Л.В.Латыпова, к.э.н., доцент
Рожкевич О. Н, студент группы Б-4231
Сургутский государственный педагогический университет, Сургут
РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Современные особенности мировых рынков потребовали разработки новых подходов к решению проблем качества. В управлении качеством, наряду с классическими методами системного управления, используются и многие специфические подходы и методы. Это определяется особенностью качества как объекта управления.
Человек является центральной фигурой в системе управления качеством как организационной системы управления. Практически управление качеством начинается и заканчивается человеком, т.е. он и субъект, и объект управления в системе управления качеством. Человек — наиболее сложный элемент, действующий в различных сферах: принятие решений, создание новой техники, добыча и создание сырья, создание технологии, обслуживание приборов, машин и станков, управление и многие другие. Поэтому все основные категории теории управления качеством не должны рассматриваться отвлеченно от особенностей человека [3].
Как считают специалисты в области управления качеством, в среднем 95% проблем организаций в области качества в конечном счете связаны с человеком, его образом мышления, его мотивацией. Это подтверждает тезис о приоритетной роли человека в системе качества. В связи с этим особое значение в системе менеджмента качества имеет стиль управления и культура организации.
Участие человека в системе управления качеством многообразно. Он выступает в такой системе в разных качествах. Это зависит от следующих факторов:
• принадлежности к той или иной сфере управления, тем или иным органам управления;
• выполняемого типа работ;
• работы на тех или иных этапах производственно-коммерческого цикла [2].
Проблемы организации работы с персоналом также многообразны:
• подбор и расстановка;
• воспитание;
• обучение;
• организация труда;
• контроль деятельности;
• обеспечение психологического климата;
• создание уверенности в руководителе;
• воспитание преданности фирме [2].
Это означает, что в работе с персоналом необходимо изучать социально-психологические, деловые и профессиональные качества подчиненных, уметь разрабатывать характеристики их деятельности, знать науку менеджмента в части управления коллективами и индивидуумами, определять и формировать мотивацию.
Следовательно, особая роль в системе управления качеством принадлежит руководителю. К его главным задачам относятся следующие:
• определение цели, стратегии и политики в области качества;
• многообразная работа с персоналом;
• организация и руководство системой управления качеством.
При этом особое внимание уделяется обеспечению необходимой мотивации работников к высококачественному труду путем создания возможностей для самовыражения в процессе трудовой деятельности. Это одна из важнейших целей использования социально-психологических методов. Не случайно японцы считают, что «качество — это образ мышления, это уровень культуры». Таким образом, правильное применение социально-психологических методов направлено, в первую очередь, на создание культуры фирмы, позволяющей выпускать высококачественную продукцию [1].
Таким образом, исключительная роль человека в решении проблем качества очевидна, и это необходимо учитывать, формируя систему управления качеством любой организации, независимо от особенностей ее бизнеса и рынков сбыта.
Список цитируемых источников
1. Астратова Г.В. Менеджмент качества. Учебное пособие объектов. [Текст] /Г.В. Астратова, Л.В.Латыпова, В.В. Климук и др. - Сургут. : РИО СурГПУ, 2015. – 157с.
2. Аристов О. В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. -М: ИНФРА-М, 2006. - 240 с.
3. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. — М.: РИА Стандарты и качество, 2001. – 209 с.