12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Лилия2943
Мое педагогическое дело реализуется через вдохновение всех фибр моей души.
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак
9

СБОРНИК ПРОГРАММ специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью (Е.И. Капланская)

Данный сборник программ является 1 частью Учебно-методических комплектов (УМК) по всем предметам Учебного плана для детей с умеренной умственной отсталостью. К каждой программе предлагаются также методические рекомендации для учителя. 

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью по русскому языку, математике, социально-бытовой ориентировке, географии, истории Отечества, Началам художественного ремесла, обслуживающему труду для 1-9 классов разработаны, апробированы и практически используются в специальной (коррекционной) школе VIII вида №77 СЗАО г. Москвы.

Школа работает в режиме Городской экспериментальной площадки по теме «Обеспечение доступного образования детям с ограниченными возможностями интеллектуального развития» более четырех лет. Основное направление работы – создание программно-методического обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов (дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью) в условиях образовательной среды школы VIII вида. В результате экспериментального поиска были созданы семь Учебно-методических комплектов (УМК), в которые входят программы, методические рекомендации для учителя и учебные пособия для учащихся.

2 часть УМК представляет учебные пособия для детей с умеренной умственной отсталостью. Они будут публиковаться отдельно.

УМК могут быть использованы в любых специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, которые решают вопрос об обучении детей с умеренной умственной отсталостью, а также при разработке личностно-ориентированных образовательных маршрутов для создания индивидуальных программ.

 

 

 

 


 

Часть I

СБОРНИК  ПРОГРАММ

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение       -  Капланская Е.И

Русский язык - 1-9 класс:

Аристова Д.Н., Фазлуллина Л.С., Капланская Е.И                    

Математика - 1-9 класс:

Капланская Е.И, Титова В.И.

СБО (социально-бытовая ориентировка) - 5-9 класс:

Галле А.Г., Капланская Е.И., Кочетова Л.Л.,

География - 7-9 класс:

Ярочкина И.А.

История Отечества - 7-9 класс:

Гущина О.А

Начала художественного ремесла - 4-5 класс:  

Царева Е.В., Щербакова С.Е.           

Обслуживающий труд - 6-9 класс:

Галле А.Г., Кочетова Л.Л., Рубцова Г.Н.

 

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Обеспечение доступного образования детей-инвалидов в школе   VIII вида

            Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида (школы, школы-интернаты, детские дома, центры) предназначены для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями интеллектуального развития (умственно отсталые дети). Цель всей работы образовательного учреждения VIII вида - дать умственно отсталым детям такое обучение и воспитание, которое обеспечит доступную для них степень социальной адаптации и независимости  для последующей интеграции в современное общество.

В образовательное учреждение VIII вида могут быть зачислены дети с разной степенью выраженности дефекта интеллектуального развития:

-          умственная отсталость легкой степени - F 70 (дебильность);

-          умственная отсталость умеренная - F 71 (нерезко выраженная имбецильность);

-          умственная отсталость тяжелая - F 72 (резко выраженная имбецильность);

-   дети со сложной структурой дефекта (помимо умственной отсталости дети имеют тяжелые нарушения соматического, физического или психоневрологического характера). Образовательная программа учреждений VIII вида предусматривает для всех детей:

-          максимально возможную социальную адаптацию, коррекцию и компенсацию нарушений развития;

-          общее и физическое развитие в соответствии с их состоянием и возможностями;

-          доступное образование и воспитание в соответствии со степенью умственной отсталости;

-          доступную трудовую подготовку.

Дети – инвалиды в школе   VIII вида - это дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (F 71, F 72). Возможности их интеллектуального развития грубо нарушены. Нарушена речь, воля, возможности умственного развития и общения. Еще несколько лет тому назад их считали «необучаемыми», их официально не разрешали принимать во вспомогательные школы (теперь образовательные учреждения VIII вида). 

После подписания международной конвенции о правах умственно отсталых детей, государство признало право этих детей на образование, соответствующее их возможностям. Родители этих детей сейчас могут дать им доступное образование в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида (детские сады, школы, школы-интернаты, детские дома, центры). Но при этом все участники образовательного процесса (учителя, родители, специалисты и руководители) должны  четко представлять, что образование и жизнь детей – инвалидов могут осуществляться только в особых поддерживающих условиях.

Для обеспечения равных возможностей в получении доступного образования детей - инвалидов необходимо в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида создать оптимальное сочетание условий, представляемых Законом об образовании для всех детей РФ и, в тоже время, условий, позволяющих реализовать дифференцированный подход к обучению каждой категории умственно отсталых детей. 

Общими условиями, в соответствии с санитарными правилами и нормами финансирования, действующими для всех общеобразовательных учреждений, являются:

-  организационные и гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса;

- максимальная нагрузка на учащихся;

- количество часов к финансированию (по 5-ти или 6-ти дневной  рабочей неделе);

- начало и продолжительность учебного года и каникул.

Оптимальный вариант совместного обучения детей с разными формами умственной отсталости возможен только при создании условий для развития индивидуального потенциала каждого ребенка и создающих психологический комфорт образовательной среды для всех детей.

Одним из важнейших условий является дифференцированное программно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение, соответствующее их познавательным возможностям.

На сегодня почти все обеспечение образовательного процесса в школах VIII вида создано (и создается!) для обучения умственно отсталых детей в легкой степени. Однако практика показала: то, что создано для детей с диагнозом F 70, использовать для обучения детей с диагнозом F 71 (и тем более для обучения детей с диагнозом F 72) очень сложно, неэффективно, а то и просто нереально. До настоящего времени отдельные программно-методические разработки по обеспечению учебно-воспитательной работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не имеют целостности и системности. А учителя специальных (коррекционных) учреждений VIII вида не имеют для организации доступного образования этих детей стабильного базового обеспечения: нет программ, методик, учебных и наглядных пособий.

Ребенок-инвалид может быть обучен жизненно необходимым знаниям, умениям и навыкам только тогда, когда уровень предъявляемых требований соответствует его актуальному уровню развития. Определяющее значение имеет доступность предъявляемых заданий, требований по их выполнению. Только при таких условиях можно говорить о сознательном включении в деятельность учащихся с выраженными нарушениями интеллекта. Это обуславливает необходимость поиска эффективных мер помощи и поддержки на всем протяжении их образовательного маршрута.

Материалы данного сборника предназначены для обеспечения эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью.

Представленные материалы являются результатом экспериментальной деятельности учителей – участников городской экспериментальной площадки в проекте «Обеспечение доступного образования детям с ограниченными возможностями интеллектуального развития». (Автор и руководитель проекта Капланская Е.И., директор школы  Девяткова Т. А., научный руководитель  к.п.н. Пимчев С.П., научные консультанты  к.п.н. Забрамная С.Д., к.п.н. Исаева Т.Н.). 

Проект разрабатывался на базе СКОШ VIII вида №77 СЗАО города Москвы и является  важнейшим системным звеном инновационной модели учреждения VIII вида.

Все материалы носят комплексный характер и отвечают следующим требованиям:

*реализация вопросов социальной адаптации, как основной задачи системы помощи и поддержки детей-инвалидов;

*соответствие принципам доступности, практической значимости и жизненной необходимости учебного материала для дальнейшей интеграции в общество;

*создание условий необходимых для социального и общего развития детей-инвалидов, коррекции и компенсации ограниченных возможностей их интеллектуального развития.

Количество детей, имеющих статус инвалидов детства на момент открытия ГЭП (2003 г.) в школе №77 достигло 51% от общего числа обучающихся.  Из них с умеренной умственной отсталостью - 29%, т.е. 6 классов при наполняемости 8-10 человек (согласно государственным документам).

Программы, представленные в данном сборнике, составлены в соответствии с Учебным планом  (2006 г., вариант 1), одобренным Департаментом образования города Москвы, в котором название образовательных областей и количество часов в неделю дано  одинаково как  у детей с легкой, так  и у детей с умеренной умственной отсталостью.

Базовой основой  при разработке программ для детей с умеренной умственной отсталостью, представленных в данном сборнике,  были взяты программы рекомендованные Главным управлением школ Министерства просвещения СССР (1986 г.) для детей с легкой степенью умственной отсталости и программы обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН СССР (1984г.).

Работа шла через реформирование содержания образования, программно-методического и дидактического обеспечения, через модернизацию организации образовательной среды и организационно-управленческих подходов.

Учащиеся с умеренной умственной отсталостью (F71) имеют целый ряд психологических особенностей развития и способности к обучению, которые учитывались, при составлении  программ обучения, планирования, учебных и дидактических пособий. Знание психологических особенностей развития этих детей необходимо для точно направленного компенсирующего и коррекционного характера отбираемого материала.

Для обучения детей с умеренной умственной отсталостью при одинаковом перечне учебных дисциплин и количестве отведенных на них часов, в программно-методическом обеспечении  учебного плана имеются существенные различия, а именно:

-  по всем предметам учебного плана составляются специальные программы;

- усиливается обращение к вопросам социальной адаптации в каждой программе (социальная и бытовая компетентность, социальное развитие и поведение, вопросы коммуникабельности и общения и т д.);

- содержание программ имеет четко выраженную практическую направленность     на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков;

- изменяется приоритетность предметов с точки зрения их практической значимости и жизненной необходимости для реабилитации ребенка-инвалида;

- учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательные  интересы;

- используются специальные методические приемы обучения и специальные учебные пособия;

-   значительно уменьшается объем предлагаемого к усвоению учебного материала,

- предусматривается усиленное использование межпредметных связей (увеличивается частота обращения к одной и той же учебной информации на разных учебных предметах; с 5 класса  - с социально-бытовой ориентировкой).

За последние четыре года было разработано, апробировано и внедрено в практику 7 учебно-методических комплектов (УМК) для обучения детей с умеренной умственной отсталостью:

- по русскому языку 1-9 класс (учителя Аристова Д.Н., Фазлуллина Л.С., Капланская Е.И.);

- по математике 1-9 класс (учителя Титова В.И., Капланская Е.И);

- по географии 6-9 класс (учитель Ярочкина И.А.);

- по истории 7-9 класс (учитель Гущина О.А.);

- по обслуживающему труду 6-9 класс (учителя Кочетова Л.Л., Галле А.Г., Рубцова Г.Н.);

- по программе «Начала художественных ремесел» 4-5 класс (учителя Царева Е.В., Щербакова С.Е.);

- по СБО 5-9 класс (учителя Кочетова Л.Л., Галле А.Г., Капланская Е.И.).

Практически полностью обеспечен учебный план.

Каждый УМК включает в себя: 1. Программу (пояснительная записка, методический комментарий, содержание обучения). 2. Приложение (планирование, учебное пособие для учащихся). 

Содержание всех представляемых программ, методический комментарий, учебные пособия разработаны в соответствии с достижениями отечественной дефектологии в области изучения особенностей развития детей, апробирован в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью и эффективно используется в практической работе в течение нескольких лет.  

            Содержание программ корректировалось за счет знаний, умений и навыков, которые  обеспечивают социальную адаптацию умственно отсталых школьников. Эти знания, умения и навыки берутся из условий жизни окружающего социума и переносятся в содержание образования. Социальная адаптация умственно отсталых учащихся предполагает адекватное (соответствующее, верное, точное) освоение комплекса доступных представлений, навыков и отношений, позволяющих личности благополучно существовать в социальной среде и реализовать в ней свои потребности и цели. Путь  усвоения и принятия способов поведения, правил, норм,  целей и  ценностей, принятых в обществе лежит через социальное развитие. Социальное развитие предполагает, что с возрастом увеличивается жизненный опыт, увеличивается объем знаний об окружающем предметном мире (живом и неживом), в котором живет ребенок, увеличивается объем и усложняются умения действовать и взаимодействовать с предметами окружающего социума, формируются навыки социального поведения в различных  жизненных ситуациях.

      Социальное развитие взаимосвязано с умственным развитием и нравственным воспитанием. Социальное развитие детей носит неравномерный характер, а полнота (степень) развития адаптивных навыков существенно зависит от степени нарушения интеллекта. Определение возможности социального развития детей в зависимости от степени умственной отсталости – залог успешности и эффективности всей работы по социальной адаптации.

            Работа над формированием социальной компетенции детей с умственной отсталостью сопровождает весь процесс обучения этих детей. Обеспечение освоения детьми опыта взаимодействия людей и социального поведения, происходит в процессе усвоения основных знаний всех предметов учебного плана, а также во внеурочное время.

            Социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта, что обеспечивает выпускникам  школы более успешную  интеграцию в общество, в конкретный социум.

Контингент детей-инвалидов в школах VIII вида увеличивается с каждым годом.

Данная ситуация сама по себе является новой в системе коррекционного образования. Дети – инвалиды - это особые дети. Им нужны особые условия обучения, особые учебно-дидактические и методические пособия. Эти дети имеют способности к развитию и обучению. Важно определить каковы должны быть условия, в которых обучение и развитие этой категории детей будет протекать наиболее успешно.

            Вопросы дифференцированного обеспечения доступного образования для всех детей в зависимости от степени выраженности нарушения развития и на сегодня остаются самыми злободневными в специальном образовании.

 

 

                    Капланская Е.И.  

    

 

 

 

 

 

       

             

ПРОГРАММА

по русскому языку

для детей с умеренной умственной отсталостью

1-9 класс

 

Пояснительная записка.

Методический комментарий к программе.

 

            Данная программа предназначена для учащихся с умеренной умственной отсталостью и носит вариативный характер. При  ее составлении за основу были взяты Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида (2000 г), для детей с легкой степенью умственной отсталости и  Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ дефектологии АПН СССР, 1984г.).

Основной задачей обучения русскому языку детей с умеренной умственной отсталостью (F71), как и всего процесса обучения  в школе VIII вида, является задача социальной адаптации учащихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально.

Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы по обучению русскому языку максимально связывается с жизненным опытом учащихся. Оно должно соответствовать условиям конкретного ближайшего социума, в котором проживают дети.

При обучении русскому языку задача социальной адаптации решается в первую очередь через расширение, уточнение и активизацию социальной и бытовой лексики, развитие коммуникативных возможностей у данной категории детей.

Обучение русскому языку учащихся с умеренной умственной отсталостью (F71)  носит сугубо практическую направленность,  не требующую от учащихся усвоения и применения даже самых элементарных правил.

Учащиеся с умеренной умственной отсталостью имеют целый ряд психологических особенностей развития, которые необходимо учитывать, составляя  программы обучения, планирование, учебные и дидактические пособия. Знание особенностей развития необходимо для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств умственно отсталых детей.

Содержание обучения русскому языку для детей с умеренной умственной отсталостью базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость  тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.

Реализуется обучение на уроках русского языка в основном методами, способами и средствами, которые предусматриваются методикой преподавания русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Даже минимальный объем знаний, который дается  детям с умеренной умственной отсталостью, должен соответствовать дидактическому принципу научности.

При отборе содержания для успешного и эффективного обучения требуется строгое соблюдение принципа доступности. Для создания мотивации к познанию, необходимо предлагаемый учебный материал сделать максимально понятным, приближенным к «Я» ребенка, к жизненной ситуации, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Что понятно - то доступно, что доступно - то интересно, что интересно - то вызывает желание познавать новое.

Одна из основных задач уроков русского языка в школе VIII вида - научить умственно отсталых детей узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых  необходимо и возможно применить полученные на уроках  знания.  Эти ситуации  берутся учителем  из жизни и вводятся в образовательный процесс. (Например, текст по чтению «Памятка по уходу за обувью»  …и т. п.).

Большую роль в этой работе играет использование межпредметных связей.

В 1 - 4 классах тексты по чтению и упражнения по письму тесно увязываются между собой и тематикой уроков развития речи.

В 5 - 9 классах содержание упражнений по письму увязывается с содержанием программы по социально бытовой ориентировке (СБО). 

В 10 - 12 классах вводится интегрированный курс -  русский язык (чтение, письмо) и социально-бытовая ориентировка (СБО). Учебно-методический комплект (УМК) по интегрированному курсу для 10-12 классов разработан отдельно и включает в себя: программу (пояснительную записку, планирование, методические рекомендации), Сборник упражнений, Сборник художественных текстов и Сборник деловых текстов по чтению,  образцы конспектов уроков. УМК используется  для  обучения детей и с легкой и с умеренной умственной отсталостью.

С позиции принципа доступности рассматривается также предъявляемый детям учебный материал каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности.

Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке.       

Учащиеся с так называемым локальным поражением  (алексия, аграфия) обучаются по индивидуальной программе. Индивидуальная программа составляется также в случае включения ребенка с одной степенью умственной отсталости в состав класса с другим диагнозом.

Содержание программы одного класса от другого отличается объемом активного и пассивного словаря, объемом рабочего материала на уроке и сложностью видов работ по той или иной теме.

Поэтому можно говорить о программе не класса, а года обучения. Содержание программы, которое доступно обучающимся, определяется в конце учебного года тем учителем, который обучал детей в текущем учебном году. Так как составы классов по своим познавательным возможностям не бывают одинаковыми,  то, например, 6 класс текущего учебного года, будет обучаться по программе 5 года обучения, а 6 класс следующего учебного года может обучаться по программе 6 года обучения.

Выбранная на следующий учебный год программа по русскому языку для класса утверждается на методическом объединении или педсовете, как программа года обучения. Учащиеся аттестуются и переводятся из класса в класс соответственно определяемому уровню программных требований. Оставлять их на повторное обучение нецелесообразно. (Иногда исключение может быть сделано по просьбе родителей).

К концу обучения  в образовательном учреждении VIII вида учащиеся с умеренной умственной отсталостью могут овладеть следующими умениями:

·         самостоятельно прочесть небольшой печатный текст: 5 - 8 предложений из 6 - 10 слов;

·         ответить на заданные вопросы по прочитанному тексту и передать содержание несложных рассказов;

·         понять и передать содержание картин, иллюстраций  с простым сюжетом, пиктограмм, инструкций, памяток;  

·         списать небольшой текст письменными буквами;

·         прочитать написанное собственноручно;

·         написать по памяти свое имя, фамилию, адрес;

·         самостоятельно написать поздравительную открытку, записку, заявление (короткий текст: 3-4 предложения из 3-5 слов);

·         писать под диктовку буквы алфавита, отдельные короткие слова;

·         использовать полученные коммуникативные навыки при  общении в различных жизненных ситуациях: задать вопрос, ответить на вопрос, выразить словами свои желания.

Содержание обучения русскому языку детей с умеренной умственной отсталостью (F71) состоит из трех частей: развитие речи, чтение, письмо.

Программы по развитию речи, чтению и письму наряду с общими задачами обучения имеют собственные учебные задачи  и методические особенности в организации учебного процесса.

Развитие речи.

Для решения задачи социальной адаптации развитие речи является приоритетным при обучении русскому языку. Развитие речи формирует коммуникативные возможности умственно отсталых детей, как средство общения с окружающим миром.

Речь детей с умеренной умственной отсталостью (F71) скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются кpaйней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самих простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Встречаются среди них и дети с отсутствием речи («неговорящие», «безречевые» дети).

Для  устной речи детей характерны аграмматизмы, т. е. ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций.  В их высказываниях часто отсутствует использование служебных частей речи и изменение слов по падежам, временам и т. п. (склонения, спряжения и др.). Словарный запас очень беден и неточен. Они часто повторяют  одни и те же обороты речи, не к месту (механически), используют  чужие слова и выражения без  учета смыслового содержания. Может иметь место эхолалия.

Для того, чтобы научить детей с умеренной умственной отсталостью  правильно произносить слова,  правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи.       С 1 по 5 год обучения русскому языку в учебном плане предусмотрены отдельные уроки по развитию речи.

В начальных классах программой по развитию речи предусматривается отработка умения использовать слова - предметы и слова – действия, отражающие ближайшее социальное окружение детей, с пятого класса включается отработка умения использовать слова – признаки. Работа по использованию других частей речи может быть включена в содержание обучения только в тех случаях, когда позволяют возможности детей и только для практического пользования.

С 6 класса специально организованная работа по развитию речи должна сопровождать процесс обучения этих детей на всех уроках учебного плана (СБО, естествознание, география, трудовое обучение и др.), а также во внеурочное время,  при выполнении различного рода деятельности в период всего пребывания  в образовательном учреждении.   

Все  виды работы по развитию речи должны быть направлены не на механическое заучивание детьми новых слов и оборотов речи, а на то чтобы эти слова способствовали осмыслению жизненного опыта детей, а также практического опыта приобретаемого детьми на экскурсиях, на уроках труда, СБО и других уроках.

Учителю следует также систематически использовать такой вид работы как «свободные высказывания»  детей.

На уроках общеобразовательного цикла основной школы (естествознание, география, история и др.) учителя должны организовывать словарную работу и работу  по формированию связной речи на  основе лексики своих предметов.

Отдельной задачей является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у умственно отсталых детей умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную работу по освоению общеучебными (надучебными) навыками, такими как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и  т. д.

С детьми, имеющими грубые нарушения произносительной стороны речи, а также с «безречевыми» детьми, проводятся индивидуальные занятия. Они направлены  на формирование пассивного словаря, понимания обращенной речи и освоение  дополнительных средств общения, таких как жесты, мимика, пиктограммы, символы и проводятся на занятиях с логопедом и дефектологом.

Для «безречевых» детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе и лепетную. В работе с безречевыми детьми необходимо добиваться внимания ребенка к речи учителя при повторении отдельных слов, вопросов и ответов – смотри на меня, говори со мной. При такой работе у ребенка формируется пассивный словарь и постепенно возникает потребность в речевом общении. У этих  детей не надо требовать называть свою фамилию, имя и отчество учителя, имена  и фамилии учеников. Достаточно, чтобы они по словам, произнесенным учителем, научились показывать учеников, части тела, лица, предметы, находящиеся в классе и т.п.

Большую помощь в развитии речи окажут хорошо подобранные наглядные пособия, показ кино и видеофильмов, экскурсии. Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Дети ведут доступные наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей. Такого рода занятия представляют наилучший материал для свободных высказываний детей, для обогащения речи на основе непосредственных впечатлений.

      Работа по развитию речи не только обогащает словарный запас, но и развивает память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки по развитию речи, построенные на  доступном материале, пробуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют познавательную  деятельность, эффективно корригируют поведение и способствуют компенсации недостатков развития личности школьника.   

Методический комментарий.                  

Учителям, для организации учебной работы по развитию речи с детьми, имеющими диагноз F71 (умеренная умственная отсталость), предлагается воспользоваться некоторыми методическими рекомендациями практического характера.

·         Обязательно планировать и предъявлять образцы словесного (вербального)  оформления предполагаемых высказываний: ответов на вопросы, связных высказываний, в том числе своих желаний и действий.

·         Количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограниченно – не более 20% от общего количества слов.

·         Рекомендуется обязательное первичное произнесение учителем нового лексического материала, а затем  хоровое проговаривание учебного материала всем классом.

·         И в младших, и в старших классах рекомендуется использовать приемы сопряженного и отраженного проговаривания лексического материала, для освоения  образцов словесного оформления своих желаний, знаний, действий.

·         Необходимо также  вводить заучивание простейших фраз, связанных с темой урока, коммуникативными потребностями ребенка или социальной ситуацией.

·         Обязательно организуется работа  на  развитие умения  слушать вопрос учителя и отвечать на поставленный вопрос, а также умение повторить вопрос по теме урока.

·         Также проводится работа  на развитие умения  слушать и слышать вопросы, ответы и высказывания одноклассников,  умение повторить услышанное от других учеников.

·         На занятиях по развитию речи следует широко использовать игровые элементы или речевые и ролевые игры. Это оживляет занятия,    поддерживает у детей интерес к  содержанию урока. В старших классах аналогичные игры  используются в качестве  одного из видов работы по закреплению учебного материала.

·         В содержании учебной программы по развитию речи в каждом классе предлагается примерная тематика уроков. По каждой теме выделяются 3-4 опорных слова, которые нечитающими детьми воспринимаются глобально. При организации работы по соотнесению изображения и названия, можно включать и показ слова, которое обозначает этот предмет.  Слова  предъявляются учащимся рядом с картинным изображением. Каждое слово следует предъявлять на отдельной таблице печатными буквами. (Перечень этих слов дается в программе к каждой теме). Если в слове есть буквы, которые изучены или  изучаются на уроке чтения, можно проводить работу по  нахождению и показу этих букв в опорных словах.

·         Каждую тему следует повторять не менее 2 уроков.  Учитель вправе ввести дополнительные темы, отказаться от каких – либо  тем, расширить или заменить тему, в зависимости от условий социума, возможностей детей или по каким-либо другим обоснованиям. Последовательность изучения тем может изменяться в том порядке, который учитель считает целесообразным.

·         Следует помнить, что для детей с диагнозом F71 очень важно личностно направленная работа. Поэтому после фронтальной работы с классом организуется индивидуальное обращение к каждому по имени. («Петя, сколько лежит карандашей?», « Маша, сколько лежит карандашей?»  И так -  каждому ученику.) Иначе, новое знание не воспринимается, как имеющее  отношение лично к нему.

·         Заучивается как формулировка вопроса, так и формулировка ответа.

·         Одновременно вырабатываются навыки – смотреть на собеседника во время разговора, не перебивать говорящего, воспроизвести то, что услышал.

Чтение.

            По социальной значимости в учебном процессе урок чтения имеет несколько аспектов:  

 - чтение - это самый востребованный и практически значимый в повседневной жизни школьный навык; 

 -  чтение - это основа обучения всем остальным предметам;

 -  чтение - это учебник жизни.

            Только литературные тексты позволяют ввести ребенка в мир человеческих отношений,  в самые разные жизненные ситуации, в мир чувств, эмоций и переживаний, позволяют показать образцы выражения словами чувств. Они дают возможность соотнести свой опыт с опытом других людей, дать нравственную оценку поступкам и характерам героев,  увидеть последствия правильного или ошибочного выбора жизненного решения и т.д.

            По годам обучения детям с умеренной умственной отсталостью доступен следующий примерный объем текста для работы на одном уроке:

2 год обучения – 2 предложения в 2-3 слова.

3 год обучения – 3 предложения в 2-3 слова.

4 год обучения – 4 предложения в 3-4 слова.

5 год обучения – 4-5 предложений в 3-6 слов.

В зависимости от состава класса и индивидуальных возможностей детей объем может быть изменен (увеличен или уменьшен).  К концу обучения  в образовательном учреждении VIII вида большинство учащихся с умеренной умственной отсталостью могут самостоятельно прочесть небольшой печатный текст из 5 - 8 предложений в 6 - 10 слов.

            Дети с умеренной умственной отсталостью (F71) имеют целый ряд таких особенностей развития, которые не позволяют им успешно осваивать новые знания при использовании традиционных методов обучения и учебников, созданных для детей  с легкой степенью умственной отсталости (F70).

            В первую очередь это касается обучения чтению из-за особенносте

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.