Конспект урока русского языка «Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах» (4 класс)
Конспект урока в 4-м классе «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»
Составила учитель начальных классов
МКОУ Старокриушанская СОШ
Макаренко Е.И.
Цели урока:
организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о правописании падежных окончаний имен существительных, способствовать развитию речи учащихся;
содействовать обогащению словарного запаса, формированию и развитию учебных умений, орфографической зоркости, развивать логическое мышление, память;
воспитывать культуру общения на уроке, способность к самоконтролю и самооценке, любовь к родному языку.
Планируемые результаты:
Предметные: знать отличительные особенности именительного, родительного и винительного падежей существительных, развивать умение сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода.
Метапредметные
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: уметь сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода. , обучение потребности составления алгоритма, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
Коммуникативные УУД: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Тип урока: Урок повторения и обобщения знаний
Оборудование урока: фотоиллюстрации, сигнальные карточки, карточки для групповой работы ,учебники.
Задачи:
Образовательные закрепление знаний о склонении, падежах имен существительных, формирование знаний о написании падежных окончаний имен существительных
Воспитательные: воспитание дружеского взаимодействия обучающихся в груп-
пах, умения слушать собеседника, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умений искать и находить компромиссы, отстаивать свою точку зрения, быть способным к сотрудничеству.
Развивающие: развитие речи обучающихся, логического образного мышления,
находчивости, сообразительности, умения анализировать и логично рассуждать.
Формирование универсальных учебных действий.
Ход урока
1.Организационный момент.
Дети- Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите предыдущие знания о имени существительном,внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Ведь улыбка дарит хорошее настроение. Я, уверенна у нас все получится.
2.Актуализация знаний.
Выборочный диктант
Выпишите слова в два столбика с безударными гласными в корне слова и с парными согласными вкорне слова.(два ученика работают у доски)
Зима
Идет мягкий снег.Легкие снежинки леглина землю.Снег одел в пушистые рукавицы деревья и кусты.Хорошо бродить в лесу по узкой дорожке.Мохнатые ветви нависают над тропинкой.Стоят пни в снежных шапках,словно лесовики из сказок.
(Проверка,исправление,самооценка)
3.Самоопределение к деятельности.
На доске слова:
книг…., по дорог…. , в тетрад….
- Прочитайте слова. Какой звук слышится в окончании имен существительных?
- Как вы думаете, одинаковые ли будут окончания? (Нет)
- Что необходимо знать, чтобы грамотно написать безударное окончание существительного? (Склонение и падеж имён существительных). Выполните задание.
Проверка. Один ученик выходит к доске, пишет окончание, склонение и падеж.
- Что вы заметили? В каких падежах имя существительное бывает в опасности?
в родительном, дательном и предложном падежах)
- Ребята, кто догадался, какая задача сегодня перед нами стоит? Сформулируйте задачу урока.
Поупражняться в правописании безударных окончаний имен существительных во всех падежах) Слайд 6
4.Физминутка для глаз
- Ребята, вы писали, читали и ваши глазки устали. Давайте с вами сделаем гимнастику для глаз.
5.Работа по теме урока
- Ребята, а вы хотите сейчас побыть учителями? (Ответы детей)
- Значит сейчас вы будете работать учителями , но по очереди, работать будете в парах. Перед вами конверт № 1, в котором лежат задания, достаньте и прочитайте.
- Вы диктуете слова своему соседу, проверяете выполненное задание и ставите оценку на полях, а потом меняетесь и ваш сосед становится учителем и выполняет те же действия , что и вы.
- Ребята, поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок.
- А что вам помогло выполнить задание без ошибок ? (Знание падежей и склонений, это помогает правильно определить окончания существительных)
-У кого 1 ошибка, вы тоже получаете игрушки.
-Оцените свою работу и сделайте вывод.
Работа по учебнику.
- Ребята, откройте пожалуйста учебник на стр. 102 упр.181.
- Выпишите существительные с безударным окончанием, которые нужно проверить. Определите их падеж и склонение.
-.Кто из вас хочет назвать слова с безударным окончанием.
- Почему существительные в одном падеже имеют разные окончания?
- Что надо сделать, чтобы проверить написание безударного падежного окончания имени существительного в предложении? (Выделить из предложения словосочетание и поставить вопрос к существительному с безударным окончанием)
6.Физкультминутка.(силачи)
7.Работа по теме урока
- Ребята, сейчас вы будете работать в командах. Перед вами конверты с № 2. Возьмите конверты и прочитайте задание.
1 группа – составьте словосочетания из глаголов и существительных:
Рисовать, тетрадь
Работать, компьютер
побывать, Сибирь
плыть, Волга
приехать, бабушка
летал, самолет
2 группа – вставить предлоги
читал ……. животных
варенье ……земляники
летел …….. лугом
рос ….. елью
иду ……….тропинке
катался ……..велосипеде
3 группа – вставить окончания
добежать до рек….
иду по тропинк…..
спал в кроват……
был на площад…..
работал на завод….
ушки на макушк….
- После выполнения задания, вам нужно будет обменяться выполненными заданиями по принципу карусельки. И оценить работу своих товарищей
- Ребята, как вы считаете, справились ли ваши соперники с заданием
Физкультминутка
8.Закрепление изученного материала.
Графический диктант.
После выполнения детьми данного задания, вывесить ключ для самопроверки.
- Ребята, давайте попробуем выполнить графический диктант и узнать , и закрепить наши знания
- Я буду читать утверждения, а вы будете ставить знак « +» , если с ним согласны и «-«, если не согласны
1.В русском языке пять падежей.
2.Начальная форма имени существительного – именительный падеж, единственное число.
3.Определить склонение существительного можно по его роду.
4.Имена существительные 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание -е.
5.Имена существительные 2-го склонения в предложном падеже имеют окончание -и.
6.Проверить безударные падежные окончания имен существительных 1-го склонения.
7.Имена существительные женского рода относятся только к 1-му склонению.
8.Имена существительные среднего рода относятся ко 2-му склонению.
- Ребята, давайте попробуем оценить работу друг друга.
9.Рефлексия.
- Ребята, какие умения мы закрепляли сегодня на уроке?
- Кто легко справился со всеми заданиями?
- А что вам помогло справиться с заданиями?
(Знания: падежей, склонений, род имен существительных)
- Кто испытывал трудности?
- Что вам понравилось на уроке?
-Ребята ,а с каким настроением вы пришли на урок? А с каким настроением закончился урок?
- Ребята, приближается Новый год. И вы сегодня во время урока заработали много игрушек. У каждой команды есть вот такие елочки. Давайте украсим ваши елочки теми игрушками, которые вы сегодня заработали.
- Ребята, спасибо вам за урок.
Вы сегодня очень хорошо работали.
— Мы закрепили сегодня знания о правописании безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
— Теперь мы можем с вами утверждать, что:
Дети сами высказывают утверждения.
Знаю.
Могу.
Научился.
Пригодится.
Здорово.