«Русские писатели и поэты - вегетарианцы»

2
0
Материал опубликован 13 February 2020

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«КРАЕВОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»








XVIII учебно-исследовательская конференция студентов

«Студенческие инициативы в науке, практике и творчестве»



Секция: Профессиональный акцент





Исследовательская работа

«Русские писатели и поэты - вегетарианцы»













ВЫПОЛНИЛ: Вострецов Антон, студент группы Рм-189к.


РУКОВОДИТЕЛЬ: Надрокова Ксения Ивановна















Чернушка 2019

Содержание


Введение 3

Вегетарианство в России 4

Писатели и поэты - вегетарианцы 6

Заключение 9

Библиография 10

Приложение 11



Введение

 Многие люди на сегодняшний день переходят на вегетарианский образ жизни. Есть множество причин, которые заставляют отказаться от мяса.  

На протяжении всей истории многие величайшие философы мира, писатели, ученые, художники, духовные лидеры были приверженцами и ярыми пропагандистами вегетарианства. На уроках литературы, знакомясь с жизнью и творчеством писателей, мы задумались, а встречались ли среди русских писателей и поэтов вегетарианцы. С этой целью мы обращались к биографическим данным писателей, изучили исторические данные по этой теме.

Объект исследования: вегетарианство.

Предмет исследования: русские писатели и поэты и их отношение к вегетарианству.

Гипотеза: если интерес представляет извлечение исторической информации из художественных произведений, из биографических данных писателей, поэтов то все в большей мере возрастает внимание к проблематике истории повседневности и ментальности, и к литературе в целом.

Цель исследования: подробнее узнать о вегетарианстве в России и выяснить, встречались ли среди русских писателей и поэтов вегетарианцы.

Задачи:

Поиск в художественном тексте «живых черт времени», упоминания о вегетарианстве истории, в творчестве писателей, поэтов.

Выяснить вопрос о причастности к вегетарианству русских писателей, поэтов.

Методы исследования:

- частично - поисковый;

- изучение и обобщение;

- работа с литературоведческими статьями, монографиями.

Актуальность темы: работу можно использовать на уроках русской литературы, как метапредметная связь на занятиях по биологии и литературе.







Вегетарианство в России

Вегетарианство — это питание растительной и молочной пищей с отказом от мясной пищи животного происхождения (включая мясо птицы, рыбу и морепродукты). Некоторые варианты вегетарианской диеты исключают молочные продукты. Люди становятся вегетарианцами по различным причинам: этическим, экологическим, экономическим, медицинским, религиозным. Существуют различные виды вегетарианства.

Слово «вегетарианец» вошло в обиход в 1842 году основателями «Британского вегетарианского общества». Оно происходит от латинского «vegetus», которое означает «крепкий, здоровый, свежий, бодрый» [4,189].

Вегетарианство в Россию пришло в 1878 году с появлением статьи русского ботаника, профессора, ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Николаевича Бекетова на тему «Питание человека в его настоящем и будущем» в журнале «Вестник Европы». Началось бурное обсуждение о переходе к вегетарианству и о необходимости рационального использования природных  ресурсов. Это была первая работа по теме «Вегетарианство».
Профессор был убеждён, что человек способен получать все необходимые ему полезные вещества исключительно из растительной пищи. «Высшим проявлением благородия и нравственности человека является любовь ко всем живым существам, ко всему, что живёт во Вселенной, не только к людям. Такая любовь не может иметь ничего общего с повальным убийством животных. Ведь отвращение к кровопролитию – первый признак человечности» [ 1, 201].

В 1891 году термины «вегетарианство», «вегетарианец», «вегетарианка» появляются в «Словаре русского языка». Но власть считала, что вегетарианство подрывает государственные устои, и в целом среди чиновников и полиции к вегетарианцам относились скорее негативно. И почти сразу после открытия первой вегетарианской столовой в Москве, деятельность её была приостановлена властями. Через три года, в 1894 г., все же открылась московская вегетарианская столовая, но вскоре вывеску приказали сменить на одно лишь слово «столовая».

Несмотря на все препятствия, вегетарианство все больше распространялось в царской России. В 1901г. открывается «Санкт-Петербургское вегетарианское общество», носившее ярко выраженную научную направленность. Росло и число вегетарианских столовых, печатных изданий («Вегетарианское обозрение», «Первый альманах Московского вегетарианского общества», «Вегетарианский вестник» и др.) 

Но после Октябрьской революции создавались всевозможные препятствия: запрещались выступления с докладами, закрывались столовые из-за баснословных цен на аренду теперь уже государственных помещений, а также были переименованы в «диетические»; термин «вегетарианство» был исключен из словаря, а многих представителей Московского вегетарианского общества в 1929г. арестовали и частично сослали на Соловки. Переход на растительное питание называют ненаучными, а в Большой Советской энциклопедии в 1951г. пишут, что «Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев». [9]

В течение многих десятилетий подавлявшийся интерес к вегетарианству вновь возродился только к началу 1990-х годов.





















Писатели и поэты - вегетарианцы

Как относились к вегетарианству русские писатели и поэты? Были ли среди известных писателей и поэтов вегетарианцы?

Вегетарианство вызывало разные чувства у писателей и поэтов. Многие величайшие писатели и поэты были вегетарианцами. Их отличало умение проникать в суть вещей, умение сострадать чужой боли, умение переступить через традиционные вкусы и взгляды. Но встречались и те, которые не питали особой симпатии к вегетарианству. Например, Владимир Маяковский. Он даже был готов агитировать против вегетарианства. В 1928 г. он написал сатирическое стихотворение «Вегетарианцы», направленное против приверженцев Толстого:

«...Обликом
своим
белея,
Лев Толстой
заюбилеил.
Травояднее,
чем овцы,
собираются толстовцы...» [5,150]

Одним из самых известных вегетарианцев был великий Лев Николаевич Толстой. Именно гениальность его слова подтолкнула многих сильнее углубиться в тему растительного питания после прочтения трактата «Первая ступень», в котором писатель описывает нравственную сторону вегетарианства.

«Мое питание состоит главным образом из горячей овсяной каши, которую я ем два раза в день с пшеничным хлебом», - пишет Л.Н.Толстой. [2, 75]

На идее вегетарианства держалось не столько здоровье писателя, сколько новое восприятие мира. По мнению писателя, запрет насилия над животными мог положить конец злу всего мира. 

Следует отметить, что именно Л.Н. Толстой своим авторитетом оказал существенное влияние на вегетарианский выбор многих выдающихся русских людей своего времени. Молодого С. Есенина, который только лишь год как приехал в Москву, вдохновили статьи Льва Толстого, которые были опубликованы в «Вегетарианском обозрении». В тот период Есенин отказывается от мяса, рыбы и табака, хотя и не на столь длительный период. Можно предположить, что вегетарианство поэта — следствие порыва юноши-идеалиста (в поэте жила вера в то, что в будущем все люди станут братьями, он стремился к гармоничному сосуществованию всего живого на земле) и одновременно осознанный шаг (ведь сколько всего было прочитано, осмыслено, высказано предварительно). Но все же, видимо, идеализма было больше, в результате чего вегетарианство его долго не продлилось. Затем поэт сильно изменился, его иллюзии насчет гуманности человечества разрушились, оставил он и вегетарианство [2,78].
Также вегетарианство оказало значительное влияние на жизнь и творчество писателя Николая Семеновича Лескова (1831–1895). Лесков вступил в ряды вегетарианства из чувства жалости к убитым животным.  Благодаря его усилиям в 1893 г. в России была издана первая вегетарианская поваренная книга на русском языке. Называлась она «Вегетарианская кухня. Наставление к приготовлению более 800 блюд, хлебов и напитков для безубойного питания».
Лесков в своем творчестве обращается к различным аспектам вегетарианства, в том числе к вопросам этики в питании
  и защиты животных, в частности в рассказах «Грабёж» (1887), «Полунощники» (1890), «Соляный столб» (1891),«Фигура» (1889) [2,155].

 Убежденной вегетарианкой была известная русская писательница Наталья Борисовна Нордман (1863-1914), которая писала под псевдонимом Серова. Ее монография «Поваренная книга для голодающих» была очень популярна и выдержала четыре издания. 
В 1913 г. она выступила с публичной лекцией на тему: «Сыроедение – путь к здоровью и счастью», в которой впервые в России представила теорию и практику сырого питания необработанными продуктами растительного происхождения [6]

В 1893 году в журнале «Неделя» №18 писали: «В Сибири, в Вилюйске, близ Якутска, живет 12 лет в ссылке автор романа «Что делать?». Ссыльный владеет небольшим садиком, который он сам обрабатывает; он обращает много внимания и тщательно наблюдает за ростом своих растений; он осушил болотистую почву в саду. Чернышевский живет продуктами, им самим добываемыми, и питается только растительной пищей. Он не ел ни мяса, ни белого хлеба, а только черный, употреблял крупу, рыбу и молоко...» [3,15].

По свидетельствам очевидцев, «Чернышевский питался кашей, ржаным хлебом и молоком. Вина не терпел» [2,63].

Таким образом, Чернышевский — вероятно, первый представитель русской интеллигенции, который принципиально объявляет себя сторонником вегетарианского образа жизни. Его стремление к вегетарианству объясняется не этическими целями и заботой о животных, а, скорее, представляет собой явление эстетического и «гигиенического» рода. 

Одной из наиболее активных представительниц вегетарианского образа жизни среди русских писателей середины 1880–х гг. была Анна Павловна Барыкова (1839–1893). Ее отец, П. П. Каменский, писал рассказы и драмы; Ее мать, М. Ф. Каменская, – дочь вице—президента Академии Художеств Ф. П. Толстого и кузина Л. Н. Толстого, – была также писательницей.

А. П. Барыкова вела оживленную переписку с 1885 г., в одном письме, написанном, вероятно, в 1890 г., она сообщает: «Ах, чуть не забыла! Знаете, ***, вашего полку прибыло. Я – вегетарианка! Вот уже второй месяц, как я не ем никаких переодетых трупов… »[9]

Она пришла к убеждению, что «жить – значит: любить и жалеть». Таким образом, ее вегетарианство мотивировано в большой степени защитой животных.





















Заключение

Изложенные выше наблюдения позволяют сделать следующие выводы.

Вегетарианской литературы становилось все больше и люди проникались этой идеей. Число приверженцев растительного питания стремительно росло и в их числе были известные русские писатели и поэты. Вегетарианство стало символом русской интеллигенции. Имя Толстого же до сих пор стоит одним из первых в списке самых известных вегетарианцев в России. И «в русском народе есть еще много идеализма. Здесь смотрят на вегетарианство большею частью с идеальной стороны; гигиеническая сторона пока что мало известна» - пишет один из немецких журналов [9]. И только у русских главным условием вегетарианства явился принцип «Не убий». Гипотезу мы подтвердили многообразием рассмотренных примеров.






















Библиография

Бранг П. Особые судьбы русского вегетарианства. Неприкосновенный запас №2. 2006.

Бранг П. Россия неизвестная: история культуры вегетарианских образов жизни от начала до наших дней. 2006г.,568с.

Вегетарианство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.).  СПб., 1890—1907.

Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 томх. АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Худож. лит., 1955-1961.

https://russian7.ru/post/7-glavnyx-russkix-vegetariancev/

http://vegetarianskij.ru/sergej-esenin-vegetarianec-1913-goda/

https://www.proza.ru/2016/09/12/746

https://arzamas.academy/materials/636

http://www.vita.org.ru/veg/veganstvo/ozernaja.htm




















Приложение


Лев Толстой с внуками. Фотография Владимира Черткова. 1909 год

Вегетарианская столовая в Москве









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации