Рабочая программа учебного предмета родной (русский) язык для 3 класса по УМК Г.М. Сафиуллиной
Департамент образования Администрации города Тюмени
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 52 города Тюмени
(МАОУ СОШ №52 города Тюмени)
РАССМОТРЕНО ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО ______ Кадырова О.И. Протокол №4 от От 31.05.2023 г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _____Мустакимова С.Ч. «31» августа 2023 г | УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ №52 _______Манкаева А.З. Приказ № 195-од от «31» августа 2023 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
родной (русский) язык
для 3 класса
на 2023–2024 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Ромбаева Амина Хайруловна
Тюмень 2023
1.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ 15ч
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда — ложь, друг — недруг, брат — братство — побратим).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моих имени и фамилии (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ 10ч.
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА 9ч.
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований о путешествии по городам, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по родному (русскому) языку.
Изучение родного языка (русского) в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
К концу обучения в 3 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по родному (русскому языку):
осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён существительных;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определять языковые особенностей текстов;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.
Тематическое планирование.
№ | Наименование разделов и тем программы | К-о ч. | ЭОР |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее -15ч Где путь прямой, там не ездят по кривой (Что и как слова могут рассказывать об отношениях между людьми. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми, например, правда - ложь, друг - недруг, брат - братство - побратим.). | 1 | |
2 | Где друг прямой, там брат родной (Синонимы. Антонимы. Оттенки значений. Слова с суффиксами оценки. Гнезда слов с корнями -брат-, -друг-. Жизнь слова (на примере слова дружина): что обозначало в разные времена, почему сохранилось?) | 1 | |
3 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит (Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены особенности мировосприятия и отношений между людьми) | 1 | |
4 | Какой лес без чудес. (Что и как могут рассказать слова о природе. названия растений. Лексическая сочетаемость слов..) | 1 | |
5 | Сошлись два друга-мороз да вьюга (Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и растения, например, образные названия ветра, дождя, снега; | 1 | |
6 | Ветер без крыльев летает "Говорящие" слова: названия дождя, снега, ветра; названия растений) | 1 | https://pedsovet.su/load/238-1-0-39324 |
7 | Диалектные слова: почему одно явление получает разные названия? | 1 | |
8 | Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены природные явления | 1 | |
9 | Дело мастера боится. (Что и как могут рассказать слова о занятиях людей и профессиях. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей, например, плотник, столяр, врач, ямщик, извозчик, коробейник) | 1 | https://yandex.ru/video/preview/10758300898833052858 |
10 | . Дело мастера боится (Способы толкования значения слова: с помощью родственных слов, с помощью синонимов. Устаревшие слова. Жизнь слова: отражение занятий людей в фамилиях, названиях улиц.) | 1 | |
11 | Заиграйте мои гусли (Что и как могут рассказать слова о занятиях людей. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные инструменты, например гудок, рожок, балалайка, гусли, гармонь. "Говорящие" слова). | 1 | |
12 | Заиграйте мои гусли (Прямое и переносное значение слов. Многозначные слова. Жизнь слова: изменение значения слова (на примере слов гудеть, гармошка и т.п.) | 1 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnomu-russkomu-yazyku-po-teme-zaigrajte-moi-gusli-4572509.html |
13 | Что ни город, то норов Названия (старинных русских городов, происхождение названий.) | 1 | https://yandex.ru/video/preview/5709668401289677720 |
14 | Что ни город, то норов (История городов, сохранившаяся в названиях улиц и площадей). | 1 | |
15 | У земли ясно солнце у человека слов. (Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения, например, Снегурочка, дубравка, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.) | 1 | |
16 | Язык в действии -10ч . Для чего нужны суффиксы? | 1 | https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po-russkomu-rodnomu-iazyku-3-klass-d.html |
17 | (Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка. Пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи) | 1 | https://obrazovanie-gid.ru/konspekty/dlya-chego-nuzhny-suffiksy-3-klass-rodnoj-yazyk-konspekt.html https://yandex.ru/video/preview/12689618503095758349 |
18 | Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке? (Специфика грамматической категории рода имен существительных в русском языке.) | 1 | |
19 | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке. | | |
20 | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? (Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа.) | 1 | |
21 | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | 1 | https://yandex.ru/video/preview/17156614408209695838 |
22 | Практическое овладение нормами употребления форм имен существительных (родительный падеж множественного числа). | 1 | |
23 | Контрольная работа «Язык в действии» | 1 | |
24 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных. | 1 | |
25 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? Совершенствование навыков орфографического оформления текста | 1 | |
26 | Секреты речи и текста -9 ч . Создаем тексты-рассуждения | 1 | https://infourok.ru/material.html?mid=5736 |
27 | Создаем тексты-рассуждения. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). | 1 | https://yandex.ru/video/preview/15964323602695167438 |
28 | Учимся редактировать тексты. | 1 | |
29 | Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). | 1 | https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiiarusskiiiazykizlozhieniie3klass |
30 | Итоговая контрольная работа. Языковые особенности текстов фольклора и художественных тек - стов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.) | 1 | |
31 | Создаем тексты повествования. Создание текстов-повествований о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами | 1 | |
32 | Создаем тексты повествования. §18. | 1 | |
33 | Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов | 1 | |
34 | Особенности устного выступления. | 1 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnomurusskomu-yaziku-na-temu-kultura-rechi-klass-3657580.html |
Поурочное планирование по родному (русскому) языку в 3 классе. УМК «Школа России»
№ | Тема урока | К-о ч. | Основное содержание | Формирование функциональной грамотности | Э(Ц)ОР | Дата по план. |
1 | 1раздел. Русский язык: прошлое и настоящее 15 ч. Где путь прямой, там не езди по кривой. Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения. §1 | 1 | Наблюдение: найти общее и различное в значении слов и словосочетаний (например, придумывать небылицы, фантазировать, сочинять, рассказывать сказки, врать, обманывать, выдумывать; изворачиваться, юлить, кривить душой, лукавить, вилять, извиваться ужом) на основе контекста и собственного речевого опыта; объяснить употребление распространённых дружеских обращений (например, братцы) в разных контекстах. Самостоятельная работа: познакомиться с историей и значением слов и выражений на основе материалов из истории языка и культуры. Практическая работа: подобрать синонимы, антонимы; восстановить деформированные (с пропусками ключевых слов) высказывания на основе анализа контекста и значения слова; объяснить значение редких слов (например, содруг, другиня) на основе морфемного анализа. Работа с текстом: выделить пословицы из ряда высказываний; подо- брать заголовок; найти слова и выражения, характеризующие главных героев, создать собственный текст с использованием противительных конструкций; сравнить характеристики героев сказок — поиск устойчивых характеристик в описаниях лжецови честных людей (например, при работе со сказками В. И. Даля «Правда и кривда» и В. Г. Губарева «Королевство кривых зеркал»). Работа с рисунками и подписями к ним: обнаружить общий признак в значении этимологически родственных слов (лук, лука, излучина, лукавство). Работа в паре: найти в тексте характеристики разных героев с последующим объединением в общий текст. Дидактическая игра: прочитать слова «задом наперёд | Извлекать информацию необходимую для выполнения задания по тексту | | 5.09.2023 |
2 | Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). §2 | 1 | Извлекать информацию необходимую для выполнения задания по тексту | | 12.09.2023 | |
3 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления. Образные названия солнышка, дождя. §3 | 1 | Извлекать информацию необходимую для выполнения задания по тексту Находить специфическую информацию | | 19.09.2023 | |
4 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления. Образные названия солнышка, дождя. §3 | 1 | Извлекать информацию необходимую для выполнения задания по тексту Находить специфическую информацию | | 26.09.2023 | |
5 | Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия мороза, вьюги. §4 | 1 | Практическая работа: объяснить значение слов на основе морфемного анализа; образовать слова по продуктивным моделям; подобрать однокоренные слова; восстановить деформированные (с пропусками ключевых слов) высказывания на основе анализа контекста и значения слова; выбрать прилагательные и глаголы для описания дождя, снега; выбрать слово, соответствующее текстовому описанию. Работа с текстом: слушание, выделение сравнений; письменное объяснение значения слова на основе анализа контекста; сравнение описаний одного явления в разных текстах; объяснение заголовка; поиск скрытого сравнения в загадках; достраивание текста (выбор начала); восстановление текста (выбор пропущенных слов). Работа с рисунками: соотнести рисунок и описание. Работа с таблицей: сравнить словарное и художественное описание. Самостоятельная работа: познакомиться с историей и значением слов и выражений на основе материалов из истории языка и культуры (например: после дождичка в четверг; бросать слова на ветер; заблудиться в трёх соснах; кто в лес, кто по дрова; глухомань, пуща). Творческое задание: создать текст-описание; придумать загадки о дожде, туче, снеге на основе сравнения. Проектное задание. Странички «Природного словаря». Работа в группе: оформить страницы словаря с «дождевым» словом, со «снежным» словом, со «словом ветра», с «лесным» словом. Работа в парах: взаимоценка | Находить специфическую информацию | 3.10.2023 | |
6 | Сошлись два друга-мороз да вьюга (Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и растения, например, образные названия ветра, дождя, снега; | 1 | Находить специфическую информацию | https://pedsovet.su/load/238-1-0-39324 | 10.10.2023 | |
7 | Ветер без крыльев летает "Говорящие" слова: названия дождя, снега, ветра; названия растений) §5 | 1 | Находить специфическую информацию | 17.10.2023 | ||
8 | Какой лес без чудес. Образные названия растений. §6 | 1 | Находить специфическую информацию | 24.10.2023 | ||
9 | Дело мастера боится (Что и как могут рассказать слова о занятиях людей и профессиях. §7 Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей, например, плотник, столяр, врач, ямщик, извозчик, коробейник) | 1 | Практическая работа: объяснить значение пословиц; найти и выписать из текста синонимы; образовать слова по продуктивным моделям; объяснить значение слов на основе контекста и морфемного анализа; найти слово по объяснению его значения. Работа с иллюстрациями: подобрать подходящие названия к репродукциям картин русских художников; подобрать иллюстрацию к тексту; объяснить значение слова на основе иллюстрации и информации из текста. Работа с текстом: восстановить текст (выбор пропущенных слов на основе соотнесения информации из разных источников). Самостоятельная работа: познакомиться с историей и значением слов и выражений на основе материалов из истории языка и культуры (извозчик, ямщик, коробейник). Работа в парах: взаимооценка. Проектное задание. «Улицы, связанные с профессиями, на карте моего | Извлекать информацию необходимую для выполнения задания по тексту | https://yandex.ru/video/preview/10758300898833052858 | 7.11.2023 |
10 | Дело мастера боится (Способы толкования значения слова: с помощью родственных слов, с помощью синонимов. Устаревшие слова. Жизнь слова: отражение занятий людей в фамилиях, названиях улиц.) | 1 | Извлекать информацию необходимую для выполнения задания по тексту | | 14.11.2023 | |
11 | Заиграйте мои гусли §8 (Что и как могут рассказать слова о занятиях людей. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные инструменты, например гудок, рожок, балалайка, гусли, гармонь. "Говорящие" слова). | 1 | Наблюдение: как словами передаются звуки музыки (например, в стихотворении А. К. Толстого «Алёша Попович»). Практическая работа: найти и записать мотивирующее слово для «говорящих» названий музыкальных инструментов (например, скрипица, гудок, сопель, пищик), для названий музыкантов (например, дударь, рожечник, жалейщик, гусляр, гармонист и т. п.); объяснить «говорящие» названия на основе дополнительной информации о значении мотивирующего слова (например, смык, кугиклы, балалайка); найти общее и различное в значении синонимов; восстановить деформированные (с пропусками слов) предложения на основе анализа контекста и значения слова. Работа с текстом: восстановить последовательность фрагментов текста; выразительно читать поэтический текст (описание звучания). Самостоятельная работа: познакомиться с историей и значением слов и выражений на основе материалов из истории языка и культуры (например, гудок, гусли, скоморохи, гармонь). Работа в парах: сравнить похожие ситуации, описанные в разных текстах (например, игра на дудочке — в отрывках из повести И. С. Шмелёва «Лето господне» и пьесы С. Я. Маршака «Умные вещи»). | Извлекать информацию необходимую для выполнения задания по тексту | | 21.11.2023 |
12 | Заиграйте мои гусли §8 (Прямое и переносное значение слов. Многозначные слова. Жизнь слова: изменение значения слова (на примере слов гудеть, гармошка и т.п.) | 1 | Извлекать информацию необходимую для выполнения задания по тексту Находить специфическую информацию | https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnomu-russkomu-yazyku-po-teme-zaigrajte-moi-gusli-4572509.html | 28.11.2023 | |
13 | Что ни город, то норов Названия (старинных русских городов, происхождение названий.) | 1 | Учебный диалог о значении и происхождении слов город, кремль. Практическая работа: образовать прилагательные от названий городов, в которых сохранился кремль, для составления словосочетаний (например, Московский Кремль, Новгородский кремль, Тобольский кремль и т. п.); найти синонимы к слову крепость, объяснить различие в значении на основе контекста; определить верное произношение названий городов, опираясь на стихотворный размер. Самостоятельная работа: познакомиться с историей и значением слов и выражений на основе материалов из истории языка и культуры (например, Псковский Кром, Севастополь). Работа с текстом: восстановление текста (выбор пропущенных слов на основе соотнесения информации из разных источников); выразительное чтение поэтического текста. Работа в группах: анализ названий, говорящих о том, что данное имя принадлежит именно городу (-бург, -поль, -град, -город), или в которых содержится информация о географическом расположении города, подготовка сообщения о названии одного из городов на основе информации из разных источников. Проектное задание «Место, в котором я живу». Дидактическая игра (например, «Города: продолжи цепочку») | Извлекать информацию необходимую для выполнения задания по тексту | https://yandex.ru/video/preview/5709668401289677720 | 5.12.2023 |
14 | Что ни город, то норов (История городов, сохранившаяся в названиях улиц и площадей). | 1 | Извлекать информацию необходимую для выполнения задания по тексту Находить специфическую информацию | | 12.12.2023 | |
15 | У земли ясно солнце, у человека слово. §10 (Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения, например Снегурочка, дубравка, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.) | 1 | Практическая работа: составление словосочетаний с постоянными эпитетами (например, красна девица, добрый молодец, сине море, ясный сокол и т. п.); восстановление предложений, в которых пропущены словосочетания с постоянными эпитетами, устойчивыми сочетаниями; выбрать эпитеты, конкретизирующие основные признаки фольклорных образов (например, дуб — сила, мощь: могучий, величественный, грозный, богатырский, подоблачный, величавый и т. п.). Работа с иллюстрациями: сравнить фрагмент текста и иллюстрацию к нему (например, описание Царевны Лебеди в «Сказке о царе Салтане…» А. С. Пушкина и картину М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»); устно описать изображение (например, картину И. И. Шишкина «Среди долины ровныя»). Работа с текстом: озаглавить текст; восстановить текст с опорой на рифму; сравнить описание одного предмета в разных текстах (например, берёза в «Волшебной берёзке» В. Бианки и в стихотворении С. Есенина). Работа в парах: анализ грамматических признаков слова, его значения на основе словоупотребления (взаимоценка). | Извлекать информацию необходимую для выполнения задания по тексту Находить специфическую информацию | | 19.12.2023 |
16 | 2 раздел. Язык и действия 10ч. Для чего нужны суффиксы? §11 | 1 | Наблюдение за употреблением слов, называющих одно и то же лицо, но выражающих с помощью суффиксов разную оценку (например, мальчик, мальчишка, мальчонка и т. п.); анализ значений, вносимых суффиксами (например, город — городок — городишко; старик — старичок — старикашка и т. п.). Упражнение: отработка правильного произношения слов. Соблюдение отрабатываемых орфоэпических норм в речи (при изучении всех разделов курса) | Находить специфическую информацию | https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po-russkomu-rodnomu-iazyku-3-klass-d.html | 26.12.2023 |
17 | (Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка. Пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи)§11 | 1 | Извлекать информацию необходимую для выполнения задания по тексту | https://obrazovanie-gid.ru/konspekty/dlya-chego-nuzhny-suffiksy-3-klass-rodnoj-yazyk-konspekt.html https://yandex.ru/video/preview/12689618503095758349 | 9.01.2024 | |
18 | Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке?(Специфика грамматической категории рода имен существительных в русском языке.)§11 | 1 | Учебный диалог о роде имён существительных. Практическая работа: определение рода существительного с опорой на словарь (чтение грамматических помет в словарной статье), с опорой на контекст (на род согласованных с существительным прилагательных или глаголов в прошедшем времени, на местоимение), с опорой на формы словоизменения. | Находить значение слов или фраз | | 16.01.2024 |
19 | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке. §12 | | Находить значение слов или фраз | 23.01.2024 | ||
20 | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? (Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа.)§13 | 1 | Наблюдение: обнаружение существительных, не образующих форму множественного числа; обнаружение существительных, не образующих форму единственного числа; обнаружение существительных, не изменяющихся по числам только в одном из значений. Самостоятельная работа: познакомиться с историей слов на основе материалов из истории языка и культуры (например, ножницы). Работа в группе: вспомнить и записать слова разных тематических групп, имеющие только форму множественного числа (например, игры, одежда, инструменты). | Находить значение слов или фраз | | 30.01.2024 |
21 | Как изменяются имена существительные во множественном числе? Практическое овладение нормами употребления форм имен существительных (родительный падеж множественного числа).§14 | 1 | Наблюдение за образованием форм именительного падежа множествен- ного числа существительных (с окончаниями - а и - ы); выделение пар слов, в которых разные окончания множественного числа соответствуют разным значениям (например, цветы — цвета, листы — листья, зубы — зубья); наблюдение за образованием форм родительного падежа множественного числа существительных. Практическая работа: вставить в предложения слова в нужной форме (например, порты, торты, шарфы и т. п.); образовать форму единственного числа существительных со значением «обувь» (например, кроссовки, кеды, тапки, босоножки и т. п.); образовать формы родительного падежа множественного числа существительных со значением «фрукты», «овощи», «одежда» (например, помидоров, баклажанов, мандаринов, яблок, джинсов и т. п.); составление предложений по картинке с использованием форм родительного падежа множественного числа. Работа в парах: взаимооценка | Находить специфическую информацию | https://yandex.ru/video/preview/17156614408209695838 | 6.02.2024 |
22 | Как изменяются имена существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных. §14 | | Находить специфическую информацию | | 13.02.2024 | |
23 | Контрольная работа «Язык в действии» | | | | | 20.02.2024 |
24 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных.§15 | 1 | Наблюдение за изменением формы существительного при замене предлога (например, Кошка бежит по дорожке к дому — Кошка бежит по дорожке от дома — Кошка бежит по дорожке между домами), установление связи между предлогом и падежной формой существительного. Практическая работа: определение падежа существительного с предло- гом; замена существительного с предлогом на местоимение с предлогом; составление глагольных словосочетаний с одинаковыми приставками и предлогами (например, наступить на ногу, влететь в окно и т. п.); подбор к прилагательным с приставкой соответствующих предложно-падежных форм существительных (например, бездонный — без дна, бессердечный — без сердца и т. п.); замена предлогов на синонимичные (в предложении). Самостоятельная работа: познакомиться с историей приставок и предлогов на основе материалов из истории языка и культур | Выделить специфическую информацию, представленную в виде графических изображений (например, графики, таблицы или карты) | | 27.02.2024 |
25 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? Совершенствование навыков орфографического оформления текста §15 | 1 | Орфографический тренинг (осуществляется при изучении всех разделов курса) | Выделить специфическую информацию, представленную в виде графических изображений (например, графики, таблицы или карты) | | 5.03.2024 |
26 | 3 раздел. Секреты речи и текста 9ч. Создаем тексты-рассуждения. Изложение по рассказу Л.Толстого «Котенок». §16 | 1 | Представление проектных заданий и результатов мини-исследований, выполненных при изучении раздела «Русский язык: прошлое и настоящее» | Находить специфическую информацию | https://infourok.ru/material.html?mid=5736 | 12.03.2024 |
27 | Создаем тексты-рассуждения. Сказка К. Д. Ушинского «Спор деревьев») | 1 | Учебный диалог «Что такое рассуждение?». Чтение учебного текста. Работа с текстом: чтение и слушание отрывков из художественных текстов, описывающих споры героев, поиск утверждений и доводов каждого героя; чтение отрывка, содержащего утверждение героя и поиск аргументов для подтверждения или опровержения утверждения в других источниках информации. Творческое задание: написать продолжение истории, содержащее аргументы, примиряющие участников спора (например, продолжение сказки К. Д. Ушинского «Спор деревьев») | Находить специфическую информацию | https://yandex.ru/video/preview/15964323602695167438 | 19.03.2024 |
28 | Учимся редактировать тексты. Восстановление деформированного теста «Зяблик с колечком» (По Н. Сладкову) с творческими дополнениями. §17 | 1 | Наблюдение за средствами связи предложений в тексте. Работа с текстом: восстановление логики текста (последовательность абзацев, последовательность предложений, достраивание пропущенных предложений, исключение лишних предложений). Работа в паре: взаимооценка. Работа в группе: презентация результатов работы группы, сравнение результатов, обсуждение | Находить специфическую информацию | | 2.04.2024 |
29 | Учимся редактировать тексты. Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). | 1 | Оценивать завершённость текста | https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiiarusskiiiazykizlozhieniie3klass | 9.04.2024 | |
30 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Списывание отрывка фольклорного текста с творческим заданием | | | 16.04.2024 |
31 | Создаем тексты повествования. §18. | 1 | Работа с текстом: использование справочной информации для создания портрета и истории героя повествования (например, герой — игрушка одного из традиционных русских художественных промыслов). Работа в паре: создание совместной сказочной истории; иллюстрирование, представление классу | Оценивать завершённость текста | | 23.04.2024 |
32 | Создаем тексты повествования. §18. Создание текстов-повествований о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. | 1 | 7.05.2024 | |||
33 | Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.) | 1 | Наблюдение: выявлять языковые особенности при работе с текстами фольклора и с художественными текстами (осуществляется при изучении всех разделов курса) | Извлекать информацию необходимую для выполнения задания по тексту | | 14.05.2024 |
34 | Особенности устного выступления. | 1 | Представление проектных заданий, выполненных при изучении раздела «Секреты речи и текста» | | https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnomurusskomu-yaziku-na-temu-kultura-rechi-klass-3657580.html |