Самоанализ урока музыки во 2 классе по теме «Лад- выражение настроение музыки. Два лада»
Добрый день! Представляю вашему вниманию самоанализ урока по музыке во 2 классе по теме «Лад- выражение настроение музыки. Два лада».
Данный урок относится к комбинированному типу с использованием мультимедийной презентации, интерактивной доски, структура урока выстраивается в системе развивающего обучения.
Выбранный мною вид урока - урок-игра. Он рассчитан на учащихся 2–ого класса, по форме работы является групповым, по содержанию – межпредметным, по результатам выполнения - практическим.
Структура урока включает несколько этапов:
Организация начала урока.
Организация первичного восприятия.
Введение новых музыкальных понятий. Открытие нового знания.
Рефлексия.
Данное построение способствует углублению и расширению знаний о музыкальной терминологии, позволяет закрепить их, применив на практике.
Урок музыки особенный, потому что на этом уроке мы касаемся души ребёнка, помогаем ему подняться выше в духовном развитии. Вижу современный урок музыки более демократичным, позволяющим ученику раскрывать себя. Для этого нужно сделать ученика соавтором. Именно это условие диктует цели и задачи урока.
Итак, цель урока - формирование у учащихся музыкальных понятий “лад”, “мажор”, “минор” на основе работы с музыкальными произведениями.
Поставленная цель достигается в ходе решения следующих задач:
1. Обучающие: подготовка детей к усвоению материала и введение посредством осознанно-выразительного отношения к музыке; закрепление понятий “лад”, “мажор”, “минор” в процессе слушания музыки, интонационно-чистого и эмоционально-выразительного пения, музыкально-ритмической деятельности.
2. Развивающая: развитие музыкального слуха через чувственно-образное восприятие музыкальных произведений, развитие коммуникативных навыков.
3. Воспитательная: воспитание любви к музыке посредством постижения её характера в различных видах музыкально-творческой деятельности.
За основу урока я взяла проблему: «Какое обязательное условие должно выполняться, чтобы мы могли понять стихотворение, услышать музыку, увидеть картину?», - и сделала акцент на осуществление детьми поиска необходимой информации для решения учебных заданий, основываясь на их личном опыте.
В ходе урока учащиеся анализировали литературные источники, русские пословицы, обрабатывали информацию, сопоставляли её с уже известными фактами, такими как знакомые мелодии и песни, обобщали, приводили и делали аргументированные выводы. Результатом явился синквейн по теме урока, выполненный ребятами в конце занятия.
На мой взгляд, урок-игра является оптимальным средством обучения и воспитания ребенка младшего школьного возраста как образованного, духовно развитого человека. Он формирует интерес не только к предмету музыка, но и к мировой культуре в целом. Занятия подобного рода способствуют развитию воображения, творческих способностей, учат строить речевые высказывания, побуждают проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, учат сопереживать, размышлять. Осуществляется внутрипредметная и межпредметная связь с уроками русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Кроме того, работа в группах пробуждает в ребятах дух соперничества, с одной стороны, с другой - учит уважительно относиться к оппонентам, развивает коммуникативные навыки.
Задания подбираются с учетом возрастных особенностей, используется частая смена видов деятельности: слушание (музыки, рассказа учителя), анализ музыкального произведения, исполнение песни, музыкально-ритмическая игра на внимание, движения под музыку - всё это позволяет учащимся быть активными в течение всего урока.
На уроке учащиеся работают с наглядным материалом, что позволяет усвоить информацию не только на слух, но и визуально и через органы осязания. С учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся мною были выбраны как репродуктивные, – объяснительно-иллюстративный, - так и продуктивные, – частично-поисковый (эвристический), - методы обучения. Использование на уроке элементов беседы, исполнение музыкальных произведений, исполнение песен, применение информационных технологий способствуют развитию всех видов памяти у учащихся. На уроке я использую принцип обучения на разных уровнях сложности, раскрывающих потенциальные возможности каждого обучающегося, что позволяет детям на практике применять знания и умения по слушанию музыки в домашней обстановке.
Считаю, что поставленные цели и задачи мною были достигнуты. В процессе всего урока я старалась стимулировать и формировать познавательный интерес учащихся: организовывала оперативную обратную связь, формировала отношения сотрудничества учителя и учащихся.