Родительское собрание «Почему ребёнок не любит читать»

2
1
Материал опубликован 19 December 2023

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ УПРАВЛЕНИЯОБРАЗОВАНИЕМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЕРМАКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»














Родительское собрание

«Почему ребенок не любит читать?»










Составила: Лешукова В.М. классный руководитель 5 класса























Цель: осознание важности привития детям интереса к чтению посредством участия в обсуждении вопросов «нечитающих» детей.

Задачи:

выявление основных причин возникновения проблем в чтении и привитии читательского интереса;

знакомство с любимыми литературными произведениями детей;

рекомендации по привитию детям интереса к чтению.

Участники: классный руководитель, учитель литературы, родители.

Оборудование: памятки, компьютер, интерактивная доска

Подготовительная работа: провести анкетирование родителей и детей, подготовить для родителей рассказ о любимом литературном герое не называя его имени.

Ход мероприятия:

I. «Почему ребенок не любит читать». Постановка проблемы.

В наше время, время высоких технологий и компьютеризации, человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако у учащихся к 5 классу интерес к чтению начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется словарный запас, пропадает любовь к книге. Всё это рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.

Желание читать, интерес к чтению закладывается в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребёнка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сталкиваются со следующими проблемами, связанными с чтением:

1. Школьник читает медленно, с большим количеством ошибок.

2. Ребёнок читает бегло и правильно, но категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель.

3. Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, читая задачу, он не понимает её сути, и приходится перечитывать по несколько раз.

Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть?

Навык чтения состоит из нескольких параметров:

- Способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов. (Называет сколько детей читают целыми словами, по слогам, группами слов)

- Скорость чтения (Называет среднюю скорость чтения по классу).

- Правильность, беглость чтения. (Называет сколько человек читают правильно и бегло)

- Понимание прочитанного. (Называет количество учеников, понимают прочитанное)

Беглым и выразительным чтение ребёнка становится в 5 классе. Но некоторые дети, несмотря на усилия родителей и учителей, продолжают читать медленно, по слогам, не понимают прочитанное. Причиной таких отклонений могут быть индивидуальные особенности ребёнка. От психологов и логопедов, а также в работах Парамоновой Л.Г., Левиной Р.Е., Боскис Р.М. можно услышать такой диагноз: дислексия или дисграфия. При дислексии задержка развития навыка чтения может быть связана с работой мозга – некоторым повреждением нормального процесса роста и созревания определённых зон коры головного мозга. Нарушению чтения очень часто сопутствует нарушение письма – дисграфия. Симптомы этого диагноза следующие: замена гласных при письме, пропуск их, пропуск целых слогов, не обозначение мягкости согласных и т. п. И ребёнку требуется квалифицированная помощь психологов, логопедов.

Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Рассмотрим проблемы связанные с воспитанием интереса к чтению. Некоторые дети, не испытывающие проблем с техникой чтения, воспринимают чтение как повинность. Причины этого могут быть в семейном воспитании.

1) Если родители, обучая ребёнка читать, часто прерывали эти занятия интересными играми, прогулками, просмотром телевизора, то чтение превращается в нелюбимый урок, который нужно быстрее закончить. Естественно ребёнок не захочет читать сверх того, что ему задали. При такой организации он плохо понимает и запоминает прочитанное.

2) Если родители сами предпочитают чтению другие занятия: просмотр телевизора, встречи с друзьями и т. п., если сын или дочь не видят родителей с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление, школьную повинность. Ребёнок рассуждает так: “Вот вырасту, тоже буду отдыхать, как захочется, а читать не буду”.

А как вы думаете, какие еще есть причины проблем, связанные с воспитание интереса к чтению? (Родители предлагают свои причины)

Причиной того, что дети не хотят читать может так же стать и отсутствие интереса к книге. Важно заинтересовать ребенка в чтении книги. Сейчас, обложки книг делают очень яркими, для того, что бы привлечь внимание юного читателя. Но не все книги детям желательно читать. Иногда обложка книги может быть яркой и привлекательной, а содержание оставляет желать лучшего. Нужно выбирать книги, которые были интересны по содержанию.

Сейчас, уважаемые родители я предлагаю вам составить небольшой список книг, которые были бы интересны детям по вашему мнению. Для этого я прошу вас разделиться на 4 группы. Первая и вторая группа будет составлять список книг, которые дети могли бы прочитать самостоятельно, а третья и четвертая группа – список книг, которые дети могли прочитать вместе с вами, родителями.

(Обсуждение составленного списка)

Я так же предлагаю вам небольшой список произведений, который ваш ребенок может прочитать самостоятельно или же вместе с вами.


1.Мифы Древней Греции (по выбору учащихся)

2.Мифы Древних славян

3.Сказки народов мира (по выбору учащихся)

4.Легенды и предания. О граде Китеже. Атаман Кудеяр. Про Никитушку Ломова

5.А. Пушкин «Руслан и Людмила»

6.Г. Х. Андерсен «Снежная королева», «Истинная правда»

7.Ш. Перро «Золушка»

8.П. Бажов «Каменный цветок»

9.И. Крылов Басни

10.Эзоп «Рыбак и рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград»

11.Жан де Лафонтен «Лисица и виноград»


III. Взаимосвязь с родителями – это один из путей решения проблемы. Игра «Пойми меня».

Детям было предложено подготовить для родителей рассказ о любимом литературном герое не называя его имени. Родители угадывают персонаж по описанию ребенка.

V. Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил чтение? Работа родителей в группах с целью составления памятки для родителей.

Чтобы подвести итог сегодняшней беседы, давайте составим рекомендации для родителей на тему: «Как воспитать любовь к книге, чтению».

(Самостоятельная работа родителей по выработке рекомендаций. Выступление представителя от групп. Выбор лучших формулировок.)

Просим вас также обратить внимание на памятки, которые мы подготовили вам совместно с психологом и логопедом. Там вы встретите и другие полезные советы. (Приложение 3)

VII. Подведение итогов родительского собрания.

Используя эти рекомендации в повседневной жизни, можно не только развить навыки чтения и воспитать интерес к нему, но и повлиять на результаты обучения вашего ребенка в будущем. Помните, что именно в том возрасте, в котором находятся сейчас наши дети, человек либо приобретает потребность в чтении, либо теряет ее, по крайней мере, на период школьного обучения, а может и на всю жизнь.

Возможное решение родительского собрания.

1. Обсудить дома с остальными членами семьи тексты памяток.

2. Классному руководителю составить график консультации родителей по вопросу техники чтения.

3. В воспитании читательского интереса у детей продолжить в совместной работе учителя и родителей сотрудничать с детской библиотекой.

4. Сделать обязательными посещения библиотеки вместе с родителями, научить ребенка выбирать книги.

















Приложение 1

Анкета для ученика

1. Любишь ли ты читать книги? _______________________________

2. Сколько времени обычно проводишь за книгой?

_____________________________________________________________

3. Тебя заставляют читать или ты читаешь сам без принуждения?

_____________________________________________________________

4. Какие книги ты предпочитаешь?

_____________________________________________________________

5. Какие журналы тебе нравятся?

_____________________________________________________________

6. Кто советует тебе в выборе книги?

_____________________________________________________________

7. Дарят ли тебе родители книги? _____________________________

8. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанное? _______________

9. Читают ли твои родители книги? ___________________________

10. Ходишь ли ты с родителями в книжный магазин или библиотеку? В какую? В какой магазин? __________________________________________

_____________________________________________________________

11. Есть ли у вас домашняя библиотека? ________________________

12. Какую книгу ты прочитал сейчас? __________________________

_____________________________________________________________

13. А какой журнал? _________________________________________

_____________________________________________________________

14. Какую книгу (из прочитанных тобой) можешь порекомендовать друзьям и одноклассникам? Почему? Чем тебе понравилась эта книга? Нарисуй её обложку. ____________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Спасибо!


Приложение 2

Анкета для родителей

1. Любит ли ваш ребенок читать книги? ________________________

2. Сколько времени он обычно проводит за книгой? _____________

3. Вы заставляете своего ребенка читать или он делает это без принуждения? _________________________________________________________

4. Какие книги и журналы он предпочитает? ____________________

_____________________________________________________________

5. Дарите ли вы своему ребенку книги? ________________________

6. Читаете ли вместе с ребенком книги и журналы? ______________

7. Обсуждаете ли со своим ребенком прочитанное? ______________

8. Как часто вы сами читаете?_______________________________

9. Как вы думаете, являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг? _______________________________________________________

10. Ходите ли вы с ребенком в библиотеку или вам хватает домашней? ______________________________________________________________

11. Какую книгу (из прочитанных вами в детстве) можете порекомендовать ребенку для чтения? Почему? Чем вам дорога эта книга? Пожалуйста, укажите автора и название произведения? _______________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

На последний вопрос анкеты (11) просим ответить всех членов семьи (мама, папа, по возможности бабушка и дедушка)

Спасибо!


Приложение 3

Памятка для родителей

1. Помните, что самый главный пример для сына или дочки – вы сами. Сложно убедить ребенка в том, что чтение лучше и полезнее, если он видит, что домашние предпочитают книге телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры.

2. Заведите дома ритуал совместного чтения. Читайте веселые, интересные книги сверх школьной программы. Обсуждайте прочитанное.

3. Пусть как можно раньше одним из постоянных подарков ребенку станет книга, соответствующая его возрасту.

4. Не спешите отвечать на вопросы ребенка сразу. Посоветуйте ему искать ответы в книгах самостоятельно. Для этого собирайте дома различные словари: энциклопедические, толковые, орфографические, фразеологические и т.д.

5. Сделайте поход в книжный магазин с сыном или дочкой приятным событием. Пусть ребенок спокойно походит между стеллажами, обратите его внимание на новинки, посоветуйтесь с ним, что из книг вы могли бы подарить кому-то из семьи, его другу.

6. Когда ребенок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не стойте у него над душой (это создаст эффект принуждения).

t1702968307aa.gif7. Проявляйте интерес к тому, что читают сын или дочка.

8. Не сравнивайте достижения ребенка с успехами

других детей (особенно его братьев и сестер).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Содержательно! Полезно! Хотелось бы ознакомиться со списком источников.

19 December 2023

Похожие публикации