Разработка урока по информатике в 4 классе на тему «Схема состава объекта. Адрес составной части»
4 класс
Разработка урока
по информатике
по теме
«Схема состава объекта. Адрес составной части»
Учитель информатики
Цыганкова И.Ю.
Класс 4
Тема урока: «Схема состава объекта. Адрес составной части»
Цели урока:
1) Образовательные
познакомить с правилами заполнения схемы состава объекта;
научить записывать адрес элемента в составе объекта.
2) Воспитательные
воспитывать информационную культуру учащихся
3) Развивающие
развивать умения описывать в табличном виде общие действия и составные части группы объектов.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, интерактивная доска, конверты с геометрическими фигурами, карточки для рефлексии, карта Инопланетной Галактики, карта-бланк тем по информатике, плакат с готовой аппликацией Робота.
ПЛАН УРОКА.
1. Организационный момент.
2. Рефлексия.
3. Путешествие к Янту.
3.1.Планета Компьютрония.
3.2 Планета Мозаики.
3.3. Планета Новых Знаний.
3.4.Планета Новых Сил.
3.5.Планета Янта.
4. Подведение итогов.
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд 1-2
Класс украшен в соответствие с космической тематикой, под потолком и на стенах звезды.
-Здравствуйте, ребята!
Девчонки и мальчишки!
Настройтесь на урок!
Я думаю, вы слышали,
Что прозвенел звонок!
Проверьте, все ль готово
К уроку информатики у вас.
Друг другу улыбнитесь
И очень-очень тихо
За парты вы садитесь!
2. Рефлексия.
Слайд 3
Сегодня каждый из нас начинает урок с определенным настроением. Какое оно у вас, я не знаю, а могу лишь догадаться. А разобраться с вашим эмоциональным состоянием нам помогут смешные мордашки.
1. Мне скучно, я заснул.
2. Мне совсем не интересно.
3. Мне ничего не понятно.
4. Я стараюсь, но все равно не понятно.
5. Настроение хорошее.
6. Настроение просто отличное.
Итак, ребята, посмотрите еще раз на этих человечков, подумайте, какое у вас настроение. На ваших столах карточки с номерами. Выберите карточку, соответствующую вашему настроение.
Хорошо! Надеюсь, настроение станет лучше или же останется на том же уровне.
3. Путешествие к Янту.
Слайд 4
Боб: Здравствуйте, ребята! У меня большая неприятность – мой друг Янт улетел к себе домой. Я решил написать ему письмо. Но совершенно не знаю, как это сделать! Нужен какой-то адрес. Может быть, вы мне поможете? Я очень надеюсь на вас!
Ребята, давайте поможем Бобу. А для этого я предлагаю отправиться в путешествие, в гости к Янту, чтобы узнать его адрес.
Отправляясь в путешествие, люди собирают необходимый багаж, планируют и изучают маршрут, ставят перед собой какие-то задачи. Но в дороге они обязательно встречают что-то новое для себя. Давайте и мы начнем собираться. В качестве багажа возьмем наши знания и умения, а нашим путеводителем и помощником в этом путешествии будет ученый, специалист по инопланетным галактикам Грамотей Грамотеевич.
Слайд 5
Грамотей Грамотеевич: Я вас приветствую, друзья! Меня зовут Грамотей Грамотеевич. У нас сегодня ответственное задание. Нам надо узнать адрес Янта. Для этого мы отправляемся в Инопланетную Галактику. У каждого из вас на парте есть карта. Ей мы и воспользуемся. Доброго пути, ребята!!!
Не беда, что лететь далеко,
Не боимся, что путь будет трудным.
Никогда не давались легко
Достижения людям!
Мы возьмем эти строки как девиз нашего урока.
У нас есть главный бортовой компьютер и еще несколько не менее важных бортовых компьютеров: №1, №2, №3 и №4.
Итак, ребята, вы готовы к полету? Тогда полетели!
3.1.Планета Компьютрония.
Посмотрите внимательно на карту. Впереди по курсу – планета Компьютрония. Слайд 6-7
С незапамятных времен
Город техники возрос,
Компьютроном звался он.
Там не ведая невзгод,
Очень славный жил народ.
Электронный, незлобливый,
Дружный и трудолюбивый.
Тут действительно обитают добрые и хорошие жители. Но раз мы пришли в гости, то должны показать, что мы грамотные. Ведь город называется Компьютроном, и жители все знают о компьютере. Они нам загадают загадки, а мы попытаемся ответить. Если же сразу не сможем ответить, нам бортовой компьютер подскажет рисунком.
Напишу и сосчитаю, Слайд 8-9
И ошибку укажу,
Я и музыку сыграю,
И картинку покажу.
Я хотя росточком мал,
Но большой универсал.
Кто это? (КОМПЬЮТЕР)
Словно смелый капитан! Слайд 10-11
А на нем горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
Это вид машины всей.
Называется… (ДИСПЛЕЙ)
Около дисплея – главный блок: Слайд 12-13
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут… (СИСТЕМНЫМ)
Скромный серый колобок, Слайд 14-15
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишку,
У компьютера есть… (МЫШКА)
По клавишам Слайд 16-17
Прыг да скок –
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два и готово –
Отстукали слово!
Во где пальцам физкультура.
Это вот – … (КЛАВИАТУРА)
А теперь, друзья, загадка! Слайд 18-19
Что такое: рукоятка,
Кнопки две, курок и хвостик?
Ну, конечно, это… ()ДЖОЙСТИК)
В ней записаны программы Слайд 20-21
И для папы, и для мамы!
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится… (ДИСКЕТА)
И компьютеры порой Слайд 22-23
Говорят между собой,
Но для этого одна
Им штуковина нужна.
К телефону подключил –
Сообщение получил!
Вещь, известная не всем!
Называется… (МОДЕМ)
Для чего же этот ящик? Слайд 24-25
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный… (ПРИНТЕР)
Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием!
3.2 Планета Мозаики (Составных частей)
Давайте, посмотрим на карту. Слайд 26-27
Что там впереди? Мы попали с вами на удивительную планету. Планету Мозаики. На прошлом уроке мы говорили, что каждый объект состоит из частей и выполняет определенные действия. На доске аппликация робота. На каждой парте, в конверте набор геометрических фигур. Сейчас вы попробуете составить из фигур такого же робота. Составив своего робота, помогите товарищу.
3.3. Планета Новых Знаний.
Слайд 28
Грамотей Грамотеевич: Первый, первый! Ответьте Центру! На связи Грамотей Грамотеевич. Прямо по курсу Планета Новых Знаний. Ваша задача определить , что же такое адрес. Новых знаний вам, друзья! До связи!
Слайд 29-30
Планета Новых Знаний.
Слайд 31
Ребята, а что у нас написано на доске? Прочитай, Максим!
Брянская область,
Погарский район,
Д. Вадьковка,
Ул. Пролетарская, д.1
Это адрес. А чей же это адрес? (Дети отвечают. На экране появляется заставка – фотография школы)
Это адрес школы. Т.о. адрес школы: __________________. (учитель записывает на доске). Итак, тема сегодняшнего урока «Адрес составной части. Схема состава объекта» и наши цели :…Запишем тему урока в обычную тетрадь. Слайд 32
Ребята, так что же такое адрес?
Адрес – это месторасположение объекта.
Кому непонятно? Давайте запишем это определение в тетрадь. Повтори, Катя.
Адрес должен быть точным. В адресе нашей школы очень важно, что дом №1, а не 2, 3, 4 и тд. , важно название улицы, название деревни. Ребята, попробуйте привести примеры любых других адресов.
Дети, если на одной улице взять несколько № домов, то это будут адреса различных объектов или одинаковых? Различных.
Ребята посмотрите внимательно на тему. О чем мы уже поговорили? Об адресе. А что представляет собой схема состава объекта. Посмотрите на схему на доске. Слайд 33
Вадьковка
Улица Пролетарская
Дом 1 Дом 8 Дом 10
Это и есть схема состава объекта. На улице Пролетарской мы выделили 3 дома: №1, №8, №10. То есть наша улица состоит из 3 домов. А каких же домов это адрес? (Ребята высказывают свое мнение). А теперь, гляда на схему, назовите адрес детского сада, почты.
Молодцы! Т.о., благодаря схеме состава объекта мы легко можем определить адрес любого объекта. Повторите еще раз адрес почты.
Сегодня, выполняя наши задания, мы увидим, что адрес есть не только у школы и у детского сада, но и у косточки в абрикосе, у ключа в двери, и у продуктов холодильнике.
Кроме того мы узнаем, где живут герои сказок – друзья Янта – Хмурик, Эльф и Шишкоед.
Откройте рабочие тетради на с. 33. Слайд 34
№6. Мы сегодня говорили о различных адресах. А может ли каждый из вас назвать свой адрес. (Дети называют свои адреса)
Т.о. каждый из вас знает свою улицу. Катя, прочитай задание №6. Ребята, а что же такое Солнечная Система? (Дети отвечают).
Таким образом, это система, в которой находится большое количество планет. А на какой планете мы живем? (Дети отвечают : Земля)
Верно. А дальше попробуйте назвать свой адрес, учитывая эти данные (закончить улицей).
Адрес моей улицы: Солнечная Система, Земля, Россия, Брянская область, Погарский район, д. Вадьковка, ________________(улица у каждого своя).
Запишем адрес своей улицы каждый в тетрадь.
А сейчас мы научимся определять необычный адрес. (В руках у учителя коробка, в коробке шар, в шаре игрушка.) Ребята, а как мне определить адрес игрушки, т.е. указать место, где она находится. (Дети высказывают свое мнение)
А если в коробке будут находится 2 шара. Изменится ли адрес той же игрушки? Нет.
Давайте посмотрим.
Коробка
Шар красный Шар зеленый
Игрушка №1 Игрушка №2
Мы составили схему состава, т.е. выяснили из чего состоит коробка, что в ней находится. Так каков же будет адрес игрушки №2?
Адрес игрушки №2: коробка, шар зеленый. Слайд 35
№5. Рассмотрим рисунок и впишем пропущенные слова на схеме состава. Из чего состоит абрикос (веточка, косточка, мякоть). А из чего состоит косточка? (скорлупа и ядрышко). Обведем те слова, которые у нас ведут от ядрышка к абрикосу. Т.о. у нас получился адрес ядрышка в абрикосе: абрикос, косточка, ядрышко. Все написали? И с этим заданием мы справились.
Ребята, но где же мы чаще всего встречаемся с адресом?
Сейчас мы все вместе определим место жительства друзей Янта: Шишкоеда, Хмурика, Эльфа. Слайд 36-38
№7. Прочитаем текст. Итак, где же жили все эти герои? В лесу.
Ребята, скажите, а где жил Хмурик? (дети отвечают, учитель записывает).
Эльф? Шишкоед? У кого из жителей немного похоже место жительства? Кто же из них живет на одной улице? Хмурик, шишкоед в чаще, Эльф – на поляне.
А где конкретно жил Эльф? Хмурик? Шишкоед?
Заполним схему в тетради
3.4.Планета Новых Сил.
Слайд 39-40
Мы хорошо поработали. Давайте немножко отдохнем. Физкультминутка.
Слайд 41
Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолет.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.
Раз – согнуться-разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо счесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолет.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Посидим и отдохнем.
И работать мы начнем.
3.5.Планета Янта.
Прямо по курсу – планета Янта. Слайд 42-43
Бортовой компьютер нам подсказывает, что следуют отправиться в город Иниф (город информатики и фантазии). Слайд 44
Но что-то здесь произошло. Город фантазии абсолютно бесцветный. Но этому горю мы поможем. Рассаживайтесь, ребята, по бортовым компьютерам.
№1
Куттина Катя, Тарасенко Марина
№2
Храменок Катя, Волобуева Катя
№3
Лупин Максим, Москалева Настя
№4
Абраменко Коля, Аветисян Настя.
Посмотри внимательно на картинку. Эта картинка бесцветная, она очень похожа на рисунок в раскраске. Слайд 45-48
Но раскрашивать мы будем не карандашами, а с помощью палитры – готового набора цветов и кисточки. Каждую область рисунка мы будет раскрашивать отдельно. Кроме того наш рисунок должен совпадать с картинкой в правом нижнем углу. (ребята выполняют 2 таких задания)
Вы хорошо справились с этим заданием. Но мы работали на компьютере и наши глазки устали. Выполним гимнастику для глаз.
Звучит спокойная музыка. Слайд 49
Я предлагаю немного отдохнуть в нашем Волшебном саду. Повернитесь все, посмотрите на доску. Расслабьтесь, закройте глаза и, не открывая их, посмотрите направо, налево, ещё раз, сильно зажмурьтесь, резко откройте глаза, посмотрите на лес, усталость ваших глаз медленно проходит. Вы хорошо поработали сегодня. Закройте опять глаза, расслабьтесь. Представьте такую картину.
Напряжение улетело…
И расслаблено всё тело,
И расслаблено всё тело…
Будто мы лежим на травке…
На зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки тёплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя!
4. Подведение итогов.
В.Итак, друзья! Где же мы побывали сегодня?
О. В Инопланетной Галактике.
В. А какие же планеты мы сегодня посетили?
О. Планета Компьютрония, Планета Янта, планета Новых Сил, планета Новых знаний, планета Мозаики.
В. Давайте вспомним, что интересное мы делали на каждой планете?
О.
В. С чем же новым мы познакомились?
О.
В. Ребята, так что же такое адрес?
О.
В. Для чего же он нам нужен?
О.
В. Назовите адрес ручки Максима. (ручка – пенал - коробка)
О.
В. Молодцы, ребята! А для чего же мы отправлялись в путешествие?
О. Узнать адрес Янта.
В. Так где же живет Янт?
О. Инопланетная Галактика, планета Янта, г. Иниф.
В. Давайте поможем Бобу подписать конверт (сначала адрес школы, а затем на конверте адрес Янта). Слайд 50
Ребята, какие же вы молодцы! А у нас на связи Грамотей Грамотеевич!
Слайд 51
Грамотей Грамотеевич: Ребята, вы просто молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Я теперь могу сказать, что вы настоящие затоки информатики. Успехов вам в учебе, ребята! До новых встреч на уроках информатики!
5. Рефлексия.
Слайд 52
Ребята, с каким же настроением мы подходим к концу урока. Напомню вам:
1. Мне скучно, я заснул.
2. Мне совсем не интересно.
3. Мне ничего не понятно.
4. Я стараюсь, но все равно не понятно.
5. Настроение хорошее.
6. Настроение просто отличное.
Итак, ребята, посмотрите еще раз на этих человечков, подумайте, какое у вас настроение. Выберите карточку, соответствующую вашему настроение.
6. Домашнее задание.
Слайд 53
Вы сегодня очень хорошо поработали. Я надеюсь, что сегодняшний урок оставит след в вашей памяти. Мы познакомились с адресом составной части, научились составлять схему состава объекта, выяснили, для чего же нужен адрес. Давай те откроем нашу тетрадь на первой странице и отметим изучение новой темы. (открыть лист –план по темам). Слайд 54
Таким образом мы пополнили копилку наших знаний по информатике.
На этой замечательной ноте наш урок подходит к концу.
Подведение итогов. Слайд 55
А для закрепления изученного материала домашнее задание:
Записи в тетради, С. 35-36 № 8,№9
Спасибо за урок! Слайд 56
Информатика нужна, но она ведь так сложна!
Файлы, папки, Интернет – не разберешься!
Алгоритмы так нужны,
А программы так важны!
Их учи и результата ты добьешься!
Все науки хороши для развития души.
Это все, ребята, знаете конечно!
Для развития ума информатика нужна!
Это было!
Это будет!
Это вечно!
Закирова Елена Дмитриевна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Марина Симакова
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Ильюта Наталья Владимировна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Репина Елена Геннадьевна
Администрация сайта «УРОК.РФ»