12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пятых Светлана Николаевна38
Учу детей правильно произносить звуки, слушать и слышать себя, познавать окружающий мир
Россия, Челябинская обл., Миасс
5

Доклад «Использование логофоноритмики по охране и укреплению голоса и дыхания у детей с дизартрией»

Пятых С.Н.

учитель-логопед

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОФОНОРИТМИКИ

ПО ОХРАНЕ И УКРЕПЛЕНИЮ ГОЛОСА И ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Основным показателем развития ребенка старшего дошкольного возраста является готовность к школе, которая предполагает развитие всех психических процессов: восприятия, внимания, мышления и речи, а также достаточную степень развития общения, эмоционально-волевой сферы.

Проведенный анализ научно-методической литературы выделил группу детей, оказавшуюся совершенно не готовой к обучению в школе. Это дети с задержкой психического развития, имеющие сложную структуру дефекта – нарушение речи системного характера, при котором нарушены все составляющие компоненты речи с одной стороны и отставание в развитии всех психических процессов с другой стороны.

Наряду с этим нарушениями детям присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется нарушением координации движений, снижением ловкости, точности выполнения движений, особенно по словесной инструкции.

Поэтому разработанная мною система познавательных логофоноритмических занятий включена в программу коррекции речевых нарушений наших воспитанников.

Регулярное и систематическое применение комплексной познавательной логофоноритмики способствует формированию и укреплению, следовательно, и здоровьесбережению дыхания, голоса и артикуляционного аппарата, компенсации недостатков слуховых, речевых и двигательных навыков; а также необходимых психических процессов и эмоционально-волевой сферы в процессе преодоления речевых нарушений. Нестандартная организация занятий побуждает ребенка с задержкой психического развития активно участвовать в учебном процессе и способствует повышению эффективности усвоения программных задач.

Коррекционная работа проводится комплексно, включая медико-педагогическую работу и логопедическую помощь, и осуществляется в тесном взаимодействии с родителями, для которых разрабатываются методические рекомендации и специальные обучающие консультации.

Цель работы: повышение эффективности коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушение речи системного характера

Задачи:

Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

Провести изучение детей данной категории.

Выявить особенности речевого развития детей с нарушением речи системного характера

Разработать комплекс коррекционных мероприятий по устранению нарушения речи системного характера с применением познавательной логофоноритмики.

Дыхание – одна из главных функций жизнеобеспечения человека. Органы дыхания также осуществляют голосообразовательную и артикуляторную функции. Устойчивое дыхание, хорошо звучащий голос, нормативное произношение звуков - главные критерии правильной речи. Своевременное предупреждение и устранение недостатков голоса и дыхания ребенка является актуальной задачей по здоровьесбережению всех наших детских садов.

Основной контингент детского сада компенсирующего вида – это дети с дизартрией, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств.

Голос и артикуляционные расстройства наблюдаются с нарушением дыхания (вдох слабый, укороченный), из-за парезов языка и неба. Нарушение голосообразование происходит за счет нарушения мышц гортани, поэтому у детей с дизартрией сила голоса минимальная, голос немодулированный, слабый. Из-за совокупности этих нарушений речь малопонятна, трудно воспринимаемая на слух. Все это указывает на необходимость системы коррекционно-педагогического воздействия, направленного на формирование координированных действий дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата и двигательного тонуса.

У детей данного дошкольного учреждения с задержкой психического развития, у которых неустойчивое переключение внимания, снижен процесс запоминания, нарушена слухоречевая координация низкий интерес к таким занятиям. Следовательно, надо использовать такую систему упражнений, которая, с одной стороны устранит нарушенные функции, а с другой – сформирует функциональные системы ребенка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, т.е. развитие речевой функциональной системы и неречевых психических процессов.

Предлагаемая система упражнений по логофоноритмики составлена с опорой на возрастные, психофизиологические и речевые возможности детей и имеет цели:

развитие навыков речевого дыхания;

укрепление гортани и развитие голоса;

формирование слуховых, речевых и двигательных навыков;

развитие психических процессов.

Обучение проводится как с помощью известных методических приемов, так и с использованием собственных приемов и методов. Вокально-артикуляционные методы применяются для развития артикуляционного аппарата, голоса и дыхания, применение наглядного материала (иллюстрации, игрушки, карточки - символы) переводит образы-представления в образы-понятия, что очень важно для данной категории детей. В процессе работы ребенка учат слушать самого себя.

Основными методами работы являются: двигательно-кинестетический и слухо-кинестетический. В процессе работы устанавливаются связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательными ощущениями при его произнесении.

Введение игровых приемов побуждает каждого ребенка принять участие в учебном процессе, настраивает на положительное эмоциональное состояние детей. Стихи и рассказы, сопровождаемые движениями рук, необходимы для развития плавности и выразительности речи, автоматизации звуков, речевого слуха и речевой памяти, координации речи и движения.

С целью достижения наибольшего эффекта учитывается принцип этапности, определяющий логическую последовательность приобретения, закрепления и совершенствования всего комплекса знаний, умений и навыков. В его основу положен подход от простого к сложному.

Вся работа состоит из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный, которые должны проходить в строгой последовательности.

Подготовительный этап включает:

формирование воздушной струи, параллельно с формированием правильного звукопроизношения, развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики;

отработка правильного соотношения вдоха и выдоха, направленности выдоха;

увеличение длительности речевого выдоха;

формирование рационального фонационного (озвученного) выдоха.

Последовательность работы на подготовительном этапе:

показ педагогом правильного вдоха и выдоха;

введение карточки-символа;

произношение изолированного гласного звука на выдохе;

слитное произношение нескольких гласных звуков на выдохе;

произношение согласных звуков на выдохе;

произношение слогов, слов и фраз на выдохе, сопровождаемые движениями рук и чтением литературных произведений.

 

z1694715203.png

 

Основной этап включает:

развитие силы, высоты, модуляции голоса, расширение его диапазона, улучшения речевого тембра;

развитие дыхания и артикуляционной моторики;

развитие речевого слуха и речевой памяти, координации речи и движения.

Последовательность работы на основном этапе:

показ педагогом правильного голосообразования;

использование алгоритмов разной сложности;

самостоятельная работа детей с алгоритмами;

повышение и понижение голоса при произношении гласных звуков, сочетаний из двух и трех гласных, при произнесении слогов и слов;

выполнение фонопедических упражнений под чтение литературных произведений, сопровождая движениями рук.

  

 

u1694793849.png

 

p1694715583.png

 

Заключительный этап включает:

контроль над дыханием и артикуляцией;

обучение произвольному изменению силы и высоты голоса, расширение его мелодического диапазона;

воспитание умения ритмично выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

умение перевоплощаться, проявляя свои художественные, творческие способности;

воспитание личностных качеств, чувства коллективизма;

Последовательность работы на заключительном этапе:

совершение действия по показу педагога;

озвучивание картинок;

сопровождение стихотворения звукокомплексом;

составление своих пластических этюдов с сопровождением фонационного выдоха.

Логофоноритмическое упражнение «Перед дождем»

(по методу Емельянова В.)

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

 

o1694793824.jpg
(дети делают усиление и затихания звука [у], разводя и соединяя руки)

 

Ель надломленная стонет,

 

x1694715623.png
(Делают штро-басс на связках на звук [а])

 Глухо шепчет темный лес.

 

c1694715647.png
(Тихо и долго произносят «пата-пата-пата…» на одном дыхании)

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

c1694715698.png
(Поднимают руки и произносят короткие звуки [а], начиная с самого высокого и постепенно опускаясь к самому низкому, показывая высоту звука мягкими взмахами кистей рук)

 

Над струей, сухой и острой,

Набегает холодок.

 

g1694715725.png
(На одном дыхании произносят звук [у], делая голосом волну и показывая движение рукой)

 

На основе опыта работы был сделан вывод, что в коррекционной работе с детьми, страдающими дизартрией и задержкой психического развития, положительную роль может сыграть логофоноритмика, включающая в себя формирование координированных действий дыхательного, голосового и двигательного тонуса.

Регулярное и систематическое применение логофоноритмических упражнений способствует формированию и укреплению, следовательно, и здоровьесбережению дыхания, голоса и артикуляционного аппарата в процессе преодоления дизартрии.

Нестандартная организация занятий побуждает ребенка с задержкой психического развития участвовать в учебном процессе, а значит, и компенсировать недостатки слуховых, речевых и двигательных навыков; а также необходимых психических процессов и эмоционально-волевой сферы. ​​​​​​​

Используемая литература:

Емельянов В., Трифонова И. Первый уровень: Развивающие голосовые игры. Раменское, 1999

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007

Лазарев М.Л. Здравствуй! М., 1997

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.