Урок актуализации и проповеди «Ростова-на-Дону — город воинской славы»

0
0
Материал опубликован 15 January 2018

Урок актуализации и проповеди
«Ростова - на - Дону – город воинской славы»

Актуальность урока. Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни и в первую очередь на детей и молодёжь. Современное падение нравов - это страшное следствие оскудения духовных традиций в нашей жизни. Трагедия состоит в том, что из-под ног человека выбиты твёрдые основы нравственности, духовности, патриотизма. Необходимо возрождать любовь к Родине. Изучение героических страниц истории «Ростова - на - Дону - город воинской славы» может этому способствовать.         .                          .                               Урок актуализации и проповеди - создаёт условия для пробуждения совокупности переживаний в изучаемой теме.  Урок побуждает сознание школьников к рациональной рефлексии над проблемами прошлого и современности, и  к рефлексии личностно-смысловых отношений.  

Целью урока является формирование у подрастающего поколения любви  и уважения к  малой и большой Родине, а также высокого гражданского сознания.  Задачи урока:                                                                      - --- -- познакомить учащихся с героическими страницами истории Ростова - на - Дону -  города воинской славы в рамках истории Великой Отечественной войны;                                 - способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины;          . – сформировать у подрастающего поколения уважительное отношение к людям, которые своим мужеством и героизмом на фронте и в тылу отстояли честь, свободу и независимость нашей Родины;

 

  

Урок актуализации и проповеди 

Ход урока

I.  Модуль мышления на основе переживания 

В начале урока включается презентация. В первом слайде презентации звучит музыка Ростов - город, Ростов – Дон. Это создаёт условия для пробуждения переживаний, формирует атмосферу урока.  Учитель. Кто может ответить, в годы какой войны России пришлось отстаивать свою независимость?    Учащиеся. Высказывают предположение о том, что независимость пришлось отстаивать в годы ВОВ.                                   .Учитель: Всем нам хочется жить в мире,  свободном от войн и насилия. Об этом мечтает всё человечество. Но, к сожалению, в мире возникают войны.  Великая Отечественная война – самая ужасная война в истории нашего государства. Эта война оставила глубочайший след в жизни всего населения нашей страны, победа досталась слишком большой ценой, ведь миллионы сложивших свои головы за Родину были чьими-то мужьями, женами, детьми, родителями. Каждая советская семья лишилась кого-то из родных и близких, а некоторые семьи, к сожалению, вообще были уничтожены.                                           Учащиеся. Слушают излагаемый учителем материал.                    

  Учитель: Ребята, как вы считаете, что значит любить и защищать Родину?                                                                   Учащиеся. Предлагаются варианты ответа. Происходит личностно- смысловое обобщение вопроса учениками.     

II.Модуль мышления на основе новых знаний

Создаются условия для  восхождения от тенденций детского логического опыта  к «чистым» формам мышления. Учитель: Давайте с Вами посмотрим, каким был наш с вами родной  город Ростов до войны. (Слайд 2-4) Учащиеся. Слушают излагаемый учителем материал и смотрят подготовленную презентацию «Ростов- город воинской славы».                    Учитель: Ростов-на-Дону был большим и красивым городом. В городе была развита промышленность. (Слайд 2-4)

Изложение нового материала.

     Учитель: Утром 22 июня 1941 все изменилось. Ростовчане, как и все советские люди, узнали о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. (Слайд 2). Ростов в планах фашистского командования был стратегической целью – как «ворота на Кавказ» - к нефти, пшенице, углю, руде. (Слайд 5-9)                           . Чтобы помочь Красной Армии быстрее изгнать врага со своей земли, ростовчане, как и все советские люди, стали массово записываться добровольцами на фронт. (Слайд 10)          Армия была создана на базе штаба и войсковых частей и соединений Северо-Кавказского  военного округа 16 октября 1941-го года специально для защиты города Ростова. (Слайд 11-13) Первая оккупация нашего города длилась восемь дней и вошла в историю как «кровавая неделя». Эсесовцы дивизии «Лейб-штандарта «Адольф Гитлер» расстреляли и замучили сотни мирных граждан — стариков, женщин, детей. Особенно они зверствовали в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону. 27 ноября части 56-й армии тремя оперативными группами перешли в наступление и во взаимодействии с Новочеркасской группой войск 9-й армии и 29 ноября 1941 г. освободили город от врага.  (Слайд 14- 16)                                                                       Летом 1942 года фронт вновь подошёл к Ростову. Четверо суток 21-24 июня на подступах к Ростову и на его улицах не утихали ожесточённые бои с превосходящими силами противника. Восемнадцать отборных дивизий, сотни танков, тысячи орудий и миномётов, армады бомбардировщиков и истребителей штурмовали донскую столицу. 22 июля немецко-фашистские войска прорвали оборону наших соединений западнее Ростова. Войска 56-й армии, оказывая врагу упорное сопротивление, вели тяжёлые оборонительные бои и отходили за Дон.        (Слайд 17-18)                                                                               / Вторая оккупация Ростова длилась 205 суток. Фактически город был полностью разрушен.  За месяцы было угнано на принудительные работы 53 тыс. ростовчан, расстреляно около 40 тыс. жителей города и военнопленных, только в карьере Змиевской балки уничтожили свыше 27 тыс. человек. Ожесточённые бои за Ростов войска непрерывно вели до февраля 1943г.  В 2 часа ночи 14 февраля войска 28-й армии во взаимодействии с соединениями 51-й армии, 87-й и 126-стрелковой дивизиями полностью очистили город Ростов-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков. (Слайд 9-22)                                                                              

Учащиеся. Слушают излагаемый учителем материал и смотрят подготовленную презентацию «Ростов- город воинской славы».                    

  Учитель: В героическую летопись Великой Отечественной войны Ростов вошел как город, где Красная Армия перешла от обороны в наступление. 43 тысячи Ростовчан и около 200 тысяч жителей Ростовской области пали на полях сражений в годы Великой Отечественной Войны. В период временного захвата  Ростова фашисты расстреляли и замучили десятки тысяч мирных жителей, около 50 тысяч человек угнали в рабство.  В развалины были превращены центральные районы города, взорваны и сожжены здания театров, институтов, клубов, школ, больниц. Из 270 фабрик и заводов уцелело только шесть. (Слайд 25-29) . За подвиги и героизм проявленный в годы войны 285 уроженцев Дона стали Героями Советского Союза, пять человек были удостоены этого звания дважды, а С.М.Буденный стал трижды Героем Советского Союза. Пятьдесят семь наших земляков стали полными кавалерами ордена Славы. За заслуги в годы войны и большой вклад в Победу 25 февраля 1982 года Ростов-на-Дону был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

III.Микромодуль действенного мышления

Учитель: 14 апреля 2006 года Государственная Дума приняла Федеральный закон «О почетном звании РФ „Город воинской славы“„,  Учитель: Ребята, как вы считаете, почему некоторые города называют городами воинской славы? Учащиеся. Высказывают свои предположения. Учитель: Звание города воинской славы в России присваивают отдельным городам «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества». За мужество и героизм, проявленный защитниками города в годы войны, Ростову-на-Дону в мае 2008 года было присвоено звание «Города воинской славы». Учитель: В связи с тяжелейшими боями в нашем городе и его окрестностях, есть множество мемориальных объектов, посвященных боевым и  трагическим моментам истории Ростова в Великой Отечественной войне. Какие мемориальные объекты в Ростове вы знаете? Учащиеся. Предлагаются варианты ответа.  Создаётся содержательно-логическая  схема для систематизации детских предположений.  Название мемориальных объектов записывается в тетрадь.   Учитель: Всего на территории города Ростова-на-Дону расположено 46 объектов, связанных с событиями Великой Отечественной войны. Мы с Вами вспомним наиболее известные.

 Учитель:

1. В 1961 году в Пионерском парке открыт бронзовый бюст пионера-героя Вити Черевичкина.  Когда немцы взяли Ростов, они под страхом расстрела приказали всем владельцам голубятен убить птиц. Фашисты боялись, что с помощью почтовых голубей ростовчане будут передавать нашим войскам разведывательную информацию. Но Витя не подчинился приказу и тайно продолжал держать голубей, регулярно выпуская их в полёт. Немцы заметили парящих птиц, и Черевичкина, как пособника Красной Армии, расстреляли. На Нюрнбергском процессе фото убитого мальчика с голубем в руках было представлено в числе документов, обличающих фашизм. (Слайд 31)

2. В 1969 г. открыт Мемориальный комплекс «Павшим воинам». Мемориальный комплекс «Павшим воинам» — это памятник с вечным огнём в Ростове-на-Дону в сквере имени Фрунзе на площади Карла Маркса. Посвящён воинам и мирным людям, погибшим в Великой Отечественной войне. (Слайд 32-33)

3. В 1972г.  в парке им.В.Черевичкина установлена Стела пионерам-героям. В годы войны вместе с коммунистами и комсомольцами проявляли бесстрашие и мужество ростовские пионеры. Володя Бондаренко ценой своей жизни прикрыл от вражеского огня товарищей, уничтожил более ста фашистов и подорвал танк. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Двенадцатилетний Эдик Жмайлов считался лучшим разведчиком полка. Он геройски погиб, спасая боевое знамя полка. Витя Черевичкин переправлял сведения советским воинам почтовыми голубями. Фашисты его расстреляли. Подвиг юного патриота увековечен в песне "Жил в Ростове Витя Черевичкин". Женя Репко проявил смелость и находчивость, проведя советских воинов к вражеским позициям. Он пал в неравной схватке с захватчиками при освобождении Ростова 8 февраля 1943 года. При спасении советских солдат в передвижном госпитале проявила героизм Джемми Горячкина. Она посмертно занесена в книгу Почета Центрального совета пионерской организации. В Ростовском полку народного ополчения смелым разведчиком и связистом проявил себя Саша Чебанов. Он доставил в полк важное донесение и боеприпасы. Погиб геройски. Пионеры с улицы Ульяновской Ростова-на-Дону Валя Зятин, Коля Кизим, Игорь Нейгоф, Витя Проценко, Коля Сидоренко укрыли от фашистов раненых советских воинов. Гитлеровцы зверски их расстреляли. (Слайд 34 )

4. 8 мая 1972 году был открыт мемориальный комплекс «Защитникам Ростовского неба»   в честь героических подвигов, совершенных защитниками донского неба. Рядом с постаментом - прямоугольник, облицованный мрамором, на нем - бронзовые слова : "Слава защитникам Родины. 1941-1945. В честь летчиков, сражавшихся под Ростовом в годы войны". (Слайд 35-36)

5.В 1975 году был открыт мемориальный комплекс «Памяти жертв фашизма в Змиевской балке». Местом массового уничтожения советских людей стала Змиевская балка  на окраине города в районе Западного поселка и Ботанического сада. Здесь гитлеровцы расстреляли и умертвили 27 тысяч человек. (Слайд 37-38)

6.В 1983 году был открыт Мемориальный комплекс «Воинам-освободителям г. Ростова-на-Дону от фашистских захватчиков» Местонахождение памятника – г. Ростов-на-Дону, Театральная площадь. Комплекс состоит из 70,6 –метровой стелы, увенчанной скульптурой греческой богини Победы Ники и орденом Отечественной войны 1-ой степени, которым награжден город. (Слайд 39)

7. В 1983 г. открыт Мемориальный комплекс «Кумженская роща» в память о погибших воинах частей и соединений Советской Армии, освобождавших Ростов в 1941 и 1943 годах, сооружен величественный мемориал в Кумженской роще, находящейся в юго-западной части города на пересечении рек Дон и Мертвый Донец. У центрального входа установлены пять пилонов, облицованных серым мрамором, рядом с ними - плиты с названиями воинских частей и соединений, отличившихся в боях за Ростов. (Слайд 40-41)

8. 8 мая 1983 года  был открыт памятник артиллеристам батареи С. Оганова и С. Вавилова. Надпись на постаменте гласит: "Отважным воинам Отчизны, славой вечной покрывшим себя в боях под Ростовом осенью 1941 года. Шестнадцать артиллеристов ценой жизни отразили атаку пятидесяти танков, двенадцать из которых сожгли, а восемнадцать подбили. Герои – артиллеристы посмертно были награждены орденами и медалями, а Оганов и Вавилов удостоены звания Героев Советского Союза. (Слайд 42)

10. 6 мая 2010 года в Ростове-на-Дону открыт мемориальный комплекс «Город воинской славы». (Слайд 43)

 Учащиеся. Создаётся содержательно-логическая  схема.  Название мемориальных объектов записывается в тетрадь.  

IV.Микромодуль личностно- смыслового мышления

 Учитель: В годы военных испыта­ний ростовчане и защитники города бесстрашно вставали на пути захватчиков. Своим мужеством и героизмом они внесли неоценимый вклад в разгром врага.

Потоками крови и слез была омыта наша многострадальная Донская земля. Но солдаты спасли Родину, сохранили ее для нас, потомков. Мы всегда должны помнить тех, кто сражался за нашу Родину, кто отдал жизнь за нас, за то, чтобы у нас сейчас с вами было мирное небо над головой!                                   

Мы должны испытывать неизмеримую благодарность и чувство признатель­ности ветеранам войны, отстоявшим свободу и независимость нашей Родины. Величие подвига, сила духа и мужество останутся примером беззаветного служения Отчизне.

  

Учебно-методическое обеспечение

Города-герои.Города воинской славы России. Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации.М., 2010г.

Оленев. А. Мемориалы города бережно хранят память об истории Ростова-на-Дону/ А. Оленев// Вечерний Ростов.- 2010.

«Ростов-на-Дону: исторические очерки», под ред. П.В. Дзюбенко, Ростов, Книжное издательство, 1979 г.

Шоган, В.В.  Новые технологии в историческом образовании / В.В. Шоган. — Ростов-на-Дону, 2005.     

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

3

Технические средства обучения:

-интерактивная доска

- мультимедийный проектор

- компьютер

4

Экранно - звуковые пособия:

- видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

- слайды , соответствующие содержанию обучения

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

5

Оборудование класса:

- ученические столы 1-о местные с комплектом стульев

- стол учительский ;

- настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.