12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Яна Критенко34
1

Семинар–практикум на тему «Роль педагога в развитии исследовательских способностей обучающихся» (5–7 классы)

Семинар-практикум

«Роль педагога в развитии исследовательских способностей обучающихся»

 

Цель семинара: повышение уровня компетенций педагогов дополнительного образования, в вопросах подготовки обучающихся к исследовательской деятельности, создание условий для методической поддержки педагогов в рамках подготовки к конференциям и ознакомление с наиболее оптимальной формой планирования и организации исследовательской деятельности.

Форма проведения: семинар-практикум.

Оборудование: компьютер, проектор, столы, стулья, карточки для деления на группы, карточки лото, бочонки с номерами, таблица для заполнения, карандаши.

Регламент: 45 мин.

Ход семинара:

Слайд 1

Ведущий: В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Новое время ставит перед нами новые задачи, требующие поиска новых решений. Особо востребованной в обучении является научно – исследовательская деятельность обучающихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.

Целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы т.к. именно в этом возрасте у детей большие потребности в поисковой активности. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене является то, что в ней могут принимать участие не только сильные обучающиеся, но и более слабые. Просто уровень исследования будет иным. Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс.

Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения.

Задача педагога дополнительного образования, используя различные инновационные формы и методы организовать образовательный процесс так, чтобы каждый ребенок чувствовал свою успешность и интеллектуальную состоятельность.

На слайд «В исследовательском методе (методе исканий), - пишет Б.В. Всесвятский, - в основу берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованное искание детей в окружающей жизни. Знание не дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или другим жизненным материалом».

Стремительные изменения, происходящие в современном обществе, ставят перед дополнительным образованием задачи, направленные на оптимизацию образовательного процесса, при котором обеспечивается не только высокое качество знаний и компетенций обучающихся, но и развиваются способности самостоятельного решения возникших проблем.

Одним из методов, который развивает у обучающихся познавательные навыки, умение ориентироваться в образовательном информационном пространстве, способствует формированию познавательной активности, является метод исследовательской деятельности. Итак, что же такое исследовательская деятельность?

(Вопрос 1: ЧтоВы понимаете под исследовательской деятельностью).

Слайд 2

Ведущий: Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

- Мотивация к научно-исследовательской деятельности;

- Выбор направления исследования;

- Выдвижение гипотезы и постановка задач;

- Фиксирование и предварительная обработка данных;

- Обсуждение результатов исследования, проверка гипотез;

- Оформление результатов работы;

- Представление исследовательской работы.

Слайд 3

Ведущий: Любое исследование начинается с выбора темы.

Тема - это ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет собой объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Все возможные темы можно условно распределить на:

экспериментальные - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;

теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.

Чтобы облегчить процесс выбора темы, обозначим основные критерии отбора:

- Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его.

- Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях, т.е. по выбранной теме должны быть доступны исторические источники и литература.

- Тема должна быть актуальной в современной науке.

- Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично.

Слайд 4

Ведущий: Ответственным этапом в подготовки исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания.

Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.

Перед вами на слайде возможная тема исследовательской работы: «Мыло ручной работы».

(Вопрос 2: Обоснуйте актуальность выбранной темы исследования)

Слайд 5

Ведущий: Следующим этапом исследовательской работы является этап выбора объекта, области и предмета исследования.

Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования (например, медицина, декоративно прикладное творчество, музыка и т.д.).

Объект исследования - это определенный предмет или явление, порождающее проблемную ситуацию (т.е. то, что будет взято учащимся для изучения и исследования). Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск (особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности). Именно предмет исследования определяет тему работы.

Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное.

Объект исследования всегда шире, чем предмет. Объект исследования формулируется кратко, двумя-тремя словами, предмет – расширенно. И объект, и предмет должны быть обязательно отражены в названии темы исследования.

(Вопрос 3: Определите объект и предмет исследования в нашей работе)

Слайд 6

Объект исследования: Мыло ручной работы.

Предмет исследования: изучение процесса мыловарения с исторической, научной и гигиенической точки зрения.

Слайд 7

 

Ведущий: После выбора темы, объекта и предмета исследования определяется гипотеза исследования.

Гипотеза в переводе с греческого языка значит «основание, предположение».

Гипотеза – это научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом (изучаемом) явлении.

Гипотеза должна удовлетворять следующему ряду требований:

- быть проверяемой;

- содержать предположение;

- быть логически непротиворечивой;

- соответствовать фактам;

- быть максимально возможно простой.

При формулировке гипотезы могут быть использованы словесные конструкции типа: «если..., то…», «так…, как…», «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Вначале лучше составить рабочий вариант гипотезы, который может быть уточнен после накопления определенного материала. Главное в ходе проведения исследования выдвинутая гипотеза должна быть доказана или опровергнута.

(Вопрос 4: Сформулируйте гипотезу нашего исследования)

Слайд 8

Гипотеза: Предполагаю, что процесс изготовление мыла очень сложный технологический процесс и поэтому получения качественного мыла в домашних условиях является невозможным.

Слайд 9

Ведущий: Вслед за выбором гипотезы наступает следующий этап подготовки к исследованию - определение целей и задач исследования.

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования - это результат, который нужно достичь при завершении работы. Формулировку цели можно начинать с традиционно-принятых слов:

- изучение;

- выявление;

- установление;

- обоснование;

- определение;

- разработка.

 

(Вопрос 5: Сформулируйте цель исследования)

Слайд 10

Цель: Изготовление мыла ручной работы, отвечающее экологическим и эстетическим требованиям. С целью исследования тесно связаны задачи.

Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, т.к. описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировки задач. Задачи лучше формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

(Вопрос 6: Определите задачи исследования в рамках данной темы)

Слайд 11

Задачи:

- Изучить историю возникновения мыловарения и возникновения мыла.

- Выявить, когда появилось мыло на Руси.

- Проанализировать, какие факторы влияют на выбор мыла.

- Изучить свойства мыла.

- Определить, можно ли самим изготовить мыло из натурального жира.

- Описать процесс изготовления мыла.

Слайд 12

Ведущий: Далее следует этап определения методов исследования.

Метод – это способ достижения цели исследования. От выбора методов зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата.

1. Теоретические методы (анализ и синтез, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, интеграция, моделирование и т.д.).

2. Практические (наблюдение, сравнение, эксперимент, социологический опрос, интервью и беседа, фотографирование, видеосъемка).

3. Математические (статистические методы, метод визуализации данных (функции, графики, диаграммы и т.д.).

Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога.

(Вопрос 7: Предположите, какие методы, могут быть применены в

проектируемой работе и обоснуйте, в чем они заключаются)

 

Слайд 13

Методы:

1. Анализ литературы по теме.

2. Тестирование:

- Тестирование мыла на pH;

- Тестирование свойств различных марок мыла (растворяемость в горячей и холодной воде, пенообразование, наличие щелочей).

3. Экспериментальная работа (мыловарение с использование натурального жира, из готовой мыльной массы, изготовление мыла из вторичного сырья (обмылки).

4. Анкетирование:

- «Сколько раз в день вы пользуетесь мылом?».

- «Как мыло влияет на кожу?».

5. Визуализация данных (графики, диаграммы).

 

Слайд 14

Ведущий: Следующим этапом исследовательской работы непосредственное проведение самого исследования. Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа:

- технологический этап (собственно проведение);

- рефлексивный (аналитический этап).

Далее следует этап анализа и обработки результатов исследования. Анализируя данные, смотрят, насколько выдвинутая в начале исследования гипотеза соответствует поставленным целям.

Слайд 15

Ведущий: После детального изучения всей научной литературы по теме исследования и окончательного обсуждения результатов собственного исследования начинается стадия литературного оформления работы - ее написание.

(Вопрос 8: Представьте структуру исследовательской работы)

Слайд 16

Оформление научно-исследовательской работы:

1. Титульный лист.

2. Введение.

3. Основная часть.

4. Практическая часть.

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложения.

Оформление работы - один из самых трудоемких этапов. Начинается оно с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить факты, цифры, сноски, цитаты и т.п.). Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки, приступают к написанию выводов к ним. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа. Далее составляется заключение по всей работе, т.е. общий вывод к исследовательской работе в целом, в котором обязательно указывается, подтверждена или опровергнута гипотеза исследования.

(Вопрос 9: Сформулируйте выводы)

Слайд 17

Ведущий: Мы сегодня с вами последовательно рассмотрел все этапы исследовательской работы: от постановки цели, выбора задач, выдвижения гипотезы, определения методов исследования до оформления работы. Надеюсь, что данный семинар будет Вам полезен при подготовке к УИР.

Благодарю вас за активное участие в семинаре. Желаю всем творческих успехов. Надеюсь, что сегодняшний семинар способствовал развитию умений выдвигать гипотезу, определять объект и предмет исследования, формулировать цели и задачи.

Подводя итог семинара я прошу вас отсканировать qr-код на конверте и оставить свои впечатления о семинаре.

Спасибо за внимание!

 

 

 

5

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.