Речевые разминки для проведения в школе
Материалы для речевых разминок
I. Упражнения на дыхание
Необходимо решить следующие задачи:
1) научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержка дыхания, добор воздуха), а также разные типы выдоха (непрерывный и прерывистый);
2) выработать умение делать правильный вдох (носом);
3) увеличивать объем легких;
4) развивать умение правильно выдыхать;
5) научить делать правильно добор воздуха и т.д.
1. Сделайте глубокий вдох на счет «раз». Следите, чтобы воздух не останавливался в грудной клетке, а проходил до диафрагмы, до средней части туловища. Задержите дыхание на «раз-два-три», затем медленно выдохните, считая про себя. Запомните, на каком счете вы израсходуете весь воздух. Повторяя упражнение, старайтесь продлить дыхание.
2. Представьте, что рядом с вами кружится, падая, пушинка. А вам захотелось поиграть с ней, не давая ей упасть с помощью энергично выдыхаемого воздуха, который «подбрасывает» пушинку снова вверх.
3. Измените работу на выдохе: вместо счета произносите вслух поочередно звуки «с» - «з».
4. «Посчитаем Егорок». Проговорите скороговорку: «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки», после этого выдохните остаток воздуха, сделайте новый глубокий вдох и считайте Егорок, не склоняя это имя. Например, «Раз Егорка, два Егорка…» Как только воздух закончится, упражнение прекращается. При повторении упражнения старайтесь улучшить свой результат.
5. «Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ ». Представьте себе, как поезд набирает ход. Постарайтесь произнести скороговорку «Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ; ж, ч, ш, щ; ж, ч, ш, щ;», постепенно наращивая темп при повторении перечисленных звуков.
6. «Поехали на лифте». Сделайте вдох и начинайте объявлять этажи громко, ясно:
- Первый этаж!
- Второй этаж!
- Третий этаж!
Перечислите этажи с первого до пятого, а затем начните считать в обратном порядке без добора воздуха. Попробуйте подняться на лифте двенадцатиэтажного дома. Можно выполнять упражнение, повышая и понижая тембр голоса.
7. Счет на внимание. Ведущий разминку начинает считать вслух, время от времени плавно или резко менять громкость от шепота до почти крика или наоборот. Задача остальных – повторять за ведущим, следить за изменением громкости.
8. «Выдох через соломинку». Представьте, что у вас в руках тоненькая соломинка. Поднесите ее ко рту и, вдохнув, постарайтесь весь запас воздуха из ваших легких выдохнуть через маленькое отверстие в этой воображаемой соломинке. Постарайтесь выдыхать как можно дольше.
9. Посчитайте от 1 до 10 с постепенным увеличением темпа. Примерно так:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.
10. Посчитайте от 1 до 10 с постепенным замедлением темпа. Примерно так:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.
11. «Горка». Посчитайте до 10, постепенно увеличивая громкость, а после 5 уменьшая ее.
5
4 6
3 7
2 8
1 9
10
12. Постарайтесь перечислить буквы алфавита на одном дыхании.
13. Упражнение на распределение дыхания. Прочитайте текст из сказки А. Милна «Вини пух и все-все-все» правильно распределяя паузы, интонируя предложения. Повторять текст, пока не удастся добирать воздух всего два раза.
«Представьте себе, как обрадовался Пятачок, когда наконец увидел корабль. Потом долгие годы спустя он любил думать о том, что был в очень большой опасности во время этого ужасного потопа, но единственная опасность ему угрожала только в последние полчаса его заключения, когда Сова уселась на ветку и, чтобы его морально поддержать, стала рассказывать ему длиннейшую историю про свою Тетку, которая однажды по ошибке снесла гусиное яйцо; и история эта тянулась и тянулась, совсем как эта фраза, пока Пятачок, который слушал Сову, высунувшись в окно, потеряв надежду на спасение, начал засыпать и, естественно, стал помаленьку вываливаться из окна; но, к счастью, в этот момент, когда он держался только одними копытцами задних ног, Сова громко вскрикнула, изображая ужас своей Тетки и ее голос, когда она (Тетка) обнаружила, что яйцо действительно гусиное, Пятачок проснулся и как раз успел юркнуть обратно и сказать: «Ах, как это интересно!» - словом, вы можете себе представить его радость, когда он увидел славный корабль, который плыл ему на выручку… Ну, эта история здесь по сути дела кончается, а я так устал от этой последней фразы, что тоже не прочь бы кончить…»
II Артикуляционные упражнения
Необходимы для «разогревания» мышц языка, губ и щек, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при говорении; помогают снять психологический «барьер молчания».
Для языка.
1. «Колечко». Загните кончик языка так, чтобы он «заглянул» вам в гортань. Подержите в таком положении язык 2 – 3 сек., а затем расслабьте.
2. «Язык змеи». Высуньте язык и сделайте его кончиком 2 – 3 движения вверх – вниз. При повторении этого упражнения помните, что язык нужно высовывать очень быстро, и еще быстрее его убирать.
3. «Завиток». Загните кончик языка так, чтобы он прикоснулся к уздечке языка. Подержите в таком положении язык 2 – 3 сек., а затем расслабьте.
4. «Самый длинный язык». Высуньте язык и попробуйте достать им кончика носа. А теперь кончика подбородка. Далее левого уха, потом правого. Повторите упражнение.
5. «Трубочка». Покажите, что язык вас слушается: приподнимите его с боков так, чтобы он «свернулся в трубочку» по всей длине. Расслабьте, повторите упражнение, увеличивая темп.
6. «Распорка». Упражнение получается далеко не у всех. Нужно поставить язык перпендикулярно зубам «на ребро» как распорку во рту, а потом перевернуть на другое «ребро».
7. «Проколи щеку». Напрягите кончик языка и упритесь им в щеку изнутри. Повторяйте, попеременно «прокалывая» то правую, то левую щеку. (для языка и щек)
Для губ.
8. «Хоботок». Изо всех сил сожмите губы в кружок так, чтобы между ними оставалось небольшое пространство, и выпятите их вперед. Подвигайте «хоботком» влево, вправо, вверх, вниз, по кругу по часовой и против часовой стрелки.
9. «У кого губы краснее?» Покусайте осторожно губы, чтобы они покраснели. Не переусердствуйте.
10. «Покажи зубки». Оттопырьте губы так, чтобы обнажились десны. Поочередно то верхнюю губу оттопыривать, то нижнюю.
11. «Грустно – весело». Сначала представьте себе, что вам грустно и обидно; плотно сожмите губы (сложите губы бантиком). Вдруг вас кто-то рассмешил, и у вас рот растянулся в улыбке. Продолжайте сжимать и растягивать губы 3 – 4 раза, постепенно увеличивая темп. (для губ и щек)
12. «Ёжик». Попыхтите, как это делает спешащий ёжик: «Пых-пых-пых…» Делайте это упражнение столько, насколько хватит запаса воздуха. (Для губ и дыхания)
Упражнения на зевание (выполняются с зеркальцем).
1. Откройте рот, рассмотрите полость зева и зевните.
2. Рот закрыт, ноздри расширены, зевните с закрытым ртом.
3. Произнесите несколько раз звуки [к], [г], [к-г], [г-к]. Они укрепляют мышцы глотки.
4. произнесите [а-о-у], стараясь шире раскрыть не рот, а полость зева.
III Дикционные упражнения
Нужно: 1) продемонстрировать смыслоразличительную функцию четкого артикулирования
звуков;
2) научить слышать артикуляционные недочеты в своей и чужой речи;
3) добиться отчетливого произнесения похожих по звуковому составу слов.
1. «Зевота».
Отводим прямые руки вниз-назад, со вкусом потягиваемся, широко открываем рот, языком сильно давим изнутри на нижнюю челюсть, говорим «А-а» – фиксируем и держим 1 секунду.
Затем закрываем рот, тянем губы вперед, с силой сжимаем их в недовольную старческую розочку и мычим «М-м» – фиксируем и держим 1 секунду. 5-6 раз.
2. «Штопор».
Язык во рту поворачиваем вертикально – ставим его «на ребро» левое-правое поочередно. Челюсть чуть опущена, рот можно не открывать. 6 раз в каждую сторону.
3. «Складка».
Складывая язык пополам, кладем его кончик на середину языка поближе к основанию и, сильно прижимая, «протираем» кончиком середину, двигая его вперед к зубам. 5-6 раз.
4. «Круги».
Кончик языка помещаем между верхними зубами и верхней губой. Напряженным языком делаем под напряженными губами широкие энергичные круги по часовой стрелке 6 раз, затем в обратную сторону 6 раз
5. «Укол зонтиком».
Челюсть чуть опущена, напряженным языком давим изнутри на напряженную щеку – держать 1 сек. Затем на другую. По 6 раз в каждую сторону.
6. «Массаж».
Мягко, осторожно разминаем-покусываем зубами язык.
7. «Нажимы».
Сильно давим кончиком языка на передние сомкнутые зубы, словно пытаясь вытолкнуть их вперед – держать 1 сек. Расслабить – 1 сек. 5-6 раз.
8. «Кошечка».
С силой прижимаем язык всей плоскостью к нёбу – держать 1 сек. Затем с силой прижимаем вниз – держать 1 сек. – по 6 раз в каждом направлении.
9. «Кисточка».
Расширенным кончиком языка, с силой придавливая, словно кистью, «раскрашиваем» нёбо плавными медленными движениями от зубов к гортани и обратно. По 6 раз в каждом направлении.
10. «Трубочка».
Поднимем края языка, получившуюся трубочку высовываем вперед и с силой выдуваем через нее воздух. 5-6 раз.
11. «Поза Льва» – йоги знают )).
Вытаскиваем язык вперед-вниз и достаем кончиком языка подбородок. Чтобы лучше получалось, приподнимаем вперед-вверх корень языка. 5-6 раз.
Очень полезное упражнение при начале простуды и всяких охриплостей в горле – лучше всяких аптечных леденцов и шипучек. Также настоятельно рекомендуется использовать его вместо традиционных «прочисток горла» («кхм-кхм»), которые дерут горло, словно наждаком, и потому весьма вредны.
12. «Поза Тигра» – это я уже от себя добавил, в йоге не ищите ))
Вытаскиваем язык вперед-вверх и достаем кончиком языка кончик носа. При затруднении можно помогать рукой )). 5-6 раз.
13. «Лошадка».
Здесь все очень просто – не открывая рот, с силой выдыхаем воздух, чтобы расслабленные губы фыркали, как у лошади. Упражнение расслабляет уставшие мышцы, можно его использовать в качестве отдыха в промежутках между другими упражнениями.
Количество упражнений регулируйте по самочувствию, можете выбрать для начала пять-шесть самых полюбившихся. Уже через семь-десять дней Вы легко одолеете весь комплекс – да еще с десятью-двенадцатью повторами вместо пяти-шести.
Как Вы заметили, друзья, упражнения 2-12 направлены, в основном, на разминку языка. Вторая часть этой замечательной гимнастики помогает хорошо подготовить к работе губы – мы разучим ее в следующий раз. А сейчас – пора практиковаться!
Садварий Жанна Владиславовна
Координатор конкурсов
Садварий Жанна Владиславовна
Администрация сайта «УРОК.РФ»