Доклад «Использование логофоноритмики по охране и укреплению голоса и дыхания у детей с дизартрией»
Пятых С.Н.
учитель-логопед
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОФОНОРИТМИКИ
ПО ОХРАНЕ И УКРЕПЛЕНИЮ ГОЛОСА И ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Основным показателем развития ребенка старшего дошкольного возраста является готовность к школе, которая предполагает развитие всех психических процессов: восприятия, внимания, мышления и речи, а также достаточную степень развития общения, эмоционально-волевой сферы.
Проведенный анализ научно-методической литературы выделил группу детей, оказавшуюся совершенно не готовой к обучению в школе. Это дети с задержкой психического развития, имеющие сложную структуру дефекта – нарушение речи системного характера, при котором нарушены все составляющие компоненты речи с одной стороны и отставание в развитии всех психических процессов с другой стороны.
Наряду с этим нарушениями детям присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется нарушением координации движений, снижением ловкости, точности выполнения движений, особенно по словесной инструкции.
Поэтому разработанная мною система познавательных логофоноритмических занятий включена в программу коррекции речевых нарушений наших воспитанников.
Регулярное и систематическое применение комплексной познавательной логофоноритмики способствует формированию и укреплению, следовательно, и здоровьесбережению дыхания, голоса и артикуляционного аппарата, компенсации недостатков слуховых, речевых и двигательных навыков; а также необходимых психических процессов и эмоционально-волевой сферы в процессе преодоления речевых нарушений. Нестандартная организация занятий побуждает ребенка с задержкой психического развития активно участвовать в учебном процессе и способствует повышению эффективности усвоения программных задач.
Коррекционная работа проводится комплексно, включая медико-педагогическую работу и логопедическую помощь, и осуществляется в тесном взаимодействии с родителями, для которых разрабатываются методические рекомендации и специальные обучающие консультации.
Цель работы: повышение эффективности коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушение речи системного характера
Задачи:
Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
Провести изучение детей данной категории.
Выявить особенности речевого развития детей с нарушением речи системного характера
Разработать комплекс коррекционных мероприятий по устранению нарушения речи системного характера с применением познавательной логофоноритмики.
Дыхание – одна из главных функций жизнеобеспечения человека. Органы дыхания также осуществляют голосообразовательную и артикуляторную функции. Устойчивое дыхание, хорошо звучащий голос, нормативное произношение звуков - главные критерии правильной речи. Своевременное предупреждение и устранение недостатков голоса и дыхания ребенка является актуальной задачей по здоровьесбережению всех наших детских садов.
Основной контингент детского сада компенсирующего вида – это дети с дизартрией, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств.
Голос и артикуляционные расстройства наблюдаются с нарушением дыхания (вдох слабый, укороченный), из-за парезов языка и неба. Нарушение голосообразование происходит за счет нарушения мышц гортани, поэтому у детей с дизартрией сила голоса минимальная, голос немодулированный, слабый. Из-за совокупности этих нарушений речь малопонятна, трудно воспринимаемая на слух. Все это указывает на необходимость системы коррекционно-педагогического воздействия, направленного на формирование координированных действий дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата и двигательного тонуса.
У детей данного дошкольного учреждения с задержкой психического развития, у которых неустойчивое переключение внимания, снижен процесс запоминания, нарушена слухоречевая координация низкий интерес к таким занятиям. Следовательно, надо использовать такую систему упражнений, которая, с одной стороны устранит нарушенные функции, а с другой – сформирует функциональные системы ребенка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, т.е. развитие речевой функциональной системы и неречевых психических процессов.
Предлагаемая система упражнений по логофоноритмики составлена с опорой на возрастные, психофизиологические и речевые возможности детей и имеет цели:
развитие навыков речевого дыхания;
укрепление гортани и развитие голоса;
формирование слуховых, речевых и двигательных навыков;
развитие психических процессов.
Обучение проводится как с помощью известных методических приемов, так и с использованием собственных приемов и методов. Вокально-артикуляционные методы применяются для развития артикуляционного аппарата, голоса и дыхания, применение наглядного материала (иллюстрации, игрушки, карточки - символы) переводит образы-представления в образы-понятия, что очень важно для данной категории детей. В процессе работы ребенка учат слушать самого себя.
Основными методами работы являются: двигательно-кинестетический и слухо-кинестетический. В процессе работы устанавливаются связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательными ощущениями при его произнесении.
Введение игровых приемов побуждает каждого ребенка принять участие в учебном процессе, настраивает на положительное эмоциональное состояние детей. Стихи и рассказы, сопровождаемые движениями рук, необходимы для развития плавности и выразительности речи, автоматизации звуков, речевого слуха и речевой памяти, координации речи и движения.
С целью достижения наибольшего эффекта учитывается принцип этапности, определяющий логическую последовательность приобретения, закрепления и совершенствования всего комплекса знаний, умений и навыков. В его основу положен подход от простого к сложному.
Вся работа состоит из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный, которые должны проходить в строгой последовательности.
Подготовительный этап включает:
формирование воздушной струи, параллельно с формированием правильного звукопроизношения, развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики;
отработка правильного соотношения вдоха и выдоха, направленности выдоха;
увеличение длительности речевого выдоха;
формирование рационального фонационного (озвученного) выдоха.
Последовательность работы на подготовительном этапе:
показ педагогом правильного вдоха и выдоха;
введение карточки-символа;
произношение изолированного гласного звука на выдохе;
слитное произношение нескольких гласных звуков на выдохе;
произношение согласных звуков на выдохе;
произношение слогов, слов и фраз на выдохе, сопровождаемые движениями рук и чтением литературных произведений.
Основной этап включает:
развитие силы, высоты, модуляции голоса, расширение его диапазона, улучшения речевого тембра;
развитие дыхания и артикуляционной моторики;
развитие речевого слуха и речевой памяти, координации речи и движения.
Последовательность работы на основном этапе:
показ педагогом правильного голосообразования;
использование алгоритмов разной сложности;
самостоятельная работа детей с алгоритмами;
повышение и понижение голоса при произношении гласных звуков, сочетаний из двух и трех гласных, при произнесении слогов и слов;
выполнение фонопедических упражнений под чтение литературных произведений, сопровождая движениями рук.
Заключительный этап включает:
контроль над дыханием и артикуляцией;
обучение произвольному изменению силы и высоты голоса, расширение его мелодического диапазона;
воспитание умения ритмично выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
умение перевоплощаться, проявляя свои художественные, творческие способности;
воспитание личностных качеств, чувства коллективизма;
Последовательность работы на заключительном этапе:
совершение действия по показу педагога;
озвучивание картинок;
сопровождение стихотворения звукокомплексом;
составление своих пластических этюдов с сопровождением фонационного выдоха.
Логофоноритмическое упражнение «Перед дождем»
(по методу Емельянова В.)
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
(дети делают усиление и затихания звука [у], разводя и соединяя руки)
Ель надломленная стонет,
(Делают штро-басс на связках на звук [а])
Глухо шепчет темный лес.
(Тихо и долго произносят «пата-пата-пата…» на одном дыхании)
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
(Поднимают руки и произносят короткие звуки [а], начиная с самого высокого и постепенно опускаясь к самому низкому, показывая высоту звука мягкими взмахами кистей рук)
Над струей, сухой и острой,
Набегает холодок.
(На одном дыхании произносят звук [у], делая голосом волну и показывая движение рукой)
На основе опыта работы был сделан вывод, что в коррекционной работе с детьми, страдающими дизартрией и задержкой психического развития, положительную роль может сыграть логофоноритмика, включающая в себя формирование координированных действий дыхательного, голосового и двигательного тонуса.
Регулярное и систематическое применение логофоноритмических упражнений способствует формированию и укреплению, следовательно, и здоровьесбережению дыхания, голоса и артикуляционного аппарата в процессе преодоления дизартрии.
Нестандартная организация занятий побуждает ребенка с задержкой психического развития участвовать в учебном процессе, а значит, и компенсировать недостатки слуховых, речевых и двигательных навыков; а также необходимых психических процессов и эмоционально-волевой сферы.
Используемая литература:
Емельянов В., Трифонова И. Первый уровень: Развивающие голосовые игры. Раменское, 1999
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007
Лазарев М.Л. Здравствуй! М., 1997