Рисуем море
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРОФЕССИЯ»
АНОО “ НОП ЦЕНТР”
141292 Московская область, г. Красноармейск, ул. Строителей,1а
ИНН 5038998323, КПП 503801001 E-mail: 9055145050@mail.ru
Тел.: 8-905-514-50-50, 8(496)538-26-38, 8(495)993-16-90
Конспект урока
«МЫ РИСУЕМ МОРЕ»
Подготовила учитель ИЗО Харламова Н. Н.
г. о. Красноармейск
2024 г.
Цель: Развитие образного мышления, воображения, способности рассуждать, анализировать художественные произведения.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с творчеством художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского; с разными видами пейзажа; познакомить с нетрадиционным способом рисования – на мятой бумаге.
2.развивать навыки восприятия и понимания произведений искусства, учить отражать свои впечатления на плоскости листа - живописно.
3. Расширять знания учащихся о пейзаже, как самостоятельном жанре в искусстве; расширять палитру эмоционально-чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины.
4. Упражнять, в умении устанавливать светлотные отношения между оттенками цвета.
5. Воспитывать творческую активность, интерес к искусству, аккуратность в работе.
Художественные материалы:
листы белой бумаги (формат А4);
акварель, гуашь;
кисти плоские, круглые (“белка”, “щетина”, № 3, 5);
палитры, салфетки, подставки под кисти, вода;
Клей – карандаш;
Ножницы;
Картон.
Зрительный ряд: презентация «Мы рисуем море»
Музыкальный ряд:
Методические приемы:
- показ, объяснение,
- беседа по картине
- игровая ситуация,
- наблюдение за работой детей,
- анализ работ.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!
(Слайд №1)
- Мы с вами сегодня поговорим о картинах, на которых изображена природа.
- Как такие картины называются? (Пейзаж)
- Пейзаж любят рисовать многие художники, ведь вокруг столько всего интересного и красивого. Мы же с вами познакомимся с творчеством художников-маринистов и попробуем нарисовать море, и наш урок я хочу назвать – «Мы рисуем море»
2. Сообщение нового материала.
(Слайд №2)
- Нарисовать море очень сложно, ведь оно изменчиво; море может быть бурлящим от наступающих волн или спокойным. Море каждый раз неповторимо, художник может отобразить лишь его частичку, одну из граней.
- Как мы назовем пейзаж, на котором нарисовано море? (морской или «марина»)
- Художников, которые рисуют морские пейзажи, называют маринистами.
(Слайд №3)
Самым известным русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский .
Первый свой корабль он нарисовал в детстве на стене дома. Позже Айвазовский много путешествовал по свету. Каждый день в 6 часов утра он надевал широкий халат, становился к мольберту, смотрел на море и рисовал.
(Слайд №4)
Художник сделал за свою жизнь 6 тыс. картин и все с натуры, т.е. смотря на море. Его излюбленной темой были штормы и кораблекрушения.
(Слайд №5)
На самой известной картине Айвазовского «Девятый вал» изображено утро после бури: море еще бушует, но уже выглянули первые лучи солнца, вода кажется прозрачной, светящейся.
- Давайте попытаемся заглянуть в картину.
- Что мы видим?
Рассказ педагога: “Над бушующим океаном встаёт солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её зовут девятым валом. Со страшной силой и гневом она стремится раздавить, потопить горсточку моряков, судорожно вцепившихся в обломки мачты. Кто эти несчастные люди, как они попали сюда?
Ещё вчера утром они вышли из гавани, был ясный день. Но к вечеру поднялся шквалистый ветер, громовые раскаты сотрясали воздух. Под этот шум неслышно было треска ломающегося корабля и криков погибающих в волнах людей. Только стук собственного сердца слышал каждый человек.
Среди пучины они ободряли друг друга, поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра, дождаться солнца. Оно укротит эти бешеные валы!
Морской пейзаж поражает чувства и воображение, заставляет нас содрогаться и сопереживать происходящему”.
- С помощью чего Художнику удалось вызвать у нас такие чувства?
(Художник достигает впечатления с помощью набора эффектов:
изображение горстки людей, судорожно держащихся за обломки мачты)
- Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи раскрасили всеми цветами радуги тяжёлые волны.
- Как вы думаете, есть шанс на спасение этих моряков?
- А как нам об этом говорит Художник?
(Море в картине сине-зелёное, почти изумрудное - это цвет надежды, покоя и спасения. Небо золотисто-розового цвета говорит нам о прояснении, просветлении, оптимизме)
(Слайд №6)
- Посмотрим еще одну картину художника - «Среди волн», которая стала вершиной его творчества.
Художник изобразил бушующую стихию - грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой.
- Здесь мы видим другие краски? Какими цветами написано море? (белый, голубой, синее небо)
(Слайд №7)
- А вот еще некоторые картины И.К.Айвазовского. Море здесь и спокойное, и волнующееся, освещенное солнцем, и затянутое туманной дымкой…
(Слайд №8)
На картинах И. К. Айвазовского мы видим корабли.
-Как называется флаг российского флота? (Андреевский флаг)
Действительно, это Андреевский флаг, флаг русского флота. Этот флаг был учрежден Петром Первым.
(Слайд №9)
Белое полотнище диагональным крестом - на таком кресте, по преданию, был распят святой апостол Андрей. И сам флаг символизировал орден Андрея Первозванного.
(Слайд №10)
Под этим флагом в течение 200 лет сражались моряки Российского флота, прославившие его героическими подвигами во славу Родины. И сейчас этот флаг поднят на всех кораблях Военно-Морского Флота России.
- Сегодня мы с вами увидели море в изображении Айвазовского.
- А какое бы вы нарисовали море?
- Я предлагаю вам подобно художникам – маринистам нарисовать море.
актуализация знаний
Рисовать мы будем очень необычным способом – на мятой бумаге.
Объяснение и показ
возьмем лист белой бумаги и сомнем его, расправим.
наклеим на лист картона. Складки расправлять не будем.
посмотрите что у нас получилось? С помощью простого карандаша наметим линию горизонта, которая будет отделять небо от земли, можно нарисовать лодку или парусник, а может вы нарисуете остров или что-то другое.
теперь возьмем наши волшебные кисточки и раскрасим рисунок.
? с чего начнем раскрашивать?
? где море будет светлее?
видите, что рисунок лист бумаги закрашивается не полностью, в глубине остаются белые пятна. Давайте так и оставим. Это будут волны, а на небе – облака. Только не берите много воды. Между небом и водой можно нарисовать полоску берега.
как вы видели у И.К.Айвазовского море на каждой картине неповторимо. Давайте и мы постараемся сделать его неповторимым в своих рисунках. Можно приступать к работе.
практическая работа.
подведение итогов
выставка работ.
Посмотрите какое у вас получилось море! У всех разное.
? давайте вспомним, что такое пейзаж?
? как называется пейзаж, который нарисовали мы?
? как звали самого известного мариниста?
Хочу закончить наш урок стихами:
Я хочу нарисовать
для тебя немного моря
Волны мчащиеся вдаль
От прибоя до прибоя.
Я хочу нарисовать
Так чтоб каждый мне поверил
Что искрящуюся даль я до края сам измерил.
Что сжимал тугой штурвал
И искал по звездам пристань.
Так бы я нарисовал
Будь к примеру маринистом