Материал на проверке

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ СОШ № 107



















«Воспитание любовью»

Родительское собрание











Автор: Ян Ангелина Игоревна

учитель первой категории












2024 г.

Организационно-методическая информация.


Форма проведения мероприятия

Родительское собрание с мультимедийным сопровождением


Тема

«Воспитание любовью»


Актуальность

В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих политики сохранения здоровья нации. В наш век задача воспитания становится особенно трудной в связи со многими причинами: ритм жизни современного общества «ворует» у родителей много времени, необходимого для воспитания; разрушаются семьи, и дети оказываются только, с одним из родителей.

Цель

Формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между родителями и ребенком.

Задачи

Познакомить родителей со стилями воспитания.

Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.

Довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви.

Краткое содержание

Данный мультфильм нацеливает родителей на общение и размышления о правильном воспитании детей. Родители актуализируют знания об основных стилях воспитания, которые они применяют при воспитании детей. Работая в группах, родители узнают как происходит процесс взаимодействия между родителями и детьми, какой тип воспитания преобладает в их семье.

Необходимое оборудование

Ноутбук, медиапроектор, экран, мультфильм «Облака», презентация «Что такое любовь?», карточки с описанием стилей воспитания и педагогической ситуацией, анкеты для родителей и детей, письма-пожелания детей к родителям, памятки для родителей на детских ладошках для проведения рефлексии.

Группа

Родители начальных категории, классов

Авторы

Шульгина О.В.. учитель первой категории

Образовательное учреждение

МБОУ Игринская СОШ №3




Ход собрания

Вступительное слово учителя: сегодня мы собрались, чтобы обсудить важную тему, как для взрослых, как и для детей. Чтобы определить тему нашего собрания предлагаю посмотреть мультфильм «Облака» (видео 1)

О чем вы задумались? На какие размышления нацелил вас этот фильм?

Высказывания родителей

В этом сложном мире в самом бедственном положении оказываются дети. Им больше всего на свете необходима любовь. И поэтому тема нашего собрания называется «Секретный мир родительской любви». (слайд 2,3)

А что такое любовь в вашем понимании? (слайд 4,5,6)

Высказывания родителей

Любить своего ребенка - это говорить ему: «Я тебя люблю». Именно эти слова ребенок хочет слышать из уст самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование малыша, а потом и существование повзрослевших юношей и девушек. Говорите своему ребенку их каждый день. Слова нужно сопровождать и объятиями. Считается, что ласковые слова и четыре объятия совершенно необходимы каждому ребенку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день. А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально – двенадцать раз.

Такой же вопрос я задала детям. Давайте ознакомимся с высказываниями детей.

Американские психологи провели опрос среди детей 4-7 лет ( видео 2)

Дети очень чутко чувствуют любовь родителей. Ребятам был предложен ряд вопросов. Вот их ответы.(результаты обработки анкеты)

(См. приложение 1)

Предлагаю и вам ответить на вопросы анкеты «Какой Вы родитель?» (См. приложение 2)

Формирование личности ребенка, становление его характера зависит не только от врожденного темперамента, но и от методов воспитания в семье. Педагоги и психологи выделяют несколько стилей воспитания. (См. приложение 3)

Работа в группах. Каждая из пяти групп получает описание одного из стилей и одинаковую педагогическую ситуацию, которую должны разыграть согласно своему стилю. (См. приложение 4)

Выступление групп

Итак, мы познакомились с разными стилями семейного воспитания. Конечно, на практике часто происходит их смешение.

В зависимости от стилей воспитания психологи выделяют несколько ролей ребенка в семье.

Учитель знакомит родителей с ролями:

позитивные:

кумир семьи

Как бы себя ребенок не вел, он вызывает всеобщее восхищение домашних. Любая прихоть ребенка немедленно выполняется.

Сокровище

Схоже с кумиром, но ребенок является личным кумиром мамы или папы. Это свидетельствует о том, что между родителями соперничество. «Кого ты больше любишь?» - такой вопрос травмирует ребенка, воспитывает лицемерие и изворотливость.

паинька

Всех радует воспитанный, примерный, послушный ребенок. От ребенка ждут соблюдение приличий. За это следует вознаграждение. А какова внутренняя жизнь ребенка никого не интересует. Зачастую такой ребенок неожиданно совершает противоправные поступки.

болезненный ребенок

Долго болевший ребенок выздоровел и хотел бы чувствовать себя равным со всеми детьми, однако в семье его упорно продолжают считать слабым.

негативные:

ужасный ребенок

Родители видят только отрицательные стороны ребенка, ругают, наказывают. В результате ребенок становится «козлом отпущения»

козел отпущения

Взрослые разряжают на нем свою агрессивность. Ведь это безопаснее, чем друг на друга. Ребенок становится забитым.

золушка

Прислуга в доме. К сожалению, эта ситуация не разрешима, как в сказке Ш. Перро, а ребенок вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым, несамостоятельным.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняется ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

В заключение разрешите вручить вам памятки в виде детской ладошки. Пусть они напоминают вам о том, что папа и мама не имеют права выпускать из своей большой ладони детскую, т.е. оставить своего ребенка без поддержки, понимания и заботы. (слайд 7,8)



Любите своего ребенка за то, что он есть. Ведь ребенок ждет любви, он в ней нуждается.

Правила эффективного общения

Слушая ребенка, дайте ему убедиться, что вы понимаете его состояние, чувства связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает

Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым.

Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?»























Приложение 1

Анкета для родителей

Сколько раз тебе повторять?

Посоветуй мне, пожалуйста.

Не знаю, что бы я без тебя делала?

И в кого ты такой уродился?

Какие у тебя замечательные друзья!

Ну на кого ты похожа?

Я в твое время!

Ты моя опора и помощница(к).

Ну что за друзья у тебя!

О чем ты только думаешь?

.Какая ты у меня умница!

А ты как считаешь, сынок (доченька)?

13.У всех дети как дети, а ты

14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!



Ключ к тесту


1-2

6-2

11-1

2-1

7-2

12-1

3-1

8-1

13-2

4-1

9-2

14-1

5-1

10-2




7-8 баллов - вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности;

9-10 баллов - вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств;

11 -12 баллов - вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

13 -14 баллов - вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.




Приложение 2

Анкета для детей



Я люблю, когда родители ________________________

Я не люблю, когда родители __

Ты всегда делаешь то, что тебе велят родители?________________________

Бывает ли так, что родители делают за тебя то, что ты должен сделать сам?

Радуешься ли ты, когда родителей нет дома, или это тебя огорчает?_________

Обижаешься ли ты, когда тебя родители справедливо наказывают?

Хочется ли тебе поделиться с родителями своими проблемами; тайнами и даже лакомствами?

Если родители переживают, сочувствуешь ли ты им? Как? ________________

9. Помогаешь ли ты родителям, когда они выполняют какую-то работу?

10.Благодарны ли тебе родители тебе за твою помощь? _____________________

11. Нравится ли тебе, когда родители тебе советуют, как поступить в той или иной ситуации? ___________________________________________


























Приложение 3



Стили воспитания


Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как- то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.


















Приложение 4


Педагогическая ситуация

Папа читает газету. Мама готовит ужин. А ребенок? Он ждет общения со взрослыми.

Знаешь, папа, Коля говорит, что «Жигули» лучше, чем «Москвич». Правда? После папиного молчания опять следует вопрос: —А почему?

Потому, — отвечает папа, не отрывая глаз от газеты. — Не мешай, дай мне спокойно почитать. Спроси у мамы. —Мама, а Миша говорит...

Не мешай мне, я вам с папой ужин готовлю. Спроси у папы.



10



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.