Материал на проверке

Научная статья «Роль человека в системе управления качеством»

1
0
Материал опубликован 13 October 2015 в группе

Л.В.Латыпова, к.э.н., доцент

Рожкевич О. Н, студент группы Б-4231

Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

 

РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

 

Современные особенности мировых рынков потребовали разра­ботки новых подходов к решению проблем качества. В управлении качеством, наряду с классическими методами системного управле­ния, используются и многие специфические подходы и методы. Это определяется особенностью качества как объекта управления.

Человек является центральной фигурой в системе управления качеством как организационной системы управления. Практичес­ки управление качеством начинается и заканчивается человеком, т.е. он и субъект, и объект управления в системе управления ка­чеством. Человек — наиболее сложный элемент, действующий в различных сферах: принятие решений, создание новой техники, добыча и создание сырья, создание технологии, обслуживание приборов, машин и станков, управление и многие другие. Поэтому все основные категории теории управления качеством не должны рассматриваться отвлеченно от особенностей человека [3].

Как считают специалисты в области управления качеством, в среднем 95% проблем организаций в области качества в конечном счете связаны с человеком, его образом мышления, его мотиваци­ей. Это подтверждает тезис о приоритетной роли человека в систе­ме качества. В связи с этим особое значение в системе менеджмента качества имеет стиль управления и культура организации.

Участие человека в системе управления качеством многообраз­но. Он выступает в такой системе в разных качествах. Это зави­сит от следующих факторов:

•           принадлежности к той или иной сфере управления, тем или иным органам управления;

•           выполняемого типа работ;

•           работы на тех или иных этапах производственно-коммерчес­кого цикла [2].

Проблемы организации работы с персоналом также многообразны:

•           подбор и расстановка;

•           воспитание;

•           обучение;

•           организация труда;

•           контроль деятельности;

•           обеспечение психологического климата;

•           создание уверенности в руководителе;

•           воспитание преданности фирме [2].

Это означает, что в работе с персоналом необходимо изучать социально-психологические, деловые и профессиональные каче­ства подчиненных, уметь разрабатывать характеристики их дея­тельности, знать науку менеджмента в части управления коллек­тивами и индивидуумами, определять и формировать мотивацию.

Следовательно, особая роль в системе управления качеством принадлежит руководителю. К его главным задачам относятся следующие:

•           определение цели, стратегии и политики в области качества;

•           многообразная работа с персоналом;

•           организация и руководство системой управления качеством.

При этом особое внимание уделяется обеспечению необходи­мой мотивации работников к высококачественному труду путем создания возможностей для самовыражения в процессе трудовой деятельности. Это одна из важнейших целей использования соци­ально-психологических методов. Не случайно японцы считают, что «качество — это образ мышления, это уровень куль­туры». Таким образом, правильное применение социально-психо­логических методов направлено, в первую очередь, на создание культуры фирмы, позволяющей выпускать высококачественную продукцию [1].

Таким образом, исключительная роль человека в решении про­блем качества очевидна, и это необходимо учитывать, формируя систему управления качеством любой организации, независимо от особенностей ее бизнеса и рынков сбыта.

 

Список цитируемых источников

1.    Астратова Г.В. Менеджмент качества. Учебное пособие объектов.  [Текст] /Г.В. Астратова, Л.В.Латыпова, В.В. Климук и др. - Сургут. : РИО СурГПУ, 2015. – 157с.

2.    Аристов О. В. Управление качеством:  Учеб. пособие для вузов. -М: ИНФРА-М, 2006. - 240 с.

3.    Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. — М.: РИА Стандарты и качество, 2001. – 209 с.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.