12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Выборова Мария Алексеевна22
2

Статья «Роль электронных и цифровых образовательных ресурсов в социально-психологической адаптации и развитии личностно-познавательных особенностей обучающихся с ОВЗ»

Выборова Мария Алексеевна,

учитель начальных классов ,

МБОУ г.Иркутска СОШ №30

 

 

Роль электронных и цифровых образовательных ресурсов в социально-психологической адаптации и развитии личностно-познавательных особенностей обучающихся с ОВЗ

 

 

 

Образование сегодня стремительно меняется. Цифровые технологии прочно входят в нашу жизнь и становятся повседневным инструментом получения знаний. Создаётся информационное пространство, которое педагог самостоятельно наполняет контентом. Электронные и цифровые образовательные ресурсы (ЭОР и ЦОР) стали неотъемлемой частью информационно-образовательной среды современной школы, позволяя повышать эффективность обучения за счет введения элементов интерактивности и мультимедиа.  ЭОР, ЦОР – мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем

Электронные и цифровые образовательные ресурсы позволяют выполнять значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести оценку собственных знаний, умений, навыков. С ЭОР и ЦОР изменяется получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

Детям с ОВЗ трудно освоить опыт существования в окружающем мире во всей его полноте, многообразии всех связей в мире природы и человеческом обществе. Необходимо направить все усилия, чтобы помочь детям с ОВЗ приспособиться к жизни.

Цифровое образование открывает новые перспективы в системе коррекционного образования, связанные с переосмыслением отношения к организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Электронные и цифровые образовательные ресурсы в работе со школьниками с ОВЗ– это эффективное средство в усвоении нового материала, развитии мотивации, успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.  Применение разнообразных компьютерных технологий способствует эффективной коррекции нарушений и создает особую "терапевтическую" среду, стимулирующую развитие личности каждого ребенка, позволяет использовать новые «обходные пути» в воспитание и развития личности ребенка.

Компьютерные технологии выступают в роли эффективного средства коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными, определяют эффективность использования их в коррекционной работе.

Компьютер значительно расширяет возможности получения информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции учащихся.

Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами школьных навыков или речи, а иногда с нарушениями в организации деятельности и поведения.

Благодаря использованию информационных технологий у детей активизируются все каналы восприятия: зрительный, слуховой, механический, эмоциональный, что ведет к положительному результату при изучении программного материала. Главная проблема – удержать внимание ученика и качественно представить новый материал. Мультимедиа-презентации на уроках позволяют привлекать внимание не только ярким отображением познавательных элементов, но и звуком, видеорядом, спецэффектами.

Повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, вызывает у них эмоциональный подъём приложение   LearningApps.org . Этот электронный ресурс способствует увеличению объёма выполненных заданий на уроке, формирует положительное отношение к обучению, снижает тревожность, повышает уровень комфортности, уровень речевого развития и коммуникативных навыков.  LearningApps.org позволяет легко создавать электронные интерактивные упражнения. В данном приложении можно создавать и использовать готовые викторины, кроссворды, пазлы, игры. Правильность выполнения заданий проверяется мгновенно.

Сервис LearningApps предоставляет возможность получения кода, поэтому использую их не только на уроке, но и размещаю на странице блога класса.

Наибольшую образовательную ценность представляют бесплатные образовательные платформы для обучения детей с ОВЗ. В работе с детьми с ОВЗ использую несколько образовательных он-лайн платформ и образовательных ресурсов.

Дети, которых я сейчас обучаю, постепенно освоили и успешно работают на образовательных он-лайн площадках Учи.ру и ЯКласс. Они с удовольствием выполняют задания школьной программы, участвуют в олимпиадах. Эти интернет-ресурсы оказались наиболее доступными и интересным для совместной работы с детьми. Регистрация на этих ресурсах очень простая.

На портале Учи.ру при выполнении заданий, система строит диалог с учеником. Если ученик отвечает правильно, то система его хвалит и задаёт следующий вопрос, если ученик ошибается в ответе, то система просит его подумать, либо задаёт набор уточняющих вопросов, которые помогают ему прийти к верному решению. Если учитель желает посмотреть, на каком этапе находится тот или иной ученик, то он открывает его персональную страничку. На ней можно увидеть детальную статистику об образовательных результатах. Можно узнать, сколько заданий выполнено, когда, за какое количество времени, по какой теме работал ученик, какие задания и темы вызвали наибольшую сложность, сколько ошибок сделал, есть ли прогресс. Задания и пояснения можно не только читать, но и слушать. Это очень удобно: если ученик пока не может самостоятельно прочитать длинное объяснение. Кроме заданий, которые помогают освоить школьную программу, на платформе Учи.ру проходят и олимпиады по предметам. Олимпиадные задания необычные, они помогают взглянуть на предмет шире и с разных сторон, тренируют внимание, логику, пространственное воображение.  Достаточно обладать знаниями на уровне школьной программы, чтобы справляться с олимпиадными заданиями. Участники награждаются дипломами и грамотами. На сайте есть архив олимпиадных заданий прошлых лет. Учащиеся имеют возможность присутствовать на вебинарах, где им рассказывают, как нужно было выполнить то или иное задание олимпиады.

Проект ЯКласс содержит весь курс начальной школы, разбитый на связанные между собой разделы. Платформа содержит материалы по всем школьным предметам. Для этой платформы есть алгоритм работы: знакомство с теоретической частью темы, а потом решение практических задач. Задачи поделены на уровни по сложности. Решая задания, ребенок постепенно переходит на более сложные темы, формируя таким образом свою базу знаний. В основе ресурса ЯКласс лежит технология генерации огромного числа вариантов для каждого задания, поэтому проблема списывания решена. Если занятия проводятся дистанционно, учитель увидит отчет о ошибках и успехах обучающего.

Современные информационные технологии представляют огромные ресурсы не только для образования, с помощью которых можно успешно использовать время, проведенное ребенком возле компьютера, но и возможность выявить и развить детские идеи, помочь организовать досуг с максимальной пользой. Хорошо организованная внеурочная деятельность позволяет детям раскрыть свои природные склонности, так как каждый ребенок по-своему талантлив. Один проявляет свои таланты в учебе, другой в творчестве. 

Этому способствует участие в проектной деятельности на сайте Началка.ком. Началка. ком- это развивающая, безопасная площадки в сети Интернет, где можно узнать что- ­то новое, интересное, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах. В сетевых проектах Началки. ком не бывает победителей и побеждённых. Выигрывает каждая команда, выполнившая все задания. Главное стремление и увлеченность к новому виду занятия.

Темы проектов интересны, увлекательны и познавательны. Дети с удовольствием участвуют в сетевых проектах.

Немаловажное значение имеет и поддержка родителей. Родители, без сомнения, могут быть союзниками. Приобщение родителей к деятельности дает возможность семьям детей с ОВЗ узнать о возможностях цифровых ресурсов, найти единомышленников, почувствовать уверенность в собственных силах.

Реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, повышает уровень  обученности  учащихся с ОВЗ, даёт более высокие результаты, помогает  осваивать  психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. Урок с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе. 

Целенаправленное использование возможностей современных цифровых технологий в школе будет способствовать эффективной работе по преодолению нарушений психофизического развития, а совершенствование технических возможностей цифровых технологий позволит адресно, с учетом потребностей каждого ребенка с ОВЗ, решить вопросы успешного обучения и адаптации в социуме.

 

 

Список литературы:

 

1.Абыкенова Д.Б. Современные информационные технологии в образовательной деятельности: сущность и структура ИКТ-компетентности педагога инклюзивного образования / Д.Б. Абыкенова, С.Д. Аубакирова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2015. № 47. –С. 97-101.

2.Алёхина С.В. Инклюзивное образование: история и современность. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. 33 c.

3.Карасёва А.А. Информационно-коммуникационные технологии в индивидуальном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья// Вестник науки и образования 2017, №11 с.35. [Электр. ресурс]. URL:http://scientificjournal.ru/images/PDF/2017/VNO-35/informatsionno-kommunikatsionnye.pdf

4. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». 2003. № 3. С. 67–76.

5. Шушкова О.А. Современная информационно-образовательная среда (ИОС) в процессе образования детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2016


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.