Конспект урока русского языка «Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах» (4 класс)

3
0
Материал опубликован 22 March

Конспект урока в 4-м классе «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»

Составила учитель начальных классов

МКОУ Старокриушанская СОШ

Макаренко Е.И.

Цели урока:

организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о правописании падежных окончаний имен существительных, способствовать развитию речи учащихся;

содействовать обогащению словарного запаса, формированию и развитию учебных умений, орфографической зоркости, развивать логическое мышление, память;

воспитывать культуру общения на уроке, способность к самоконтролю и самооценке, любовь к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные: знать отличительные особенности именительного, родительного и винительного падежей существительных, развивать умение сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода.

Метапредметные

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: уметь сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода. , обучение потребности составления алгоритма, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.

Коммуникативные УУД: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Тип урока: Урок повторения и обобщения знаний

Оборудование урока: фотоиллюстрации, сигнальные карточки, карточки для групповой работы ,учебники.

Задачи:

Образовательные закрепление знаний о склонении, падежах имен существительных, формирование знаний о написании падежных окончаний имен существительных

Воспитательные: воспитание дружеского взаимодействия обучающихся в груп-

пах, умения слушать собеседника, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умений искать и находить компромиссы, отстаивать свою точку зрения, быть способным к сотрудничеству.

Развивающие: развитие речи обучающихся, логического образного мышления,

находчивости, сообразительности, умения анализировать и логично рассуждать.

Формирование универсальных учебных действий.

Ход урока

1.Организационный момент.

Дети- Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите предыдущие знания о имени существительном,внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Ведь улыбка дарит хорошее настроение. Я, уверенна у нас все получится.

2.Актуализация знаний.

Выборочный диктант

Выпишите слова в два столбика с безударными гласными в корне слова и с парными согласными вкорне слова.(два ученика работают у доски)

Зима


 

Идет мягкий снег.Легкие снежинки леглина землю.Снег одел в пушистые рукавицы деревья и кусты.Хорошо бродить в лесу по узкой дорожке.Мохнатые ветви нависают над тропинкой.Стоят пни в снежных шапках,словно лесовики из сказок.

(Проверка,исправление,самооценка)


 

3.Самоопределение к деятельности.

На доске слова:

книг…., по дорог…. , в тетрад….

- Прочитайте слова. Какой звук слышится в окончании имен существительных?

- Как вы думаете, одинаковые ли будут окончания? (Нет)

- Что необходимо знать, чтобы грамотно написать безударное окончание существительного? (Склонение и падеж имён существительных). Выполните задание.

Проверка. Один ученик выходит к доске, пишет окончание, склонение и падеж.

- Что вы заметили? В каких падежах имя существительное бывает в опасности?

в родительном, дательном и предложном падежах)

- Ребята, кто догадался, какая задача сегодня перед нами стоит? Сформулируйте задачу урока.

Поупражняться в правописании безударных окончаний имен существительных во всех падежах) Слайд 6

4.Физминутка для глаз

- Ребята, вы писали, читали и ваши глазки устали. Давайте с вами сделаем гимнастику для глаз.

5.Работа по теме урока

- Ребята, а вы хотите сейчас побыть учителями? (Ответы детей)

- Значит сейчас вы будете работать учителями , но по очереди, работать будете в парах. Перед вами конверт № 1, в котором лежат задания, достаньте и прочитайте.

- Вы диктуете слова своему соседу, проверяете выполненное задание и ставите оценку на полях, а потом меняетесь и ваш сосед становится учителем и выполняет те же действия , что и вы.

- Ребята, поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок.

- А что вам помогло выполнить задание без ошибок ? (Знание падежей и склонений, это помогает правильно определить окончания существительных)

-У кого 1 ошибка, вы тоже получаете игрушки.

-Оцените свою работу и сделайте вывод.

Работа по учебнику.

- Ребята, откройте пожалуйста учебник на стр. 102 упр.181.

- Выпишите существительные с безударным окончанием, которые нужно проверить. Определите их падеж и склонение.

-.Кто из вас хочет назвать слова с безударным окончанием.

- Почему существительные в одном падеже имеют разные окончания?

- Что надо сделать, чтобы проверить написание безударного падежного окончания имени существительного в предложении? (Выделить из предложения словосочетание и поставить вопрос к существительному с безударным окончанием)

6.Физкультминутка.(силачи)

7.Работа по теме урока

- Ребята, сейчас вы будете работать в командах. Перед вами конверты с № 2. Возьмите конверты и прочитайте задание.

1 группа – составьте словосочетания из глаголов и существительных:

Рисовать, тетрадь

Работать, компьютер

побывать, Сибирь

плыть, Волга

приехать, бабушка

летал, самолет

2 группа – вставить предлоги

читал ……. животных

варенье ……земляники

летел …….. лугом

рос ….. елью

иду ……….тропинке

катался ……..велосипеде

3 группа – вставить окончания

добежать до рек….

иду по тропинк…..

спал в кроват……

был на площад…..

работал на завод….

ушки на макушк….

 

- После выполнения задания, вам нужно будет обменяться выполненными заданиями по принципу карусельки. И оценить работу своих товарищей

- Ребята, как вы считаете, справились ли ваши соперники с заданием

Физкультминутка

8.Закрепление изученного материала.

Графический диктант.

После выполнения детьми данного задания, вывесить ключ для самопроверки.

- Ребята, давайте попробуем выполнить графический диктант и узнать , и закрепить наши знания

- Я буду читать утверждения, а вы будете ставить знак « +» , если с ним согласны и «-«, если не согласны

1.В русском языке пять падежей.

2.Начальная форма имени существительного – именительный падеж, единственное число.

3.Определить склонение существительного можно по его роду.

4.Имена существительные 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание -е.

5.Имена существительные 2-го склонения в предложном падеже имеют окончание -и.

6.Проверить безударные падежные окончания имен существительных 1-го склонения.

7.Имена существительные женского рода относятся только к 1-му склонению.

8.Имена существительные среднего рода относятся ко 2-му склонению.

 

- Ребята, давайте попробуем оценить работу друг друга.

9.Рефлексия.

- Ребята, какие умения мы закрепляли сегодня на уроке?

- Кто легко справился со всеми заданиями?

- А что вам помогло справиться с заданиями?

(Знания: падежей, склонений, род имен существительных)

- Кто испытывал трудности?

- Что вам понравилось на уроке?

-Ребята ,а с каким настроением вы пришли на урок? А с каким настроением закончился урок?

- Ребята, приближается Новый год. И вы сегодня во время урока заработали много игрушек. У каждой команды есть вот такие елочки. Давайте украсим ваши елочки теми игрушками, которые вы сегодня заработали.

- Ребята, спасибо вам за урок.

Вы сегодня очень хорошо работали.

 

Мы закрепили сегодня знания о правописании безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

Теперь мы можем с вами утверждать, что:

Дети сами высказывают утверждения.

Знаю.

Могу.

Научился.

Пригодится.

Здорово.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации