12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарунина Вера Александровна1805
Россия, Курганская обл., Куртамыш

Причастие как часть речи

Узнать………………………………………………………………………………

Понять ……………………………………………………………………………

Научиться…………………………………………………………………………

1.Разминка.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

П..сеяла муку, п..строил (не) большой шалаш.., увидел (не) широкую реч..нку, (не) завис..т от (не) погоды, (не) упуст..шь (н.. ) минуты,

деревя…ый балкон, подли…ое и…ку…тво, ю…ый герой, кожа…ый портфель, соловьи…ые трели.

2. Новый материал.

Прочитайте отрывок из произведения Н. В. Гоголя.

Если мне случится иногда здесь услышать скрип дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже стоящем не столе, майской темной ночью, глядящей из сада сквозь растворенное окно… и боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний!

Комнатка какая? – Комнатка, ………………………… свечкой.

                                                                       Комнатка, которую  ……………… свечка

Ужин какой? – Ужин, ……………………………. на столе.

                                                                        Ужин, который ………………….на столе.

Ночь какая? – Ночь, ……………………………. из сада.

                                                                      Ночь, которая …………………….из сада.

Окно какое? – ……………………………… окно.

                                                                      Окно, которое …………………………..

Причастие – это ………………………………………………………., которая обозначает ………………………………., объединяет в себе свойства ……………………и…..………………….. Причастие отвечает на вопрос  ……………………..……? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший? что делаемый? что сделанный?

3. Закрепление.

а) сделайте синтаксический разбор предложения.

Морозы не могут сковать бушующую водную стихию. …………………………………………… …………………………………………

б) заполните таблицу.

«Сравнительная характеристика прилагательного и причастия»

Вопросы 

Прилагательное

Причастие

1. От какой части речи образуются?

 

 

2. На какие вопросы отвечают?   

 

 

3. Что обозначают? 

 

 

4. Как изменяются? 

 

 

5. Какие формы могут иметь?

 

 

6. Чем можем заменить?

 

 

7. Какими членами предложения могут быть?  

 

 

8. Какую часть речи распространяют в предложении?         

 

 

 в) подчеркните одной чертой прилагательные, двумя –  причастия. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.

Темный, темнеющий; синий, синеющий; горящее, горячее; желтая, желтеющая; колющий, колючий; шумный, шумящий, гремучий, гремящий; кипящий, кипучий.

4. Контроль.

1) Найдите словосочетание «прил. + сущ.»:

а) висящая лампа;  б) висячая лампа;     в) летящая птица;  

г) зеленеющая рожь; д) летучая мышь.

2) Найдите словосочетание «прич. + сущ.»:

а) нарастающий шум;   б) пожелтевшие листья;

в) высокая трава;   г) растаявший снег.

5. Д.З. составьте связный рассказ о причастии.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.