12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воропаева Лилия Алексеевна4616
Я - педагог дополнительного образования, работаю в районном Доме детского творчества в селе Мильково на Камчатке. Моё объединение называется "Гуманитарная школа". Моя Программа - "Духовная культура человечества (мир мудрости и красоты)"
Россия, Камчатский край, Мильково
Материал размещён в группе «Мультимедийное сопровождение урока»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет – История

Тип урока – конкурсная программа

Классы – 6

Время проведения – 1 час, но лучше 2 часа, поскольку каждый жтап можно углубить и разширить, а это буде нелишним. 

Цели — повторить, углубить и обобщить материал о рыцарях. 

Задачи:

Обучающие: повторить, углубить и расширить знания о "Кодексе рыцарской чести", о рыцарских замках,  о рыцарских турнирах, об эпохе рыцарей

Развивающие: способствовать развитию речи, воображения, познавательных интересов, в том числе интереса к истории, расширению кругозора

Воспитывающие: способствовать формированию правильных ценностных установок, эстетического вкуса

Основное содержание уроков:

Рыцари и рыцарство

Основные понятия: рыцари, рыцарский турнир, Кодекс рыцарской чести

Образовательные технологии:

Методы – словесный (беседа, рассказ), наглядный (видео, презентации), аналитический, творческая работа

Формы работы - групповая, индивидуальная, фронтальная

Оборудование:

Видеофрагменты: "Вступление", "Выступление на рыцарском турнире", "Заключение", "Появление рыцарей на турире" 

Презентации – "Кодекс рыцарской чести"

Реквизит для выполнения заданий: указатели с цифрами для выполнения теста, карточка с задачей "Рыцарь и его время", карточка с заключительной песней на финал урока, карточка с ребусом "Тауэр", перчатка, рыцарский щит

Программное обеспечение: ноутбук, проектор, экран

Предварительная работа (для желающих)

 - раскраска рисунков с изображением рыцарей, изготовление замков, подготовка финальной сцены с девочками 

Оформление урока:

 - на доске написана тема

 - на доске или стенде вывешаны раскраски «Рыцари»

 - на столе выставлены макеты сделанных замков

 - на обратной стороне доски прикреплены смайлики, показывающие разное настроение

План проведения урока 

1. Вступление

2. Конкурсная программа

 - «Рыцарь  и его время» (карточка с задачей «Вставить пропущенные слова»)

 - «Знаете ли Вы?» (тест)

 - «Рыцарский замок» (ребус и парад-алле сделанных замков)

 - «Кодекс рыцарской чести» (презентация с задачей «Вставить пропущенные буквы»)

3. Заключение

 - Заключительная песня (карточка со словами песни)

 - подведение итогов

 - посвящение в рыцари

 - рефлексия (карточки с разными смайликами на обратной стороне доски)

 

ХОД УРОКА

Первый этап. Вступление – видеофрагмент шоу «Рыцарский турнир» (2007 год)

Дамы и господа! Мы с вами получили необыкновенно счастливую возможность присутствовать на самом необычном турнире поднебесного мира. Мы станем свидетелями единственного и неповторимого события в истории человечества. Сегодня …

 

 

 

 

Учитель - У нас присутствуют самые храбрые рыцари и самые прекрасные дамы. Самые лучшие их наставники и самые лучшие оруженосцы. Кто скажет, какие занятия больше всего любили рыцари?

 

Вариант ответа детей – охота и рыцарские турниры.

Учитель - Вот и мы сейчас проведём наш рыцарский турнир. Наш турнир будет состоять из нескольких конкурсов. За победы в конкурсах вы будете получать жетоны. Победит тот, кто наберёт больше всего жетонов. Рыцари уже в пути

Просмотр видеоролика «Появление рыцарей на турнире»

 

1. Учитель – Первые, кто ответит на вопросы, станут рыцарем Белой Розы и Рыцарем Чёрного Озера?

 

 

1. Что означает слово "рыцарь"?                     

Ответ - всадник                                   

2. Что было главным оружием рыцаря?

Ответ - меч.

Выходят два мальчика-победителя, получают жетоны и карточку №1

 

Второй этап - конкурсная программа

Первый   конкурс «Рыцарь и его время»

Учитель - Время рыцарей – это времена феодализма. Ему свойственны определённые признаки. Сейчас каждому будет дана карточка №1.

Задание: прочитать текст карточки, вставить пропущенные слова. За каждое правильно названное слово будет дан жетон.

Текст карточки выводится на экран для всех.

Работа с карточкой (каждый читает по строчке и вставляет по слову)

Вот скачет … рыцарь на коне.

И конь, и всадник все в … броне

Король позвал весь знатный мир

Посостязаться на … турнир

«Куда ж по полю ты, постой!»-

Стонал крестьянин … крепостной

«Теперь я не сумею в срок

За землю заплатить … оброк

С утра до ночи гну я спину,

Отдать чтоб церкви … десятину

Совсем суровым с нами стал

Наш повелитель … феодал

Его жилища грозен вид

И … замок на скале стоит.

Он жизнь проводит на войне

И не сидит на месте,

Чтоб отработать … барщину

Сгоняют нас в … поместье

Ответы: рыцарь, броня, турнир, крепостной, оброк, десятина, феодал, замок, барщина, поместье.

Победитель получает два жетона, проигравший - один. 

 

2. Учитель – Теперь первые, кто ответит на вопросы, станут рыцарем Алой Розы и Рыцарем Белого Озера?

1. Кто распоряжался на рыцарском турнире?

Ответ - герольд 

2. Кто сопровождал рыцаря в походе и в бою?

Ответ - оруженосец

Выходят два мальчика-победителя, получают жетоны.

Второй   конкурс «Знаете ли Вы?»

Учитель - Посмотрим, что мы знаем о рыцарях. Для этого мы решим тесты. В случае незнания, неправильного ответа, остальные могут попробовать дать правильный ответ и получить жетон. 

Каждому из вас будут розданы указатели с цифрами «1», «2», «3», «4». Вам будет предложено несколько тестов. Те, у кого будут указатели с цифрой, указывающей на нужный ответ, должен подняться и показать цифру. За правильный ответ будет дан жетон.  

Тест

1.  Как называлось место, где проходили рыцарские турниры?

а) арена                    б) поле                       в) ристалище              г) стадион

2. Кто является героем многих рыцарских романов?

а) Авиценна            б) Алкуин                  в) Артур                       г) Шахрияр

3. С каким событием связаны рыцари?

а) Великая схизма

б) крестовые походы

в) образование Священной Римской империи

г) Реформация

4. Какая тема отсутствует в рыцарских романах?

а) тема добывания денег

б) тема невероятных подвигов

в) тема служения Прекрасной Даме

г) тема фантастических приключений

5. В каком музее есть знаменитый Рыцарский зал?

а) Лувр                                          

б) Прадо

в) Уффици   

г) Эрмитаж

За каждый правильный ответ вручаются жетоны. 

Учитель - Посмотрим видео о Рыцарском зале в Эрмитаже.

Просмотр видео "Эрмитаж. Петербург. Большое путешествие. Рыцарский зал дворца-музея"

 

3. Учитель – Теперь первые, кто ответит на вопросы, станут рыцарем Голубой Розы и Рыцарем Розового Озера?

1. Что было жилищем рыцаря?

Ответ - замок

2. Как называлсь главная башня замка?

Ответ - донжон

Выходят два мальчика-победителя, получают жетоны

Третий конкурс «Рыцарский замок»

Учитель - «Мой дом – моя крепость» - так говорили и говорят англичане. Таким домом-крепостью для рыцарей были замки. До сих пор в разных странах мира сохранились замки и в них бывают много, много туристов. Вы получаете карточку с ребусом, в котором зашифровано название знаменитого замка. Кто первый разгадает ребус получит два жетона, кто второй - один.

Ребус выводится на экран. Возможно, кто-то разгадает из класса, если у мальчиков не получится.

 

                  u1706498218.jpg

Ответ - Тауэр.

Просмотр видео - "Лондонский Тауэр. Легенда средневековой Англии"

 

Учитель - А сейчас посмотрим макеты замков, которые сделали ученики 6-х классов.

 

 

Парад-алле учеников с макетами замков.

Проводится голосование на лучший замок. Победителю вручается отдельный приз – приз победителя.

 

4. Учитель – Первые, кто ответит на вопросы, станут рыцарем Жёлтой Розы и рыцарем Голубого Озера?

1. Как называлось краткое изречение, выражающее важнейшую сторону характера рыцаря, его жизненные принципы и устремления ?                     

Ответ - девиз                                

2. Где обычно размещался девиз?

Ответ - На гербе.

Выходят два мальчика-победителя, получают жетоны.

Четвёртый  конкурс "Кодекс рыцарской чести"

Учитель - Каждый рыцарь знал, как ему надо себя вести. С детства он впитывал правила, которые составляли так называемый «Кодекс рыцарской чести». Какие качества составляют этот кодекс?

Просмотр интерактивной презентации «Кодекс рыцарской чести»

Задание:

Смотрим презентацию «Кодекс рыцарской чести». Вставляем буквы так, чтобы получились названия рыцарских качеств.

За каждое правильно названное качество – жетон. За объяснение слова или приведение примера – 2 жетона

Работа с презентацией «Кодекс рыцарской чести». Выявление рыцарских качеств. Объяснение терминов.

 

Интерактивная презентация "Кодекс рыцарской чести"
Кодекс рыцарской честиPPTX / 424.48 Кб

Слайды презентации "Кодекс рыцарской чести"

d1706501033.JPG
s1706501057.JPG
y1706501075.JPG
l1706501090.JPG
f1706501110.JPG
d1706501122.JPG
h1706501135.JPG
o1706501156.JPG
q1706501167.JPG
m1706501176.JPG
c1706501187.JPG
n1706501203.JPG
f1706501214.JPG
b1706501227.JPG
r1706501241.JPG

Учитель - Итак, вот эти замечательные качества. Проявляя их, мы делаем нашу жизнь лучше.

  1. Бескорыстие
  2. Благородство
  3. Великодушие
  4. Верность
  5. Доброта
  6. Достоинство
  7. Надёжность
  8. Правдивость
  9. Преданность
  10. Смелость
  11. Учтивость
  12. Честь
  13. Щедрость

 

3. Заключение

Учитель - Вот и финал, наш рыцарский турнир закончился. Подведём итоги.

Подведение  итогов  турнира. Каждый  подсчитывает  свои жетоны и вслух говорит их количество. Объявляются  результаты. 

Учитель - Рыцарем быть почётно, рыцарем быть нужно. Слово девочкам.  

Девочки - мальчикам (хором) Встаньте на одно колено и приготовьтесь принять клятву!

Клянемся рыцарями быть!

И лень,  и грубость позабыть,

Клянемся рыцарями быть!

В борьбе со злом добро творить,

Все мальчики (хором) - Клянемся рыцарями быть!

Учитель - А теперь все поём заключительную песню. Рыцари должны были уметь петь.

Просмотр видео "Заключение" и общая заключительная песня - Валерий Алексеев. Душа рыцаря. Из цикла "Ристалище".


Слова песни

 

О, как несправедлив порой каприз

Судьбы, что порождает наши нравы…

Сударыня! Берите этот приз

Он Ваш и по закону и по праву.

В бою и в жизни честь всегда в цене,

Неважно, кто ты есть по праву рода,

Ристалище дарует нам вдвойне

И преданность, и веру, и свободу.

Где ложь и подлость, там идет война

За честь и славу рыцарского братства.

Ведь та душа, что Богом всем дана,

Дороже нам, чем званья и богатство.

 

Есть истина одна во всех веках,

И знают настоящие мужчины,

Что рыцарство живет у нас в сердцах,

А не в девизе герба дворянина.

Где ложь и подлость, там идет война

За честь и славу рыцарского братства.

Ведь та душа, что Богом всем дана,

Дороже нам, чем званья и богатство.

 

И жизнь, и смерть – на острие копья,

И ты один пред ним и перед Богом.

Но выбран  Путь, с него свернуть нельзя, –

У мужества всегда одна дорога.

Где ложь и подлость, там идет война

За честь и славу рыцарского братства.

Ведь та душа, что Богом всем дана,

Дороже нам, чем званья и богатство.

 

Учитель - Наш турнир закончился. Но время быть рыцарем продолжается. А сейчас прошу подойти к доске и отметить смайлик, который отвечает вашему ощущунию после урока.

А теперь "До свидания!". Очень надеюсь, что Кодекс рыцарской чести станет вашим жизненным ориентиром на на всю жизнь. 

Домашнее задание - найти материал о реально жившем рыцаре  и подготовить небольшой рассказ о нём.

 

ИСТОЧНИКИ

  1. Валерий Алексеев. Душа рыцаря. Из цикла Ристалище -  https://stihi.ru/2017/05/29/4677
  2. Лондонский Тауэр. Легенда средневековой Англии - https://youtu.be/vXj8-ZX34sQ
  3. Шестиклассники при дворе короля Артура - https://king-arthur-court.narod.ru/materials/turnir.htm
  4. Шоу «Рыцарский турнир», Анапа, 2007
  5. Эрмитаж. Петербург. Большое путешествие. Рыцарский зал дворца-музея - видео

 

 

Опубликовано в группе «Мультимедийное сопровождение урока»


Комментарии (1)

Ирина Владимировна Казарцева, 30.01.24 в 18:03 1Ответить Пожаловаться
Отличная работа, спасибо
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.