12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Лилия2943
Мое педагогическое дело реализуется через вдохновение всех фибр моей души.
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак
10

СБОРНИК ПРОГРАММ специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью (Е.И. Капланская)

Данный сборник программ является 1 частью Учебно-методических комплектов (УМК) по всем предметам Учебного плана для детей с умеренной умственной отсталостью. К каждой программе предлагаются также методические рекомендации для учителя. 

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью по русскому языку, математике, социально-бытовой ориентировке, географии, истории Отечества, Началам художественного ремесла, обслуживающему труду для 1-9 классов разработаны, апробированы и практически используются в специальной (коррекционной) школе VIII вида №77 СЗАО г. Москвы.

Школа работает в режиме Городской экспериментальной площадки по теме «Обеспечение доступного образования детям с ограниченными возможностями интеллектуального развития» более четырех лет. Основное направление работы – создание программно-методического обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов (дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью) в условиях образовательной среды школы VIII вида. В результате экспериментального поиска были созданы семь Учебно-методических комплектов (УМК), в которые входят программы, методические рекомендации для учителя и учебные пособия для учащихся.

2 часть УМК представляет учебные пособия для детей с умеренной умственной отсталостью. Они будут публиковаться отдельно.

УМК могут быть использованы в любых специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, которые решают вопрос об обучении детей с умеренной умственной отсталостью, а также при разработке личностно-ориентированных образовательных маршрутов для создания индивидуальных программ.

 

 

 

 


 

Часть I

СБОРНИК  ПРОГРАММ

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение       -  Капланская Е.И

Русский язык - 1-9 класс:

Аристова Д.Н., Фазлуллина Л.С., Капланская Е.И                    

Математика - 1-9 класс:

Капланская Е.И, Титова В.И.

СБО (социально-бытовая ориентировка) - 5-9 класс:

Галле А.Г., Капланская Е.И., Кочетова Л.Л.,

География - 7-9 класс:

Ярочкина И.А.

История Отечества - 7-9 класс:

Гущина О.А

Начала художественного ремесла - 4-5 класс:  

Царева Е.В., Щербакова С.Е.           

Обслуживающий труд - 6-9 класс:

Галле А.Г., Кочетова Л.Л., Рубцова Г.Н.

 

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Обеспечение доступного образования детей-инвалидов в школе   VIII вида

            Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида (школы, школы-интернаты, детские дома, центры) предназначены для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями интеллектуального развития (умственно отсталые дети). Цель всей работы образовательного учреждения VIII вида - дать умственно отсталым детям такое обучение и воспитание, которое обеспечит доступную для них степень социальной адаптации и независимости  для последующей интеграции в современное общество.

В образовательное учреждение VIII вида могут быть зачислены дети с разной степенью выраженности дефекта интеллектуального развития:

-          умственная отсталость легкой степени - F 70 (дебильность);

-          умственная отсталость умеренная - F 71 (нерезко выраженная имбецильность);

-          умственная отсталость тяжелая - F 72 (резко выраженная имбецильность);

-   дети со сложной структурой дефекта (помимо умственной отсталости дети имеют тяжелые нарушения соматического, физического или психоневрологического характера). Образовательная программа учреждений VIII вида предусматривает для всех детей:

-          максимально возможную социальную адаптацию, коррекцию и компенсацию нарушений развития;

-          общее и физическое развитие в соответствии с их состоянием и возможностями;

-          доступное образование и воспитание в соответствии со степенью умственной отсталости;

-          доступную трудовую подготовку.

Дети – инвалиды в школе   VIII вида - это дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (F 71, F 72). Возможности их интеллектуального развития грубо нарушены. Нарушена речь, воля, возможности умственного развития и общения. Еще несколько лет тому назад их считали «необучаемыми», их официально не разрешали принимать во вспомогательные школы (теперь образовательные учреждения VIII вида). 

После подписания международной конвенции о правах умственно отсталых детей, государство признало право этих детей на образование, соответствующее их возможностям. Родители этих детей сейчас могут дать им доступное образование в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида (детские сады, школы, школы-интернаты, детские дома, центры). Но при этом все участники образовательного процесса (учителя, родители, специалисты и руководители) должны  четко представлять, что образование и жизнь детей – инвалидов могут осуществляться только в особых поддерживающих условиях.

Для обеспечения равных возможностей в получении доступного образования детей - инвалидов необходимо в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида создать оптимальное сочетание условий, представляемых Законом об образовании для всех детей РФ и, в тоже время, условий, позволяющих реализовать дифференцированный подход к обучению каждой категории умственно отсталых детей. 

Общими условиями, в соответствии с санитарными правилами и нормами финансирования, действующими для всех общеобразовательных учреждений, являются:

-  организационные и гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса;

- максимальная нагрузка на учащихся;

- количество часов к финансированию (по 5-ти или 6-ти дневной  рабочей неделе);

- начало и продолжительность учебного года и каникул.

Оптимальный вариант совместного обучения детей с разными формами умственной отсталости возможен только при создании условий для развития индивидуального потенциала каждого ребенка и создающих психологический комфорт образовательной среды для всех детей.

Одним из важнейших условий является дифференцированное программно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение, соответствующее их познавательным возможностям.

На сегодня почти все обеспечение образовательного процесса в школах VIII вида создано (и создается!) для обучения умственно отсталых детей в легкой степени. Однако практика показала: то, что создано для детей с диагнозом F 70, использовать для обучения детей с диагнозом F 71 (и тем более для обучения детей с диагнозом F 72) очень сложно, неэффективно, а то и просто нереально. До настоящего времени отдельные программно-методические разработки по обеспечению учебно-воспитательной работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не имеют целостности и системности. А учителя специальных (коррекционных) учреждений VIII вида не имеют для организации доступного образования этих детей стабильного базового обеспечения: нет программ, методик, учебных и наглядных пособий.

Ребенок-инвалид может быть обучен жизненно необходимым знаниям, умениям и навыкам только тогда, когда уровень предъявляемых требований соответствует его актуальному уровню развития. Определяющее значение имеет доступность предъявляемых заданий, требований по их выполнению. Только при таких условиях можно говорить о сознательном включении в деятельность учащихся с выраженными нарушениями интеллекта. Это обуславливает необходимость поиска эффективных мер помощи и поддержки на всем протяжении их образовательного маршрута.

Материалы данного сборника предназначены для обеспечения эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью.

Представленные материалы являются результатом экспериментальной деятельности учителей – участников городской экспериментальной площадки в проекте «Обеспечение доступного образования детям с ограниченными возможностями интеллектуального развития». (Автор и руководитель проекта Капланская Е.И., директор школы  Девяткова Т. А., научный руководитель  к.п.н. Пимчев С.П., научные консультанты  к.п.н. Забрамная С.Д., к.п.н. Исаева Т.Н.). 

Проект разрабатывался на базе СКОШ VIII вида №77 СЗАО города Москвы и является  важнейшим системным звеном инновационной модели учреждения VIII вида.

Все материалы носят комплексный характер и отвечают следующим требованиям:

*реализация вопросов социальной адаптации, как основной задачи системы помощи и поддержки детей-инвалидов;

*соответствие принципам доступности, практической значимости и жизненной необходимости учебного материала для дальнейшей интеграции в общество;

*создание условий необходимых для социального и общего развития детей-инвалидов, коррекции и компенсации ограниченных возможностей их интеллектуального развития.

Количество детей, имеющих статус инвалидов детства на момент открытия ГЭП (2003 г.) в школе №77 достигло 51% от общего числа обучающихся.  Из них с умеренной умственной отсталостью - 29%, т.е. 6 классов при наполняемости 8-10 человек (согласно государственным документам).

Программы, представленные в данном сборнике, составлены в соответствии с Учебным планом  (2006 г., вариант 1), одобренным Департаментом образования города Москвы, в котором название образовательных областей и количество часов в неделю дано  одинаково как  у детей с легкой, так  и у детей с умеренной умственной отсталостью.

Базовой основой  при разработке программ для детей с умеренной умственной отсталостью, представленных в данном сборнике,  были взяты программы рекомендованные Главным управлением школ Министерства просвещения СССР (1986 г.) для детей с легкой степенью умственной отсталости и программы обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН СССР (1984г.).

Работа шла через реформирование содержания образования, программно-методического и дидактического обеспечения, через модернизацию организации образовательной среды и организационно-управленческих подходов.

Учащиеся с умеренной умственной отсталостью (F71) имеют целый ряд психологических особенностей развития и способности к обучению, которые учитывались, при составлении  программ обучения, планирования, учебных и дидактических пособий. Знание психологических особенностей развития этих детей необходимо для точно направленного компенсирующего и коррекционного характера отбираемого материала.

Для обучения детей с умеренной умственной отсталостью при одинаковом перечне учебных дисциплин и количестве отведенных на них часов, в программно-методическом обеспечении  учебного плана имеются существенные различия, а именно:

-  по всем предметам учебного плана составляются специальные программы;

- усиливается обращение к вопросам социальной адаптации в каждой программе (социальная и бытовая компетентность, социальное развитие и поведение, вопросы коммуникабельности и общения и т д.);

- содержание программ имеет четко выраженную практическую направленность     на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков;

- изменяется приоритетность предметов с точки зрения их практической значимости и жизненной необходимости для реабилитации ребенка-инвалида;

- учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательные  интересы;

- используются специальные методические приемы обучения и специальные учебные пособия;

-   значительно уменьшается объем предлагаемого к усвоению учебного материала,

- предусматривается усиленное использование межпредметных связей (увеличивается частота обращения к одной и той же учебной информации на разных учебных предметах; с 5 класса  - с социально-бытовой ориентировкой).

За последние четыре года было разработано, апробировано и внедрено в практику 7 учебно-методических комплектов (УМК) для обучения детей с умеренной умственной отсталостью:

- по русскому языку 1-9 класс (учителя Аристова Д.Н., Фазлуллина Л.С., Капланская Е.И.);

- по математике 1-9 класс (учителя Титова В.И., Капланская Е.И);

- по географии 6-9 класс (учитель Ярочкина И.А.);

- по истории 7-9 класс (учитель Гущина О.А.);

- по обслуживающему труду 6-9 класс (учителя Кочетова Л.Л., Галле А.Г., Рубцова Г.Н.);

- по программе «Начала художественных ремесел» 4-5 класс (учителя Царева Е.В., Щербакова С.Е.);

- по СБО 5-9 класс (учителя Кочетова Л.Л., Галле А.Г., Капланская Е.И.).

Практически полностью обеспечен учебный план.

Каждый УМК включает в себя: 1. Программу (пояснительная записка, методический комментарий, содержание обучения). 2. Приложение (планирование, учебное пособие для учащихся). 

Содержание всех представляемых программ, методический комментарий, учебные пособия разработаны в соответствии с достижениями отечественной дефектологии в области изучения особенностей развития детей, апробирован в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью и эффективно используется в практической работе в течение нескольких лет.  

            Содержание программ корректировалось за счет знаний, умений и навыков, которые  обеспечивают социальную адаптацию умственно отсталых школьников. Эти знания, умения и навыки берутся из условий жизни окружающего социума и переносятся в содержание образования. Социальная адаптация умственно отсталых учащихся предполагает адекватное (соответствующее, верное, точное) освоение комплекса доступных представлений, навыков и отношений, позволяющих личности благополучно существовать в социальной среде и реализовать в ней свои потребности и цели. Путь  усвоения и принятия способов поведения, правил, норм,  целей и  ценностей, принятых в обществе лежит через социальное развитие. Социальное развитие предполагает, что с возрастом увеличивается жизненный опыт, увеличивается объем знаний об окружающем предметном мире (живом и неживом), в котором живет ребенок, увеличивается объем и усложняются умения действовать и взаимодействовать с предметами окружающего социума, формируются навыки социального поведения в различных  жизненных ситуациях.

      Социальное развитие взаимосвязано с умственным развитием и нравственным воспитанием. Социальное развитие детей носит неравномерный характер, а полнота (степень) развития адаптивных навыков существенно зависит от степени нарушения интеллекта. Определение возможности социального развития детей в зависимости от степени умственной отсталости – залог успешности и эффективности всей работы по социальной адаптации.

            Работа над формированием социальной компетенции детей с умственной отсталостью сопровождает весь процесс обучения этих детей. Обеспечение освоения детьми опыта взаимодействия людей и социального поведения, происходит в процессе усвоения основных знаний всех предметов учебного плана, а также во внеурочное время.

            Социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта, что обеспечивает выпускникам  школы более успешную  интеграцию в общество, в конкретный социум.

Контингент детей-инвалидов в школах VIII вида увеличивается с каждым годом.

Данная ситуация сама по себе является новой в системе коррекционного образования. Дети – инвалиды - это особые дети. Им нужны особые условия обучения, особые учебно-дидактические и методические пособия. Эти дети имеют способности к развитию и обучению. Важно определить каковы должны быть условия, в которых обучение и развитие этой категории детей будет протекать наиболее успешно.

            Вопросы дифференцированного обеспечения доступного образования для всех детей в зависимости от степени выраженности нарушения развития и на сегодня остаются самыми злободневными в специальном образовании.

 

 

                    Капланская Е.И.  

    

 

 

 

 

 

       

             

ПРОГРАММА

по русскому языку

для детей с умеренной умственной отсталостью

1-9 класс

 

Пояснительная записка.

Методический комментарий к программе.

 

            Данная программа предназначена для учащихся с умеренной умственной отсталостью и носит вариативный характер. При  ее составлении за основу были взяты Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида (2000 г), для детей с легкой степенью умственной отсталости и  Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ дефектологии АПН СССР, 1984г.).

Основной задачей обучения русскому языку детей с умеренной умственной отсталостью (F71), как и всего процесса обучения  в школе VIII вида, является задача социальной адаптации учащихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально.

Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы по обучению русскому языку максимально связывается с жизненным опытом учащихся. Оно должно соответствовать условиям конкретного ближайшего социума, в котором проживают дети.

При обучении русскому языку задача социальной адаптации решается в первую очередь через расширение, уточнение и активизацию социальной и бытовой лексики, развитие коммуникативных возможностей у данной категории детей.

Обучение русскому языку учащихся с умеренной умственной отсталостью (F71)  носит сугубо практическую направленность,  не требующую от учащихся усвоения и применения даже самых элементарных правил.

Учащиеся с умеренной умственной отсталостью имеют целый ряд психологических особенностей развития, которые необходимо учитывать, составляя  программы обучения, планирование, учебные и дидактические пособия. Знание особенностей развития необходимо для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств умственно отсталых детей.

Содержание обучения русскому языку для детей с умеренной умственной отсталостью базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость  тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.

Реализуется обучение на уроках русского языка в основном методами, способами и средствами, которые предусматриваются методикой преподавания русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Даже минимальный объем знаний, который дается  детям с умеренной умственной отсталостью, должен соответствовать дидактическому принципу научности.

При отборе содержания для успешного и эффективного обучения требуется строгое соблюдение принципа доступности. Для создания мотивации к познанию, необходимо предлагаемый учебный материал сделать максимально понятным, приближенным к «Я» ребенка, к жизненной ситуации, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Что понятно - то доступно, что доступно - то интересно, что интересно - то вызывает желание познавать новое.

Одна из основных задач уроков русского языка в школе VIII вида - научить умственно отсталых детей узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых  необходимо и возможно применить полученные на уроках  знания.  Эти ситуации  берутся учителем  из жизни и вводятся в образовательный процесс. (Например, текст по чтению «Памятка по уходу за обувью»  …и т. п.).

Большую роль в этой работе играет использование межпредметных связей.

В 1 - 4 классах тексты по чтению и упражнения по письму тесно увязываются между собой и тематикой уроков развития речи.

В 5 - 9 классах содержание упражнений по письму увязывается с содержанием программы по социально бытовой ориентировке (СБО). 

В 10 - 12 классах вводится интегрированный курс -  русский язык (чтение, письмо) и социально-бытовая ориентировка (СБО). Учебно-методический комплект (УМК) по интегрированному курсу для 10-12 классов разработан отдельно и включает в себя: программу (пояснительную записку, планирование, методические рекомендации), Сборник упражнений, Сборник художественных текстов и Сборник деловых текстов по чтению,  образцы конспектов уроков. УМК используется  для  обучения детей и с легкой и с умеренной умственной отсталостью.

С позиции принципа доступности рассматривается также предъявляемый детям учебный материал каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности.

Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке.       

Учащиеся с так называемым локальным поражением  (алексия, аграфия) обучаются по индивидуальной программе. Индивидуальная программа составляется также в случае включения ребенка с одной степенью умственной отсталости в состав класса с другим диагнозом.

Содержание программы одного класса от другого отличается объемом активного и пассивного словаря, объемом рабочего материала на уроке и сложностью видов работ по той или иной теме.

Поэтому можно говорить о программе не класса, а года обучения. Содержание программы, которое доступно обучающимся, определяется в конце учебного года тем учителем, который обучал детей в текущем учебном году. Так как составы классов по своим познавательным возможностям не бывают одинаковыми,  то, например, 6 класс текущего учебного года, будет обучаться по программе 5 года обучения, а 6 класс следующего учебного года может обучаться по программе 6 года обучения.

Выбранная на следующий учебный год программа по русскому языку для класса утверждается на методическом объединении или педсовете, как программа года обучения. Учащиеся аттестуются и переводятся из класса в класс соответственно определяемому уровню программных требований. Оставлять их на повторное обучение нецелесообразно. (Иногда исключение может быть сделано по просьбе родителей).

К концу обучения  в образовательном учреждении VIII вида учащиеся с умеренной умственной отсталостью могут овладеть следующими умениями:

·         самостоятельно прочесть небольшой печатный текст: 5 - 8 предложений из 6 - 10 слов;

·         ответить на заданные вопросы по прочитанному тексту и передать содержание несложных рассказов;

·         понять и передать содержание картин, иллюстраций  с простым сюжетом, пиктограмм, инструкций, памяток;  

·         списать небольшой текст письменными буквами;

·         прочитать написанное собственноручно;

·         написать по памяти свое имя, фамилию, адрес;

·         самостоятельно написать поздравительную открытку, записку, заявление (короткий текст: 3-4 предложения из 3-5 слов);

·         писать под диктовку буквы алфавита, отдельные короткие слова;

·         использовать полученные коммуникативные навыки при  общении в различных жизненных ситуациях: задать вопрос, ответить на вопрос, выразить словами свои желания.

Содержание обучения русскому языку детей с умеренной умственной отсталостью (F71) состоит из трех частей: развитие речи, чтение, письмо.

Программы по развитию речи, чтению и письму наряду с общими задачами обучения имеют собственные учебные задачи  и методические особенности в организации учебного процесса.

Развитие речи.

Для решения задачи социальной адаптации развитие речи является приоритетным при обучении русскому языку. Развитие речи формирует коммуникативные возможности умственно отсталых детей, как средство общения с окружающим миром.

Речь детей с умеренной умственной отсталостью (F71) скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются кpaйней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самих простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Встречаются среди них и дети с отсутствием речи («неговорящие», «безречевые» дети).

Для  устной речи детей характерны аграмматизмы, т. е. ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций.  В их высказываниях часто отсутствует использование служебных частей речи и изменение слов по падежам, временам и т. п. (склонения, спряжения и др.). Словарный запас очень беден и неточен. Они часто повторяют  одни и те же обороты речи, не к месту (механически), используют  чужие слова и выражения без  учета смыслового содержания. Может иметь место эхолалия.

Для того, чтобы научить детей с умеренной умственной отсталостью  правильно произносить слова,  правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи.       С 1 по 5 год обучения русскому языку в учебном плане предусмотрены отдельные уроки по развитию речи.

В начальных классах программой по развитию речи предусматривается отработка умения использовать слова - предметы и слова – действия, отражающие ближайшее социальное окружение детей, с пятого класса включается отработка умения использовать слова – признаки. Работа по использованию других частей речи может быть включена в содержание обучения только в тех случаях, когда позволяют возможности детей и только для практического пользования.

С 6 класса специально организованная работа по развитию речи должна сопровождать процесс обучения этих детей на всех уроках учебного плана (СБО, естествознание, география, трудовое обучение и др.), а также во внеурочное время,  при выполнении различного рода деятельности в период всего пребывания  в образовательном учреждении.   

Все  виды работы по развитию речи должны быть направлены не на механическое заучивание детьми новых слов и оборотов речи, а на то чтобы эти слова способствовали осмыслению жизненного опыта детей, а также практического опыта приобретаемого детьми на экскурсиях, на уроках труда, СБО и других уроках.

Учителю следует также систематически использовать такой вид работы как «свободные высказывания»  детей.

На уроках общеобразовательного цикла основной школы (естествознание, география, история и др.) учителя должны организовывать словарную работу и работу  по формированию связной речи на  основе лексики своих предметов.

Отдельной задачей является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у умственно отсталых детей умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную работу по освоению общеучебными (надучебными) навыками, такими как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и  т. д.

С детьми, имеющими грубые нарушения произносительной стороны речи, а также с «безречевыми» детьми, проводятся индивидуальные занятия. Они направлены  на формирование пассивного словаря, понимания обращенной речи и освоение  дополнительных средств общения, таких как жесты, мимика, пиктограммы, символы и проводятся на занятиях с логопедом и дефектологом.

Для «безречевых» детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе и лепетную. В работе с безречевыми детьми необходимо добиваться внимания ребенка к речи учителя при повторении отдельных слов, вопросов и ответов – смотри на меня, говори со мной. При такой работе у ребенка формируется пассивный словарь и постепенно возникает потребность в речевом общении. У этих  детей не надо требовать называть свою фамилию, имя и отчество учителя, имена  и фамилии учеников. Достаточно, чтобы они по словам, произнесенным учителем, научились показывать учеников, части тела, лица, предметы, находящиеся в классе и т.п.

Большую помощь в развитии речи окажут хорошо подобранные наглядные пособия, показ кино и видеофильмов, экскурсии. Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Дети ведут доступные наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей. Такого рода занятия представляют наилучший материал для свободных высказываний детей, для обогащения речи на основе непосредственных впечатлений.

      Работа по развитию речи не только обогащает словарный запас, но и развивает память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки по развитию речи, построенные на  доступном материале, пробуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют познавательную  деятельность, эффективно корригируют поведение и способствуют компенсации недостатков развития личности школьника.   

Методический комментарий.                  

Учителям, для организации учебной работы по развитию речи с детьми, имеющими диагноз F71 (умеренная умственная отсталость), предлагается воспользоваться некоторыми методическими рекомендациями практического характера.

·         Обязательно планировать и предъявлять образцы словесного (вербального)  оформления предполагаемых высказываний: ответов на вопросы, связных высказываний, в том числе своих желаний и действий.

·         Количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограниченно – не более 20% от общего количества слов.

·         Рекомендуется обязательное первичное произнесение учителем нового лексического материала, а затем  хоровое проговаривание учебного материала всем классом.

·         И в младших, и в старших классах рекомендуется использовать приемы сопряженного и отраженного проговаривания лексического материала, для освоения  образцов словесного оформления своих желаний, знаний, действий.

·         Необходимо также  вводить заучивание простейших фраз, связанных с темой урока, коммуникативными потребностями ребенка или социальной ситуацией.

·         Обязательно организуется работа  на  развитие умения  слушать вопрос учителя и отвечать на поставленный вопрос, а также умение повторить вопрос по теме урока.

·         Также проводится работа  на развитие умения  слушать и слышать вопросы, ответы и высказывания одноклассников,  умение повторить услышанное от других учеников.

·         На занятиях по развитию речи следует широко использовать игровые элементы или речевые и ролевые игры. Это оживляет занятия,    поддерживает у детей интерес к  содержанию урока. В старших классах аналогичные игры  используются в качестве  одного из видов работы по закреплению учебного материала.

·         В содержании учебной программы по развитию речи в каждом классе предлагается примерная тематика уроков. По каждой теме выделяются 3-4 опорных слова, которые нечитающими детьми воспринимаются глобально. При организации работы по соотнесению изображения и названия, можно включать и показ слова, которое обозначает этот предмет.  Слова  предъявляются учащимся рядом с картинным изображением. Каждое слово следует предъявлять на отдельной таблице печатными буквами. (Перечень этих слов дается в программе к каждой теме). Если в слове есть буквы, которые изучены или  изучаются на уроке чтения, можно проводить работу по  нахождению и показу этих букв в опорных словах.

·         Каждую тему следует повторять не менее 2 уроков.  Учитель вправе ввести дополнительные темы, отказаться от каких – либо  тем, расширить или заменить тему, в зависимости от условий социума, возможностей детей или по каким-либо другим обоснованиям. Последовательность изучения тем может изменяться в том порядке, который учитель считает целесообразным.

·         Следует помнить, что для детей с диагнозом F71 очень важно личностно направленная работа. Поэтому после фронтальной работы с классом организуется индивидуальное обращение к каждому по имени. («Петя, сколько лежит карандашей?», « Маша, сколько лежит карандашей?»  И так -  каждому ученику.) Иначе, новое знание не воспринимается, как имеющее  отношение лично к нему.

·         Заучивается как формулировка вопроса, так и формулировка ответа.

·         Одновременно вырабатываются навыки – смотреть на собеседника во время разговора, не перебивать говорящего, воспроизвести то, что услышал.

Чтение.

            По социальной значимости в учебном процессе урок чтения имеет несколько аспектов:  

 - чтение - это самый востребованный и практически значимый в повседневной жизни школьный навык; 

 -  чтение - это основа обучения всем остальным предметам;

 -  чтение - это учебник жизни.

            Только литературные тексты позволяют ввести ребенка в мир человеческих отношений,  в самые разные жизненные ситуации, в мир чувств, эмоций и переживаний, позволяют показать образцы выражения словами чувств. Они дают возможность соотнести свой опыт с опытом других людей, дать нравственную оценку поступкам и характерам героев,  увидеть последствия правильного или ошибочного выбора жизненного решения и т.д.

            По годам обучения детям с умеренной умственной отсталостью доступен следующий примерный объем текста для работы на одном уроке:

2 год обучения – 2 предложения в 2-3 слова.

3 год обучения – 3 предложения в 2-3 слова.

4 год обучения – 4 предложения в 3-4 слова.

5 год обучения – 4-5 предложений в 3-6 слов.

В зависимости от состава класса и индивидуальных возможностей детей объем может быть изменен (увеличен или уменьшен).  К концу обучения  в образовательном учреждении VIII вида большинство учащихся с умеренной умственной отсталостью могут самостоятельно прочесть небольшой печатный текст из 5 - 8 предложений в 6 - 10 слов.

            Дети с умеренной умственной отсталостью (F71) имеют целый ряд таких особенностей развития, которые не позволяют им успешно осваивать новые знания при использовании традиционных методов обучения и учебников, созданных для детей  с легкой степенью умственной отсталости (F70).

            В первую очередь это касается обучения чтению из-за особенносте

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.