Семинар–практикум на тему «Роль педагога в развитии исследовательских способностей обучающихся» (5–7 классы)
Семинар-практикум
«Роль педагога в развитии исследовательских способностей обучающихся»
Цель семинара: повышение уровня компетенций педагогов дополнительного образования, в вопросах подготовки обучающихся к исследовательской деятельности, создание условий для методической поддержки педагогов в рамках подготовки к конференциям и ознакомление с наиболее оптимальной формой планирования и организации исследовательской деятельности.
Форма проведения: семинар-практикум.
Оборудование: компьютер, проектор, столы, стулья, карточки для деления на группы, карточки лото, бочонки с номерами, таблица для заполнения, карандаши.
Регламент: 45 мин.
Ход семинара:
Слайд 1
Ведущий: В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
Новое время ставит перед нами новые задачи, требующие поиска новых решений. Особо востребованной в обучении является научно – исследовательская деятельность обучающихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.
Целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы т.к. именно в этом возрасте у детей большие потребности в поисковой активности. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене является то, что в ней могут принимать участие не только сильные обучающиеся, но и более слабые. Просто уровень исследования будет иным. Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс.
Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения.
Задача педагога дополнительного образования, используя различные инновационные формы и методы организовать образовательный процесс так, чтобы каждый ребенок чувствовал свою успешность и интеллектуальную состоятельность.
На слайд «В исследовательском методе (методе исканий), - пишет Б.В. Всесвятский, - в основу берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованное искание детей в окружающей жизни. Знание не дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или другим жизненным материалом».
Стремительные изменения, происходящие в современном обществе, ставят перед дополнительным образованием задачи, направленные на оптимизацию образовательного процесса, при котором обеспечивается не только высокое качество знаний и компетенций обучающихся, но и развиваются способности самостоятельного решения возникших проблем.
Одним из методов, который развивает у обучающихся познавательные навыки, умение ориентироваться в образовательном информационном пространстве, способствует формированию познавательной активности, является метод исследовательской деятельности. Итак, что же такое исследовательская деятельность?
(Вопрос 1: ЧтоВы понимаете под исследовательской деятельностью).
Слайд 2
Ведущий: Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
- Мотивация к научно-исследовательской деятельности;
- Выбор направления исследования;
- Выдвижение гипотезы и постановка задач;
- Фиксирование и предварительная обработка данных;
- Обсуждение результатов исследования, проверка гипотез;
- Оформление результатов работы;
- Представление исследовательской работы.
Слайд 3
Ведущий: Любое исследование начинается с выбора темы.
Тема - это ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет собой объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.
Все возможные темы можно условно распределить на:
экспериментальные - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.
Чтобы облегчить процесс выбора темы, обозначим основные критерии отбора:
- Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его.
- Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях, т.е. по выбранной теме должны быть доступны исторические источники и литература.
- Тема должна быть актуальной в современной науке.
- Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично.
Слайд 4
Ведущий: Ответственным этапом в подготовки исследования становится этап обоснования актуальности темы.
Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания.
Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.
Перед вами на слайде возможная тема исследовательской работы: «Мыло ручной работы».
(Вопрос 2: Обоснуйте актуальность выбранной темы исследования)
Слайд 5
Ведущий: Следующим этапом исследовательской работы является этап выбора объекта, области и предмета исследования.
Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования (например, медицина, декоративно прикладное творчество, музыка и т.д.).
Объект исследования - это определенный предмет или явление, порождающее проблемную ситуацию (т.е. то, что будет взято учащимся для изучения и исследования). Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.
Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск (особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности). Именно предмет исследования определяет тему работы.
Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное.
Объект исследования всегда шире, чем предмет. Объект исследования формулируется кратко, двумя-тремя словами, предмет – расширенно. И объект, и предмет должны быть обязательно отражены в названии темы исследования.
(Вопрос 3: Определите объект и предмет исследования в нашей работе)
Слайд 6
Объект исследования: Мыло ручной работы.
Предмет исследования: изучение процесса мыловарения с исторической, научной и гигиенической точки зрения.
Слайд 7
Ведущий: После выбора темы, объекта и предмета исследования определяется гипотеза исследования.
Гипотеза в переводе с греческого языка значит «основание, предположение».
Гипотеза – это научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом (изучаемом) явлении.
Гипотеза должна удовлетворять следующему ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам;
- быть максимально возможно простой.
При формулировке гипотезы могут быть использованы словесные конструкции типа: «если..., то…», «так…, как…», «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Вначале лучше составить рабочий вариант гипотезы, который может быть уточнен после накопления определенного материала. Главное в ходе проведения исследования выдвинутая гипотеза должна быть доказана или опровергнута.
(Вопрос 4: Сформулируйте гипотезу нашего исследования)
Слайд 8
Гипотеза: Предполагаю, что процесс изготовление мыла очень сложный технологический процесс и поэтому получения качественного мыла в домашних условиях является невозможным.
Слайд 9
Ведущий: Вслед за выбором гипотезы наступает следующий этап подготовки к исследованию - определение целей и задач исследования.
В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.
Цель исследования - это результат, который нужно достичь при завершении работы. Формулировку цели можно начинать с традиционно-принятых слов:
- изучение;
- выявление;
- установление;
- обоснование;
- определение;
- разработка.
(Вопрос 5: Сформулируйте цель исследования)
Слайд 10
Цель: Изготовление мыла ручной работы, отвечающее экологическим и эстетическим требованиям. С целью исследования тесно связаны задачи.
Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, т.к. описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировки задач. Задачи лучше формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
(Вопрос 6: Определите задачи исследования в рамках данной темы)
Слайд 11
Задачи:
- Изучить историю возникновения мыловарения и возникновения мыла.
- Выявить, когда появилось мыло на Руси.
- Проанализировать, какие факторы влияют на выбор мыла.
- Изучить свойства мыла.
- Определить, можно ли самим изготовить мыло из натурального жира.
- Описать процесс изготовления мыла.
Слайд 12
Ведущий: Далее следует этап определения методов исследования.
Метод – это способ достижения цели исследования. От выбора методов зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата.
1. Теоретические методы (анализ и синтез, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, интеграция, моделирование и т.д.).
2. Практические (наблюдение, сравнение, эксперимент, социологический опрос, интервью и беседа, фотографирование, видеосъемка).
3. Математические (статистические методы, метод визуализации данных (функции, графики, диаграммы и т.д.).
Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога.
(Вопрос 7: Предположите, какие методы, могут быть применены в
проектируемой работе и обоснуйте, в чем они заключаются)
Слайд 13
Методы:
1. Анализ литературы по теме.
2. Тестирование:
- Тестирование мыла на pH;
- Тестирование свойств различных марок мыла (растворяемость в горячей и холодной воде, пенообразование, наличие щелочей).
3. Экспериментальная работа (мыловарение с использование натурального жира, из готовой мыльной массы, изготовление мыла из вторичного сырья (обмылки).
4. Анкетирование:
- «Сколько раз в день вы пользуетесь мылом?».
- «Как мыло влияет на кожу?».
5. Визуализация данных (графики, диаграммы).
Слайд 14
Ведущий: Следующим этапом исследовательской работы непосредственное проведение самого исследования. Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа:
- технологический этап (собственно проведение);
- рефлексивный (аналитический этап).
Далее следует этап анализа и обработки результатов исследования. Анализируя данные, смотрят, насколько выдвинутая в начале исследования гипотеза соответствует поставленным целям.
Слайд 15
Ведущий: После детального изучения всей научной литературы по теме исследования и окончательного обсуждения результатов собственного исследования начинается стадия литературного оформления работы - ее написание.
(Вопрос 8: Представьте структуру исследовательской работы)
Слайд 16
Оформление научно-исследовательской работы:
1. Титульный лист.
2. Введение.
3. Основная часть.
4. Практическая часть.
5. Заключение.
6. Список литературы.
7. Приложения.
Оформление работы - один из самых трудоемких этапов. Начинается оно с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить факты, цифры, сноски, цитаты и т.п.). Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки, приступают к написанию выводов к ним. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа. Далее составляется заключение по всей работе, т.е. общий вывод к исследовательской работе в целом, в котором обязательно указывается, подтверждена или опровергнута гипотеза исследования.
(Вопрос 9: Сформулируйте выводы)
Слайд 17
Ведущий: Мы сегодня с вами последовательно рассмотрел все этапы исследовательской работы: от постановки цели, выбора задач, выдвижения гипотезы, определения методов исследования до оформления работы. Надеюсь, что данный семинар будет Вам полезен при подготовке к УИР.
Благодарю вас за активное участие в семинаре. Желаю всем творческих успехов. Надеюсь, что сегодняшний семинар способствовал развитию умений выдвигать гипотезу, определять объект и предмет исследования, формулировать цели и задачи.
Подводя итог семинара я прошу вас отсканировать qr-код на конверте и оставить свои впечатления о семинаре.
Спасибо за внимание!
5