Игровое практическое занятие для детей и родителей «Подарки сударыни-масленицы»

0
1
Материал опубликован 1 December 2022

Игровое практическое занятие для детей и родителей

«Подарки сударыни - масленицы»

Цель занятия: создание условий для формирования и развития навыков совместного семейного творчества детей и родителей посредством ознакомления с народными традициями встречи весны и изготовления народной куклы.

Задачи:

Познакомить детей и родителей с традиционными русскими куклами;

Развивать словарь детей (Берестушка, Зернушка, Куватка, оберег).

Научить участников делать тряпичную куклу–оберег «Куватку» в технике «скрутка»;

Воспитывать интерес к народным традициям.

Cпособствовать развитию гармоничных семейных отношений.

Предварительная работа: Беседы с детьми о народных праздниках, консультация для родителей «Семейные традиции». Изготовление дома родителями и детьми элементов для обрядовой куклы Масленица (туловище, украшения, одежда в народных традициях). Ширма-дом с прикрепленными русскими, традиционными, тряпичными куклами.

Ход занятия:

ВЕДУЩИЙ (ЛОГОПЕД):

Добрый день, гости дорогие,

Мы всех зовем

В наш уютный дом.

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобнее располагайтесь.

В нем живу я

и мои друзья.

Собрались мы для забавушки

Чтоб узнать, как жили наши бабушки,

Как делали кукол ярких,

Да самим смастерить подарки.

Давным-давно, когда не было больших городов, дома строили из дерева, не летали самолеты, не было автомобилей, а вокруг росли большие и дремучие леса, жили – были мальчики и девочки, которые очень любили играть. И так как не было заводов и фабрик, которые делали игрушки для детей, взрослые мальчики и девочки стали делать игрушки своими руками из различных материалов. Из дерева, из мочала, березовой бересты и особенно много игрушек – кукол из ткани. И в зависимости от того для чего предназначалась такая кукла, для игры, для праздника или для защиты от злой силы, им давали различные названия: Кубышка, Травница, Зернушка, Бокситогорская красавица, Веснянка, Колокольчик и многие другие. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

А вы знаете, почему делали этих кукол?

Разноцветные куколки способствовали развитию зрения за счет восприятия ее цветов. Пусть любуется ребенок, познает цвета с пеленок.

Кукла способствовала воспитанию заботы о братьях и сестрах, развитию рукоделия, творчества, трудовых навыков, развитию мелкой моторики рук.

Кукла была необходима для развития ролевой игры, что способствовало развитию ума, речи и интереса к народной культуре.

Совсем скоро приближается праздник - Масленица, мы уже много говорили о том, что это за праздник и как его встречать, а кто может назвать символ этого праздника? (Ответы детей: кукла Масленица)

А у нас ее и нет, как же нам быть? (дети предлагают ее изготовить самостоятельно).

Дети и родители собирают и одевают куклу. Вот и получилась у нас красавица, можно праздник встречать, вставайте скорее в хоровод, будем весну закликать:

- Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!

- С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.

Наша Масленица предлагает отправиться к ее тётушке Препремудрой Варваре. Вы согласны? В этом нам помогут волшебные слова, которые я произнесу несколько раз. Но, чтобы волшебство произошло, вы должны присесть и ладошками закрыть глаза и не подглядывать. Открыть глаза можно только тогда, когда я вам об этом скажу.? Отправляемся.

Тары – бары, растобары.

Препремудрая Варвара

Ждет нас в гости

И дождется.

Мы прибудем ровно в 10.

И попросим нас приветить.

(При произнесении волшебных слов, появляется Варвара Препремудрая. Выставляется ширма-дом).

- Здравствуйте, гости дорогие, проходите, очень рада видеть вас у себя в гостях – «Для дорогого гостя и ворота настежь». Меня зовут Препремудрая Варвара. Вижу Масленица-красавица с вами прибыла. Рассаживайтесь, дети, поудобнее, сегодня я хотела бы вас попросить сделать куклу – куватку для моей малышки Масленицы, .

Куватка-куватка

Села на кроватку,

Чтобы детки не скучали,

Чтобы глазки развивали.

Этих оригинальных кукол делали для самых маленьких, считалось, что куватки отгоняют от малыша злую силу. Были для него оберегом. Оберег – предмет, обладающий по суеверным представлениям колдовской способностью оберегать его владельца от разных бедствий. Кукол как правило делали без лица, не обозначали глаза, рот, нос. Считалось, что изображение черт лица может оживить куклу и тем самым сделать опасной для человека. Ребятки, вы можете потрогать эти замечательные старинные игрушки (детям и родителям передаются куколки). Тряпичных кукол было много, но сегодня я хочу рассказать об одной кукле, которая называется «Куватка». Эта кукла – оберег. Считалось, что эта кукла оберегает, охраняет маленького ребенка от недобрых взглядов и злых духов и берет на себя все плохое. Делала такую куклу молодая мама или бабушка, и вывешивала ее над колыбелью младенца. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх. Вырастая, ребенок играл с куклой: нянчил, кормил, укачивал. Подрастая, дети тоже начинали сами вертеть таких кукол. Куклы были яркими и привлекали внимание ребенка, создавая ему радостное настроение.

Кукол делают в различной технике:

Кукла-скатка от слова скатывать, в технике скатывания. Дети скатывают ткань в столбик, заворачивают в пеленку.

Более сложные куклы: Кукла-скрутка, от слова скручивать, в технике скручивания.

Узелковая кукла, в технике завязывания узелков.

Кукла – куватка, в смешанной технике, здесь присутствует скатывание и скручивание.

Для изготовления куклы-куватки необходимо два прямоугольных лоскута разных по размеру и нитки.

Большой лоскут посередине перекрутите жгутом.

Возьмем сначала лоскут ткани меньшего размера и скатаем трубочку. Нитью стягиваем с обеих сторон трубочки, отступив небольшое расстояние от краев. Так мы выделили ладони.

Теперь из лоскута ткани большего размера и будем скручивать к середине по длинным сторонам с двух сторон.

Скрученный лоскут перегибаем пополам. Отступив от места сгиба, перегнутый лоскут стягиваем несколькими плотными витками нитью. Так мы выделяем линию головы.

Дальше трубочку – руки укладываем между концами нашей скрутки до упора и завязываем под руками нитью. Для закрепления сделаем несколько витков.

Теперь нижнюю часть первой скрутки слегка расправим в пышное платье. Вот и готова наша кукла – Куватка.

Такую куклу, сделанную своими руками, можно кому – нибудь подарить или играть самому. Ребята, вам понравилось делать куклы? Тогда приходите в гости ко мне еще, а теперь вам пора отправляться назад в свое время. И в этом нам опять помогут волшебные слова. Только помните, что глаза открывать нельзя, а то волшебство не произойдет.


У Варвары побывали,

Много кукол повидали.

А теперь пора прощаться,

В детский садик возвращаться.

Тары – бары, растобары.

Вам домой пора.

Коров доить, обед варить,

Хоровод водить.

Появляется ведущий:

- Ну, вот мы и оказались в нашем времени, снова в детском саду. Я рада вновь вас видеть. У кого в гостях вы были? О каких старинных игрушках она вам рассказывала? Я вижу, вы вернулись с не пустыми руками, что это у вас. Как называется эта кукла? Расскажите мне, что вы запомнили про эту куклу. Да, ребята, красивые куклы у вас получились. Недаром русская пословица говорит: «Не то дорого, что шито золотом, а то дорого, что доброго мастера». Вам понравилось путешествие? Возможно, когда-нибудь, мы с вами опять отправимся в гости к Препремудрой Варваре. Спасибо за ваше внимание и работу.

Обращение ведущего к взрослым:

-Сейчас мы воспринимаем традиционную народную куклу, в том числе и обрядовую, как принадлежность миру детства. А раньше ритуальных кукол берегли, как зеницу ока. Ставили в красный угол к иконам высоко, чтоб семья бы в достатке жила и счастливой и дружной была.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Заголовок требует редакции!

1 December 2022