Материал на проверке

Самостоятельная работа студентов как способ формирования компетенций

0
0
Материал опубликован 21 November

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Донецкий колледж ресторанного сервиса и торговли»










Статья


«Самостоятельная работа студентов как способ формирования компетенций»











Подготовила:

Преподаватель

Беленцова О.Н.














Донецк, 2023 г



Введение

Целью и миссией системы профессионального образования в целом является подготовка высококвалифицированных профессионалов для производства и других областей деятельности. Таким образом, проектирование образовательного процесса должно опираться на модель жизнедеятельности человека, включая и его работу по профессии. Важнейшим качеством квалифицированного специалиста, является компетентность – актуальное качество личности, проявляющееся совокупностью компетенций.

Компетенцию можно определить как способность (и готовность) к определенной деятельности с применением знаний, умений, навыков, включающих также личностные качества. В понятие компетенции входят также социальная адаптация и опыт профессиональной или учебной деятельности. В совокупности эти компоненты формируют способность самостоятельно ориентироваться в ситуации и квалифицированно решать сложные задачи.

Усиление роли самостоятельной работы студентов определено в современной личностно-ориентированной образовательной парадигме, где обучающийся переходит из позиции пассивного потребителя учебной информации в позицию активного, самостоятельного субъекта образовательного процесса; в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования и других нормативных документах.



Виды самостоятельной работы студентов

Итак, самостоятельная работа – одно из средств формирования общих и профессиональных компетенций.

Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента, связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствие.

Самостоятельная работа может осуществляться непосредственно в процессе аудиторных занятий: на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ. Также самостоятельная работа может проводиться в контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

Самостоятельная работа без непосредственного контакта с преподавателем осуществляется студентом в библиотеке, дома, в общежитии, в учебном заведении при выполнении учебных и творческих задач.

Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу.

По целевому признаку виды самостоятельной работы студентов можно разделить на несколько групп:

Для овладения знаниями: различные виды работ с текстом; работа со словарями, справочниками; ознакомление с нормативными документами; использование аудио- и видеозаписи; работа с ресурсами Интернета;

Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, работа над учебным материалом; составление схем, таблиц для систематизации учебного материала; выполнение тестовых заданий; ответы на контрольные вопросы; подготовка сообщений к выступлению на семинаре; подготовка рефератов, докладов; работа с компьютерными программами; подготовка к сдаче экзамена;

Для формирования умений: решение задач по образцу; выполнение чертежей, схем; решение ситуационных производственных задач; подготовка к деловым играм; организация выставок; составление памяток, рекомендаций; подготовка курсовых и дипломных работ;

Для самопроверки: составление глоссария, сводной таблицы по теме, вопросов и эталонов ответов к ним; подготовка информационного сообщения; написание реферата, конспекта первоисточника; составление схем, иллюстраций, графиков; создание материалов презентаций.

Итак, вышеприведенные виды самостоятельной работы способствуют формированию компетенций как общих, так и профессиональных.

Перечень общих и профессиональных компетенций приводится в нормативных документах по конкретной профессии или специальности.



Влияние самостоятельной работы студентов на успеваемость и формирование компетенций

Многие психологи и педагоги изучали как влияет самостоятельная работа студентов на успеваемость и формирование компетенций.

Изучение данного вопроса в педагогической литературе, современных научных публикациях, научных исследованиях, нормативной базе, а также анализ опыта преподавательской деятельности показывает, что студенты, которые уделяют достаточно времени и сил самостоятельной работе, показывают лучшие результаты успеваемости по учебным предметам и лучше сдают экзамены по сравнению со студентами, которые недостаточно занимались самостоятельной работой.

Также опыт преподавательской деятельности позволяет выделить следующие объективно существующие противоречия, которые негативно влияют на успеваемость и формирование компетенций:

между увеличением доли учебного времени в образовательном процессе на самостоятельную работу студентов и неготовностью студентов рационально использовать это время для формирования профессиональных компетенций;

между необходимостью самостоятельного личностного и профессионального развития студентов в период профессиональной подготовки в образовательном учреждении и недостаточным уровнем сформированности у студентов навыков и умений организации самостоятельной деятельности, и прежде всего, учебной;

между необходимостью ориентации учебных дисциплин на формирование профессиональных компетенций и недостаточной обеспеченностью (предметной, технологической, методической) процесса самостоятельной работы студентов в рамках образовательных дисциплин.


Преподавательский опыт показывает, что справляться с указанными противоречиями возможно. Студенты старших курсов лучше справляются с устранением этих противоречий, чем первокурсники, поскольку в процессе обучения студент развивается и в личностном, и в профессиональном планах.



Педагогические условия для организации самостоятельной работы

Компетентность, в том числе и профессиональная, формируется и развивается как личностное качество субъекта в результате сформированности определенной совокупности компетенций. А формирование компетенции, и общей, и профессиональной, имеет процессуальный, поэтапный характер.

Кроме необходимых знаний, умений, опыта деятельности, фактором формирования и развития компетенций является личностный потенциал студента, включающий мотивацию, саморегуляцию и другие механизмы саморазвития. Следовательно, самостоятельная работа как вид учебной деятельности, как форма образовательного процесса и как механизм самообразования и саморазвития является ведущим фактором формирования общих и профессиональных компетенций.

Для организации самостоятельной работы, обеспечивающей формирование необходимых компетенций, необходимы следующие педагогические условия:

мониторинг сформированности умений и навыков самостоятельной работы студентов;

мониторинг показателей сформированности профессиональных компетенций;

осуществление коррекции умений и навыков самостоятельной деятельности студентов на основе результатов диагностики студентов;

материальное, методическое, техническое обеспечение организации самостоятельной работы студентов, направленной на формирование необходимых компетенций;

реализация индивидуального и дифференцированного подходов к организации самостоятельной работы студентов на основе результатов диагностики студентов;

наличие критериально-оценочной системы для самостоятельной работы студентов.


Педагогические исследования показывают положительную динамику всех показателей самостоятельной работы студентов.


В заключение, можно привести слова Антонины Степановны Границкой (учёный, профессор Московского Государственного Лингвистического Университета им. Мориса Тореза, разработала авторскую технологию адаптивного обучения), которая подчеркивает, что только самостоятельной деятельностью подкрепленные знания могут стать подлинным достоянием человека.



Литература


Омелаенко Н.В., МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии.

Сорокина Л.Л., диссертация «Организация самостоятельной работы студентов профессиональных образовательных организаций на современном этапе развития образования».






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.