12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Сергеевна559
Современные тренды в образовании, новые подходы к обучению, лайфхаки, новые «старые» методики, интервью, кейсы, подборки, бесплатный раздаточный материал от методистов и иллюстраторов педагогического сообщества УРОК.РФ
Россия
1

Школы Монтессори: история, особенности программы, плюсы и минусы обучения

Школа Монтессори позиционирует себя как образовательная среда, нацеленная на индивидуальное обучение с акцентом на социальную справедливость, гражданственность и личностный рост. Существуют программы, разработанные как для учреждений дошкольного образования, так и общеобразовательных школ. В России программа Монтессори преимущественно используется на ступени дошкольного образования.

История возникновения Монтессори-школ

Мария Монтессори — итальянский педагог, учёный, врач, доктор медицинских наук. Первая школа, работающая по программе Монтессори, была открыта в 1906 году в Италии в достаточно бедном районе Рима. Большая часть первых учеников Монтессори никогда не посещала школу. Они считались трудными детьми, не поддающимися обучению. Но Монтессори верила в этих детей. Главная идея образования Монтессори — это мотивация, воспитания интереса к обучению. Также Монтессори особое внимание уделяло практическому обучению детей. Ученики самостоятельно готовили еду, убирали за собой. Школа Монтессори и разработанные там методы обучения получили широкую популярность сначала в Италии, а потом и во всём мире. Методы преподавания эффективно используются и сегодня, причём не только Монтессори-школах.

Подход Монтессори к обучению

Главное преимущество обучения по методу Монтессори заключается в том, что при наличии возможностей, правильных материалов и надлежащего руководства дети способны к самостоятельному обучению в своём собственном темпе. Педагог должен выступать только в роли куратора, координатора.

Основные элементы Монтессори-методики

  • Классы Монтессори могут быть разновозрастными. Старшие ученики могут учить младших, которые, в свою очередь, подогревают любопытство и мотивацию первых.
  • Каждый в классе работает над своим собственным проектом и в своём собственном темпе. Так, уменьшается конкуренция между детьми, а акцент делается на сотрудничестве.
  • В школах Монтессори, как правило, отсутсвтуют оценки.
  • Большая часть заданий выполняется самостоятельно и в небольших группах. Обучение под руководством преподавателя — это редкость, если не считать первоначального объяснения задания.
  • В основе программы практические занятия с использованием специальных учебных материалов Монтессори, как деревянные пазлы, цветные счетные бусины, геометрические фигуры, математические материалы (кубики, фигуры) и т.д.

Виды деятельности учащихся школы Монтессори

Школьное рабочее время разбито на периоды продолжительностью 2–3 часа. В рамках этих временных отрезков дети выполняют задания по интересам при минимальном руководстве со стороны педагога. В ходе работы над заданием охватываются все основные школьные предметы, включая чтение, математику, естественные науки и историю. Во время пребывания ребёнка в Монтессори-школе отводится время на работу по классу, уход за классными растениями и животными, а также на изучение хороших манер и навыков разрешения конфликтов (эмоциональный интеллект).

Далее следует обеденный перерыв. У детей младшего возраста, как правило, есть возможность вздремнуть и больше не учиться после обеда, дети постарше продолжаю «работу» и во второй половине дня.

Интерьер классов Монтессори

Интерьер классных комнат отличается уютом, большим количеством естественного освещения. Традиционные школьные парты заменяют обычные столы и стулья. Дети чаще сидят на рабочих ковриках, которые позволяют очертить им индивидуальное пространство.

Учебные материалы хранятся на полках по всей комнате и доступны учащимся. Дети сами выбирают их и ставят на место после использования.

В классах царит порядок, преобладают нейтральные, успокаивающие тона, есть комнатные растения или даже домашнее животное.

Монтессори и дети с особыми потребностями

Поскольку обучение по методу Монтессори в высшей степени индивидуализировано, дети с особыми потребностями отлично адаптируются и хорошо учатся в таких школах. Особенно это касается учащихся с дислексией, СДВГ, расстройствами аутистического спектра.

Монтессори-школы выбирают и родители одарённых детей, так как у них есть возможность выполнять задания с опережением. В некоторых школах Монтессори в штате работают специалисты по проблемам с обучаемостью или трудотерапевты, которые реализуют индивидуальную работу с ребёнком с особыми потребностями.

Достоинства школ Монтессори

  • Классы Монтессори предоставляют ученикам право выбора: изучать то, что нравится и в индивидуальном темпе.
  • Программа Монтессори ориентирована на усвоение большого количества «жизненных навыков».
  • Использование нестандартных методов обучения, например, практического обучения, отказ от традиционных учебников и т.д.
  • Школы Монтессори уделяют большое внимание воспитанию «мягких навыков: уверенности, независимости, адаптивности и позитивности.

Недостатки школ Монтессори

  • Высокая стоимость обучения.
  • Сложность перехода от модели Монтессори к традиционной образовательным программам.
  • Неуниверсальность программы Монтессори. Индивидуальное обучение подходит не всем.

Независимо от того, насколько хороша та или иная школа и детский сад, важно тщательно изучить её программу, взвесить все за и против. Обязательно посетите дни открытых дверей, загляните в классные комнаты, поговорите с учителями и администраторами. Всегда можно пообщаться с родителями выпускников Монтессори-школ и получить реальные отзывы. И помните, если что-то пойдет не так, всегда найдутся другие — лучшие варианты!

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.