Игровой практикум для родителей и детей «Дети — это праздник, который сейчас со мной»
План-конспект
Игровой практикум для родителей и детей
«Дети — это праздник, который сейчас со мной»
Возраст: 4-6 лет
Составитель:
педагог-психолог
Паничева Мария Вячеславовна
Красноярск 2017
Цель: способствовать гармонизации отношений между родителями и детьми.
Задачи:
способствование получения детьми эмоционального опыта близких телесных отношений с родителями;
налаживание физического контакта между родителями и детьми;
способствование развитию тактильных ощущений и навыков конструктивного сотрудничества.
Предполагаемое количество участников: до 15 семей (мама, папа и ребенок, мама (папа) и ребенок).
Продолжительность: 45-60 минут.
Оборудование и материалы:
Карематы по количеству участников, с учетом одна штука на семью;
Стулья, по количеству детей участвующих в практикуме;
Космический шар (мяч, имеющий звездный окрас или любой другой шарообразный предмет, подходящий по тематике);
Коробка (красиво оформленная);
Листы бумаги, по количеству участников практикума;
Устройство, проигрывающее расслабляющую музыку (ноутбук и колонки, проигрыватель, другое);
Большие, необычные очки (например, из маскарадного магазина);
Лампа или проектор звездного неба;
Мыльные пузыри.
Ход мероприятия
Родители и дети заходят в помещение и встают полукругом. Мама и ребенок стоят рядом, в шаге от них стоят следующие мама и ребенок и т.д.
1. Космическое путешествие
Здравствуйте, ребята, мамы, мне очень приятно, что вы пришли. Мамы, вы готовы поиграть с вашими детьми? А вы, ребята, хотите поиграть сегодня с мамами?
Тогда приглашаю отправиться в космос, очень высоко, на ракете. Готовы? А вы знаете, как называют людей, которые летают в космос?
Их называют космонавтами. А полетим мы в космос всей нашей командой: это мамы и дети.
Но, конечно, всем участникам надо хорошо знать друг друга. Поэтому, предлагаю познакомиться.
2. Упражнение «Давайте познакомимся»
Цель: знакомство участников друг с другом.
Инструкция: «У меня есть космический шар и сейчас мы будем передавать его по кругу. Семья, у которой находится шар, называет свои имена: мама называет имя своего ребенка, а ребенок скажет как зовут маму. После того, как вы назовете свои имена, сделайте любое движение, а все остальные мамы и дети его повторят. Готовы? Предлагаю начать».
Мы познакомились, теперь необходимо начать подготовку для полета в космос.
Космонавты умеют очень много. Ребята, а хотите узнать у ваших мам, что они умеют? Предлагаю это сделать.
3. Упражнение «Я умею!»1
Цель: способствовать развитию уважения родителей детьми.
Инструкция: мамы подбрасывают мяч и говорят, что они умеют делать лучше всего, а дети передают мяч следующим маме и ребенку.
Давайте я начну: «Я умею громко петь!»
Как много вы все умеете! И это все пригодится нам не только в космосе, но и дома.
Ребята, а как вы думаете, на чем космонавты летают в космос?
Конечно! И им важно держать ракету в чистоте, поэтому они ее каждый день моют. Предлагаю сейчас детям превратиться в ракеты, а мамам в космонавтов и помыть свои ракеты, чисто-чисто.
4. Упражнение «Машины»
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка.
Инструкция: ребенок в роли «ракеты» - родители в роли «космонавта». В течение нескольких минут «ракету» приводят в порядок: моют (говоря при этом какие они у нас замечательные, хорошие). «А теперь пришло время потереть свою «ракету» - протирают, полируют, проговаривая свои действия используя как можно больше ласковых слов.
А теперь, когда ракеты готовы, они отправляются в полет.
5. Упражнение «Полет ракеты»2
Цель: содействовать повышению самоуважения ребенка и установлению отношений доверия в паре.
Инструкция: «Стартует ракета с площадки, предлагаю ее подготовить, разложив коврики (раскладывают карематы).
Ребенок ложится на спину. Ракета взлетает (родитель пальцами постукивает по телу, рукам, ногам, проговаривая звук «ту-ту-ту»). Взлетела и летит спокойно (родители легко поглаживают своих детей). Но тут начался ветер, и ракету затрясло (родители слегка потрясывают детей). Ракете трудно, но она выстоит, потому что она сильная, крепкая. Ветер заканчивается, и ракета снова полетела спокойно (поглаживают). Ракета пролетела мимо звезд и звезды говорят ей: «Мы любим тебя, ты такой большой, сильный, мы любим тебя».
Ракеты возвращаются на площадку и снова становятся детьми, хорошими детьми, а космонавты хорошими родителями. Предлагаю сказать о том, какие мы хорошие. Повторяйте за мной.
6. Упражнение «Я очень хороший»3
Цель: способствовать повышению самооценки детей.
Инструкция: ведущий предлагает повторить вслед за ним несколько слов. Каждый раз ведущий произносит слово с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, все дети шепчут, затем проговаривают, а затем кричат слово «Я», затем слово «очень», потом – слово «хороший».
Замечательно! Вы отлично справились. Мы с вами хорошо потренировались, думаю, пришло время отправиться в полет.
7. Упражнение «Коробка переживаний»
Цель: снять напряжение, избавить членов группы от негативных мыслей, тревожности, способствовать позитивному настрою.
Инструкция: «В полет важно отправляться с хорошим настроением. Посмотрите, я принесла коробку и листы бумаги (раздать листы). Предлагаю все наши неприятные переживания, обиды, может злость, отдать этому листу. Сделайте с ним все, что хотите. Все плохое мы отдаем листу. А теперь предлагаю это отправить в эту коробку. Мы ее закроем. Ребята, помогите. И уберем, не будем это брать с собой в полет».
Коробка выносится из зала.
Строим ракету?
Ребята, мамы, готовы к полету? Тогда вокруг себя ты повернись и в космонавта превратись!
Космонавты, готовы?
Чтобы ракета полетела, надо завести мотор. Начнем?
8. Упражнение «Ракета»3
Цель: способствовать развитию самоуважения детей.
Инструкция: Дети и родители встают в круг, садятся на корточки и шепчут «у-у-у». При этом они постепенно приподнимаются, увеличивая громкость голоса. Затем, с громким криком «Ух!» все подпрыгивают и поднимают руки вверх. И так несколько раз.
Мы летим (участники бегут друг за другом по кругу).
Ребята, мы прилетели в космос. Предлагаю погулять.
9. Упражнение «Друг к другу»
Цель: способствовать развитию тактильных ощущений, сближению родителей и детей.
Инструкция: «В космосе все необычно, даже прогулки». Сейчас будет звучать музыка, вы – мамы и ребята, будете под нее ходить. Как только музыка остановится, вы услышите команду, например, «Носик к носику». Это значит, что нужно найти свою маму и прижаться друг к другу носиком. Потом снова зазвучит музыка, и мы продолжим прогулку».
Команды:
«Ножка к ножке»
«Ушко к ушку»
«Рука к руке»
«Щечка к щечке».
А еще в космосе есть космические очки. Когда их надеваешь, то видишь самое лучшее, что есть в наших мамах.
Предлагаю присесть и отдохнуть после прогулки (Родители и дети садятся на коврики).
10. Упражнение «Волшебные очки»
Цель: способствовать осознанию детьми положительных качеств их родителей.
Инструкция: «Вы сейчас получите волшебные очки. Наденьте их, посмотрите на ваших мам, и каждый по очереди скажите какая она, ваша мама. Передавай очки (Таня, какая твоя мама?)».
Какие же замечательные наши мамы!
Выключается свет, включается шар.
Ой, ребята, смотрите, звездочки появились.
11. Упражнение «Звездочки»
Цель: способствовать развитию тактильных ощущений, снять мышечное напряжение.
Инструкция: «Звездочки сели на пальчики к мамам, а потом своими лучиками побежали по щечкам деток, по носику, по лобику, по ушкам, по головке. Прыгнули на плечики и побежали по ручкам, по животику, по ножкам. Побегали, побегали и улетели».
И нам пора возвращаться домой.
Садитесь удобнее, мы возвращаемся. Мамы берут деток на руки (садят на колени).
Свет все еще приглушен, музыка включена.
Дети, закройте глазки, мы возвращаемся домой.
Свет включается, музыка перестает играть.
Вот мы и вернулись. Космонавты и ракеты снова стали мамами и детками.
Вам понравился полет в космос?
Детям раздаются мыльные пузыри, и мы говорим друг другу «До свидания».
1Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки - М.: Генезис. 2007. - 2-е изд. - 176 с.
2 Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки - М.: Генезис. 2007. - 2-е изд. - 176 с.
3 Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. / Под ред. О.В. Квасова, Е.А. Мухаматулина - М.: Генезис. 2013. - 3-е изд. - 176 с.