Методическая разработка «Сенсорное развитие детей»

5
0
Материал опубликован 1 September 2023

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Гулькевичский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»







КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:



Использование сенсорно - динамического комплекса «Дом Совы»

t1693552398aa.jpg





Подготовила:

Дмитриева С.А. Инструктор по физической культуре






Гулькевичи

2022

Использование сенсорно - динамического комплекса «Дом Совы» на занятии по физической культуре.

Основными целями использования сенсорной комнаты является: стимулирование сенсорного развития детей во всех направлениях, развитие сенсорных ощущений различных модальностей, стимуляция ослабленных сенсорных функций и двигательной активности, формирование двигательных навыков, а также снятия эмоционального напряжения.

Сенсорная комната - это важное лечебное средство для людей, чьи возможности осязать мир ограничены болезнью. Сеансы в сенсорной комнате можно включать в комплексную систему реабилитации пациентов с

опорно-двигательной патологией,

задержками психомоторного и эмоционального развития,

неврозами,

нарушениями зрения, слуха, речи, что значительно повышает эффективность проводимого лечения.

Мозг и центральная нервная система определяет развитие многих заболеваний. В сенсорной комнате возможно осуществлять немедикаментозное воздействие, направленное на снятие нервного и психического напряжения, восстановление работоспособности. Отрицательные эмоции оставляют неприятные ощущения и, накапливаясь, могут стать причиной болезни (психосоматика). Но эмоциональное напряжение даже самое сильное не будет опасным для человека, если они завершаются расслаблением, отдыхом и положительными эмоциями. В образовательных учреждениях (особенно специализированных). Метод сенсорной интеграции детей при помощи сенсорно-динамического комплекса «Дом Совы»

В нашем центре появился новый комплекс «Дом Совы», это сенсорно-динамический зал с набором специальных инструментов для развития сенсомоторной интеграции. Цель динамического зала» Дом Совы» адаптация и социализация ребенка.

«Дом Совы» – одна из новейших российских разработок в области абилитации и реабилитации особенных детей, представляет собой комплекс тренажеров, который используется для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Занятия в «Доме Совы» рекомендованы при проблемах:

двигательной системы,

ДЦП легкой формы,

аутистических расстройствах,

задержках развития.

На сегодняшний день аналогов сенсорно-динамического зала нет. Он создан на основании теории построения движений советского психофизиолога и физиолога Н. А. Бернштейна. Дом Совы сертифицирован и рекомендуется для использования в образовательных и реабилитационных учреждениях. Все снаряды зала выполнены из прочных современных материалов и рассчитаны на длительное использование.

В зависимости от целей в «Доме Совы» под руководством педагога-психолога ребёнок выполняет специально разработанную для него программу сенсорной интеграции. Кувыркается, кружится, раскачивается, задействуя зрение, слух, тактильное восприятие, вестибулярный аппарат. Нервная система человека получает и обрабатывает информацию от органов чувств. Этот процесс называется сенсорной интеграцией.

Расстройство сенсорной интеграции описывает ситуацию, когда этот процесс работает неправильно. Нарушение сенсорной интеграции — это состояние, при котором мозг испытывает проблемы с получением и реагированием на информацию, поступающую через органы чувств (именно такой симптом мы наблюдаем при аутистическом расстройстве).Некоторые люди могут быть сверхчувствительными к обычным, казалось бы, вещам в окружающей среде. Обычные звуки могут быть болезненными или излишне громкими для них, легкое прикосновение ткани может раздражать кожу. Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции может казаться неловким, неуклюжим, иметь трудности с координацией движения. Таким детям сложно общаться, участвовать в разговоре или играть. Дети с расстройством сенсорной интеграции испытывают значительные проблемы с обучением и если им не помочь, то их способность к успеху в учебе будет существенно снижена этими нарушениями. Кроме того, стресс, вызванный таким состоянием, может привести к тревоге, депрессии или проблемам с поведением. Проблемы сенсорной интеграции чаще выявляются у детей.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции

Нарушение сенсорной интеграции может повлиять на одно или несколько из органов чувств, например, слух, осязание или вкус, человек может быть чрезмерно или недостаточно чувствительным в тех сферах, с которыми у них есть сложности. Многие с расстройством сенсорной интеграции в детстве страдают недостатком внимания из-за сложности сосредоточения. Они становятся тревожными по мере взросления. Эти дети часто плохо переносят перемены – новые места, новые правила. Они могут часто устраивать истерики или срывы.

Терапия методом сенсорной интеграции

Терапия зависит от индивидуальных потребностей ребенка. Но в целом, задача помочь детям научиться использовать свои сенсорные системы для ежедневного взаимодействия, которое они обычно не очень хорошо переносят и помогает им привыкнуть к предметам или явлениям, которые они не могут терпеть. С помощью комплекса «Дом Совы» мы помогаем детям преодолеть данное нарушение в их развитии.

Все приспособления-снаряды в Доме Совы подвешены в воздухе. Именно это во много раз повышает эффективность занятий и процедур.

Регулировка уровня нагрузки

Меняя способы подвешивания от неподвижно закрепленного снаряда до снаряда, раскачивающегося горизонтально, закручивающегося вокруг вертикальной оси и пружинящего вверх-вниз, можно регулировать нагрузку. Это позволяет привести уровень сложности упражнения на том или ином снаряде к потребностям конкретного ребенка или группы детей. По мере роста возможностей детей уровень сложности увеличивается.

Чередование игры и заданий

Для педагога открывается настоящий простор для творчества в зависимости от целей, которые он перед собой ставит.

Очень важно то, что ребенок активен во время таких занятий, так как сенсомоторная интеграция формируется только во время намеренных движений. Взрослый не навязывает свои правила, а строит диалог с ребенком вокруг тех игр, которые выбрал сам ребенок. Такое частичное взаимодействие со взрослым, предполагающее чередование спонтанных движений и движений, выполняемых по заданию взрослого, очень важно для развития эмоций, мышления, речи и связей мозга с телом.

Эффективная помощь особым детям

Благодаря правильному сенсорному залу, данный комплекс помогает детям с ограниченными возможностями здоровья быстрее освоить и закрепить новые навыки.

Дом Совы рекомендован детям со следующими особенностями:

Проблемы двигательной системы

Неуклюжесть, моторная неловкость

ДЦП лёгкой формы

Задержки развития

Нарушение навыков общения и обучения

Аутистическое расстройство

Гиперактивность

Тревожность, агрессия

Однако, есть и противопоказания: заболевания сердечно-сосудистой системы, послеоперационный период, нестабильность шейного отдела позвоночника, травмы позвоночника в прошлом, отслоение сетчатки глаза. При диагнозе эпилепсия – занятия необходимо проводить с осторожностью, чтобы не спровоцировать приступ.

Базовый реабилитационный курс состоит из 8 занятий, с возможностью коррекции. В результате прохождения курса на данном комплексе, у ребёнка развивается тактильное восприятие, вестибулярный аппарат, улучшается восприятие своего тела в пространстве. Как следствие, развиваются все органы чувств, развивается память, мышление, речь, эмоциональная сфера, снижается уровень тревожности.

Оборудование «Дом Совы» расширяет возможности использования.

t1693552398ab.jpgСпециальные упражнения нагружают зрение, слух, тактильное восприятие, вестибулярный аппарат. Отличие в том, что все снаряды висят в воздухе. Меняя способы подвешивания от неподвижного до раскачивающего горизонтально, закручивающего вокруг вертикальной оси, пружинящего вверх-вниз, можно регулировать нагрузку. Это позволяет привести уровень сложности упражнений и потребность ребенка. Взрослый не навязывает свои правила, а строит диалог с ребенком. Такое структурирование взаимодействие со взрослым, предполагающее чередование спонтанных движений и движений выполняемых по заданию взрослого. Это позволяет привести уровень сложности упражнений и потребность ребенка.

На занятиях физической культуры мы применяем с детьми терапевтический метод сенсорной интеграции. Целью терапии: создать условия для нормальной работы центральной нервной системы. Кроме того формируется сенсорный опыт, ориентировка в пространстве, вестибулярный аппарат, взаимодействие со сверстниками, нейропсихологическая коррекция. Также терапия средствами сенсорной интеграции является для ребенка большим удовольствием и одновременно трудом. Таким образом, наличие оборудования, с помощью которого можно висеть в воздухе, является великолепным признаком терапевтического подхода.

Использование подвесных снарядов



Бревно. Выполняет множество функций от качелей до боксерской груши.

t1693552398ac.jpg

Бочка. Излюбленный тренажер Дома Совы. Его можно использовать как в лежачем так и в подвешенном состоянии. Дети могут качаться или кружиться как в центрифуге.

Тоннель совы. Данный тренажер является очень полезным для детей т. к. позволяет детям учиться самостоятельному перемещению по неустойчевым поверхностям. Развивая вестибулярный аппарат, зрительную и моторную систему. Ребенок не активный, не уверенно двигается, боится и избегает подвижных игр. Или активный, постоянно врезается, бегает, забирается на шкаф. В итоге ребенок, чтобы почувствовать свое тело, должен постоянно двигаться. Комплекс лучшее что может быть. Позволяет много двигаться и безопасно.

t1693552398ad.jpg


Саволет. Сенсорный гамак из специальной тянущейся ткани. Тренирует вестибулярную систему. По всей поверхности тела образуется равномерное давление. Лучше учиться ощущать себя, руки, ноги. Это важно для координации, ориентировки в пространстве. Развивает ловкость, силу и фантазию. Обнимательная невесомость, релаксация.t1693552398ae.jpg

Платформа. Подвесной снаряд для занятий по методу сенсорной интеграции. Данный снаряд может используется для игр и развивающих занятий. Помогает укрепить опорно-двигательный аппарат, способствует профилактике нарушении осанки и плоскостопия. Подходит детям которые боятся потерять прочную опору под своими ногами и детей слишком осторожных, что мешает им в их развитии.

Тt1693552398af.jpg
акже помогает детям формировать схему тела и свое положение в пространстве. Типичными заданиями, которые будет давать специалист в комнате «Совы», могут быть – преодоление полосы препятствий, удержание баланса и равновесия на качели, на горке, решение сложной задачи, где необходимо применять крупную моторику для ее решения (достать желаемую игрушку, которая находится далеко, или высоко, или завалена тяжелыми подушками), забраться наверх и также спуститься, попасть в цель рукой или ногой во время раскачивания, или кинуть предмет в цель и т.д. Специалист создает множество ситуаций для ребенка, которые помогают ему через его собственную активность учиться, помогает проработать те компоненты в процессе сенсорной интеграции, которые по каким-то причинам работают недостаточно или нетипично. В результате таких сессий у ребенка сразу существенно снижается нежелательное поведение, которое мешает ему учиться новому, эффективно вступать в коммуникацию с другими детьми и взрослыми, осваивать обычные бытовые навыки.

Повышается интерес к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий. Используя сенсорно -динамический комплекс «Дом Совы» можно организовать спортивные досуги, квесты, праздники и развлечения. Дети на таких занятиях получают эмоциональный подъем, умение работать в коллективе, целеустремленность, находчивость, смелость.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации