Публикация «Решение ситуационных задач на уроках окружающего мира»
«Решение ситуационных задач на уроках окружающего мира»
Современному обществу нужен человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению новой информации, способный принимать правильные решения, поэтому развитие ребёнка с помощью школы должно строиться через самореализацию, самообразование, самоопределение и саморазвитие.
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО ориентирован на выпускника начальной школы, который должен осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, уметь применять полученные знания на практике.
Уроки окружающего мира уже сами по себе предполагают опору на жизненный опыт учащихся. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения, поставленных перед ними задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.
В урочной и внеурочной деятельности я использую продуктивные формы групповой работы. Поскольку групповая работа является одним из средств формирования функциональной грамотности, где каждый обучающийся активно включается и погружается в процесс учебной деятельности.
Для формирования практика – ориентированных знаний учащихся, на уроках я использую метод ситуационных заданий.
Ситуационное задание актуализирует для учащихся теоретический материал, делает его личностно значимым. При таком построении урока материал осознается учащимися сразу же в тесной взаимосвязи с практической деятельностью и дальнейшими возможностями его применения.
Практика – ориентированные задания, которые я применяла на уроке – систематизации и обобщения знаний, урок окружающего мира в 3 классе по разделу «Мы и наше здоровье». Проект «Школа кулинаров» Урок построен в формате групповой и парной работы.
Практическая работа 1: «Изучаем состав продуктов.»
Цель: узнать, какие питательные вещества, в каком количестве содержатся в разных продуктах.
Оборудование: упаковки различных продуктов.
Ход работы: заполнить таблицу 1.
Таблица 1 - «Изучаем состав продуктов.»
Продукты | Пищевая ценность (содержание в 100г) | |||
| Белки | Жиры | Углеводы | Калорийность |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
На рисунке 1, 2 представлена групповая работа по выполнению практической работы 1.
Рисунок 1. Рисунок 2
В практической работе обучающиеся изучали содержание упаковки некоторых продуктов. (упаковки были принесены из дома) Задача, которая была поставлена – рассмотреть содержание упаковки, выяснить – какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в данном продукте. Необходимо было провести анализ 3 продуктов. Результаты исследования занести в таблицу и сравнить.
Задание: Составь памятку правильного питания.
Это задание «житейского содержания». Из группы предложений необходимо выбрать те предложения, которые можно отнести к правилам правильного питания. Для памятки - расположить эти предложения в нужной последовательности.
Нужно стараться есть разнообразную пищу. |
Если хочешь – ешь пельмени, хоть целый месяц. |
В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей. |
Мучного и сладкого надо есть поменьше. |
Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. |
Нужно стараться есть в одно и то же время. |
Жареная, копченая, соленая, острая пища может быть вкусной. Ешь её побольше. |
Кушать надо тогда, когда проголодался. |
Утром перед школой надо обязательно завтракать. |
Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался. |
Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна. |
Перед сном покушай плотно. |
Практическая работа 2: «Готовим завтрак. Оцениваем его полезные свойства.»
Задача:
1.Подбери ингредиенты по рецепту.
2. Занеси в таблицу 2 количество белков, жиров, углеводов по каждому продукту.
3. Занеси в таблицу количество калорией по каждому продукту.
3. Посчитайте общее количество белков, жиров, углеводов, калорией.
Сделать вывод о калорийности блюд.
Таблица 2 – Компоненты и калорийность каши «Дружба»
| Таблица 2.1. – Компоненты и калорийность рисовой каши
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2.2. – Компоненты и калорийность каши из овсяной крупы
|
Для выполнения этой работы были предложены модели продуктов, таблица для заполнения данных, и исходная таблица 3, из которой ребята извлекали необходимую информацию. У каждой группы были рецепты разных каш (это рисовая, каша «Дружба», каша из овсяной крупы), поэтому модели продуктов отбирались строго по рецептам.)
Таблица 3. – Энергетическая ценность, мера, вес,
|
|
Так как в группах были разные рецепты каш, поэтому при сравнении результатов, об-ся было интересно узнать, в какой каше больше белков, в какой жиров, в какой углеводов. И какая каша самая калорийная.
Хочу обратить внимание, что все практические работы должны содержать четкую пошаговую инструкцию
Следующий вид деятельности – составление пирамиды питания. На 1 этапе – каждая группа работает с информацией, готовит сообщение о конкретной ступени пирамиды питания, составляют по 3 вопроса для других групп – развиваем критическое мышление.
На 2 этапе из моделей продуктов обучающиеся составляют пирамиду питания на флип-чарте. Если группа работала с 1 ступенью пирамиды питания – цельно зерновые продукты, выбирают модели продуктов, которые соответствуют этой ступени и прикрепляют на фдип-чарт. (это макароны, различные крупы), если это 2 ступень – овощи и фрукты, если 3 ступень - мясо, рыба, птица и молочные продукты. 4 ступень – молочные продукты, йогурты, сыр, 5 ступень- соль, сахар и сладости. Эта работа представлена на рисунке 3, 4, 5.
Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5
Сделаем вывод:
Все задания, которые использовались на уроке, направлены на формирование таких умений, как:
Сравнивать, анализировать, классифицировать
Использовать модели
Связывать, соотносить
Интерпретировать информацию
Находить решения
Объяснять
Представлять необходимую информацию в виде таблицы
Урок, включающий практика-ориентированные задания, позволяет уч-ся стать полноправным участником уч. процесса, где оцениваются все продукты учебно- познавательной деятельности уч-ся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия каждого.
Литература:
1.Т.И. Жилина, Е.И. Прынь; /: инструктивно-методическое пособие «Азбука здорового питания школьника»
. – Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края. 2021. 108 с.
2.Видео урока (мой Ютуб канал)
Урок по окружающему миру 3 класс (1 часть)
https://m.youtube.com/watch?v=OCsV42ykKHI&t=850s
Урок по окружающему миру 3 класс (2 часть)
https://m.youtube.com/watch?v=WWHUddjiPt4&t=10s
3. Википедия - Пирамида питания - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0_%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F
4. Крупская О.А. «Ситуационные задачи в учебном процессе в начальной школе» Сборник задач – Томск – 2011, 84 с.
4. Фоксфорд – Образовательная платформа. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/pravilnoe-pitanie-shkolnika
4