Сценарий конкурсной программы «Режиссеры своей судьбы»
Наименование номинации: Сценарные разработки уроков, занятий, внеклассных мероприятий, мероприятий внеурочной деятельности
Тема работы: «Режиссеры своей судьбы»
Форма: Конкурсная программа с элементами тренинга
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………. |
3 |
Сценарий конкурсной программы с элементами тренинга «Режиссеры своей судьбы»……………………………………………………………… |
6 |
Список литературы……………………………………………………….. |
11 |
Приложения………………………………………………………………… |
12 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Цель воспитания –
научить наших детей обходиться без нас»
Эрнест Легуве, французский писатель
Современная политическая и экономическая обстановка в стране создает потребность в воспитании нового типа личности – человека, уверенного в себе, умеющего брать ответственность на себя, принимать нестандартные решения, уметь плодотворно взаимодействовать с другими членами общества.
Успех в социуме требует набора определенных знаний и умений, которые могут помочь ребенку определить собственную жизненную позицию и благополучно реализовывать ее в рамках той или иной деятельности. Успех во многом зависит от умения работать в условиях конкуренции, а, следовательно, главным и наиболее важным качеством человека становится конкурентоспособность.
Конкурентоспособность – «это свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными». Чтобы быть конкурентоспособным, нужно быть человеком с особой энергетикой, остро чувствовать проблему, иметь своеобразный набор качеств, свойств. То есть конкурентоспособный человек – это, прежде всего, успешный человек, профессионал своего дела, лидер.
А кто такой лидер – это «режиссер своей судьбы», этот тот, кто сам пишет сценарий своей жизни, тот, кто может проявлять инициативу и быть ответственным за принимаемые решения.
Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо делать в процессе воспитания и обучения. Подростковый возраст — это время, когда развиваются важнейшие качества личности, позволяющие ей шагнуть во взрослую жизнь. Работая с подростками, к сожалению, сегодня можно наблюдать безынициативность, пассивность, неумение организовать жизнь коллектива, социальную апатию и даже равнодушие к жизни общества. Большое значение имеет то, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем.
Цель конкурсной программы – создание условий для раскрытия лидерского потенциала подростков, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать, работать в команде.
Задачи:
Развитие организаторских способностей подростков.
Выявление уровня готовности к лидерству, способствование его повышению.
Развитие навыков работы в группе, команде.
Адресат: обучающиеся 9 – 11 классов.
Предлагаемая конкурсная программа не требует предварительной подготовки детей.
Этапы проведения конкурсной программы:
Подготовительный этап:
– разработка сценария, вопросов, подготовка оборудования.
Основной этап:
– проведение конкурсной программы
Заключительный этап:
– подсчет баллов и награждение участников.
Конкурсная программа начинается с приветственного слова ведущего, в котором актуализируются цель и задачи конкурсной программы, представляются члены жюри. Далее участникам в игровой форме предлагается разделиться на 3 команды.
В конкурсной программе 5 конкурсов:
1. Конкурс «Представление команд». Цель конкурса: Развитие чувства товарищества и взаимопомощи, осознание себя командой.
Психологический смысл конкурса: Сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
2. Конкурс «Быстрый счет». Цель конкурса: Повысить тонус группы, выявить потенциального лидера.
Психологический смысл конкурса: Участники в игровой форме учатся эффективному взаимодействию в команде на основе невербального восприятия друг друга.
3. Конкурс «Нестандартный прием». Цель конкурса: Развитие интеллектуального потенциала личности, творческих, мыслительных способностей.
Психологический смысл конкурса: У участников открывается простор для применения фантазии, образного, логического, аналитического мышления.
4. Конкурс «Язык до Киева доведет...». Цель конкурса: Умение быстро и правильно строить речевые сообщения, совершенствование умений публичного выступления.
Психологический смысл конкурса: Участники отрабатывают навыки публичного выступления.
5. Творческий конкурс «Скульптура идеального лидера». Цель конкурса: Развивать творческие способности, построение эффективного командного взаимодействия.
Психологический смысл конкурса: Происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта, развитие ответственности от вклада каждого участника в решении общих задач. Участники в игровой форме учатся эффективному взаимодействию в команде, учатся распределять роли.
На заключительном этапе конкурсной программы жюри оглашают итоги, участники награждаются грамотами и похвальными листами.
Ключевые навыки и умения, формируемые у ребят в процессе участия в конкурсной программе:
– аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные из них, делать собственные выводы и заключения);
– проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения);
– коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы);
– рефлексивные (умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития);
– исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).
Отличительная особенность конкурсной программы состоит в том, что в короткий срок подростки могут оценить свои лидерские качества, осознать, что каждый может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал.
СЦЕНАРИЙ
конкурсной программы с элементами тренинга
«Режиссеры своей судьбы»
– Добрый день, дорогие друзья!
– Не знаю, рады Вы видеть меня или нет, но мне очень хочется, чтобы Вы были рады. Поэтому, если не возражаете, я еще раз поприветствую Вас, а Вы выразите такую радость, словно к Вам пришел Ваш самый любимый певец. Попробуем?
– Добрый день, дорогие друзья!
Нет, это не годиться. Так встречают только не самого известного политика, я же говорю о суперзвезде эстрады. Тут нужно свистеть, кричать, хлопать в ладоши и подпрыгивать одновременно. Вы меня поняли? Вы ждали встречи со мной всю свою сознательную жизнь. Не ели, не спали, только бы увидеть меня. И вот я выхожу на сцену и говорю Вам
– Добрый день, дорогие друзья!
– Это совсем другое дело. Жаль только, что я не артист эстрады, но, быть может, Вы и меня не откажетесь точно так же поприветствовать? Попробуем? Вот, это уже я сама выхожу на сцену и говорю:
– Добрый день, дорогие друзья!
– Спасибо! После такого приветствия я с удовольствием сообщаю Вам о начале нашей конкурсной программы «Режиссеры своей судьбы».
– Давайте поразмыслим …
– Какую роль в театре жизни мы отводим сами себе? Режиссера или зрителя?
– Кто такой режиссер?
– Кто такой зритель?
– Режиссер – это тот, кто пишет сценарий своей жизни. Быть режиссером своей жизни, значит управлять своей жизнью, мотивировать себя, ставить самому себе цели и предпринимать для их реализации действия – это первый шаг к лидерству. Именно эта характеристика будет служить фундаментом ваших дальнейших успехов.
– Кто такой зритель – это пассажир. За него все решают родители, педагоги, правительство и т.д.
– Поднимите руки те, кого устраивает роль зрителя?
– Поднимите руки те, кто режиссер своей жизни?
– Молодцы! Большинство из Вас хотело бы самостоятельно управлять своей жизнью, быть режиссером.
– Какими чертами характера должен обладать режиссер своей жизни?.. В первую очередь он должен быть лидером.
– Сейчас я попрошу выйти ко мне трех самых смелых и самых активных участников.
Игра-разминка «Звездочка, калач, хоровод» (формирование команд).
Каждый из Лидеров выбирает себе в команду по одному игроку. Каждой паре демонстрируются движения: левый калач (взять друг друга под локоть левой рукой), правый калач (взять друг друга под локоть правой рукой), левая звездочка (поднять и соединить левые руки), правая звездочка (поднять и соединить правые руки), хоровод (взяться за руки).
Упражнение выполняется в быстром темпе, движения задаются ведущим в свободном порядке. Члены жюри оценивают слаженность выполнения упражнений.
После каждого круга в команды принимается еще по одному участнику, пока все участники не займут свои места в командах.
– У нас образовались три команды, которые будут принимать участие в сегодняшней конкурсной программе. Пожалуйста, занимайте места за столами.
– Нашу конкурсную программу будет оценивать самое справедливое и беспристрастное жюри. Представляем Вашему вниманию членов жюри:
Человек с твердым взглядом на жизнь _____________________________________________
____________________________________________________________________________________
Человек с неиссякаемым творческим потенциалом ___________________________________
_____________________________________________________________________________________
Человек с большим набором знаний _______________________________________________
____________________________________________________________________________________
1. Конкурс «Представление команд».
– Вы думаете, что вы сев за общий стол сразу стали настоящей командой? Конечно это не так. Настоящей командой вы будете тогда, когда станете сплоченным коллективом, когда у вас появится капитан и название вашей команды. Сейчас время коллективных игроков. В течение 2 минут вы должны выбрать капитана и придумать название вашей команды, которое отражало бы тему нашей конкурсной программы. Обращаю ваше внимание на то, что жюри в первую очередь будет обращать внимание на сплоченность и оригинальность команды. Я желаю вам доказать, что именно ваша команда — самая сплоченная и оригинальная.
– А теперь давайте посмотрим представление команд.
– Прошу жюри оценить выступление команд и огласить оценки.
– Режиссер в театре руководит коллективом актеров для достижения своего художественного замысла, лидер – это человек, который способен объединять людей для достижения цели. Следовательно, режиссер – лидер должен уметь управлять командой своих единомышленников.
2. Конкурс «Быстрый счет».
– Вам необходимо будет как можно быстрее построиться в шеренгу.
– У нас есть 3 комплекта карточек, на которых записаны числа по числу участников в каждой команде. Эти карточки мы прикалываем на спины участников каждой команды. Каждый участник не знает, какое число написано на его спине, но может видеть карточку участника, стоящего впереди. По сигналу команды должны построиться так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Капитан команды может руководить передвижением своей команды с помощью мимики и жестов. Конкурс проводится в абсолютной тишине. За нарушение условий команда получит штрафное очко.
– Команда, выполнившая данное задание первой, получит наибольшее количество баллов. Итак, мы начинаем.
– Прошу жюри оценить выступление команд и огласить оценки.
– Лидер — это тот, кто решает проблемы нестандартно. Есть методы и приемы, которые научат Вас мыслить нестандартно – творчески. Например, в каждом предмете видеть его многофункциональность.
3. Конкурс «Нестандартный прием».
– Скажите, что у меня в руке? (карандаш) Что можно сделать с карандашом? (Написать, почесаться, сделать закладку, заколоть волосы и т.д.) Это пример нестандартного мышления лидера.
– Сейчас за 3 минуты вам необходимо будет записать на листах свои варианты применения предметов, которые достанутся вашей команде в результате жеребьевки (дырокол, прищепка, DVD диск.)
– Жюри оценит количество способов, которые вы вспомнили, и их оригинальность.
Команды зачитывают свои варианты применения предметов, жюри подводит итоги.
– Кто владеет информацией – тот владеет миром, знаменитая фраза Ротшильдов и повторенная позже Уинстоном Черчиллем вошла в обиход и не зря. Неотъемлемым качеством лидера является умение общаться! Лидер должен уметь общаться, выражать свои идеи и передавать их людям таким образом, чтобы другие его поняли. Лидер знает, как общаться!
– Режиссер – лидер должен быть убедительным, харизматичным, должен уметь заражать слушателей своими мыслями.
4. Конкурс «Язык до Киева доведет...».
– Сейчас мы увидим, насколько вы владеете ораторским искусством. К участию приглашаются по 2 участника от каждой команды. Вам будет необходимо, используя исключительно культурные выражения, передать смысловое содержание русских пословиц, не называя ни одного однокоренного слова из предложенной пословицы. Участникам команд, необходимо догадаться о какой пословице идет речь. У команды есть только две попытки дать правильный ответ. Если команда не смогла отгадать пословицу, то право ответа передается команде, один из участников которой первым поднял руку.
Варианты пословиц:
Кто старое помянет, тому и глаз вон
Гусь свинье не товарищ
Баба с возу – кобыле легче.
Старый друг лучше новых двух.
Повторенье - мать ученья.
Без труда не вытащить и рыбки из пруда.
Прошу жюри оценить выступление капитанов и огласить оценки.
5. Творческий конкурс «Скульптура идеального лидера».
Команде из ее участников необходимо «слепить» скульптуру идеального лидера и представить ее остальным участникам и членам жюри. Так же командам необходимо подготовить презентацию своей скульптуры. Во время выполнения задания необходимо придерживаться следующих правил:
у команд есть 3 минуты на обсуждение тактики выполнения задания и подготовки презентации, во время обсуждения нельзя начинать «лепить» скульптуру;
по истечении времени обсуждения звучит команда ведущего «Время», команда приступает к выполнению задания по «лепке» скульптуры, при этом задание выполняется молча. За произнесенное слово – команда получит штрафное очко;
в скульптуре может быть использовано любое количество участников команды;
представление скульптуры проводит 1 участник команды, аргументируя свое видение идеального лидера;
на выполнение задания у команды есть 1 минута.
Жюри объявляет общий итог игры, делится своими впечатлениями и вручает призы командам.
– Все люди наделены с рождения определенными возможностями. Но обладать чем-то недостаточно, нужно обязательно приложить усилие к развитию. Если вы хотите самостоятельно принимать решения, а не быть жертвой обстоятельства, то развивайте в себе все эти качества и примите участие в написании сценария под названием «Жизнь».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики: тренинги с подростками, организация работы с педколлективом / авт.-сост. Г.С. Чеснокова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 168с.
Горохова Е.В. «Хочу быть лидером». Н.Н., 2000.
Григоренко Ю.Н. «Коллективно-творческие дела». М., 1999.
Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся: 6-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 112с. – (Педагогика. Психология. Управление).
Иванов И.П. «Коллективное творческое дело».
Караковский В.А. «Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного воспитательного процесса». М., 1993
Кипнис М. Тренеруем умение вести за собой, быть лидером, «мотором» и вдохновителем. – М., 2009.
Лутошкин А.Н. «Как вести за собой». М., 1986
Николай Козлов. Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства
Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт. Сост. Е.П. Картушина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 239с.
Рудякова О. Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. – Волгоград, 2008.
Селевко Г.К. Утверждай себя. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дырокол |
Прищепка |
DVD диск |
Старый друг лучше новых двух. |
Без труда не вытащить и рыбки из пруда. |
Повторенье - мать ученья. |
Кто старое помянет, тому и глаз вон |
Гусь свинье не товарищ |
Баба с возу - кобыле легче |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Протокол
Название команд |
Представление команд |
Быстрый счет |
Нестандартный прием |
Язык до Киева доведет |
Творческий конкурс |
Итог |
Член жюри:
___________________________________________________________ _____________________
Критерии оценивания
Представление команд |
Быстрый счет |
Нестандартный прием |
Язык до Киева доведет |
Творческий конкурс |
|
Правильный ответ |
- |
1 команда – 5 баллов 2 команда – 4 балла 3 команда – 3 балла |
1 балл за каждый вариант применения |
3 балла – с 1 попытки, 2 балла – со второй попытки, 1 балл – ответ другой команды. |
|
Оригинальность |
2 балла |
- |
Дополнительно: 1 балл |
- |
1 балл |
Соответствие заявленной теме |
1 балл |
- |
- |
- |
1 балл |
Сплоченность |
2 балла |
- |
- |
- |
1 балл |
Полнота презентации |
- |
- |
- |
- |
1 балл |
Эстетичность |
- |
- |
- |
- |
1 балл |
Максимальное количество баллов за конкурс |
5 баллов |
5 баллов |
- |
- |
5 баллов |