Сборник методических рекомендаций для педагогических работников «Здоровый учитель»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Добрянская средняя общеобразовательная школа №5»
Сборник методических рекомендаций для педагогических работников
«Здоровый учитель»
Составитель: Норицына Мария Раифовна
Учитель физической культуры МБОУ «ДСОШ №5» г. Добрянка
Добрянка, 2023
Содержание
1. Введение............................................................................................................3
1.1. Профессиональная деятельность педагогов и ее влияние на здоровье.......6
2. Комплексы упражнений для профилактики «профессиональных» заболеваний педагогов..........................................................................................7
3. Заключение.......................................................................................................11
4. Библиографический список.............................................................................13
5. Приложения......................................................................................................14
Введение
«Здоровье – это подарок, который человек может подарить себе, и отнять у самого себя»
Ф. Д. Ларошфуко
Учителя – представители одной из профессий, которые вызывают стресс. У них есть особая ответственность, высокое нервно-эмоциональное напряжение и необходимость принимать быстрые решения. Они также испытывают высокие нагрузки, постоянные контакты с людьми и возможность конфликтов. Кроме того, они должны выполнить много работы в ограниченное время. Все это отрицательно влияет на физическое и психическое здоровье учителей и может привести к профессиональным заболеваниям.
Учительская профессия требует интеллектуального напряжения и предполагает малую физическую активность. Современные учителя должны быть психически стойкими, способными выдерживать длительные периоды напряжения и концентрировать внимание. Одновременно с этим, у них меньше двигательной активности. Комбинация этих условий приводит к усталости, перенапряжению и невротизации при умственной работе, а хроническая усталость может привести к снижению работоспособности и развитию различных заболеваний. Профессиональными заболеваниями учителей являются болезни горла, мигрень, повышенное давление, остеохондроз, болезни сердца, глаз, варикозное расширение вен нижних конечностей, неврозы и психосоматические расстройства.
В качестве признаков психоэмоционального напряжения выделяют нарушения сна, частые головные боли и повышение артериального давления.
Мною был проведен опрос педагогов со всей страны. Пожелавшие принять участие в опросе имеют разный стаж и ведут различные предметы. Я хотела показать, что упражнения необходимы любому педагогу, как для коррекции заболевания, так и для профилактики.
Всего в опросе приняли участие 467 преподавателей, из них 306 опрошенных старше 35 лет, 161 респондент – младше.
Как видно из диаграммы выше, 51% учителей страдают от заболеваний глаз, 46% - от проблем с позвоночником, а у 43% наблюдаются патологии голосообразующего аппарата. Около трети участников опроса имеют проблемы с желудочно-кишечным трактом, варикозом, центральной нервной системой и сердечнососудистые заболевания.
Существуют способы предотвращения и коррекции этих заболеваний. Саморегуляция эмоционального состояния может помочь учителям снизить психоэмоциональное напряжение. Это может включать занятия спортом, методы релаксации и аутогенную тренировку. Согласно опросам, учителям помогают ранний подъем, разделение труда, снисходительность к себе и расслабление в борьбе со стрессом.
Из результатов этого опроса можно сделать вывод, что для эффективной работы учителя необходимо хорошее здоровье, физическая и психическая подготовка, а также уравновешенность нервных процессов. Учителю необходима высокая работоспособность, способность справляться с различными стрессовыми ситуациями, умение концентрировать внимание, активность и высокий уровень энергии на протяжении всего рабочего дня, а также способность быстро восстанавливать силы. Все это невозможно без специальной психологической поддержки и определенных физических упражнений.
Поскольку вопрос здоровья учителей является актуальным, мною было принято решение разработать «карманный» сборник методических рекомендаций и физических упражнений, который поможет педагогам улучшить свое самочувствие и предупредить некоторые болезни.
Профессиональная деятельность педагогов и ее влияние на здоровье
Профессиональная деятельность педагогов имеет значительное влияние на здоровье как самих педагогов, так и их учеников.
Здоровье педагогов является одним из важнейших факторов успешной работы. Работа с учениками требует физической и эмоциональной энергии, а также высокого уровня стрессоустойчивости. Педагоги должны заботиться о собственном здоровье, чтобы эффективно выполнять свою профессиональную деятельность. Регулярные медицинские осмотры, здоровый образ жизни, правильное питание, физическая активность, отдых и соблюдение режима работы - все это играет важную роль в поддержании здоровья педагога.
Однако профессиональная деятельность педагогов также может оказывать влияние на их здоровье. Работа с педагогическими нагрузками, стрессом, конфликтными ситуациями может привести к ухудшению психического и физического здоровья. Постоянные перегрузки ног из-за сидячего или стоячего состояния, нехватка времени на сон и нормированное питание, также могут повлиять на здоровье педагога.
Кроме того, работа педагогов непосредственно влияет на здоровье и развитие учеников. Качество образования, эмоциональная и психологическая поддержка, создание безопасной и спокойной атмосферы в классе - все это непосредственно затрагивает физическое и психическое здоровье учеников.
Таким образом, профессиональная деятельность педагогов и их здоровье взаимосвязаны. Здоровые педагоги более успешно выполняют свои обязанности, поддерживают безопасную и стимулирующую обучающую среду для учеников, что способствует улучшению их здоровья и развитию.
Именно поэтому мною был составлен данный сборник – чтобы помочь поддержать здоровье педагогов и предотвратить развитие тех или иных «профессиональных» заболеваний.
Комплексы упражнений для профилактики «профессиональных» заболеваний педагогов
I. Физические упражнения для профилактики гиподинамии, варикозного расширения вен, остеохондроза и нарушений зрения
Комплекс физических упражнений:
1. Прогулка на месте или прыжки с поднятием коленей: 1-2 минуты.
2. Приседания: 3 серии по 10-15 повторений.
3. Подъемы на носки: 3 серии по 10-15 повторений.
4. Разведение рук в стороны и вращение плечами: 3 серии по 10 повторений.
5. Вращение туловища: 3 серии по 10 повторений в каждую сторону.
6. Растяжка рук и ног: удерживать каждое упражнение в течение 15-30 секунд.
Упражнения для мышц шеи и спины:
1. Поворот головы влево и вправо: 3 серии по 10 повторений.
2. Наклоны головы вперед и назад: 3 серии по 10 повторений.
3. Наклон шеи головы влево и вправо: 3 серии по 10 повторений.
4. Круговые движения головой в одну и другую сторону: 3 серии по 10 повторений.
Комплекс упражнений для глаз:
1. Передвигайте глаза кругами в разных направлениях: 10 повторений в каждую сторону.
2. Плавное перемещение глаз вверх и вниз, влево и вправо: 10 повторений в каждую сторону.
3. Фокусировка на удаленных и близких объектах: перемещайте взгляд с ближнего объекта на удаленный и обратно в течение 10 повторений.
Важно помнить, что каждый человек имеет особенности и ограничения своего организма, поэтому рекомендуется проконсультироваться с врачом или профессиональным тренером перед началом выполнения этих упражнений.
II. Комплексы дыхательных упражнений для снижения уровня стресса
Дыхательные упражнения могут помочь снизить уровень стресса и улучшить общее самочувствие. Вот несколько комплексов дыхательных упражнений, которые могут быть полезными.
Комплекс 1:
1. Глубокое дыхание через нос: сидите или лежите в удобной позе, слегка приподнимите грудь и полностью заполните легкие воздухом через нос. Потом медленно выдыхайте через нос или рот. Повторите 5-7 раз.
2. Диафрагмальное дыхание: сядьте прямо на стуле с ногами на полу. Положите одну руку на грудь, а другую руку на живот. Медленно вдохните через нос, наполняя живот и потом грудь воздухом. Медленно выдохните через рот, опустошая грудь и потом живот. Повторите 5-7 раз.
3. Счет дыхания: сосредоточьтесь на своем дыхании и начните считать в уме при вдохе и выдохе. Например, на вдохе считайте до 4, на задержке дыхания считайте до 2, на выдохе снова считайте до 4, и на задержке дыхания снова считайте до 2. Повторите 5-7 раз.
Комплекс 2:
1. Дыхание через одну ноздрю: сядьте прямо и закройте одну ноздрю указательным пальцем на правой руке. Медленно и глубоко вдохните через открытую ноздрю на 4 счета, затем закройте открытую ноздрю указательным пальцем на левой руке и медленно и глубоко выдохните через другую ноздрю на 4 счета. Поменяйте ноздри и повторите 5-7 раз.
2. Дыхание "4-7-8": сидите или лежите в удобной позе. Медленно вдохните через нос на 4 счета, задержите дыхание на 7 счетов, затем медленно выдохните через рот на 8 счетов. Повторите 5-7 раз.
3. Дыхание "Шествие облаков": представьте, что сидите на холме и смотрите на облака, которые проходят над вами. Вдохните глубоко и представьте, что вы вдыхаете свежий, чистый воздух, а при выдохе отпускаете все негативные эмоции и напряжение. Повторите 5-7 раз.
Важно помнить, что дыхательные упражнения можно выполнять в любое время и в любом месте. Регулярная практика дыхательных упражнений может помочь снизить уровень стресса и улучшить общее физическое и эмоциональное благополучие.
III. Советы по питанию для педагогов для профилактики заболеваний ЖКТ
Правильное питание играет важную роль в поддержании здоровья и энергии учителей. Вот несколько советов по питанию, которые могут помочь вам чувствовать себя лучше и быть более продуктивными на работе:
1. Завтракайте: Никогда не пропускайте завтрак, так как он дает вам энергию на начало дня. Предпочитайте полезные и питательные продукты, такие как овсянка с ягодами, йогурт с орехами или яйцами на тосте.
2. Употребляйте избыток витаминов и минералов: Включайте в свой рацион свежие овощи, фрукты и зелень. Они содержат важные витамины и минералы, необходимые для поддержания вашего иммунитета и общей энергии.
3. Планируйте свои обеды и перекусы: Планируйте заранее здоровые обеды и перекусы, чтобы избежать попадания в искушение снеками или неполезными перекусами. Занимайтесь холодильником и сумкой с едой заранее.
4. Ограничьте потребление сахара и пустых углеводов: Избегайте избытка сладких напитков, газировки и сладостей. Они могут дать вам быстрый всплеск энергии, но затем вы почувствуете снижение активности и концентрации. Предпочтение давайте полезным источникам углеводов, например, цельнозерновым продуктам и овощам.
5. Увлажнитесь: Вода играет важную роль в поддержании энергии и фокуса. Постоянно пейте воду в течение дня, чтобы избежать обезвоживания.
6. Ограничьте кофеин: Избегайте чрезмерного употребления кофеина, так как он может вызывать нервозность и расстройства сна. Определите свой уровень чувствительности к кофеину и ограничьте потребление соответственно.
7. Берите пищу из дома: Приготовление еды дома позволяет вам контролировать качество и состав блюд. Старайтесь брать с собой обед и перекусы, чтобы избегать соблазна покупать что-то быстрое и не всегда полезное. Более того, вам не придется тратить время на поход в столовую, очередь и оплату еды. Сэкономленное время позволит вам поесть не торопясь.
8. Физически активны: Представьте себе возможность сделать небольшую физическую активность в течение рабочего дня. Это может быть растяжка, прогулка или упражнения на рабочем месте. Физическая активность поможет вам справиться со стрессом и повысит вашу энергию. Делайте с учащимися физминутки во время уроков.
9. Управляйте стрессом: Чрезмерный стресс может влиять на наше пищевое поведение. Найдите способы справляться со стрессом, такие как медитация, йога или глубокое дыхание, чтобы избежать переедания или употребления неполезных продуктов.
10. Практикуйте сознательное питание: Будьте осознанными в принятии пищи, обращайте внимание на жевание и наслаждайтесь процессом. Это поможет вам сделать более здоровые выборы и улучшить полезность вашего питания.
Запомните, что правильное питание - это индивидуально для каждого человека, поэтому найдите свой оптимальный рацион.
IV. Советы для профилактики патологии голосообразующего аппарата
1) Позволяйте голосу отдыхать. Используйте любую, самую маленькую возможность, чтобы дать голосу отдохнуть. Другими словами, просто помолчать. Многие педагоги забывают об этом и продолжают вести разговоры с коллегами и учениками даже на переменах, да еще и с той же интенсивностью. Как результат, вечером появляется охриплость, усталость голоса, различные неприятные и болевые ощущения в области горла.
2) «Молчание – золото». Хорошей привычкой станет 2-3 часовое молчание после окончания трудового дня.
3) Не переохлаждайтесь! Голосовой аппарат специалиста голосо-речевой профессии очень чувствителен к резким перепадам температур. Поэтому в холодное время года не выходите на улицу сразу после голосовых нагрузок, подождите 15-20 минут, «разогретому» нагрузкой голосовому аппарату необходимо время, чтобы остыть. Также вы можете охладить голосовые складки, выпив перед выходом на улицу несколько глотков воды комнатной температуры.
4) Лечитесь вовремя. Важное значение для голосового аппарата имеет здоровье верхних дыхательных путей. Заболевания носа и околоносовых пазух, ангины, тонзиллит могут вызывать и поддерживать воспалительные изменения в гортани. Поэтому при наличии любых заболеваний верхних дыхательных путей обязательно обратитесь к доктору-оториноларингологу для диагностики и лечения.
5) Старайтесь меньше нервничать. Деятельность педагогического работника часто очень эмоциональна, связана с нервным перенапряжением и стрессами. Поэтому одной из причин осиплости или даже полной утраты голоса у учителя являются расстройства нервной системы. Постарайтесь организовать свою личную и профессиональную жизнь так, чтобы нервная система не подвергалась сильным неожиданным нагрузкам, психическим травмам, перенапряжению. Если чувствуете, что не способны самостоятельно справиться с накопившимся стрессом и эмоциональной усталостью, обратитесь к профессионалу – врачу-неврологу или психотерапевту.
6) Избегайте раздражителей. Рабочий орган учителя – голосовой аппарат – очень чувствителен ко всякого рода раздражителям. Не увлекайтесь острой пищей, слишком горячими или холодными напитками, откажитесь от алкоголя. Употребление этих продуктов отрицательно влияет на слизистую оболочку рта, глотки и нижележащих отделов. Не менее вредным для специалистов голосо-речевых профессий является и курение, которое раздражает не только верхние, но и нижние дыхательные пути, вызывая сильное слюноотделение.
7) Для опытных работников. Чувствительность голосового аппарата и его подверженность отрицательным воздействиям возрастает прямо пропорционально возрасту. Работоспособность речевого аппарата с возрастом снижается, а его чувствительность к простуде, перенапряжению, наоборот, возрастает. Учитывая это, работники «голосовых» профессий пожилого возраста должны более строго выполнять правила гигиены.
Если всё-таки голос пропал или осип...
Убираем голосовую нагрузку (не переходим на шепот, это усугубит положение);
Обращаемся ко врачу;
Пьем больше теплой жидкости;
Принимаем препарат «Гомеовокс».
Заключение
Забота о здоровье учителя имеет огромное значение в образовательном процессе. Вот несколько причин, почему это важно:
1. Энергия и выносливость: Учителя проводят большую часть дня в активности и взаимодействии с учениками. Они нуждаются в энергии и выносливости, чтобы успешно выполнять свои обязанности. Если у учителя проблемы со здоровьем, это может отразиться на его способности эффективно работать и влиять на взаимодействие с учениками.
2. Образец здорового образа жизни: Учитель - это образец для учеников, поэтому их образ жизни и здоровье играют важную роль в формировании здоровых привычек у детей. Если учитель ведет здоровый образ жизни и заботится о своем здоровье, это может вдохновить учеников делать то же самое.
3. Продуктивность: Здоровый учитель имеет больше шансов быть продуктивным и успешным в своей работе. Заболевания или физические проблемы могут снизить работоспособность и эффективность учителя.
4. Предотвращение выгорания: Учительская профессия может быть физически и эмоционально требовательной. Забота о здоровье может помочь предотвратить выгорание и усталость, которая может возникнуть при выполнении учителем своих обязанностей.
5. Улучшение качества обучения: Здоровый учитель способен предоставить качественное образование, так как он имеет больше возможностей фокусироваться на своих учениках и их потребностях. Он может быть более терпеливым, внимательным и эмоционально доступным.
6. Снижение отсутствия: Забота о здоровье может помочь учителю избежать заболеваний и травм, что снизит число его отсутствий. Это позволит учителю более стабильно работать и не пропускать важные учебные моменты.
В целом, забота о здоровье учителя важна для его личного благополучия, позволяет ему быть наилучшим примером для учеников, повышает качество образования и помогает снизить риски выгорания.
Библиографический список
Ахмерова, С.Г. Здоровье педагогов: профессиональные факторы риска // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2001. – № 4. – С. 28–30.
Гончарова, Н.В. Формирование культуры профессионального здоровья будущего учителя: Дис. ... канд. пед. наук. – Волгоград, 2005. – 202 с.
Ильченко, Ю.Г. Гигиеническая оценка состояния здоровья учителей общеобразовательных учреждений: Дис. …канд. мед.наук. – Ростов н/Д., 2006. – 183 с.
Корчевский А.М., Токарь Е.В. Профилактика профессиональных заболеваний преподавателей вузов средствами физической культуры. Учебно-методическое пособие. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2016. – 69 с.