Классный час в 4 классе на тему «С чего начинается Родина… »
Цель: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном городе, его прошлом, истории его образования.
Формируемые УУД:
Предметные:
- умение давать определение новым понятиям;
- понимание значения патриотизма в жизни человека и общества;
- воспитание любви к родному краю, чувства причастности к коллективу школы, желания поддерживать традиции и приумножать их.
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к школе и учебной деятельности;
– интерес к учебному материалу;
– знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям внеурочной деятельности, к школе.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;
– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– устанавливать аналогии;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– производить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;
– воспринимать смысл познавательного текста;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами, группами;
– допускать существование различных точек зрения;
– строить понятные для партнера высказывания;
– использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;
– передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, Интернет, листок юного путешественника, звёздочки (по количеству детей).
Ход мероприятия:
I. Психологический настрой
- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!
(звучит аудио запись «Звуки природы – Летнее утро» (Приложение 1))
- Закройте глаза и представьте, что наступило долгожданное лето. Мы проснулись с вами сегодня, как никогда рано, распахнули окно…
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Доносится прекрасное пение птиц…
(небольшая пауза)
- Как же приятно и светло стало на душе. Я желаю вам, ребята, пронести эту лёгкость через весь урок и тогда у нас сегодня получится найти для себя что-то безумно ценное…
II. Постановка темы и целей
- Вижу, многие призадумались, что за ценность такая. Деньги, золото?
- Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится всё больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся в путешествие.
- Надеюсь, вы любите путешествовать?
- Тогда осталось узнать, куда же мы отправимся, уверяю, на свете нет места чудеснее.
- Сейчас я вам прочитаю два стихотворения. Ваша задача найти в них по одному ключевому слову.
Сознайся, если не зануда,
Что мы живём лишь ради чуда.
Зимой и летом, ночью, днём
Мы втайне думаем о нём.
Гадаем - в чём, в каких одёжках
И как - на крылышках и ль на ножках,
С пустых небес, из глуби вод
Оно появится вот-вот.
- Какое слово является главным в этом стихотворении? (чудо)
(записываю на доске)
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой её границы
Всё вокруг своё, родное:
Горы, степи и леса;
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Всё в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
- Какое слово в этом стихотворении главное? (Родина, родной край).
(записываю на доске)
- Скажите, могут ли наши чувства эти понятия сблизить?
- А вот теперь задумайтесь, куда мы отправимся сегодня?
- Верно, друзья мои, сегодня на нашем занятии мы отправимся в путешествие по нашей Родине.
- А с чего же она начинается?
(выслушиваю варианты, подвожу детей к тому, что Родина начинается с того места, в котором мы родились)
- Скажите, а город, в котором мы родились и живём, город Севск, он какой по размерам?
- В путешествие нам на чём удобнее отправляться? Самолёт? Поезд? Машина?
- А может, выберем такой транспорт, чтобы всё подробно рассмотреть и здоровье укрепить (велосипед)?
- Итак, прыгаем на наши велосипеды и в путь…
- Объявляю сбор на нашем школьном дворе.
III. Работа по теме урока
- Раньше всех приехал __________________ и чтобы не терять время в ожиданиях, зашёл в библиотеку, чтобы узнать об истории слова Родина и его лексическое значение.
(заранее подготовленный ученик выступает с сообщением)
Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода.
- А что же такое Родина?
Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.
- Какие синонимы можно подобрать к слову Родина? (Отчизна, Отечество)
- Почему мы её так называем? (Потому что это земля наших дедов и отцов)
- Хочу обратить ваше внимание, что слово «родина» пишется с маленькой буквы, когда подразумевается какое-то место, географическое местоположение, где родился и вырос человек.
- Употребление существительного «Родина» с большой буквы имеет место быть тогда, когда в это слово вкладывают патриотические и высоко-духовные чувства.
- С какой буквы пишется слово «родина», о которой мы говорим сегодня?
- Сегодня мы будем с вами рассматривать достопримечательности, наблюдать, исследовать, изучать тайны земли наших дедов и отцов. Это значит, мы не простые с вами путешественники, мы путешественники – исследователи! Как и в любом путешествии, нам понадобится маршрут. Его вы видите на доске.
(карта города Севска, на которой отмечены места для посещения – Приложение 2)
- И чтобы ничего не упустить возьмем с собой «Листок юного путешественника» (приложение 3), в него вы будете кратко записывать основные моменты путешествия.
- Итак, в путь! Начинаем движение от нашей школы влево по улице Ленина.
(показ маршрута на карте)
- Сразу обращает на себя внимание отреставрированный дом жены коллежского регистратора Прохоровой конца XIX в., расположенный на перекрестке улиц Энгельса и Ленина. Это здание имеет традиционные для Севска арочные окна второго этажа. Сейчас здесь располагается краеведческий музей.
(слайд 1)
- На перекрестке с улицей Свердлова, можно увидеть то, что осталось от Казанской церкви (XVIII в). Это самый древний из Севских храмов.
(слайд 2)
- При въезде в наш город жители и туристы города слышат колокольный звон, а вы слышали?
- Давайте еще раз послушаем его.
(Звучит фонограмма колокольного звона (Приложение 4))
- Какие чувства у вас возникли?
- Церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение.
- Сейчас мы узнаем, откуда доносится этот чудесный звук.
- Через пару сотен метров перед нами Храм во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла, возведенный на рубеже XVIII-XIX веков.
(Показ на экране панорамного вида с помощью программы Google Планета Земля)- Пока вы любуетесь величием постройки. Экскурсовод познакомит вас с её историей.
(выступают заранее подготовленные ученики)
Экскурсовод 1
Перед вами образец двухэтажного бесстолпного храма Брянщины в стиле раннего классицизма. Первоначально деревянная церковь хранит в себе ценнейшее религиозное достояние — икону с образом Скорбящей Божией Матери.
В начале 20 века в стенах храма расположилось зернохранилище, автомастерская и даже пожарная часть. После реставрационных работ 1989-1990 под руководством архитектора Г. П. Степаненко планировали открыть в храме библиотеку. Но в 1933 году здесь опять стали проходить богослужения и зданию вернули исконный церковный статус.
- Возьмите «Листок юного путешественника» и заполните первую строку. Какую достопримечательность нашего города вы запомнили?
- Двигаемся дальше, нас ждет не близкий путь в противоположную часть города, на улице Некрасова, 24 сразу бросается в глаза здание Кресто-воздвиженского храма, в честь которого и был назван монастырь.
(Показ на экране панорамного вида с помощью программы Google Планета Земля)
Экскурсовод 2
Сама церковь начинает свою историю с 1628 года. Она неоднократно перестраивалась и лишь в 19 веке была возведена в камне. Построенный в стиле классицизма храм, находится на природной возвышенности и хранит в себе старинные святыни: икона Богородицы «Молченская», скульптурная композиция «Христос в темнице».
Монастырь открыл двери верующим в 2000 году и на сегодняшний день остается действующим.
- Возьмите «Листок юного путешественника» и заполните вторую строку. Что нового и интересного узнали от второго экскурсовода?
- В Замарицкой части города Севск в бывшей Бобыльской слободе по адресу улица Кирова, 14 находится храм во имя Архистратига Божия Михаила.
(Показ на экране панорамного вида с помощью программы Google Планета Земля)
Экскурсовод 3
Впервые упоминается в 1639 году. В Переписной книге князя Мещерского значится храм Михаила Архангела и служивший в нем поп Василий.
В плане города 1802 года храм числится еще деревянным. Каменный храм начал строиться по благословению Преосвященного Досифея (Ильина, 1827 г.), Епископа Орловского и Севского, и был освящен 1 ноября 1823 года Преосвященным Гавриилом (Розановым, 1858 г.), Епископом Орловским и Севским. Представлял собой образец безстолпного купольного храма в стиле зрелого классицизма. В 1849 году в трапезной части храма с правой стороны тщанием старосты храма купца А.И. Черничина и местного священника Василия Путилина был устроен придельный алтарь во имя Святителя Николая. В этом алтаре находилась местночтимая икона Николая Чудотворца, по преданию, прославленная чудесами. В честь этой иконы на расстоянии четверти версты от храма была устроена часовня, в которую дважды в год в дни храмового праздника – 9 мая и 6 декабря – совершался Крестный ход. Храм был обнесен каменной оградой, по углам которой с западной стороны были каменные здания. В одном располагалась сторожка, в другом - церковная лавка. К Михаило-Архангельскому храму был приписан храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, находившийся на Замарицком кладбище.
После страшных боев марта и августа 1943 года уцелела только центральная часть с цилиндрическим барабаном и куполом, покоящимися на мощных устоях с подпружными арками. Роспись масляными красками второй половины XIX века сохранилась фрагментарно. Купол расписан кессонами с розетками в традициях позднего классицизма. В барабане изображены фигуры святых между окнами и евангельские композиции. Колорит блеклых, приглушенных тонов.
- Возьмите «Листок юного путешественника» и заполните следующую строку.
- И мы продолжаем наше путешествие…
IV.Физкультминутка
А сейчас мы с вами, дети
Едем на велосипеде.
На носочки поднимись,
На сиденье опустись.
Ноги ставим на педали,
Руки на руль опускаем,
Плечи дружно расправляем,
На педали нажимаем.
Правила мы соблюдаем!
Крутим правою ногой,
Крутим левою ногой,
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы приехали – слезать!
- Вот мы и вернулись с вами назад по улице Виноградова, и попали на главную площадь города Севска - площадь Октябрьской революции. Доминирующим сооружением на площади является, конечно, колокольня Успенского собора.
(Показ на экране панорамного вида с помощью программы Google Планета Земля)
Экскурсовод 4
Собор был построен по широко применявшейся крестово-купольной системе. Крупный четверик увеличивался цилиндрическим световым барабаном с куполом. Архитектура принадлежит стилю раннего классицизма. В1809-1811 годах к собору была пристроена колокольня. Собор утрачен, но колокольня сохранилась до наших дней.
Колокольня состоит из трех уменьшающихся по высоте четвериков, завершенных граненым шатриком и шпилем. Ее архитектурный убор - образец провинциальной архитектуры классицизма - несколько упрощен и страдает незаконченностью выполнения. В верхнем ярусе размещены куранты, бой которых вносит исторически звуковой эффект в жизнь площади и города.
Соборный храм впервые упоминается в переписной книге князя Никифора Федоровича Мещерского и подьячего Щолова, составленной в 1646 году.
- Пометьте необходимую информацию в «Листок юного путешественника».
- А здание справа - недостроенный дом культуры - местный долгострой. - На улице Карла Либкнехта расположился старинный городской храм во имя Святителя Николая Чудотворца. (Показ на экране панорамного вида с помощью программы Google Планета Земля)
Экскурсовод 5
Богатая история Церкви Николая Чудотворца начинается с 1619 года. Храм многократно перестраивали. Вплоть до конца 18 века церковь была деревянной, а с 1811 году становится каменной. Стены этой церкви помнят небывалое событие — прямо с алтаря был похищен святой антиминс.
К сожалению, сегодня о некогда величественном храме напоминают лишь стены из красного кирпича… Купол, часть колокольни, своды и перекрытия до нашего времени не сохранились. Храм начинают восстанавливать, но реставрационные работы пока продвигаются медленно.
- Возьмите «Листок юного путешественника», и заполните пятую строку. Какую достопримечательность вы запомнили?
- В северо-восточной части города на высоком берегу реки Сев, расположен храм в честь Вознесения Господня.
(Показ на экране панорамного вида с помощью программы Google Планета Земля)
Экскурсовод 6
Церковь Вознесения Господня построена в 1765 г. в бывшей Казачьей слободе на месте древней деревянной церкви, сгоревшей при осаде города польско-литовскими интервентами в 1634 г. Упоминается в писцовых книгах 1646 и 1711 гг.
Вознесенская церковь представляет собой тип традиционного «восьмерика на четверике». Стиль архитектуры - русское барокко в весьма скромном проявлении. Вместо ожидаемой пышности декора непритязательные украшения в виде парных лопаток. Наличники окон и дверей, простые профили карнизов носит самобытный характер, придающий облику памятника задушевность и теплоту. Величественность интерьеру придается развитием пространства вверх. Арочные тромпы перехода от нижнего четверика к восьмерику изящным пластическим эффектом украшают интерьер подкупольного зала.
Храм перестраивался в 1830 и 1883 годах. В 1926 г. церковь была закрыта. Во время оккупации Севска (октябрь 1941 - август 1943 гг.) храм использовался как тюрьма. Во время боев по освобождению города здание церкви сильно пострадало. После войны в нем хранили торф, который использовали для отопления соседней школы. К 1980-м гг. храм представлял собой развалины.
Храм отреставрирован в 1980-х гг. по проекту архитектора Л.С. Семеновой, к концу 1990-х гг. церкви снова требовалась реставрация. С 1999 г. храм начал восстанавливаться. 29 марта 2003 г. состоялось освящение епископом Брянским и Севским Феофилактом престола и храма в честь Вознесения Господня.
- Не забудьте в «Листок юного путешественника» внести пометки.
- И последнее православное сооружение, находящее в черте города, которое мы рассмотрим – Свято-Троицкий мужской монастырь.
(Показ на экране панорамного вида с помощью программы Google Планета Земля)
- На улице Ленина 8 возвышается строгий белокаменный монастырь с массивной колокольней 1787 года. Впервые упомянутый в начале 16 века, он хранит в себе богатую историю. В тяжелый для страны период социально-экономического кризиса, гражданской войны, войны со шведами и поляками сохранить монастырь не удалось. Он был уничтожен, сожжен.
- Вторую жизнь он обретает в начале 17 века с появлением иконы Божией Матери. В 1762 при содействии игумении Маргариты из двух деревянных храмов был возведен один каменный собор. Величественная колокольня с курантами стала второй монастырской постройкой в камне. Но в таком виде до нашего времени собор не сохранился.
- Во второй половине 19 века стены Троицкого собора дали трещину и были полностью демонтированы, начались новые строительные работы. Двери монастыря закрылись. После непростых испытаний в 2002 году монастырь обрел новую жизнь и вновь стал действующим. Но до сих пор там ведутся реставрационные работы, давайте на секундочку взглянем, как это происходит.
- Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?
- Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут запомнить правила поведения для мальчиков и девочек, посещающих храм.
Мальчику
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они.
Девочке
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
(Видео «В Свято-Троицком мужском монастыре Севска продолжаются реставрационные работы» с 0.17 до 1.15)
https://www.youtube.com/watch?v=xdiHsm2E_ck
- Ребята, наше путешествие оказалось необычайно насыщенным, предлагаю сделать небольшой привал в живописнейшем месте нашего города, насладиться открывающимися видами и подвести итог нашей сегодняшней встрече.
(слайд 3)
V. Обобщение полученных знаний
- Откройте «Листок юного путешественника» на 2 странице.
- Проверим, все ли сегодня были внимательными. Ваша задача соединить название православного храма с его внешним обликом.
- Посмотрим, что у вас получилось.
VI. Игра «Падающая звезда»
- Ребята, мы так увлеклись путешествием и даже не заметили, как стало смеркаться, появились первые звёздочки.
- Давайте на прощание полюбуемся звёздным небом. Смотрите, какое чудо…
(слайд – анимация падающая звезда)
- В народе есть такое поверье, если загадать желание при падающей звезде, то оно обязательно сбудется.
- Вот я бы загадала, чтобы наша малая родина процветала, чтобы к нам приезжали гости из других стран и восхищались бы ею.
- А какое желание вы бы загадали, для нашей малой родины – города Севска. Прикрепите на доске жёлтую звезду и назовите желание для города, если сегодняшний урок вам понравилось, вам было комфортно и интересно; белую звезду и назовите желание для города, если сегодня на уроке у вас возникли трудности.
VII. Подведение итогов
- К сожалению, пришла пора расставаться.
- Понравилось вам наше путешествие по малой родине?
- Сегодня вы открыли для себя что-то новое?
- Стоит ли гордиться нашей малой родиной? Почему?
- Если к вам приедут гости и захотят познакомиться с нашим городом, что вы им покажите в первую очередь?
- Ребята, кроме величественных храмов, в нашем городе огромное количество чудесных мест, в нашем городе живут замечательные люди, среди которых, есть и всемирно известные.
- Любите и берегите свою малую родину!
VIII. Домашнее задание
- Мы с вами убедились, что наш городок хоть и маленький, но с очень богатой историей и даже путешествуя целый день, не узнали всего.
Поэтому, я предлагаю вам составить визитную карточку улицы, на которой живёте и поделиться проделанной работой со своими товарищам через неделю.
14