Сборник программ специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью (Е.И. Капланская)
Данный сборник программ является 1 частью Учебно-методических комплектов (УМК) по всем предметам Учебного плана для детей с умеренной умственной отсталостью. К каждой программе предлагаются также методические рекомендации для учителя.
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью по русскому языку, математике, социально-бытовой ориентировке, географии, истории Отечества, Началам художественного ремесла, обслуживающему труду для 1-9 классов разработаны, апробированы и практически используются в специальной (коррекционной) школе VIII вида №77 СЗАО г. Москвы.
Школа работает в режиме Городской экспериментальной площадки по теме «Обеспечение доступного образования детям с ограниченными возможностями интеллектуального развития» более четырех лет. Основное направление работы – создание программно-методического обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов (дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью) в условиях образовательной среды школы VIII вида. В результате экспериментального поиска были созданы семь Учебно-методических комплектов (УМК), в которые входят программы, методические рекомендации для учителя и учебные пособия для учащихся.
2 часть УМК представляет учебные пособия для детей с умеренной умственной отсталостью. Они будут публиковаться отдельно.
УМК могут быть использованы в любых специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, которые решают вопрос об обучении детей с умеренной умственной отсталостью, а также при разработке личностно-ориентированных образовательных маршрутов для создания индивидуальных программ.
Часть I
СБОРНИК ПРОГРАММ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение - Капланская Е.И
Русский язык - 1-9 класс:
Аристова Д.Н., Фазлуллина Л.С., Капланская Е.И
Математика - 1-9 класс:
Капланская Е.И, Титова В.И.
СБО (социально-бытовая ориентировка) - 5-9 класс:
Галле А.Г., Капланская Е.И., Кочетова Л.Л.,
География - 7-9 класс:
Ярочкина И.А.
История Отечества - 7-9 класс:
Гущина О.А
Начала художественного ремесла - 4-5 класс:
Царева Е.В., Щербакова С.Е.
Обслуживающий труд - 6-9 класс:
Галле А.Г., Кочетова Л.Л., Рубцова Г.Н.
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение доступного образования детей-инвалидов в школе VIII вида
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида (школы, школы-интернаты, детские дома, центры) предназначены для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями интеллектуального развития (умственно отсталые дети). Цель всей работы образовательного учреждения VIII вида - дать умственно отсталым детям такое обучение и воспитание, которое обеспечит доступную для них степень социальной адаптации и независимости для последующей интеграции в современное общество.
В образовательное учреждение VIII вида могут быть зачислены дети с разной степенью выраженности дефекта интеллектуального развития:
- умственная отсталость легкой степени - F 70 (дебильность);
- умственная отсталость умеренная - F 71 (нерезко выраженная имбецильность);
- умственная отсталость тяжелая - F 72 (резко выраженная имбецильность);
- дети со сложной структурой дефекта (помимо умственной отсталости дети имеют тяжелые нарушения соматического, физического или психоневрологического характера). Образовательная программа учреждений VIII вида предусматривает для всех детей:
- максимально возможную социальную адаптацию, коррекцию и компенсацию нарушений развития;
- общее и физическое развитие в соответствии с их состоянием и возможностями;
- доступное образование и воспитание в соответствии со степенью умственной отсталости;
- доступную трудовую подготовку.
Дети – инвалиды в школе VIII вида - это дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (F 71, F 72). Возможности их интеллектуального развития грубо нарушены. Нарушена речь, воля, возможности умственного развития и общения. Еще несколько лет тому назад их считали «необучаемыми», их официально не разрешали принимать во вспомогательные школы (теперь образовательные учреждения VIII вида).
После подписания международной конвенции о правах умственно отсталых детей, государство признало право этих детей на образование, соответствующее их возможностям. Родители этих детей сейчас могут дать им доступное образование в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида (детские сады, школы, школы-интернаты, детские дома, центры). Но при этом все участники образовательного процесса (учителя, родители, специалисты и руководители) должны четко представлять, что образование и жизнь детей – инвалидов могут осуществляться только в особых поддерживающих условиях.
Для обеспечения равных возможностей в получении доступного образования детей - инвалидов необходимо в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида создать оптимальное сочетание условий, представляемых Законом об образовании для всех детей РФ и, в тоже время, условий, позволяющих реализовать дифференцированный подход к обучению каждой категории умственно отсталых детей.
Общими условиями, в соответствии с санитарными правилами и нормами финансирования, действующими для всех общеобразовательных учреждений, являются:
- организационные и гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса;
- максимальная нагрузка на учащихся;
- количество часов к финансированию (по 5-ти или 6-ти дневной рабочей неделе);
- начало и продолжительность учебного года и каникул.
Оптимальный вариант совместного обучения детей с разными формами умственной отсталости возможен только при создании условий для развития индивидуального потенциала каждого ребенка и создающих психологический комфорт образовательной среды для всех детей.
Одним из важнейших условий является дифференцированное программно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение, соответствующее их познавательным возможностям.
На сегодня почти все обеспечение образовательного процесса в школах VIII вида создано (и создается!) для обучения умственно отсталых детей в легкой степени. Однако практика показала: то, что создано для детей с диагнозом F 70, использовать для обучения детей с диагнозом F 71 (и тем более для обучения детей с диагнозом F 72) очень сложно, неэффективно, а то и просто нереально. До настоящего времени отдельные программно-методические разработки по обеспечению учебно-воспитательной работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не имеют целостности и системности. А учителя специальных (коррекционных) учреждений VIII вида не имеют для организации доступного образования этих детей стабильного базового обеспечения: нет программ, методик, учебных и наглядных пособий.
Ребенок-инвалид может быть обучен жизненно необходимым знаниям, умениям и навыкам только тогда, когда уровень предъявляемых требований соответствует его актуальному уровню развития. Определяющее значение имеет доступность предъявляемых заданий, требований по их выполнению. Только при таких условиях можно говорить о сознательном включении в деятельность учащихся с выраженными нарушениями интеллекта. Это обуславливает необходимость поиска эффективных мер помощи и поддержки на всем протяжении их образовательного маршрута.
Материалы данного сборника предназначены для обеспечения эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью.
Представленные материалы являются результатом экспериментальной деятельности учителей – участников городской экспериментальной площадки в проекте «Обеспечение доступного образования детям с ограниченными возможностями интеллектуального развития». (Автор и руководитель проекта Капланская Е.И., директор школы Девяткова Т. А., научный руководитель к.п.н. Пимчев С.П., научные консультанты к.п.н. Забрамная С.Д., к.п.н. Исаева Т.Н.).
Проект разрабатывался на базе СКОШ VIII вида №77 СЗАО города Москвы и является важнейшим системным звеном инновационной модели учреждения VIII вида.
Все материалы носят комплексный характер и отвечают следующим требованиям:
*реализация вопросов социальной адаптации, как основной задачи системы помощи и поддержки детей-инвалидов;
*соответствие принципам доступности, практической значимости и жизненной необходимости учебного материала для дальнейшей интеграции в общество;
*создание условий необходимых для социального и общего развития детей-инвалидов, коррекции и компенсации ограниченных возможностей их интеллектуального развития.
Количество детей, имеющих статус инвалидов детства на момент открытия ГЭП (2003 г.) в школе №77 достигло 51% от общего числа обучающихся. Из них с умеренной умственной отсталостью - 29%, т.е. 6 классов при наполняемости 8-10 человек (согласно государственным документам).
Программы, представленные в данном сборнике, составлены в соответствии с Учебным планом (2006 г., вариант 1), одобренным Департаментом образования города Москвы, в котором название образовательных областей и количество часов в неделю дано одинаково как у детей с легкой, так и у детей с умеренной умственной отсталостью.
Базовой основой при разработке программ для детей с умеренной умственной отсталостью, представленных в данном сборнике, были взяты программы рекомендованные Главным управлением школ Министерства просвещения СССР (1986 г.) для детей с легкой степенью умственной отсталости и программы обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН СССР (1984г.).
Работа шла через реформирование содержания образования, программно-методического и дидактического обеспечения, через модернизацию организации образовательной среды и организационно-управленческих подходов.
Учащиеся с умеренной умственной отсталостью (F71) имеют целый ряд психологических особенностей развития и способности к обучению, которые учитывались, при составлении программ обучения, планирования, учебных и дидактических пособий. Знание психологических особенностей развития этих детей необходимо для точно направленного компенсирующего и коррекционного характера отбираемого материала.
Для обучения детей с умеренной умственной отсталостью при одинаковом перечне учебных дисциплин и количестве отведенных на них часов, в программно-методическом обеспечении учебного плана имеются существенные различия, а именно:
- по всем предметам учебного плана составляются специальные программы;
- усиливается обращение к вопросам социальной адаптации в каждой программе (социальная и бытовая компетентность, социальное развитие и поведение, вопросы коммуникабельности и общения и т д.);
- содержание программ имеет четко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков;
- изменяется приоритетность предметов с точки зрения их практической значимости и жизненной необходимости для реабилитации ребенка-инвалида;
- учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы;
- используются специальные методические приемы обучения и специальные учебные пособия;
- значительно уменьшается объем предлагаемого к усвоению учебного материала,
- предусматривается усиленное использование межпредметных связей (увеличивается частота обращения к одной и той же учебной информации на разных учебных предметах; с 5 класса - с социально-бытовой ориентировкой).
За последние четыре года было разработано, апробировано и внедрено в практику 7 учебно-методических комплектов (УМК) для обучения детей с умеренной умственной отсталостью:
- по русскому языку 1-9 класс (учителя Аристова Д.Н., Фазлуллина Л.С., Капланская Е.И.);
- по математике 1-9 класс (учителя Титова В.И., Капланская Е.И);
- по географии 6-9 класс (учитель Ярочкина И.А.);
- по истории 7-9 класс (учитель Гущина О.А.);
- по обслуживающему труду 6-9 класс (учителя Кочетова Л.Л., Галле А.Г., Рубцова Г.Н.);
- по программе «Начала художественных ремесел» 4-5 класс (учителя Царева Е.В., Щербакова С.Е.);
- по СБО 5-9 класс (учителя Кочетова Л.Л., Галле А.Г., Капланская Е.И.).
Практически полностью обеспечен учебный план.
Каждый УМК включает в себя: 1. Программу (пояснительная записка, методический комментарий, содержание обучения). 2. Приложение (планирование, учебное пособие для учащихся).
Содержание всех представляемых программ, методический комментарий, учебные пособия разработаны в соответствии с достижениями отечественной дефектологии в области изучения особенностей развития детей, апробирован в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью и эффективно используется в практической работе в течение нескольких лет.
Содержание программ корректировалось за счет знаний, умений и навыков, которые обеспечивают социальную адаптацию умственно отсталых школьников. Эти знания, умения и навыки берутся из условий жизни окружающего социума и переносятся в содержание образования. Социальная адаптация умственно отсталых учащихся предполагает адекватное (соответствующее, верное, точное) освоение комплекса доступных представлений, навыков и отношений, позволяющих личности благополучно существовать в социальной среде и реализовать в ней свои потребности и цели. Путь усвоения и принятия способов поведения, правил, норм, целей и ценностей, принятых в обществе лежит через социальное развитие. Социальное развитие предполагает, что с возрастом увеличивается жизненный опыт, увеличивается объем знаний об окружающем предметном мире (живом и неживом), в котором живет ребенок, увеличивается объем и усложняются умения действовать и взаимодействовать с предметами окружающего социума, формируются навыки социального поведения в различных жизненных ситуациях.
Социальное развитие взаимосвязано с умственным развитием и нравственным воспитанием. Социальное развитие детей носит неравномерный характер, а полнота (степень) развития адаптивных навыков существенно зависит от степени нарушения интеллекта. Определение возможности социального развития детей в зависимости от степени умственной отсталости – залог успешности и эффективности всей работы по социальной адаптации.
Работа над формированием социальной компетенции детей с умственной отсталостью сопровождает весь процесс обучения этих детей. Обеспечение освоения детьми опыта взаимодействия людей и социального поведения, происходит в процессе усвоения основных знаний всех предметов учебного плана, а также во внеурочное время.
Социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта, что обеспечивает выпускникам школы более успешную интеграцию в общество, в конкретный социум.
Контингент детей-инвалидов в школах VIII вида увеличивается с каждым годом.
Данная ситуация сама по себе является новой в системе коррекционного образования. Дети – инвалиды - это особые дети. Им нужны особые условия обучения, особые учебно-дидактические и методические пособия. Эти дети имеют способности к развитию и обучению. Важно определить каковы должны быть условия, в которых обучение и развитие этой категории детей будет протекать наиболее успешно.
Вопросы дифференцированного обеспечения доступного образования для всех детей в зависимости от степени выраженности нарушения развития и на сегодня остаются самыми злободневными в специальном образовании.
Капланская Е.И.
ПРОГРАММА
по русскому языку
для детей с умеренной умственной отсталостью
1-9 класс
Пояснительная записка.
Методический комментарий к программе.
Данная программа предназначена для учащихся с умеренной умственной отсталостью и носит вариативный характер. При ее составлении за основу были взяты Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (2000 г), для детей с легкой степенью умственной отсталости и Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ дефектологии АПН СССР, 1984г.).
Основной задачей обучения русскому языку детей с умеренной умственной отсталостью (F71), как и всего процесса обучения в школе VIII вида, является задача социальной адаптации учащихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально.
Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы по обучению русскому языку максимально связывается с жизненным опытом учащихся. Оно должно соответствовать условиям конкретного ближайшего социума, в котором проживают дети.
При обучении русскому языку задача социальной адаптации решается в первую очередь через расширение, уточнение и активизацию социальной и бытовой лексики, развитие коммуникативных возможностей у данной категории детей.
Обучение русскому языку учащихся с умеренной умственной отсталостью (F71) носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения и применения даже самых элементарных правил.
Учащиеся с умеренной умственной отсталостью имеют целый ряд психологических особенностей развития, которые необходимо учитывать, составляя программы обучения, планирование, учебные и дидактические пособия. Знание особенностей развития необходимо для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств умственно отсталых детей.
Содержание обучения русскому языку для детей с умеренной умственной отсталостью базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.
Реализуется обучение на уроках русского языка в основном методами, способами и средствами, которые предусматриваются методикой преподавания русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Даже минимальный объем знаний, который дается детям с умеренной умственной отсталостью, должен соответствовать дидактическому принципу научности.
При отборе содержания для успешного и эффективного обучения требуется строгое соблюдение принципа доступности. Для создания мотивации к познанию, необходимо предлагаемый учебный материал сделать максимально понятным, приближенным к «Я» ребенка, к жизненной ситуации, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Что понятно - то доступно, что доступно - то интересно, что интересно - то вызывает желание познавать новое.
Одна из основных задач уроков русского языка в школе VIII вида - научить умственно отсталых детей узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках знания. Эти ситуации берутся учителем из жизни и вводятся в образовательный процесс. (Например, текст по чтению «Памятка по уходу за обувью» …и т. п.).
Большую роль в этой работе играет использование межпредметных связей.
В 1 - 4 классах тексты по чтению и упражнения по письму тесно увязываются между собой и тематикой уроков развития речи.
В 5 - 9 классах содержание упражнений по письму увязывается с содержанием программы по социально бытовой ориентировке (СБО).
В 10 - 12 классах вводится интегрированный курс - русский язык (чтение, письмо) и социально-бытовая ориентировка (СБО). Учебно-методический комплект (УМК) по интегрированному курсу для 10-12 классов разработан отдельно и включает в себя: программу (пояснительную записку, планирование, методические рекомендации), Сборник упражнений, Сборник художественных текстов и Сборник деловых текстов по чтению, образцы конспектов уроков. УМК используется для обучения детей и с легкой и с умеренной умственной отсталостью.
С позиции принципа доступности рассматривается также предъявляемый детям учебный материал каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности.
Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке.
Учащиеся с так называемым локальным поражением (алексия, аграфия) обучаются по индивидуальной программе. Индивидуальная программа составляется также в случае включения ребенка с одной степенью умственной отсталости в состав класса с другим диагнозом.
Содержание программы одного класса от другого отличается объемом активного и пассивного словаря, объемом рабочего материала на уроке и сложностью видов работ по той или иной теме.
Поэтому можно говорить о программе не класса, а года обучения. Содержание программы, которое доступно обучающимся, определяется в конце учебного года тем учителем, который обучал детей в текущем учебном году. Так как составы классов по своим познавательным возможностям не бывают одинаковыми, то, например, 6 класс текущего учебного года, будет обучаться по программе 5 года обучения, а 6 класс следующего учебного года может обучаться по программе 6 года обучения.
Выбранная на следующий учебный год программа по русскому языку для класса утверждается на методическом объединении или педсовете, как программа года обучения. Учащиеся аттестуются и переводятся из класса в класс соответственно определяемому уровню программных требований. Оставлять их на повторное обучение нецелесообразно. (Иногда исключение может быть сделано по просьбе родителей).
К концу обучения в образовательном учреждении VIII вида учащиеся с умеренной умственной отсталостью могут овладеть следующими умениями:
· самостоятельно прочесть небольшой печатный текст: 5 - 8 предложений из 6 - 10 слов;
· ответить на заданные вопросы по прочитанному тексту и передать содержание несложных рассказов;
· понять и передать содержание картин, иллюстраций с простым сюжетом, пиктограмм, инструкций, памяток;
· списать небольшой текст письменными буквами;
· прочитать написанное собственноручно;
· написать по памяти свое имя, фамилию, адрес;
· самостоятельно написать поздравительную открытку, записку, заявление (короткий текст: 3-4 предложения из 3-5 слов);
· писать под диктовку буквы алфавита, отдельные короткие слова;
· использовать полученные коммуникативные навыки при общении в различных жизненных ситуациях: задать вопрос, ответить на вопрос, выразить словами свои желания.
Содержание обучения русскому языку детей с умеренной умственной отсталостью (F71) состоит из трех частей: развитие речи, чтение, письмо.
Программы по развитию речи, чтению и письму наряду с общими задачами обучения имеют собственные учебные задачи и методические особенности в организации учебного процесса.
Развитие речи.
Для решения задачи социальной адаптации развитие речи является приоритетным при обучении русскому языку. Развитие речи формирует коммуникативные возможности умственно отсталых детей, как средство общения с окружающим миром.
Речь детей с умеренной умственной отсталостью (F71) скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются кpaйней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самих простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Встречаются среди них и дети с отсутствием речи («неговорящие», «безречевые» дети).
Для устной речи детей характерны аграмматизмы, т. е. ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций. В их высказываниях часто отсутствует использование служебных частей речи и изменение слов по падежам, временам и т. п. (склонения, спряжения и др.). Словарный запас очень беден и неточен. Они часто повторяют одни и те же обороты речи, не к месту (механически), используют чужие слова и выражения без учета смыслового содержания. Может иметь место эхолалия.
Для того, чтобы научить детей с умеренной умственной отсталостью правильно произносить слова, правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи. С 1 по 5 год обучения русскому языку в учебном плане предусмотрены отдельные уроки по развитию речи.
В начальных классах программой по развитию речи предусматривается отработка умения использовать слова - предметы и слова – действия, отражающие ближайшее социальное окружение детей, с пятого класса включается отработка умения использовать слова – признаки. Работа по использованию других частей речи может быть включена в содержание обучения только в тех случаях, когда позволяют возможности детей и только для практического пользования.
С 6 класса специально организованная работа по развитию речи должна сопровождать процесс обучения этих детей на всех уроках учебного плана (СБО, естествознание, география, трудовое обучение и др.), а также во внеурочное время, при выполнении различного рода деятельности в период всего пребывания в образовательном учреждении.
Все виды работы по развитию речи должны быть направлены не на механическое заучивание детьми новых слов и оборотов речи, а на то чтобы эти слова способствовали осмыслению жизненного опыта детей, а также практического опыта приобретаемого детьми на экскурсиях, на уроках труда, СБО и других уроках.
Учителю следует также систематически использовать такой вид работы как «свободные высказывания» детей.
На уроках общеобразовательного цикла основной школы (естествознание, география, история и др.) учителя должны организовывать словарную работу и работу по формированию связной речи на основе лексики своих предметов.
Отдельной задачей является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у умственно отсталых детей умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную работу по освоению общеучебными (надучебными) навыками, такими как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.
С детьми, имеющими грубые нарушения произносительной стороны речи, а также с «безречевыми» детьми, проводятся индивидуальные занятия. Они направлены на формирование пассивного словаря, понимания обращенной речи и освоение дополнительных средств общения, таких как жесты, мимика, пиктограммы, символы и проводятся на занятиях с логопедом и дефектологом.
Для «безречевых» детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе и лепетную. В работе с безречевыми детьми необходимо добиваться внимания ребенка к речи учителя при повторении отдельных слов, вопросов и ответов – смотри на меня, говори со мной. При такой работе у ребенка формируется пассивный словарь и постепенно возникает потребность в речевом общении. У этих детей не надо требовать называть свою фамилию, имя и отчество учителя, имена и фамилии учеников. Достаточно, чтобы они по словам, произнесенным учителем, научились показывать учеников, части тела, лица, предметы, находящиеся в классе и т.п.
Большую помощь в развитии речи окажут хорошо подобранные наглядные пособия, показ кино и видеофильмов, экскурсии. Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Дети ведут доступные наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей. Такого рода занятия представляют наилучший материал для свободных высказываний детей, для обогащения речи на основе непосредственных впечатлений.
Работа по развитию речи не только обогащает словарный запас, но и развивает память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки по развитию речи, построенные на доступном материале, пробуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют познавательную деятельность, эффективно корригируют поведение и способствуют компенсации недостатков развития личности школьника.
Методический комментарий.
Учителям, для организации учебной работы по развитию речи с детьми, имеющими диагноз F71 (умеренная умственная отсталость), предлагается воспользоваться некоторыми методическими рекомендациями практического характера.
· Обязательно планировать и предъявлять образцы словесного (вербального) оформления предполагаемых высказываний: ответов на вопросы, связных высказываний, в том числе своих желаний и действий.
· Количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограниченно – не более 20% от общего количества слов.
· Рекомендуется обязательное первичное произнесение учителем нового лексического материала, а затем хоровое проговаривание учебного материала всем классом.
· И в младших, и в старших классах рекомендуется использовать приемы сопряженного и отраженного проговаривания лексического материала, для освоения образцов словесного оформления своих желаний, знаний, действий.
· Необходимо также вводить заучивание простейших фраз, связанных с темой урока, коммуникативными потребностями ребенка или социальной ситуацией.
· Обязательно организуется работа на развитие умения слушать вопрос учителя и отвечать на поставленный вопрос, а также умение повторить вопрос по теме урока.
· Также проводится работа на развитие умения слушать и слышать вопросы, ответы и высказывания одноклассников, умение повторить услышанное от других учеников.
· На занятиях по развитию речи следует широко использовать игровые элементы или речевые и ролевые игры. Это оживляет занятия, поддерживает у детей интерес к содержанию урока. В старших классах аналогичные игры используются в качестве одного из видов работы по закреплению учебного материала.
· В содержании учебной программы по развитию речи в каждом классе предлагается примерная тематика уроков. По каждой теме выделяются 3-4 опорных слова, которые нечитающими детьми воспринимаются глобально. При организации работы по соотнесению изображения и названия, можно включать и показ слова, которое обозначает этот предмет. Слова предъявляются учащимся рядом с картинным изображением. Каждое слово следует предъявлять на отдельной таблице печатными буквами. (Перечень этих слов дается в программе к каждой теме). Если в слове есть буквы, которые изучены или изучаются на уроке чтения, можно проводить работу по нахождению и показу этих букв в опорных словах.
· Каждую тему следует повторять не менее 2 уроков. Учитель вправе ввести дополнительные темы, отказаться от каких – либо тем, расширить или заменить тему, в зависимости от условий социума, возможностей детей или по каким-либо другим обоснованиям. Последовательность изучения тем может изменяться в том порядке, который учитель считает целесообразным.
· Следует помнить, что для детей с диагнозом F71 очень важно личностно направленная работа. Поэтому после фронтальной работы с классом организуется индивидуальное обращение к каждому по имени. («Петя, сколько лежит карандашей?», « Маша, сколько лежит карандашей?» И так - каждому ученику.) Иначе, новое знание не воспринимается, как имеющее отношение лично к нему.
· Заучивается как формулировка вопроса, так и формулировка ответа.
· Одновременно вырабатываются навыки – смотреть на собеседника во время разговора, не перебивать говорящего, воспроизвести то, что услышал.
Чтение.
По социальной значимости в учебном процессе урок чтения имеет несколько аспектов:
- чтение - это самый востребованный и практически значимый в повседневной жизни школьный навык;
- чтение - это основа обучения всем остальным предметам;
- чтение - это учебник жизни.
Только литературные тексты позволяют ввести ребенка в мир человеческих отношений, в самые разные жизненные ситуации, в мир чувств, эмоций и переживаний, позволяют показать образцы выражения словами чувств. Они дают возможность соотнести свой опыт с опытом других людей, дать нравственную оценку поступкам и характерам героев, увидеть последствия правильного или ошибочного выбора жизненного решения и т.д.
По годам обучения детям с умеренной умственной отсталостью доступен следующий примерный объем текста для работы на одном уроке:
2 год обучения – 2 предложения в 2-3 слова.
3 год обучения – 3 предложения в 2-3 слова.
4 год обучения – 4 предложения в 3-4 слова.
5 год обучения – 4-5 предложений в 3-6 слов.
В зависимости от состава класса и индивидуальных возможностей детей объем может быть изменен (увеличен или уменьшен). К концу обучения в образовательном учреждении VIII вида большинство учащихся с умеренной умственной отсталостью могут самостоятельно прочесть небольшой печатный текст из 5 - 8 предложений в 6 - 10 слов.
Дети с умеренной умственной отсталостью (F71) имеют целый ряд таких особенностей развития, которые не позволяют им успешно осваивать новые знания при использовании традиционных методов обучения и учебников, созданных для детей с легкой степенью умственной отсталости (F70).
В первую очередь это касается обучения чтению из-за особенносте
Администрация сайта «УРОК.РФ»