12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воробьева Оксана Павловна16670
Россия, Алтайский край, р.п.Степное Озеро

Родительское собрание на тему «Воспитание волевых качеств»

 

Цели: - дать определение понятия “сила воли “ , которое помогает развивать трудолюбие, любознательность, воспитывать желание учиться;

- помочь родителям советами по формированию волевых качеств учащихся.

Оборудование: презентация, тест, «отговорки детей», презентация с фотографиями проведенных мероприятий, на которых видно, как дети выполняют задания и какие получают результаты, видео из Интернета https://www.youtube.com/watch?v=iPnsRTL9wFo – как можно развивать силу воли.

 

Ход собрания:

Введение

Сегодня речь пойдет об одном из важнейших качеств характера человека – силе воли. Но прежде мне бы хотелось сказать о моральном климате в нашем классе. Ребята, вы ответственные, вы болеете, друг за друга, есть у вас свои лидеры, которые могут повести за собой. Но некоторые почему-то учатся не в меру своих способностей, откладывают на завтра то, что можно делать сегодня, говорят, что мол, еще есть время… Но, как мне кажется, у каждого стоящего человека должно быть важное качество: он знает слово «надо» и, конечно, он умеет владеть собой.

 

Вы, наверно, слышали иногда от своих детей «Не умею…», «Не знаю как…» Это не страшно, если это Вы слышите редко. Но если постоянно… То тогда нужно задуматься над вопросом, а не безвольным и безответственным ли растет ваш ребенок. В психологии появился такой термин «неустойчивые дети». Такие дети движутся по жизни без руля, без особых дум и планов. Эти дети знают только слово «хочу». Но нередко они сами не знают, чего хотят и потому нерешительны, вялы, отступают перед первым же затруднением.

 

Информационный блок.

Учитель: Римский юноша Муций, пытаясь убить этрусского царя Порсену, осаждавшего Рим в 508 году до нашей эры, попал в плен. Разгневанный царь приказал развести огонь в жертвеннике, чтобы пытать юношу и узнать его сообщников. Муций гордо подошел к жертвеннику и положил правую руку в огонь. Продолжая разговаривать с царем, он держал руку в огне, пока она не обуглилась. Потрясенный поступком молодого римлянина, показавшего силу воли своей нации, Порсена отпустил его и снял осаду с Рима. Образ Муция, прозванного Сцеволой (левшой), вошел в мировую литературу, как пример воли, которая побеждает все. Таких примеров можно привести великое множество.

Ответы детей:

Фридрих Шиллер очень четко подметил "маленького и большого человека делает его воля".

Что же такое воля?

Психологическое и философское определение этого понятия

Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т.е. свои второстепенные желания и стремления).

Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

 

Как вы думаете, какие составляющие есть у воли?

(ответы записываются на доску)

Воля состоит из таких качеств как: энергичность, терпение, выдержка, смелость.

 

Упражнение " Популярные отговорки".

Это упражнение поможет Вам осознать, что у вас есть выбор: или получить то, что Вы желаете от жизни ( достичь поставленной цели ), или постоянно искать причину своих неудач.

Каждый получает по семь чистых листов и пишет на каждом из них:

- Все возможные причины, которые Вы приводите, чтобы не делать домашняя задача.

- Все отговорки, которые Вы используете, чтобы не ходить в школу.

- Все, что поможет избегнуть уборки в квартире.

Причины, по которым:

- вы не любите себя;

- окружающие могут не любить Вас;

- вы плохо учите;

- вы не можете достичь поставленной цели.

На подготовленный плакат с надписью «Любимые отговорки» каждый наклеивает то, что написал на листах.

Обсуждение, почему люди выискивают причины неудач вместо того, чтобы стремиться к достижению цели.

Так что ж мы достигаем, придумывая отговорки? В большинстве случаев защищаемся от чувства дискомфорта, если сложилась неприятная ситуация.

 

Проблемный блок.

 

На доске написаны высказывания великих людей о качествах человеческого характера, которые зафиксированы в этих высказываниях и доказать их значимость.

Человек с настоящим характером является тот, кто умеет ставить перед собой цели и делает все, чтобы достичь их (целеустремленность).

Отклад не идет в лад (нерешительность, лень).

Упорство – есть мозг государственного человека, меч воина, секрет изобретателя, магическое слово ученого (Леббок). (Настойчивость)

Не может воздержаться только тот, кто вперед уверил себя, что это невозможно (Л.Н. Толстой). (Терпеливость)

 

Чтобы реализовать в себе эти черты, надо выработать в себе характер.

Характер не есть что-то навсегда данное. Он формируется и изменяется в течении всей жизни.

 

Посеешь поступок – пожнешь привычку,
Посеешь привычку – пожнешь характер,
Посеешь характер – пожнешь судьбу,
(У. Тенкерей)

 

Чтобы выработать хорошую привычку надо приложить максимум усилий над собой. А это уже значит надо выработать в себе силу – воли. Воля – это власть человека над самим собой. Как сказал Конфуций – все победы в жизни начинаются с победы над собой.

 

А как ваши дети проявляют силу воли? Ответы родителей.

 

Родителям предлагается самим определить этапы волевого действия.

 

Составить из набора (написаны этапы на отдельных табличках).

 

Осознание цели.

Стремление к ее достижению

Осознание путей достижения цели.

Осознание подкрепляющих или опровергающих мотивов своего желания достичь цели.

Борьба мотивов достижения цели.

Выбор решения.

Осуществление решения.

 

А теперь правильно – этапы волевого действия

 

Осознание цели.

Стремление к ее достижению

Осознание путей достижения цели.

Осознание подкрепляющих или опровергающих мотивов своего желания достичь цели.

Борьба мотивов достижения цели.

Выбор решения.

Осуществление решения.

 

Великие о воспитании воли говорили:

 

Людишки без воли – трусы, а раз трус – значит, слабый. /И.П.Павлов/

Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности; не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю. /К.Д.Ушинский./

Решительность и воля часто дают слабому уму превосходство над более сильным. /У. Вёрт./

Если воля цепляется только за мелочи, только за нечто бессодержательное, то она превращается в упрямство. /Г.Гегель/

В борьбе победа за тем, кто силен духом. /К.К. Бестужев-Рюмин./

 

Блок самоанализа и самооценки. (тест - таблица на листочках)

 

Родителям предлагается оценить уровень развитии силы воли своих детей.от 0 до 30 баллов (пишут на листочке и сдают для подсчета). Затем учащимся предлагается с помощью теста изучить степень развития силы воли (раздать листы с тестом).

Тест: Необходимо выбрать и отметить в таблице знаком + или – один из трех ответов 1-да; 2 – не знаю; 3 – нет.

В состоянии ли вы завершить вовремя начатую работу, если она вам не нравится?

Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно делать что-то трудное, непосильное и неприятное?

Когда вы попадаете в конфликтную ситуацию, способны ли вы объективно ее оценить?

Если вы на диете, можете ли вы ее легко придерживаться?

Можете ли вы встать раньше обычного времени или лечь спать позже, если это было бы не запланировано?

Остановитесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

Быстро ли вы отвечаете на письма?

Не отменяете ли вы посещение стоматолога из-за болезни?

Будете ли вы принимать горькое лекарство?

Являетесь ли вы человеком слова?

Не боитесь ли вы в одиночку ехать в незнакомое вам место?

Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?

Можете ли вы вовремя не вернуть книгу в библиотеку?

Отложите ли вы выполнение уроков ради просмотра телепередачи, которая вам нравится?

Сможете ли вы не ссориться, несмотря на нанесенную обиду?

Суммируйте полученные ответы по бальной системе: «да» - 2 балла; «не знаю» - 1 балл; «нет» - о баллов.

0 - 12 очков:

С силой воли у вас дела обстоят неважно. Вы делаете то, что вам легче и интереснее, даже, если это в чем-то может навредить и вам. К своим обязанностям вы относитесь спустя рукава. Вы эгоистичны и это влияет на ваши волевые качества. Вам пора изменить отношение к миру и окружающим, от этого вы только выиграете.

13 – 21 очко:

Ваша сила воли имеет средние пределы. Если вы встречаетесь с препятствием, то преодолеваете его, но если увидите обходной путь, то тут же им воспользуетесь. Неприятную работу вы выполняете, но постоянно при этом ворчите. Лишние обязанности вы на себя не берете. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте свою волю.

22 – 30 очков:

С силой воли у вас все в порядке. Вас не страшат трудности, но иногда нужно проявлять такие качества, как гибкость, доброта, снисходительность. Это вам поможет в достижении цели.

 

Признаки волевых качеств школьников

Признаки дисциплинированности:

сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.);

добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.);

недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т. п.);

соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки.

Признаки самостоятельности:

выполнение ребенком посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.);

умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.);

умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;

умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости:

стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.)

Признаки выдержки:

проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);

умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);

умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки организованности:

соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);

планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки;

умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

Признаки решительности:

быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;

выполнение принятого решения без колебаний, уверенно;

отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;

проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки инициативности:

проявление ребенком творчества, выдумки, рационализации;

участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

активная поддержка коллектива детей в реализации намеченных планов;

стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

 

Притча “Умение подниматься”.

 

Была у одного народа примета! Тот, кто сорвет белый цветок на горе в канун Нового года, будет счастлив. Гора, на которой расцветал цветок счастья, была заколдована. Она постоянно тряслась, и никто не мог удержаться на ней.

Но каждый Новый год находились смельчаки, которые пытались залезть на гору.

Однажды три друга тоже решили попытать счастья.

Перед тем как идти на гору, зашли друзья к мудрецу – совета спросить:

- Упадешь семь раз – поднимись восьмой раз, – посоветовал им мудрец.

Пошли трое друзей на гору, все с разных сторон.

Через час вернулся первый юноша, весь в синяках.

- Неправ был мудрец,- сказал он.- Я упал семь раз, а когда восьмой раз поднялся, то увидел, что прошел только четверть горы. Тогда я решил вернуться.

Второй юноша пришел через два часа, весь побитый, и сказал:

- Мудрец нас обманул. Я упал семь раз, а когда на восьмой раз поднялся, то увидел, что прошел только треть горы. Тогда я решил вернуться.

Третий юноша пришел через день с белым цветком в руках, и на нем не было ни царапинки.

- Разве ты не падал? – спросили его друзья.

- Падал, может, сто раз падал, а может, и больше. Я не считал, – ответил юноша.

- Почему на тебе нет синяков и ссадин? – удивились друзья.

- Перед тем как идти на гору, я научился падать, – засмеялся юноша.

- Этот человек научился не падать, а подниматься, значит, он достигнет любой цели в жизни! – сказал мудрец, узнав о юноше.

 

Как развивать силу воли?

 

Успешный человек невозможен без силы воли. Поэтому многих интересует, как развить силу воли? Есть и или нет у вас силы воли, насколько она развита, можно узнать анализируя различные ситуации. Посмотрите, сколько вы можете предпринять шагов в сложной обстановке, как долго вы сможете действовать?

Если у вас хорошо развита сила воли, то вы будете легко преодолевать препятствия. Это достаточно сильный стимул, для того, чтобы начать развивать в себе силу воли.

 

Способ развития силы воли:

 

Отыщите стимул, он должен быть достаточно весомым, чтобы удерживать вас на пути. Этот стимул должен мотивировать вас постоянно. Всегда думайте о том, что будет, когда вы достигнете намеченной цели.

Если ваша цель – накачать мышцы, то думайте о том, как вы себя будете чувствовать, когда ваше тело станет как у атлета. На вас будут смотреть с завистью. Эти мысли укрепят вашу силу воли.

 

Полезные привычки:

Здоровье:

Ежедневные упражнения. Не ленитесь потратить 30 минут в день на зарядку, бег или любые другие физические упражнения.

Завтрак. Не забывайте позавтракать утром. Это самый важный прием пищи в день и если вы будете игнорировать его, вы можете распрощаться с хорошим пищеварением и высоким уровнем энергии.

Полноценный сон. Недостаток сна не может не сказаться на вашем здоровье. Вы должны спать не менее восьми часов в сутки.

Здоровая пища. Всем иногда хочется перекусить чипсами, но нужно взять в привычку игнорировать все, что вредно для вашего здоровья и употреблять лишь здоровую пищу.

Рыба. Рыба очень богата полезными веществами. ее необходимо есть хотя бы раз в неделю.

Отказ от газировки. Избегайте газированных напитков. Они наносят вред вашему здоровью.

Личная гигиена. Держите ваше тело в чистоте. Это не значит, что вы должны по десять раз в день принимать душ. Просто будьте чистоплотны.

 

Личное развитие:

Одна книга в неделю. Читайте по книге в неделю. Чтение – это отличный способ развлечься и повысить активность мозга.

Головоломки. Играйте в викторины и пазлы, разгадывайте шарады и ребусы, иначе говоря решайте различные головоломки. Это развивает ваши умственные и творческие способности, а также логическое мышление.

Принятие решений. Возьмите в привычку принимать решения быстро, но при этом твердо и обдуманно.

 

Блок самоанализа и самооценки.

 

Учащимся предлагается ответить на вопрос «Результаты сегодняшнего классного часа для меня».

Ответы детей:

Творческое домашнее задание.

В XIV веке во Франции жил философ Буридан Данепе Алигьери описал историю, которая, якобы, была связана с ослом Буридана.

«Однажды Буридан уехал по своим делам. Уезжая, он оставил в конюшне достаточно сена в яслях для своего осла. Сено лежало справа и слева от стойла. Охапки сена были абсолютно одинаковы. По возвращению Буридан увидел, что …

Что увидел Буридан? Продолжите рассказ и дайте ему свое толкование.

 

Осел так долго не мог выбрать, с какой из них начать свой завтрак, что в конце концов издох от голода. Мораль очевидна: в условиях альтернативы выбор надо делать быстро, не поддаваясь на провокации собственной жадности. …»

 

Рекомендации по выработке силы воли.

-Надо уметь заставить себя работать.

-Поставить цель и добиваться успеха.

-Удерживать себя от всяких соблазнов.

-Держи свое слово, пообещал - выполни.

Добивайся уважения людей своей ответственностью.

-Представляй себе последствия поступков.

-Учись находить стимул, не хватайся за все сразу, постепенно увеличивай нагрузку, иди от простого к сложному.

-Будь оптимистом.

-Умей вовремя себя остановить, взять в руки.

 

Пожелание всем:

 

Пообещал - сдержи слово!

Умей добиваться поставленной цели.

Умей отстоять свою точку зрения.

Работай над собой, воспитывай в себе настойчивость, выдержку, решительность, твердость, терпение.

Велик ты или мал, будь опорой в семье, чтобы на тебя можно было положиться.

 

Осознавай свои действия и их возможные результаты.

В человеке должна быть внутренняя сознательность.

Следи за тем, что делаешь, вовремя обрывай себя.

Умей заставить себя делать то, что важнее.

 

Неустойчивый, безвольный взрослый опасен для окружающих и для себя самого. Вовремя не приученный добиваться всего своим трудом, он ищет лишь занятия, что обещают удовольствие, не задумывается о последствиях своих поступков.

«…Лучше, если «безвольного» своевременно, любя, накажут родители, чем потом, когда он вырастет, его сурово, и нередко жестоко, накажут чужие люди…»(Вилен Гарбузов)

Тест

 

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Результат

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не знаю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сила воли
PPSX / 1.77 Мб
Опубликовано


Комментарии (12)

сменить сортировку
Перминова Елена Федоровна, 29.05.19 в 10:03 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, отличная подборка материала!
Воробьева Оксана Павловна, 29.05.19 в 10:09 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Федоровна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 05.06.19 в 17:08 2Ответить Пожаловаться
Спасибо! Соглашусь с Еленой Фёдоровной! Пригодится!!
Воробьева Оксана Павловна, 05.06.19 в 17:14 2Ответить Пожаловаться
Благодарю, Марина Юрьевна!
Кушнарева Татьяна Николаевна, 08.06.19 в 21:05 2Ответить Пожаловаться
Спасибо!!! В избранное, в следующем году у меня 6 класс.
Воробьева Оксана Павловна, 08.06.19 в 21:08 2Ответить Пожаловаться
Рада, что вам пригодится!
Ефимова Алла Ивановна, 10.06.19 в 11:25 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал.
Воробьева Оксана Павловна, 10.06.19 в 11:53 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание к работе!
Лещёва Светлана Николаевна, 15.06.19 в 14:04 2Ответить Пожаловаться
Оксана Павловна, спасибо за разработку родительского собрания! Нужный материал!
Воробьева Оксана Павловна, 15.06.19 в 14:29 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Николаевна, за оценку!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.