Основные положения системно-деятельностного подхода
Понятие системно-деятельностного подхода было введено исследователями-психологами в 1985 г. с целью снятия существовавшей оппозиции внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в работах классиков отечественной науки (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов), и деятельностным, который всегда был системным (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Система (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей, соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Системно-деятельностный подход - это подход, при котором в учебном процессе главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Основной результат обучения – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Работа учителя заключается не в том, чтобы рассказать, показывать, объяснять учебный материал, а в том, чтобы организовать исследовательскую деятельность учеников с целью подведения их к постановке проблемы, цели урока и составления алгоритмов действий при решении учебных задач.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно- воспитательного процесса.
Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. [9]
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования. [9]
В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка в школе всё чаще практикуется метод проектной деятельности, интенсивные методы, проблемный метод, модульное обучение, групповая работа, которые дают учителю возможность включить учащихся в реальное общение, насыщенное иноязычными контактами, опирающиеся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть реальные результаты своего труда.
Коммуникативный системно-деятельностный подход.
При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему: учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения; каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных; самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний; участники общения чувствуют себя в безопасности от критики за ошибки; использование языкового материала подчиняется задаче индивидуального речевого замысла.
1.2 Методы и приемы системно-деятельностного подхода
В настоящее время все большей популярностью пользуются интенсивные методы обучения иностранным языкам.
Существует множество разновидностей интенсивного метода, используемых в обучении иностранному языку.
Основная задача интенсивного обучения контингента - в кратчайший срок овладеть умениями иноязычного общения, можно выделить два основных фактора, характеризующих интенсивное обучение:
- минимально необходимый срок обучения для достижения цели (будущая речевая деятельность) при максимально необходимом для этой цели объеме учебного материала и соответствующей его организации;
- максимальное использование всех резервов личности обучаемого, достигаемое в условиях особого взаимодействия в учебной группе при творческом воздействии личности преподавателя.
Последние десятилетия методика обучения иностранному языку развивается под знаком коммуникативно-ориентированного обучения. Качественное же своеобразие интенсивного метода заключается в том, что в нем эти постулаты претворены в реальные дела; в результате возникла цельная и результативная технология интенсивного обучения, в рамках которой разработаны адекватные механизмы общения.
Особенности технологии интенсивного метода заключаются в следующем:
1) в использовании приемов, активизирующих сознательные и подсознательные процессы психики для создания обширной и прочной языковой базы;
2) в разработке заданий, мотивирующих общение;
3) в оптимальной организации коллективного взаимодействия учащихся между собой и с учителем.
Проблемный метод
Проблемный метод обучения относится к активным методам. Он соответствует современной психолого-педагогической теории и практике, в которой наиболее последовательно реализуется принцип проблемности, предполагающий использование объективной противоречивости изучаемого и организацию на этой основе поиска знаний, применения способов педагогического руководства, позволяющих управлять интеллектуальной деятельностью и развитием обучаемых (развитием потребностей и интересов, мышления и других сфер личности). различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Методические приемы, которыми пользуется учитель для создания проблемных ситуаций, включают следующие:
1) учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
2) сталкивает противоречия практической деятельности;
3) излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
4) предлагает классу рассмотреть проблему с различных позиций (например, юриста, финансиста, педагога, психолога и т.д.);
5) побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять различные факты;
6) ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения и т.д.);
7) определяет проблемные теоретические и практические задания;
Например, приём «Кроссенс». Он представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле, как для игры в «Крестики-нолики». Изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько картинок. Перед обучающимися стоит следующая задача: составить ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными. Данный прием целесообразно использовать при определении темы урока, пересказе текстов, творческих работ. Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией. Преимуществами проблемного метода обучения являются следующие моменты: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебному труду; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам проблемного метода следует отнести: слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей; недостаточный уровень языковой подготовки отдельных групп; нехватка времени на тщательное изучение той или иной темы.
Модульное обучение
Целью данной технологии является развитие и воспитание способности и готовности старшеклассников к самостоятельному изучению иностранного языка. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входят: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.
Основные принципы модульного обучения.
1) Модульность. Обучение строится по отдельным функциональным узлам-модулям, предназначенным для достижения конкретной цели.
2) Структуризация содержания обучения на обособленные элементы. Учебный материал должен быть представлен в рамках одного модуля как единое целое, направленное на решение интегрированной цели.
3) Динамичность. Содержание модуля может изменяться в зависимости от социального заказа. Он помогает разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала.
4) Действенность и оперативность знаний в их системе. Цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах методов деятельности и способов действий. Кроме того, обучение должно строиться на основе проблемного подхода к усвоению знаний.
5) Гибкость. Структура модулей должна быть такой, при которой обеспечивается легкое приспособление со держания обучения и возможность его применения к индивидуальным особенностям обучаемых.
6) Осознанная перспектива. Для глубокого понимания учащимися стимулов на всех этапах обучения в каждой индивидуальной программе указывается комплексная дидактическая цель, осознаваемая как лично значимый ожидаемый результат.
7) Разносторонность методического консультирования и паритетность. Предполагаются паритетные отношения между учителем и учащимися. Основная функция учителя в модульном обучении, основывающаяся на индивидуальном подходе к каждому ученику консультационно-координирующая.
Проектный метод
Проект представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный кон текст другой деятельности (игры, путешествия, выпуск журнала и др.).
Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и т.д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся: самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет
адаптироваться к меняющимся условиям жизни, правильно выберет будущую профессию.
Проектный метод позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Этот метод помогает оптимизировать процесс обучения в самой обычной общеобразовательной школе, развивать навыки самостоятельной работы учащихся.
Главными целями введения в школьную практику проектной методики при организации самостоятельной работы учащихся являются следующие:
1 показать умение учащихся использовать приобретенный в процессе обучения исследовательский опыт;
2 реализовать свои интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем и донести это до заинтересованной аудитории;
3 продемонстрировать уровень владения иностранным языком;
4 совершенствовать умение участвовать в коллективных формах работы, т.е. умение работать в сотрудничестве;
5 создавать условия для развития личности учащегося, так как проект развивает активное самостоятельное мышление и учит не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, а уметь применять их на практике;
6 научить самостоятельно добывать знания, систематизировать и обрабатывать информацию, делать собственные выводы о проделанной работе.
Обучение в сотрудничестве
Системно-деятельностный подход отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения в сотрудничестве, которые реализуют следующие современные образовательные цели:
1. Обеспечение включения детей в деятельность;
2. Создание благоприятных условий для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов системно-деятельностного подхода;
3. Обеспечение прохождения всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.
Образовательные технологии обучения в сотрудничестве содействуют созданию среды, которая мотивирует каждого школьника совершенствовать знания на протяжении всей жизни, самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, уметь брать на себя ответственность перед обществом, строить отношения на основе доверия, сотрудничества, равного партнёрства, общения, и, самое главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
а) групповая работа
Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации.
Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. Применима деловая игра (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия (спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями).
Примеры методов групповой работы:
1 Метод “разрезанной информации”. Формируются команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.
2 Метод “учимся вместе”. В разнородных группах дети работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы.
В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка применимы следующие приемы:
Прием “Да-Нет” - формирует у учащихся умение связывать разрозненные факты в единую картину или тему; умение систематизировать имеющуюся информацию; умение слушать друг друга.
Прием “До-После” - может использоваться на этапах актуализации знаний и рефлексии. У учащихся, с помощью этого приема формируется умение прогнозировать события, умение соотносить известные и неизвестные факты, умение выражать свои мысли, сравнивать, делать выводы.
Прием “Лови ошибку” - является универсальным приемом, активизирующим внимание учащихся, в течение всего урока, причем заранее придуманную ошибку может совершать как учитель, так и учащийся, выбранный для этой роли. Данный прием формирует у ребят умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Прием “Телеграмма” - направлен на актуализацию полученного субъективного опыта. Телеграмма – это очень краткая запись. Учащийся пишет телеграмму учителю (например, что уяснил на уроке, а что – нет); однокласснику – пожелание, совет с точки зрения изученного на уроке.
В рамках технологий обучения в сотрудничестве целесообразно применять работу в малых группах. Примеры обучающих структур для работы в группах:
1. Think-Write-Round Robin – «подумай-запиши-обсуди в команде» – обучающая структура, в которой ученики обдумывают высказывание или ответ на какой-либо вопрос, записывают его и по очереди обсуждают свои ответы в команде.
2. Jot Thoughts – «запишите мысли» – обучающая структура, в которой учащиеся громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.
3. All Write Round Robin – «все пишут раунд» – обучающая структура, в которой ученики по одному зачитывают свои ответы по кругу, а все остальные ученики записывают новые идеи на своих листках.
4. Single Round Robin – «однократный раунд робин» – обучающая структура, в ко- торой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.
5. Corners – «углы» – обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.
6. RAFT – «Роль-Аудитория-Форма-Тема» – более структурированный вариант организации проектной работы, в которой конечный продукт может отличаться в зависимости от роли учеников, аудитории (для которой готовится продукт), формы выполнения и темы задания, определённые учителем.
б) работа в парах
В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу. Примеры методик парной работы:
1 Использование метода Ривина А.Г. Каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста учащиеся выступает по теме.
2 Обратная методика Ривина А.Г. можно использовать при составлении тем или как подготовку к пересказу текста по плану. Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача – по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.
3 Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.
4 Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов.
5 Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные
Задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.
1.3 Организация образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода по Л.Г. Петерсон (технология деятельностного метода обучения)
Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Деятельностная цель (направлена на формирование метапредметных результатов освоения программы): формирование умения самостоятельно строить новые понятия и способы действий.
Содержательная цель (направлена на формирование предметных результатов освоения программы): расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Уроки открытия нового знания (ОНЗ) дают возможность организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей. Уроки ОНЗ имеют следующую структуру:
1) мотивация к учебной деятельности;
2) актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии;
3) выявление места и причины затруднения;
4) построение проекта выхода из затруднения;
5) реализация построенного проекта;
6) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8) включение нового знания в систему знаний и повторение;
9) рефлексия учебной деятельности на уроке.
Урок рефлексии (Р)
Деятельностная цель: формирование умения фиксировать свои затруднения в деятельности, выявлять их причины, строить и реализовывать проект выхода из затруднений (осуществлять контроль и коррекцию способа действия и его результата).
Содержательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, способов действий, алгоритмов и т.д.
Урок рефлексии отличается от урока открытия нового знания тем, что в ходе него учащиеся фиксируют и преодолевают затруднения в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании. Тем не менее, в основе его лежит тот же самый метод рефлексивной самоорганизации, что и в основе урока открытия нового знания.
Уроки рефлексии имеют структуру:
1) мотивация к учебной деятельности;
2) актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в самостоятельной работе;
3) локализация затруднений;
4) коррекция выявленных затруднений;
5) реализация построенного проекта;
6) обобщение затруднений во внешней речи;
7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8) включение в систему знаний и повторение;
9) рефлексия учебной деятельности на уроке.
Урок развивающего контроля (РК)
Деятельностная цель: формирование умения осуществлять контрольную и оценочную функцию.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ.
Уроки развивающего контроля (РК) имеют следующую структуру:
1) мотивация к учебной деятельности;
2) актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в контрольной работе;
3) локализация затруднений;
4) коррекция выявленных затруднений;
5) обобщение затруднения во внешней речи;
6) обобщение затруднений во внешней речи;
7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8) включение в систему знаний и повторение;
9) рефлексия учебной деятельности на уроке.
Урок построения системы знаний (ПСЗ)
Деятельностная цель: формирование умения обобщать и структурировать знания.
Содержательная цель: создание ориентировочной основы действий для изучения курса, выявление его теоретических основ и систематизация знаний.
Уроки построения системы знаний (ПСЗ) призваны формировать у учащихся представления о методах изучаемой науки, ее роли и месте в системе наук, взаимосвязях между основными изучаемыми разделами и понятиями. С другой стороны, на этих уроках формируется ориентировочная основа действий, позволяющая детям осмысленно осваивать содержание учебного предмета и систематизируются изученные ими знания. Данные уроки обычно проводятся в начале и в конце изучения некоторых крупных разделов курса.
Уроки построения системы знаний имеют следующую структуру:
1) мотивация к учебной деятельности;
2) актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения
в пробном учебном действии;
3) проблемное объяснение нового знания;
4) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
5) самостоятельная работа с самопроверкой;
6) включение нового знания в систему знаний и повторение;
7) рефлексия учебной деятельности на уроке.
2 Практическое применение системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку
2.1 Сценарий урока «Открытие нового знания»
Предмет, класс |
Английский язык, 6 класс |
|||||
УМК, автор программы |
Spotlight 6 Ю. Ваулина, О. Подоляко |
|||||
Тема, № урока в рабочей программе |
Свободное время. Виды отдыха Первый урок 6 модуля |
|||||
Цель |
формирование коммуникативной компетенции по теме «Свободное время» |
|||||
Задачи |
практические |
обучающие |
развивающие |
воспитательные |
||
|
-Формировать коммуникативные умения в 4 видах речевой деятельности
|
-Развивать практические навыки владения языком -Расширить кругозор обучающихся по теме «Свободное время» -Реализовывать меж предметные связи -Активизировать употребление лексико-грамматического материала по теме
|
-Развивать языковую догадку -Развивать память, мышление, воображение
|
-Воспитывать интерес к досуговым занятиям и формировать умение работать в паре, команде
|
||
Планируемые результаты |
Формирование предметных знаний и умений |
Личностные качества, Метапредметные УУД |
||||
|
-Освоить во всех видах речевой деятельности новые ЛЕ по теме «Досуг» -Научить выражать свои вкусы и предпочтения, обосновывать свой выбор -Освоить способ словообразования сложных существительных -Развивать лингвистическую компетенцию: обогащать словарный запас путем освоения синонимов -Научить извлекать информацию из аудиотекста и письменного текста |
личностные УУД: способствовать осознанию возможностей самореализации средствами иностранного языка; регулятивные УУД: умение самонаблюдения, самоконтроля, самооценки познавательные УУД: умение работать со словарем, умение смыслового чтения: умение находить необходимую информацию, устанавливать смысловые соответствия при восприятии речи на слух. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия.
|
||||
Методическое обоснование урока |
Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного получения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода. Это первый урок изучения данный темы. Исходя из классификации уроков деятельностной направленности – это урок открытия нового знания. Кроме того, в качестве вспомогательного приема на этапе рефлексии используется прием технологии критического мышления
|
|||||
Информационно-образовательные средства урока |
Учебно-методическое обеспечение урока |
Вид используемых средств ИКТ |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение |
|||
|
Учебник с 56-57, карточки, магнитно-маркерные доски. |
ресурсы сети Интернет, презентация Power point |
выход в Интернет, персональный компьютер - мультимедийный проектор - экран - видеоролик (ссылка на ресурс МЭШ) - аудиокурс к учебнику Spotlight 6 |
|||
Форма организации познавательной деятельности |
фронтальная, в парах, в группах |
|||||
Приемы работы |
технологии проблемного обучения, ИКТ технология, технология сотрудничества, технологии критического мышления |
Организационная структура урока:
1 этап: Мотивация к учебной деятельности
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований к учебной деятельности
Приветствие: Hello everyone! How are you?
На доске висит «Лестница успеха» с этапами урока, нацеленная на реализацию «надо» – «хочу» – «могу»
Well, what should we do to be successful in our lesson? Предполагаемый ответ - Learn something new, read and speak, listen and create. Here we go!
2 этап: Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии
Цель: подготовка к построению нового знания
Актуализация лексических единиц по теме «Досуг», «Свободное время» через использование интернет-приложения Learning Apps.
Look at the screen! What activities can you see? Let’s match the words to the pictures. На интерактивной доске учащиеся соотносят графическое написание видов занятий с иллюстрациями (reading books, meeting friends, go swimming, painting, go windsurfing, go cycling, playing computer games, go fishing…) Фонетическая отработка ЛЕ.
3 этап: Выявление места и причины затруднения
Цель: осознание учащимися того, каких именно знаний им не хватает
Выявление и фиксация причины затруднения – учащиеся фиксируют, какого именно знания им не хватает (выявление пассивной лексики по теме «Досуг», «Свободное время».) для выполнения пробного действия и заданий такого типа вообще («что я пока не знаю»). What other activities do we know/like? Беседа. Фронтальная работа.
4 этап: Построение проекта выхода из затруднения
Цель: проектирование учащимися процесса построения нового знания
Постановка цели своей учебной деятельности (устранение причины возникшего затруднения);
Вывод и согласование темы урока. Предлагается определить, когда у людей есть возможность заниматься любимыми занятиями.
People like doing their activities in their free moments.
free time.
free days.
So, the theme of our lesson is Free time.
Составление плана реализации поставленной цели. Вновь обращение к «Лестнице успеха» и определение алгоритма работы.
5 этап: Реализация построенного проекта
Цель: Построение учащимися нового знания и определение области его применения.
Введение новых ЛЕ по теме.
What activities do you like? Do you like playing football/basketball/ playing computer games? You can say about it differently. For example: I am keen on, mad about, interested in… Фонетическая отработка Let’s practice. Translate the sentences: Я люблю смотреть телевизор. Мне безумно нравится играть в компьютерные игры. Я увлечен чтением книг. Я интересуюсь рисованием.
Фронтальная работа
Работа с текстом (развитие умения изучающего и поискового чтения)
Do you have any activity clubs at your school? What are they? What clubs does Bolton Middle school have? Open your books at page 57. Your task is listen to the text and be ready to answer the questions. (ответы на вопросы после текста) You have special vocabularies on your desks for better understanding. Pay attention to underlined words!!!
Работа с несплошным текстом. Соотнесение реплик говорящих с рекомендуемыми клубами.
What clubs can you recommend the children to visit?
этап: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: усвоение учащимися нового знания.
Моделирование диалога (развитие навыков употребления в речи сложноподчиненных предложений с союзом because; развитие умений диалогической и монологической речи)
What emotions can we have doing any activities?
Do you want to join any clubs? I need two assistants. Who wants? Моделирование диалога с учителем по образцу у доски, затем самостоятельная работа.
Now, make up your own dialogues. Проверка 2-3 пар.
Физминутка Психоэмоциональная разгрузка обучающихся и развитие фонетических и лексических навыков посредством исполнения караоке
Are you tired? Can you sing Karaoke? (видео с караоке Free time)
Введение грамматического материала: сложные существительные. Развитие навыков распознавания и употребления в речи сложных существительных, освоение словосложения как способа словообразования.
Some activities are compound nouns. What is it?
Noun + noun=compound nouns. Is it clear? Let’s practice in pairs. Who is the first one, raise your hands. Find compound nouns in the text (p. 57)
этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: самопроверка учащимися умения применять новое знание в типовых ситуациях и коррекцию допущенных ошибок
Аудирование (развитие навыка распознавания информации в аудиотексте)
I suggest you finding out about one more club. It’s a tennis club. Прослушивание аудиотекста и заполнение информации о клубе. Самопроверка, сличение информации.
Would you like to join tennis club? Ответы на вопросы учителя с использованием прилагательных с эмоциональной окраской.
Этап: Включение нового знания в систему знаний и повторения
Цель: выявление границ применимости нового знания и включение в систему изученных знаний, и одновременно – повторение изученного материала
Работа с рекламным постером - развитие навыка поискового чтения.
On the Internet you can see a lot of posters about different clubs. This is one of them. What information can we find out? What is it about?
Работа в группах. Каждая группа получает постер о клубе, анализирует и заполняет бланки о местоположении, цене, времени
посещения … . Презентация информации другим группам.
Опрос предпочтений о занятиях (развитие умений анализировать информацию).
What activities do you like? How often do you do them? Let’s make a survey.
На доске находится пустая диаграмма с занятиями среди подростков в свободное время. Учащиеся выходят к доске и крепят стикеры к любимому занятию, определяется численность. Подводится итог о самых популярных предпочтениях в классе.
9 этап: Рефлексия учебной деятельности
Цель: самооценка учащимися своей учебной деятельности
Today we have done a lot of things. I think you are very successful. What was the most successful and interesting part of the lesson for you? Put the smiles on it.
Учащиеся определяют самый успешный для себя этап урока и помещают смайлик-магнит на «Лестницу успеха».
Информация о дифференцированном домашнем задании: составить предложения с выделенными словами из текста, составить рекламный постер досугового клуба.
2.2 Сценарий урока «Построение системы знания»
Предмет, класс |
Английский язык, 6 класс |
|||
УМК, автор программы |
Spotlight 6 Ю. Ваулина, О. Подоляко |
|||
Тема, № урока в рабочей программе |
Здоровый образ жизни: продукты питания Четвертый урок 9 модуля |
|||
Цель |
формирование коммуникативной компетенции по теме «Здоровый образ жизни: продукты питания»
|
|||
Задачи |
практические |
обучающие |
развивающие |
воспитательные |
|
-Формировать коммуникативные умения в 4 видах речевой деятельности
|
-Развивать практические навыки владения языком -Расширить кругозор обучающихся по теме «Здоровый образ жизни: продукты питания» -Реализовывать меж предметные связи -Активизировать употребление лексико-грамматического материала по теме
|
-Развивать языковую догадку -Развивать память, мышление, воображение
|
- Формировать ценность здорового питания и формировать умение работать в паре, команде
|
Планируемые результаты |
Формирование предметных знаний и умений |
Личностные качества, Метапредметные УУД |
||
|
-Обобщить во всех видах речевой деятельности ЛЕ по теме «Здоровый образ жизни: продукты питания». -Научить выражать свои вкусы и предпочтения, обосновывать свой выбор. -Формировать грамматические навыки используя модальный глагол should и вопросительную конструкцию How many/much. -Научить извлекать информацию из сплошного письменного текста и аудиотекста. |
личностные УУД: способствовать осознанию возможностей самореализации средствами иностранного языка; регулятивные УУД: умение самонаблюдения, самоконтроля, самооценки познавательные УУД: умение работать со словарем, умение смыслового чтения: умение находить необходимую информацию, устанавливать смысловые соответствия при восприятии речи на слух. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия.
|
||
Методическое обоснование урока |
Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного получения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода. Это четвертый урок изучения данный темы. Исходя из классификации уроков деятельностной направленности – это урок общеметодологической направленности. Кроме того, в качестве вспомогательного приема на этапе рефлексии используется прием технологии критического мышления
|
|||
Информационно-образовательные средства урока |
Учебно-методическое обеспечение урока |
Вид используемых средств ИКТ |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение |
|
|
Учебник с 91, карточки, магнитно-маркерные доски. |
ресурсы сети Интернет, презентация Power Point |
выход в Интернет, персональный компьютер - мультимедийный проектор - интерактивная доска - ссылки на ресурсы You tube, Learning Apps, Wordwall)
|
|
Форма организации познавательной деятельности |
фронтальная, в парах, в группах |
|||
Приемы работы |
технологии проблемного обучения (прием Кроссенс), ИКТ технология, технология сотрудничества, технологии критического мышления |
Организационная структура урока:
этап: Мотивация к учебной деятельности
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к включению в учебную деятельность.
Приветствие: Hello everyone! How are you? На доске висит «Лестница успеха» с этапами урока, нацеленная на реализацию «надо» – «хочу» – «могу»
Well, what should we do to be successful in our lesson? Предполагаемый ответ – Classify words, role play dialogues, sing a song, read, watch a video, answer the questions. Here we go!
этап: Актуализация и пробное учебное действие
Цель: актуализация знаний через пробное учебное действие
На доске карта Британии с изображениями продуктов. Создание проблемной ситуации: что изображено и какая страна. Ответы на вопросы.
Look at the screen! What can you see? (chips, sandwiches… The British Isles ). What place/country is it? Do you remember the names of food products? Let’s match the pictures to the words.
Согласование темы урока So, the theme of our lesson is “Food and drinks”.
Составление плана реализации поставленной цели. Вновь обращение к «Лестнице успеха» и определение алгоритма работы.
этап: Проблемное объяснение нового знания.
Цель: систематизация изученных учащимися знания, установление с помощью подводящего или побуждающего диалога взаимосвязи между ними
Актуализация лексических единиц по теме «Еда» через использование интернет-приложения Learning Apps (сопоставление графического написания слов и иллюстраций) и выявление пассивной лексики. Индивидуальная работа с автоматической проверкой.
- What groups can we divide food in? Предполагаемые ответы. Распределение продуктов на категории: fruit, vegetables, meat, dairy products через использование интернет-приложения Wordwall. Автоматическая проверка. Индивидуальная форма работы.
этап: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: организация усвоения учащимися связей и отношений между элементами построенной системы.
Формирование навыков диалогической речи путем составления микродиалогов по образцу:
I need two assistants. Who wants? Моделирование диалога с учителем по образцу у доски, затем самостоятельная работа.
Now, make up your own dialogues. Проверка 2-3 пар.
Работа в группах. Формирование лексических навыков путем классификации лексических единиц (продуктов питания) по смысловому признаку: healthy/unhealthy (здоровая/нездоровая). 1 группа отбирает слова, относящиеся к фруктам и овощам, 2 группа к «перекусам», 3 группа продолжает высказывание We recommend to eat … и комментируют свой выбор.
We should eat ____ , because it’s healthy.
We shouldn’t eat ___ , because it’s unhealthy.
We recommend to eat …
Проводится взаимный контроль групп.
Опрос учащихся о выявлении предпочтении в еде
How often do you eat fast food: every day, 2-3 days a week, once a week? (крепят стикеры)
How often do you eat fruit and vegetables: every day, 2-3 days a week, once a week? (крепят стикеры)
На маркерной доске обучающиеся крепят стикеры, образуя диаграмму.
Подводится итог.
Физминутка. Психоэмоциональная разгрузка обучающихся и развитие фонетических и лексических навыков посредством исполнения караоке. Are you tired? Can you sing Karaoke? (видео с караоке Food)
Работа с текстом (развитие умения изучающего и поискового чтения)
Do you like doing puzzles? Look at the screen and guess. What is it?
а) дотекстовый этап
Построение ассоциативной цепочки для прогнозирования содержания текста (прием «Кроссенс»: по картинкам определяется ключевая фраза - Places to eat out): стол, стул, салфетки; ложки, вилки, ножи; соль и перец; тарелка; официанты – общественные места питания. Today we are going to read about British places to eat out. Open your books at page 91.
б) текстовый этап
Изучающее чтение, установление связей по ключевым словам и соотнесение с заголовками микротекстов (Sandwich bars, Restaurants, Fish and chips, Pie and mash shops)
с) послетекстовый этап
- Определение верной и неверной информации (T/F) с взаимопроверкой.
Sandwich bars are popular in the UK.
You can buy sausages, chicken in a sandwich bar.
British people like only Indian and Chinese cuisine.
Locals don’t like to visit fish and chips shops.
The first pie and mash shop dates back two hundred years.
- Составление пересказа текста на основе дополнения пропущенной информации в предложениях.
Работа в группах. Учащимся предлагается продолжить высказывания, основываясь на информацию из текста.
Беседа What place would you choose to eat out in the UK? Are the British healthy eaters? Where do you usually eat out?
этап: Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: организация самопроверки учащимися умения применять новое знание о связях и отношениях между элементами построенной системы в типовых условиях и коррекцию допущенных ошибок.
Формирование аудитивных навыков посредством просмотра видео At the restaurant.
Просмотр видео с остановкой на вопросы по содержанию. Использование интернет-приложения LearningApps. Фронтальная работа.
этап: Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цель: выявление границы применимости нового знания и включение его в систему ранее изученных знаний
Формирование лексико-грамматических навыков посредством употребления вопросительной конструкции How many/much. Формирование математической и финансовой грамотности.
Работа с постером в группах. Поисковая информация на основе интерпретации, использования и оценки математических результатов. How many teaspoons are there in a bottle of cola/soft drink?... How much sugar can you consume (потреблять) if you drink orange fruit drink? How much sugar are there in a 600ml sports drink? How much money can you spend (потратить) if you have a soft drink every day? How many litres of sugary drinks do Australians consume (потребляют) each year?
Are sugary drinks healthy?
Беседа с выходом на составление пословицы What should we do to be healthy? … Составление пословицы An apple a day keeps the doctor away. Объяснение смысла.
этап: Рефлексия учебной деятельности
Цель: подведение итога урока и определение направления дальнейшей учебной деятельности (самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя)
Today we have done a lot of things. I think you are very successful. What was the most successful and interesting part of the lesson for you? Put the smiles on it.
Учащиеся определяют самый успешный для себя этап урока и помещают смайлик-магнит на «Лестницу успеха».
Информация о дифференцированном домашнем задании: 1) написать сообщение о местах питания в своем городе, 2) составить постер о здоровых продуктах
Список использованной литературы
1. Иванова, Т.М. Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка как иностранного при обучении основным видам речевой деятельности / Т.М. Иванова // Гуманитарный вектор. Серия: Филология, востоковедение. – 2014. – № 4 (40).
2. Ильина, Е.А., Евстигнеева, И.А. Системно-деятельностный подход в обучении письменной речи школьников на иностранном языке / Е.А. Ильина, И.А. Евстигнеева // Вестник ТГУ. – 2013. – № 11 (127).
3. «Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятель-ностного метода обучения «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.
4. Назарова, Н.М. Системно-деятельностный подход в обучении детей с особыми образовательными потребностями / Н.М. Назарова // Пермский педагогический журнал. – 2016. – № 8.
5. Плотникова, Н.Ф. Сигал, Н.Г. Внедрение системно-деятельностного подхода с использованием метода проектов при обучении иностранному языку студентов вуза / Н.Ф. Плотникова, Н.Г. Сигал //Казанский лингвистический журнал. – 2018. – № 3 (3).
6. Рамазанова, З.М. Интерактивные методы как основа системно-деятельностного подхода в обучении/ З.М. Рамазанова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 12 – 5.
7. Степанова, Н.П., Кукушкина И.Н., Саенко, О.А. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам: технологии разработки конкурсных заданий / Н.П. Степанова, И.Н. Кукушкина, О.А. Саенко // Magister Dixit. – 2014. – № 2 (14).
8. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. // Как системно и надежно сформировать умение учиться. – Вестник образования. – № 3. – 2016.
9. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Рогатова М.В. // Типология уроков деятельностной направленности. – МАНПО – 2016.
10. Ушакова, О.Б. Реализация системно-деятельностного подхода посредством использования приемов технологии развития критического мышления при обучении иностранному языку / О.Б. Ушакова // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. – 2016. – № 6._
Приложение 1
Требования к уроку «Открытие новых знаний». Базовый уровень.
Требования ТДМ |
I Мотивация к учебной деятельности |
Цель: организовать включение учащихся в образовательный процесс на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу». |
1) Сформулировать основную цель урока («надо») – открыть новые знания. 2) Создать условия для возникновения у учащихся желания включиться в учебную деятельность («хочу»). 3) Организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»). |
II Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
Цель: подготовить учащихся к проблемному изложению нового знания (понятия, свойства, способа действия и пр.). |
Организовать актуализацию знаний, достаточных для восприятия нового знания. Организовать перечисление и фиксацию актуализированных знаний в речи и знаках (эталоны). Организовать обобщение актуализированных знаний. Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для восприятия нового знания (анализ, сравнение, обобщение, аналогия и пр.). Организовать пробное учебное действие – самостоятельное выполнение учащимися задания, связанного с применением нового знания, запланированного для введения на уроке. Организовать фиксацию учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. |
III Проблемное объяснение нового знания |
Цель: ввести новое знание с помощью подводящего или побуждающего диалога. |
Зафиксировать причину затруднения – какого именно знания не хватает (определения, правила, алгоритма и пр.) для выполнения и обоснования пробного действия (и заданий такого типа вообще). Организовать постановку цели самими учащимися (целью всегда является устранение причины затруднения). Сформулировать и согласовать тему урока и план изучения нового. Организовать проблемное изложение нового знания (подводящий или побуждающий диалог) с опорой на план. Организовать использование учащимися различных источников информации и/или действий с моделями (схемами, таблицами, формулами и пр.). Организовать фиксацию нового знания в речи и знаках с помощью эталона. Организовать фиксацию преодоления затруднения. |
IV Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Цель: организовать усвоение учащимися нового знания. |
1) Организовать выполнение учащимися (фронтально, в группах, в парах) заданий на применение нового знания в типовых ситуациях. 2) Организовать в ходе выполнения заданий проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование с помощью эталона. |
V Самостоятельная работа с самопроверкой |
Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять новое знание в типовых ситуациях и коррекцию допущенных ошибок. |
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новое знание. 2) Организовать самопроверку самостоятельной работы. 3) Организовать выявление и исправление учащимися допущенных ошибок. 4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ученика*. ____________________ * В случае, когда при выполнении самостоятельной работы допущена ошибка, ситуация успеха заключается в ее выявлении и исправлении. |
VI Включение нового знания в систему знаний и повторение |
Цель: 1) выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; 2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. |
1) Организовать выявление и фиксирование учащимися типов заданий, где используется новое знание. 2) Организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными. 3) Организовать выполнение заданий, связанных либо с повторением и применением изученных ранее знаний, либо с подготовкой к изучению следующих тем. |
VII Рефлексия учебной деятельности |
Цель: подвести итог урока и определить направления дальнейшей учебной деятельности. |
1) Организовать фиксацию учащимися поставленной цели и нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать соотнесение цели и результатов, фиксацию степени их соответствия. 3) Организовать самооценку учениками своей работы на уроке. 4) Организовать фиксацию направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества). |
Приложение 2
Требования к уроку «Рефлексия». Базовый уровень.
Требования ТДМ |
I Мотивация к учебной деятельности |
Цель: организовать включение учащихся в учебную деятельность (по норме коррекционной деятельности) на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу». |
Сформулировать основную цель урока («надо») – научиться применять изученные знания и при необходимости исправить ошибки. Создать условия для возникновения у учащихся желания включиться коррекционную деятельность («хочу»). Организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»). |
II Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в самостоятельной работе |
Цель: подготовить учащихся к рефлексивному анализу своих знаний и умений. |
Организовать повторение учащимися знаний, запланированных для рефлексивного анализа (определений, алгоритмов, свойств и т.д.). Организовать фиксацию актуализированных знаний в речи и знаках (эталоны) и их обобщение. Активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, сравнение, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.). Обозначить основные эталоны, используемые в самостоятельной работе (А1, А2, П, С и т.д.). Организовать выполнение самостоятельной работы (СР № 1) с фиксацией в каждом задании используемых эталонов (в принятых обозначениях: А1, А2, П, С и т.д.). Организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу и фиксацию полученных результатов (без исправления ошибок). Зафиксировать необходимость проведения дальнейшей самопроверки (для выявления причин своих затруднений либо обоснования правильности выполнения СР № 1). |
III Локализация затруднения |
Цель: организовать выявление учащимися места и причины собственных затруднений в самостоятельной работе (или их отсутствие). |
В ходе пошагового сопоставления работ с эталоном для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи) организовать: выявление учащимися места и причины затруднений; либо фиксацию отсутствия затруднений в ходе выполнения заданий и их обосновании. |
IV Коррекция выявленных затруднений |
Цель: организовать деятельность учащихся по формированию умения применять знания, запланированные для рефлексивного анализа |
1) Организовать уточнение учащимися индивидуальных целей будущих учебных действий. 2) Организовать согласование плана достижения этих целей (на основе известного алгоритма самопроверки и исправления ошибок). 3) Организовать реализацию согласованного плана действий: Для учащихся, допустивших ошибки: организовать исправление ошибок с помощью предложенного эталона для самопроверки. организовать выполнение заданий на те знания, применение которых вызвало затруднение (часть заданий может войти в домашнюю работу). организовать самопроверку тренировочных заданий по образцу. Для учащихся, не допустивших ошибки: организовать выполнение заданий более высокого уровня сложности по данной теме (или предложить им выступить в роли консультантов для учащихся, допустивших ошибки). |
V Обобщение затруднений во внешней речи |
Цель: организовать закрепление учащимися знаний (определений, правил, свойств и пр.), вызвавших затруднение |
Для учащихся, допустивших ошибки: 1) Организовать обсуждение типовых затруднений. 2) Организовать проговаривание учащимися, тех определений, правил, свойств, которые вызвали затруднение. Учащиеся, не допустившие ошибки: продолжают выполнение заданий более высокого уровня сложности (или выступают в роли консультантов). |
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять знания, запланированные для рефлексивного анализа, и создание (по возможности) ситуации успеха. |
Для учащихся, допустивших ошибки: 1) Организовать выполнение СР № 2, аналогичной СР № 1 (учащиеся выбирают и выполняют только задания, аналогичные тем, в которых они допустили ошибки). 2) Организовать самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и знаковую фиксацию результатов. 3) Организовать фиксацию преодоления возникшего затруднения или фиксацию его сохранения. 4) Зафиксировать индивидуальный успех учащихся в коррекционной деятельности, создать общий позитивный настрой на ожидание успеха от всех учащихся. Для учащихся, не допустивших ошибки: Организовать самопроверку выполняемых ими дополнительных заданий по подробному образцу и создать (по возможности) ситуацию успеха. |
VII Включение в систему знаний и повторение |
Цель: организовать выполнение заданий, необходимых для обеспечения содержательной непрерывности. |
1) Организовать выполнение заданий более высокого уровня сложности по данной теме. 2) Организовать выполнение заданий на повторение и на подготовку к изучению следующих тем. |
VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Цель: подвести итог урока и определить направления дальнейшей учебной деятельности |
1) Организовать фиксацию учащимися цели и способа коррекционной деятельности (алгоритма самопроверки и исправления ошибок). 2) Организовать перечисление понятий и способов действий, вызвавших затруднение. 3) Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности. 4) Организовать самооценку учениками своей работы на уроке. 5) При необходимости определить пути коррекции затруднений, которые не удалось преодолеть на уроке. 6) Организовать выявление направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества). |
Приложение 3
Требования к уроку «Урок развивающего контроля». Базовый уровень.
Требования ТДМ |
1-й урок. Проведение контрольной работы |
I Мотивация к учебной деятельности |
Цель: организовать включение учащихся в учебную деятельность (по норме контрольно-коррекционной деятельности) на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу». |
1) Сформулировать основную цель урока («надо») – проконтролировать (оценить) усвоение изученного. 2) Актуализировать критерии выставления отметки («надо»). 3) Создать условия для возникновения у учащихся желания включиться в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»). 4) Организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»). |
II Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в контрольной работе |
Цель: подготовить учащихся к самоконтролю и рефлексивному анализу своих знаний и умений, организовать самоконтроль и самооценку. |
Организовать перечисление учащимися знаний, запланированных для контроля (определений, алгоритмов, свойств и т.д.). Активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, сравнение, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.). Организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы № 1 (КР № 1). Организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу и фиксацию полученных результатов (без исправления ошибок). Предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по известному критерию. |
2-й урок. Анализ контрольной работы (после проверки учителем) |
Для учащихся, не допустивших ошибки: организовать на этапах III–VI выполнение заданий более высокого уровня сложности по данной теме или заданий пропедевтического характера, либо предложить им выступить в роли консультантов для тех учащихся, которым нужна помощь. Для учащихся, допустивших ошибки: организовать прохождение этапов III–VI. На этапах VII–IX обе группы учащихся работают вместе. |
III Локализация затруднений |
Цель: организовать выявление учащимися, допустившими ошибки, места и причины собственных затруднений в КР № 1. |
1) Актуализировать основную цель урока. 2) Организовать перечисление учащимися знаний, запланированных для рефлексивного анализа (определений, алгоритмов, свойств и т.д.). 3) Проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и, если потребуется, согласовать отметки учеников с отметками учителя. 4) В ходе пошагового сопоставления контрольных работ с эталоном для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи) организовать: выявление учащимися места и причины затруднений; либо фиксацию отсутствия затруднений в ходе выполнения заданий и их обосновании. |
IV Коррекция выявленных затруднений |
Цель: организовать коррекционную деятельность учащихся. |
1) Организовать уточнение учащимися индивидуальных целей будущих учебных действий. 2) Организовать согласование плана достижения этих целей (на основе известного алгоритма самопроверки и исправления ошибок). 3) Организовать реализацию согласованного плана действий: организовать исправление ошибок с помощью предложенного эталона для самопроверки. организовать выполнение заданий на те знания, применение которых вызвало затруднение (часть заданий может войти в домашнюю работу). организовать самопроверку тренировочных заданий по образцу. |
V Обобщение затруднения во внешней речи |
Цель: организовать закрепление учащимися знаний (определений, правил, свойств и пр.), вызвавших затруднение. |
1) Организовать обсуждение типовых затруднений. 2) Организовать проговаривание учащимися, допустившими ошибки, тех определений, правил, свойств, которые вызвали затруднение. |
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять знания (определения, правила, свойства и пр.), запланированные для рефлексивного анализа и создание (по возможности) ситуации успеха. |
Для учащихся, допустивших ошибки: 1) Организовать выполнение КР № 2, аналогичной КР № 1 (учащиеся выбирают и выполняют задания, аналогичные тем, в которых они допустили ошибки). 2) Организовать самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и знаковую фиксацию результатов. 3) Организовать фиксацию преодоления возникшего затруднения или фиксацию его сохранения. 4) Зафиксировать индивидуальный успех учащихся в контрольно-коррекционной деятельности, создать общий позитивный настрой на ожидание успеха от всех учащихся. Для учащихся, не допустивших ошибки: Организовать самопроверку выполняемых ими дополнительных заданий по подробному образцу и создать (по возможности) ситуацию успеха. |
VII Включение в систему знаний и повторение |
Цель: организовать выполнение заданий, необходимых для обеспечения содержательной непрерывности. |
1) Организовать выполнение заданий поискового, творческого характера, в которых требуется применить изученные знания. 2) Организовать выполнение заданий на подготовку к изучению следующих разделов курса. |
VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Цель: организовать самооценку учащимися своей учебной деятельности. |
1) Организовать фиксацию учащимися цели и способа контрольно-коррекционной деятельности (алгоритм самопроверки и исправления ошибок). 2) Организовать перечисление определений, правил, свойств, вызвавших затруднение. 3) Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности. 4) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. 5) При необходимости определить пути коррекции затруднений, которые не удалось преодолеть на уроке. 6) Организовать выявление направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества). |
Приложение 4
Требования к уроку «Построение системы знаний». Базовый уровень.
Требования ТДМ |
I Мотивация к учебной деятельности |
Цель: организовать включение учащихся в образовательный процесс на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу». |
Сформулировать основную цель урока («надо») – систематизировать изученное. Создать условия для возникновения у учащихся желания включиться коррекционную деятельность («хочу»). Организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»). |
II Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
Цель: подготовить учащихся к систематизации изученных знаний (в завершение изучения некоторого раздела). |
Организовать актуализацию учащимися всех элементов системы, которую предполагается построить (понятий, фактов, способов действий, процессов и пр.). Организовать перечисление и фиксацию ими актуализированных объектов в речи и знаках (эталоны) 3) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для проблемного введения нового знания (анализ, сравнение, обобщение, аналогия и пр.). 4) Организовать пробное действие – самостоятельное выполнение индивидуального задания, связанного с построением связей и отношений между изученными объектами. 5) Организовать фиксацию учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. |
III Проблемное объяснение нового знания |
Цель: систематизировать изученные учащимися знания, установить с помощью подводящего или побуждающего диалога взаимосвязи между ними. |
Зафиксировать причину затруднения – каких именно знаний не хватает для построения системы изученных знаний. Организовать постановку цели самими учащимися (целью всегда является устранение причины затруднения). Сформулировать и согласовать тему урока и план изучения нового Организовать проблемное изложение нового знания (подводящий или побуждающий диалог) с опорой на план. Организовать использование учащимися различных источников информации и/или действий с моделями (схемами, таблицами, формулами и пр.). Организовать фиксацию построенной системы знаний в речи и знаках (с помощью таблицы, схемы или прочих форм, отражающих связи и отношения между элементами построенной системы). Организовать фиксацию преодоления затруднения. |
IV Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Цель: организовать усвоение учащимися связей и отношений между элементами построенной системы. |
1) Организовать выполнение (фронтально, в группах, в парах) заданий, в которых учащиеся восстанавливают недостающие элементы системы, выстраивают их в нужном порядке и пр. 2) Организовать проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование с помощью эталона. |
V Самостоятельная работа с самопроверкой |
Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять новое знание о связях и отношениях между элементами построенной системы в типовых условиях и коррекцию допущенных ошибок. |
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение знаний о связях и отношениях между элементами построенной системы. 2) Организовать самопроверку самостоятельной работы. 3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. 4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ученика*. ____________________ * В случае, когда при выполнении самостоятельной работы допущена ошибка, ситуация успеха заключается в ее выявлении и исправлении. |
VI Включение нового знания в систему знаний и повторение |
Цель: 1) выявить границы применимости нового знания и включить его в систему ранее изученных знаний; 2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. |
1) Организовать выполнение учащимися заданий, в которых они расширяют свои представления о построенной системе, границах ее применения и связях с другими известными системами. 2) Организовать выполнение заданий, связанных либо с повторением и применением изученных ранее знаний, либо с подготовкой к изучению следующих тем. |
VII Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Цель: подвести итог урока и определить направления дальнейшей учебной деятельности. |
1) Организовать фиксацию учащимися поставленной цели и нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать соотнесение цели и результатов, фиксацию степени их соответствия. 3) Организовать самооценку учениками своей работы на уроке. 4) Организовать фиксацию направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества). |