Родительское собрание в младшей группе на тему «Игра с ребенком в жизни вашей семьи»
Цель: привлечение внимания родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым.
Задачи: показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка; познакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях, с разными видами игр.
Ход собрания.
(Родители делятся на три группы с помощью трех видов карточек с изображением игрушек — кукол, мишек, машинок), которые они получили при входе в группу.)
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим об играх с детьми дома. Тема собрания: «Игра с ребенком в жизни вашей семьи».
Эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша — это машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.
Великий педагог Антон Семенович Макаренко говорил: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
— Объясните, как вы понимаете слова Макаренко.
(Рассуждения родителей.)
Нередко говорят, что игра для детей — дело серьезное.
(Воспитатель обращает внимание родителей на плакат.)
Интерес
Удовольствие
Развитие
Это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием.
Возможности игры огромны, они:
развивают познавательные процессы личности — внимание, память, восприятие, мышление, воображение;
тренируют наблюдательность и ум;
развивают творческие способности детей;
формируют эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника;
способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию;
учат самодисциплине, настойчивости, выдержке — всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
Наши дети любят играть. Об этом вы говорите в своих анкетах. Эту особенность учитывает воспитатель при подготовке и проведении занятий с малышами. Игры и игровые ситуации на занятиях — это неотъемлемая часть развивающей методики обучения дошкольников. И очень важно, чтобы и в семье родители стремились развивать детей игровыми средствами.
- Давайте посмотрим на себя со стороны: какие мы? Любим ли играть с детьми? Находим ли для этого время? Что мы знаем об играх своего ребенка и его предпочтениях?
(Выступление родителей. Анализ анкет родителей и мини-исследования «Незаконченное предложение».)
Игра - многогранное понятие, поэтому существует большое разнообразие классификаций игр.
Из всего этого многообразия я приведу лишь одну классификацию.
Игры с правилами.
Ролевые игры.
Творческие игры.
А сейчас я немного расскажу о некоторых играх и покажу, чему они могут научить. Ведь каждая игра предполагает какой-то результат, обучение чему-то, развитие чего-то.
Используйте в играх с детьми фольклор: потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки. Это сокровищница русской народной речи и мудрости.
Не забывайте о подвижных и спортивных играх. Они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение.
Значительную часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком. Например, параллельно готовя, предложите поиграть в игры: «Большой — маленький», «Какого цвета», «Придумай слово»; сочинить с вами сказку, сосчитать предметы на кухне, придумать задачу, посоревноваться в скороговорках и т. д.
Научитесь играть в шашки (шахматы). Эти игры развивают логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, умение прогнозировать свои действия и проверять правильность их выбора.
Прививайте детям любовь к игровым развлечениям — кроссвордам, головоломкам, шарадам, ребусам. Они расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку, тренируют ум.
Обогащайте совместные прогулки на природе или прогулки по городу игровыми познавательными моментами. Изучайте окружающий мир вместе с детьми. Совместно разгадывайте тайны, придумывайте викторины, загадки, учите быть наблюдательными.
Вместе с детьми изучайте историю семьи, своей фамилии. Превратите это в увлекательную игру создания своей родословной.
Можно говорить еще о многих играх, но за такой маленький промежуток времени всего не охватишь.
Задание 1.
Ознакомьтесь с условиями развития игровой деятельности детей и выберите те, которые существуют в вашей семье.
(Родителям предлагаются карточки, на которых сформулированы условия развития игровой деятельности детей в семье.)
Условия развития игровой деятельности детей в семье
Создание ситуаций, стимулирующих возникновение и развертывание игры.
Обогащение впечатлений детей, которые могут быть использованы в игре: чтение книг, прослушивание аудиозаписей, обсуждение событий из жизни детей, рассказы взрослых о себе и других людях, проведение экскурсий, прогулок, посещение музеев, театров, привлечение внимания детей к содержанию деятельности людей, к их взаимоотношениям, к явлениям в живой и неживой природе и пр.
Выделение времени для игры с ребенком.
Развитие творческой активности детей в игре: побуждение детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).
Стимулирование использования в игре предметов-заместителей, помощь в их подборе, в использовании игрового оборудования.
Внимательное и тактичное отношение к свободной игре детей, включение в нее по мере необходимости в качестве равноправного партнера.
Стимулирование разных видов игр (подвижных, настольно-печатных, творческих, игр-драматизаций и др.).
Задание 2.
Назовите любимые игрушки и игры своего ребенка. (Предварительно детей просят назвать свои любимые игрушки и игры. Ответы детей и взрослых сопоставляются. Далее проходит обсуждение с родителями знания ими игровых интересов своих детей.)
Задание 3.
«Конверт дружеских вопросов».
(Обсуждение вопросов в группах, затем выступает один представитель от группы.)
- Можно ли играть с детьми в карты?
- Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?
- Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы?
- Нужно ли ребенку поддаваться в игре? Когда? Почему?
Воспитатель. «Одна из важных задач родителя — научить ребенка проигрывать. Известно, что некоторые дети не переносят проигрышей: плачут, устраивают сцены, отказываются играть. Не стоит в таких случаях жалеть ребенка, идти у него на поводу, стараться нарочно проиграть. Ведь игра - это прообраз жизненных ситуаций, где будут соревнование, соперничество и, конечно, возможные проигрыши.
Ваша игра с ребенком готовит его к жизни. Через игру он может понять, что, во-первых, его не всегда ждет успех; во-вторых, что для успеха надо работать, думать и много знать; в-третьих, проигрыш еще не конец света.
Если ваш ребенок особенно чувствительный, то поговорите с ним заранее. Отметьте, что каждый из нас будет время от времени проигрывать, и тогда каждый может поделиться своими огорчениями, а другой может ему посочувствовать»
Примечание. Ориентация ребенка на выигрыш появляется у него только в 4,5 года.
Нам очень хотелось бы узнать мнение каждого из вас о сегодняшнем мероприятии.
Для этого просим вас закончить предложение.
Родителям раздаются листы.
«Сегодня я для себя выяснил(а)... , открыл(а)... , узнал(а)...».
Заранее вас благодарим.
Приложения.
Проведение мини-исследований
«Любимая игрушка».
Детям предлагают несколько различных игрушек на выбор: куклы, настольно-печатные игры, мяч, скакалка, заводная машина, развивающая игра, музыкальная игрушка и т. п.
Детей просят назвать свои любимые игрушки и игры. Воспитатель записывает, что выбрал каждый ребенок.
Анкетирование родителей
Любит ли ваш ребенок играть?
В какие игры вы играете с ним дома?
Чему могут научить ребенка эти игры?
«Незаконченное предложение»
( Закончите следующие предложения.)
Любимая игра моего ребенка — это...
Дома наш ребенок любит играть в...
Папа любит с ним играть в...
Мама любит с ним играть в...
Члены родительского комитета группы анализируют результаты мини-исследования и готовят сообщение об итогах.
Памятка для родителей
Начинайте играть в самые простые игры, постепенно усложняйте игровые задания и, не спеша, переходите к более трудным.
Не разучивайте сразу очень много игр, ведь малыш должен «наиграться», ребенок младшего дошкольного возраста любит повторять.
Хвалите ребенка за успехи в игре. Ориентация на выигрыш появляется только в 4,5 года, поэтому поощрение оценками, баллами, очками, распределением призовых мест возможно немного позже.
Приучайте ребенка хранить игрушки и игровые предметы аккуратно, в специально отведенном для них месте.
Условия развития игровой деятельности детей в семье
Создание ситуаций, стимулирующих возникновение и развертывание игры.
Обогащение впечатлений детей, которые могут быть использованы в игре: чтение книг, прослушивание аудиозаписей, обсуждение событий из жизни детей, рассказы взрослых о себе и других людях, проведение экскурсий, прогулок, посещение музеев, театров, привлечение внимания детей к содержанию деятельности людей, к их взаимоотношениям, к явлениям в живой и неживой природе и пр.
Выделение времени для игры с ребенком.
Развитие творческой активности детей в игре: побуждение детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).
Стимулирование использования в игре предметов-заместителей, помощь в их подборе, в использовании игрового оборудования.
Внимательное и тактичное отношение к свободной игре детей, включение в нее по мере необходимости в качестве равноправного партнера.
Стимулирование разных видов игр (подвижных, настольно-печатных, творческих, игр-драматизаций и др.).