Конспект урока литературы на тему «С. Михалков "Новогодняя быль"» (2 класс)
Тема: "С. Михалков "Новогодняя быль".
Цели:
продолжить знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова;
познакомить с литературной сказкой “Новогодняя быль”;
произвести анализ произведения.
Задачи:
Познавательные:
продолжить знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова;
продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.
Развивающие:
развивать устную речь, образное и логическое мышление, дикцию, словарный запас;
развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, взаимоуважение, умение работать дружно.
Оборудование: презентация, портрет С. В. Михалкова, книги С. В. Михалкова , учебник.
Ход урока.
I. Орг. момент. 1 слайд
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
- Ребята, сегодня на урок к нам в гости пришла ёлочка, на протяжении все урока она будет с нами. А в конце урока мы её с вами нарядим.
II. Работа над развитием речевого аппарата.
1.Дыхательная гимнастика.
- Ребята, давайте выполним дыхательные упражнения. Итак, начали. Первое упражнение "Снежинки".
- Представьте, что вам на ладошку упали снежинки. Вам нужно их сдуть.
- Ребята, что нужно для того, чтобы снегопад превратился в метель? Давайте и в классе устроим метель, выполнив следующее упражнение.
Второе упражнение"Ветерок".
Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).
- Хорошо, выполним речевую разминку - подготовим голос к работе. Наша задача произносить звуки чётко.
2. Речевая разминка.
Ок – ок - ок - падает снежок.
Ип - ип - ип - слышу снега скрип.
Ре - ре - ре - горы в снежном серебре.
2 слайд
- Прочитайте чистоговорки шёпотом и медленно.
- А теперь прочтите громко и весело.
- Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией.
- Конец 2 предложения с восклицательной интонацией.
III.Постановка темы и цели урока.
3 слайд
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень известного детского писателя, чтобы узнать его фамилию необходимо разгадать ребус:
- Что у вас получилось? (Михалков.)
4 слайд
- Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, расшифруйте анаграмму:
НОГОВОДНЯЯ ЛЫБЬ
- Что у вас получилось? ("Новогодняя быль".)
- Сегодня мы познакомимся с творчеством Сергея Владимировича Михалкова, прочитаем его произведение “Новогодняя быль”.
Какие задачи мы перед собой поставим, когда знакомимся с новым произведением?
- Познакомимся с произведением С.В. Михалкова «Новогодняя быль"
- Будем учиться безошибочно, выразительно читать.
- Будем отвечать на вопросы и находить ответы в тексте.
- Будем думать, делать выводы, анализировать.
IV. Работа над темой урока
1. Знакомство с биографией С. В. Михалкова.
5 слайд
- А сейчас Витя нам расскажет немного о жизни С.В. Михалкова.
С.В. Михалков родился 13 марта 1913 года в городе Москве. Прожил С. В. Михалков 96 лет.
В школу Сережа Михалков пошел учиться с 4-го класса. Первоначальное образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный литературный журнал.
С. В. Михалков - известен как поэт, писатель, баснописец, журналист и автор слов гимна Российской Федерации.
Его книги мы знаем и любим с самого детства.
- Давайте вспомним некоторые его произведения. Поиграем в игру. Я зачитываю отрывок произведения, а постараетесь вспомнить, как оно называется. Готовы?
2. Игра "Угадай-ка".
1. Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь!
А у вас?
- А у нас сегодня гость!
А у вас?
- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
("А что у вас?")
2. Кто не знает дядю Стёпу?
Дядя Стёпа всем знаком!
Знают все, что дядя Стёпа
Был когда-то моряком. ("Дядя Стёпа".)
3. Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк? ("Три поросёнка)".)
Первичное восприятие
4. Слушание сказки С.В. Михалкова "Новогодняя быль".
- Сейчас мы с вами познакомимся с ещё одним произведением С. Михалкова, называется оно "Новогодняя быль". Как вы думаете о чём пойдет речь в произведении? Когда будет происходить события?
Работа со словарём
- Как вы думаете, что обозначает это слово “быль”
- Это было на самом деле. Может быть, эту историю автор помнит из своего детства, а может быть, ему рассказал кто-то из знакомых.
7 слайд
- У меня есть помощники, они заранее подготовились к чтению произведения по ролям. Во время первого чтения постарайтесь понять, о чём эта быль, представить себя среди героев, стать участником событий. Кто главные герои? К какому жанру относится это произведение?
Проверка качества первичного восприятия.
- К какому жанру относится это произведение? (сказка-быль: рассказ о происшествии, случаи имевшим место в действительности.) Почему? (волшебство, добро побеждает зло)
- Что в этой сказке реально, а что вымышлено?
- Что вам понравилось в этой истории?
- От чьего лица ведётся рассказ?
- Почему слово Ёлочка написано в тексте с большой буквы?
- Ёлочку-дерево автор наделил человеческими чертами.
- Вспомните, как называется этот приём в литературе? (Олицетворение.)
Физкультминутка "Елочки-пенечки". 6 слайд
V. Закрепление изученного.
1.Чтение "Про себя".
7 слайд
- Перед тем, как читать сказку «про себя», давайте обратим внимание на трудные слова и их правильное произношение:
Прочитайте трудные слова – по слогам, плавно, затем – целыми словами (хором).
На-лю-бо-вать-ся – налюбоваться
По-зна-ко-ми-лась – познакомилась
Рас-ка-чи-вай-ся – раскачивайся
Бес-по-кой-ство – беспокойство
Спря-тать-ся – спрятаться
Об-ла-мы-ва-лись – обламывались
При-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося
8 слайд. Когда будете читать, обратите внимание, в тексте будут встречаться незнакомые слова.
Копошились
В беспокойстве
Сознание
Текст читают дети про себя.
- Как вы думаете, что они обозначают?
(Дети быстро отыскивают их в тексте и читают предложение)
Копошились – возиться с чем-нибудь. (с. 203)
В беспокойстве – лишённая спокойствия.(с. 204)
Сознание – ясное понимание чего-нибудь. (с. 206)
Выборочное чтение, анализ произведения.
- Где жила Ёлочка? (В лесу, недалеко от дома лесничего)
- Чувствовала ли себя Ёлочка одинокой? Докажите словами из текста. С.203
- Что же заставило Елочку забеспокоиться?
- Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?
- Какой эпизод изобразил художник?
- Куда, недолго думая, села Сорока?
- Как вы думаете слово «макушка» однозначное или многозначное? Макушка – это не только верхняя оконечность чего-либо (дерева, горы), но и верхняя часть головы.
- Дотроньтесь до своей макушки.
- Найдите в тексте диалог Елочки и Сороки. Чтение ёлочка Киртянова, сорока Назаров Д.
- Какой вы представили Ёлочку, а какой Сороку? (ёлочка - добрая, тихая, вежливая, доверчивая; сорока - болтливая, назойливая)
- Сорока улетела. А как стала жить Елочка после разговора с Сорокой? Прочитайте. С.204
- Долго ли Ёлочка жила в беспокойстве и тревоге? (до тридцать первого декабря)
- Как вёл себя человек, пришедший в лес? Прочитайте. С.206
- Я начну предложение, а вы закончите его словами из текста: “Он даже не заметил,…”.
- А что значит «потеряла сознание»? (ничего не видела и не слышала)
- Что вы можете сказать об этом леснике? (добрый)
- Что увидела ёлочка, когда очнулась? Прочитайте. С.206
- Какие чувства испытала Ёлочка?
- Какой подарок лесничий сделал Елочке? (игрушки, жизнь – самый лучший подарок)
- Кто радовался вместе с Ёлочкой?
Работа над содержанием в группах.
- Берись дружно – не будет грузно. Следуя этой пословице, трудную работу сделаем дружно, в группах.
1 группа
Расположить события по порядку.
Росла ёлочка.
Ёлочка не чувствовала себя одинокой.
Прилетела незнакомая сорока.
Ёлочка потеряла сознание.
На ветвях висели цветные стеклянные шары.
Каждый Новый год она вспоминает своё детство.
2 группа
На ваших столах лежит листочек с 3 пословицами. Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль “Новогодней были”?
1. Добро помни, а зло забывай.
2. Не мудрено дерево срубить, а мудрено лес вырастить. ( Срубить дерево секунда, вырастить потребуются года, много усилий, чтобы дерево не погибло).
3. Мороз не велик, да стоять не велит.
3 группа
Давайте представим, что вы оказались в заповеднике. Какой знак вы бы нарисовали для тех, кто хочет рубить в нём деревья. Нарисуйте эти знаки и покажите.
Защита
1 группа
(Проверка-доска.)
- Ребята, что мы получили? (план нашей сказки)
- Когда он нам пригодится? (когда будем пересказывать)
- Пересказ по этому плану вы подготовите дома. (1 группа попробует пересказать от лица ёлочки)
2 группа
- Ребята, знаете ли вы, что история, с которой мы сегодня познакомились, была написана С.Михалковым ещё и в стихах. Послушайте её. (Читает Тимофеев И., Горбунов А.
В снегу стояла ёлочка –
Зелёная иголочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её! –
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена…
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.
Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!...
Кто спас, кто разодел её?
Сынишка лесника!
- Какой вариант истории вам больше понравился?
- Ребята, а суть в этой истории одна, определит нам её 2 группа пословицей.
Защита 2 группа
- 9 слайд. Человек, который делает добрые дела, чувствует себя счастливым
“Спешите делать добрые дела”.
3 группа
- С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку. Сейчас очень много красивых искусственных елочек. Они ничем ни уступают их лесным сестрам, при этом помогают беречь человеку окружающую среду. Послушайте стихотворение, о искусственной красавице. Читают: Радченко В., Назаров Д., Киртянова А.
(Чтение стихотворения подготовленным учащимся.)
И. Токмакова. Живи, ёлочка!
Радченко
Мне елку купили! Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Назаров
Скорей приходите, скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень - и она зазвенит еле слышно.
Киртянова
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая. Кому? Никому!
Просто — ветру, метели,
Такой же красивой неспиленной ели!
Маша Толстолыткина
Для того чтобы сохранить животных и растения люди создают заповедники – это место, где запрещается рубить, рвать растения, убивать животных.
В нашем крае тоже существуют такие заповедники,это: Ильменский, Восточно-уральский, национальный природный парк «Зюраткуль», «Таганай», «Троицкий ботанический заказник». С ними мы познакомились на классном часе.
Защита 3 группы
- Хорошие слова сказал М.Пришвин об охране природы. Послушайте их и постарайтесь закончить их. «Для рыбы нужна чистая вода-будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные забавные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу, значит охранять…(Родину). Охраняя наши леса, мы охраняем Родину. 10 слайд.
Итог урока.
Какие задачи мы перед собой ставили в начале урока?
- Познакомились с произведением С.В. Михалкова «Новогодняя быль"
- Учились безошибочно, выразительно читать.
- Отвечали на вопросы и находили ответы в тексте.
Рефлексия.
- Ребята, а сейчас давайте украсим нашу ёлочку..
Если вам понравился урок, вы узнали что-то новое, научились думать и делать правильные выводы – повесьте на ёлку бантик.
Если на уроке не всё получалось – шарик.
А если вы недовольны своей работой на уроке, вам было трудно – сосульку.
12. Выставление оценок. Похвала.
- И я вместе с Ёлочкой благодарю вас за отличную работу.
- А сейчас давайте поздравим наших гостей с наступающим новым годом.
13. Домашнее задание. (слайд 28)
стр. 203-207 .
Прочитать диалог по ролям.
Подготовить пересказ по плану.
Нарисовать рисунок по желанию