Школьные годы в Годы Великой Отечественной войны.

3
0
Материал опубликован 28 April 2020

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 116 г. Челябинска»



















Исследовательская работа

«Школьная жизнь в годы –Великой Отечественной войны»---------







Выполнил:

Ученик 4-6 класса

Софиенко Сергей

Руководитель Погребняк

Кристина Валерьевна.











Челябинск 2019




Структура работы


Введение 3-7


Основная часть 8-19


Заключение 20-21


Список использованной литературы 22

Приложение































Введение.

«Помните, вы граждане страны, которая переживает час великих испытаний. Трудитесь для фронта, учитесь для фронта, отказывайтесь от лишнего для фронта. Победим врага, все придет сторицей. Живите дружно с учителями. Они – ваши, они для вас». Леня Супрунов

Великая Отечественная война была труднейшим периодом в истории нашего государства. Общая опасность сплотила воедино все общество. Страна жила одной мыслью - защитить родную землю, разгромить агрессора. Нужно отдать дань уважения интеллигенции, которая помогла выжить стране в то трудное время, воодушевляя на Победу. Миллионы советских людей, проявившие невиданные образцы мужества и героизма на фронтах и в тылу, являлись воспитанниками школы1.

Война явилась суровой проверкой жизнеспособности общественного и государственного строя, в том числе и системы народного образования. В эти годы школы всей страны, в частности Южного Урала, подверглись тяжелым испытаниям, которые успешно преодолели.

t1588077744aa.jpg

Уральцы мужественно переносили все тяготы сурового военного времени и старались как можно скорее выдать боевую технику. Так на Челябинском тракторном заводе в течение трех суток было смонтировано и установлено 5800 металлорежущих станков, 230 электропечей, большое количество другого эвакуированного оборудования. С октября 1941 по 1942 здесь выросло 17 новых цехов. Строительные и монтажные работы, выпуск деталей машин и сборка танков развертывались одновременно. В недостроенных цехах, не имевших еще крыши, в условиях уральской зимы изготовлялись боевые машины. В сборочном цехе разводились костры, грелись возле них, но ни на час не прекращали работу. В ноябре 1941 года тяжелые танки с маркой Кировского завода начали поступать на фронт и приняли участие в разгроме противника под Москвой.

Начиная с 1942 года и до конца войны, на территории края производилось больше половины всех выплавлявшихся в стране черных металлов. Выполняя заказы оборонной промышленности, Магнитогорский металлургический комбинат освоил 100 марок стали.

В годы войны Урал превратился в настоящую кузницу оружия, «опорный край державы», он давал 40% всей военной продукции страны, производил 70% всех танков, в том числе средних 60%, тяжелых 100%. Только Кировский завод за время войны освоил серийное производство 13 типов танков. За военные годы он произвел в общей сложности 18000 танков и самоходных артиллерийских установок. 35000 танков Т-34 дал фронту завод имени Коминтерна, созданной в начале войны на базе эвакуированного оборудования. Высокое качество продукции металлургов и танкостроителей Урала было проверено на фронте. Уральские танки по своим боевым данным и по прочности брони оказались лучшими в мире. Жители области помогали фронту. Танки строили на ЧТЗ. Все комсомольцы были на казарменном положении и работали по 12 часов в сутки. Боевые машины выходили с надписью «Челябинский комсомолец», на лобовой броне - комсомольский значок.



t1588077744ab.jpg

В феврале 1942 года в здании школы №2 началась формироваться комсомольская 96 танковая бригада. Впоследствии она стала носить имя «Челябинский комсомолец». Вошли в нее комсомольцы и молодежь Южного Урала, им были торжественно вручены 29 танков «КВ».

t1588077744ac.jpg

В Челябинске работали вузы и техникумы, открывались и новые учебные заведения: Челябинский механико-машиностроительный и медицинский институты. Война изменила и жизнь детей. Многие учителя ушли на фронт, здания 60 школ были переданы под госпитали, рабочие общежития, эвакуированные предприятия, воинские части. Учебная площадь сократилась вдвое, что привело к 3-4-х сменным занятиям. Увеличился отсев учащихся

В 1943-44 учебном году в Челябинской области посещало школу всего 194 тысячи детей, в то время как перед войной – около 299 тысяч. Несмотря на все трудности военного времени, в области стремились выполнять закон о всеобщем обязательном обучении, и за годы войны по области было открыто 118 новых школ.

В свободное от уроков время ребята оказывали помощь фронту. 413 тысяч школьников трудились на полях совхозов и колхозов, в городах ребята собирали металлолом, шили одежду, давали концерты, дежурили в госпиталях, писали письма фронтовикам, разгружали вагоны, очищали железнодорожные пути от снега, создавали тимуровские команды.

В 1942-43 учебном году в нашей области действовало более 3 тысяч тимуровских команд. Многие подростки во время войны не закончили среднюю школу: работали на производстве, другие были мобилизованы в учебные заведения Государственной системы трудовых резервов. Уже в первые месяцы войны в область было эвакуировано 99 учебных заведений и более 7 тысяч воспитанников системы трудовых резервов. В 1943 г. для подростков, работающих на промышленных предприятиях, было открыто 47 школ рабочей молодежи. Ведь только на Челябинском танковом заводе работало более 5 тысяч подростков. Их рабочий день составлял 10-12 часов в сутки. Имена многих знала вся страна, об их труде писали газеты, слагали стихи и песни, среди них: Вася Гусев – 15-летний токарь челябинского танкового завода. Ребята не только помогали взрослым в тылу, но и убегали на фронт и становились сынами полков. Судьбы многих этих мальчишек до сих пор неизвестны. Несмотря на все трудности военного времени, в области проявляли повседневную заботу о детях. В 1942 г. в Челябинске было 54 детских сада, которые посещали более 6 тысяч малышей. С первых дней войны в нашу область стали прибывать эшелоны с эвакуированными детьми в возрасте от грудных до 10-11 лет, из 133 интернатов и 92 детских домов – 33 тысячи человек. Размещали детей по всей области, население оказывало им посильную помощь. Расширялась сеть детских приемников-распределителей и детских домов. За годы войны жители г. Миасса усыновили 105 сирот. Для детей работали библиотеки, различные кружки и секции .В январе 1944 г. в Советском районе Челябинска возникла инициатива создания «Комсомольского фонда помощи детям фронтовиков», почин был широко подхвачен по всей области. На собранные средства было открыто 9 детских домов и 1 санаторий, учреждено 600 стипендий учащимся – детям фронтовиков. За годы войны более 117 тысяч школьников области из семей военнослужащих смогли отдохнуть в пионерских лагерях.




















Основная часть.

Как получали образование дети в годы Великой Отечественной войны и сколько школ закрылось в Челябинске в 1941 году?


t1588077744ad.jpg


Первого сентября тысячи детей не смогли сесть за парты. В школах в срочном порядке размещались эвакогоспитали.

130 образовательных учреждений были переполнены ранеными. В это же время в тыл эшелонами привозили детей из Ленинграда, Москвы и других городов – 35 тысяч учеников. “Выходили на занятия в 6.30 вечера и – до 12 ночи. Электричество отключают, слушают только учителя, на слух воспринимают весь материал. Но учились все равно”, – говорит Галина Павленко, кандидат исторических наук.

Чернил не хватало, поэтому дети писали углем или свекольным соком. Но предпочтение все равно отдавали саже. Ее можно было стряхнуть с листка бумаги и использовать его снова.

Галина Павленко, кандидат исторических наук, рассказывает, на Южный Урал было эвакуировано несколько педагогических институтов, которые размещались в Кыштыме. Основной состав преподавателей прибыл в Челябинск из Ленинграда. Педагоги из блокадного города открывали для челябинских детей новые, непривычные вещи. Галина Павленко рассказывает: “Из учеников того времени Белиевский. Вот он вспоминает: “Мы, говорит, завидовали эвакуированным школьникам – они были лучше одеты, у них была грамотная речь. “Картовная каша” – так мы ее здесь, на Урале звали, а они произносили “картофельное пюре”.

t1588077744ae.png

Первые три года войны были самым тяжелым периодом в образовательной сфере. Из-за нехватки помещений в городе, детей перевозили в деревни на окраины. К 1944 году Челябинский педагогический институт выпустил 780 учителей. Это помогло хоть немного восполнить острую нехватку преподавателей. И только в 1946 году школьники военного времени узнали, что такое учиться в две смены вместо четырех.

t1588077744af.jpg

Школа во время Великой Отечественной войны

Сфера образования в СССР проходила долгий путь своего становления. На этом пути правительство Советского Союза столкнулась с проблемами, одной из которых стала Великая Отечественная Война. Военная обстановка не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности отечественной школы. Многие учащиеся старших классов, учителя и студенты ушли в народное ополчение, в армию и партизанские отряды. Они с первых же дней войны принимали активное участие и в строительстве оборонительных сооружений, противовоздушной обороне, уборке урожая в колхозах и совхозах, в сборе металлического лома, лекарственных растений, в оказании помощи раненым в госпиталях, в шефстве над семьями фронтовиков и т. п. В военных условиях перед советской школой были поставлены задачи воспитания и обучения молодого поколения как будущего страны, сохранение и развитие школы и образования. Так же перед школой, в военные годы, были поставлены такие задачи как: - охват всех детей всеобщим обучением; - воспитание молодого поколения в духе патриотизма.

Учеба продолжается

Несмотря на военное положение, деятельность школ не приостанавливалась. Основной задачей общего образования было воспитание будущего поколения, защитников Родины. Занятия проходили в три смены, с 7 часов 30 минут до 23 часов. В условиях ограниченного пространства в классах одновременно находилось по 30–40 человек, сидели по трое-четверо за одной партой.

t1588077744ag.jpg

Учеба проходила при остром дефиците учебников, письменных принадлежностей. Вместо бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ручки представляли собой палочки с приделанными к ним стальными перьями, чернила изготавливали из сажи и красной свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши резали на части, чтобы хватило всем ученикам.

«Учиться было трудно: не было учебников, тетрадей. Учили уроки вдвоем, втроем, а писали на полях газет. Вечерами свет зажигали поздно. А свет-то был какой! Керосина не было. Наливали в блюдце жир, опускали туда фитиль из ваты и зажигали. Огонек был маленький, слабенький, сильно коптил. При таком свете мы учили уроки, много читали вслух, ведь учиться очень хотелось!»

Рукописная книга «Дети войны» – из воспоминаний учительницы русского языка и литературы  Соломатиной Н. А.

Учебные дисциплины через призму войны

Конечно, военное время отразилось и на материале. Так, на уроках русского языка к классическим темам сочинений, например, добавились такие как «Чем я помог фронту» и другие. При проведении диктантов использовался газетный материал, содержавший подвиги русской армии, пионеров и комсомольцев.

Задачи по арифметике составляли сами учителя. Под диктовку дети писали условия: «Во время атаки в наступление пошли 15 танков Красной Армии. Позднее на помощь подошли еще 17 танков. Фашисты подбили 4 танка. Сколько танков осталось?».

Если на уроке рисования давали свободную тему, то рисунки в основном были о войне. Дети рисовали самолеты, танки, корабли. Учителя физики объясняли принципы работы двигателей в самолетах и танках, применение электричества в военном деле.

t1588077744ah.jpg

Многое внимания уделяли физической подготовке: походам, прыжкам, строевой и лыжной практике, военно-физкультурным играм. Появился и новый, введённый специально к этому времени, предмет – военное дело. Его целью было повысить дисциплину школьников и воспитать физически крепких и выносливых юношей. Юношей, которые были бы способны действовать в составе взвода, в составе отделения. А девочек готовили к тому, чтобы выполнять обязанности радисток, телеграфисток и телефонисток.

Трудовые и опасные будни школьников

Помимо уроков и домашних заданий, которые никто не отменял, ребята сутками трудились на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов.

Трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, дымовые шашки, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи.


Условия работы школы во время Великой Отечественной войны


В военных условиях советской школе предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, организовать агротехническую подготовку молодежи для широкого ее участия в общественно полезном труде; развернуть массовую оборонную и политико-просветительную работу среди населения; наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве. Со всеми этими сложными задачами советские учителя успешно справились.

Особое значение в годы войны придавалось преподаванию истории. Курс истории СССР, введенный в программу средней школы в 1943 году, рекомендовал учителю подробно ознакомить школьников с успехами русского военного оружия, талантливыми полководцами России, битвами, определявшими судьбу страны на долгие годы. Учащиеся рассматривали стратегию побед Александра Невского и Дмитрия Донского, битвы А.В. Суворова и М.И. Кутузова, изучали историю международных отношений с Золотой Ордой, со странами Скандинавии и Западной Европы.

Особое внимание в системе образования обращалось на военное обучение школьников. В общеобразовательных школах вводилась военная подготовка учащихся. В учебный план данной дисциплины внесли проведение строевых занятий, изучение средств и правил противовоздушной и противохимической защиты, санитарное дело.

С 1943 г. для работающих в промышленности подростков и юношей, которые, следовательно, не имели возможности посещать обычную школу, был создан новый тип общеобразовательной школы - школа рабочей молодежи, дававшая неполное среднее или среднее образование без отрыва от производства. В июле 1943 г. вышло постановление СНК СССР «Об обучении подростков, работающих на предприятиях». В соответствии с документом и по инициативе комсомола в РСФСР начиная с 1943-44 учебного года было организовано более тысячи школ рабочей молодежи. Постановлением СНК СССР от 1 декабря 1943 г. с 1944-45 учебного года было введено обязательное обучение детей, начиная с семилетнего возраста.

Великая Отечественная война была труднейшим периодом в истории нашего государства. Общая опасность сплотила воедино все общество. Страна жила одной мыслью - защитить родную землю, разгромить агрессора. Нужно отдать дань уважения интеллигенции, которая помогла выжить стране в то трудное время, воодушевляя на Победу. Миллионы советских людей, проявившие невиданные образцы мужества и героизма на фронтах и в тылу, являлись воспитанниками школы1.

Война явилась суровой проверкой жизнеспособности общественного и государственного строя, в том числе и системы народного образования. В эти годы школы всей страны, в частности Южного Урала, подверглись тяжелым испытаниям, которые успешно преодолели.

t1588077744ai.jpg

П. Федоровка, кадетский класс

t1588077744aj.jpg

Строительство школы № 37 началось в 1934 году по решению Челябинского горисполкома (новостройка № 17). В сентябре 1936 г. школа получила свой паспорт и сделала первый набор. Учениками школы являлись дети, живущие в микрорайоне КБС. Большинство родителей работало на станкостроительном заводе им. С. Орджоникидзе. Первым директором школы был Караковский Абрам Зиновьевич.

В 1941 году после выпускного бала 52 выпускника вместе с директором Гароном А.М. и учителями Розановым П.М., Карелиным К.И., Колотиловым С.А. ушли на фронт. Героически погибли выпускники Звягинцев Виктор, Кондаков Петр, Митрясов Илья, Рявкин Петр, Гущин Михаил, Черных Иван.

С 1942 года – директором школы был Александров А.Ф.. В здании школы размещался госпиталь и учащиеся обучались в другом здании. Учащиеся работали на уборке урожая, помогали в госпитале. В школе работали учителя Отличники народного просвещения: Седов Л.П., Седова З.С., Камилова П.Н., Кичатова К.П., Маркова Р.Г., Розанова А.М., Федоринина Л.И., Рогалева Л.И. – Заслуженный учитель школы РСФСР, кавалер Ордена Ленина.

1946 – 1973 гг. – школой руководит Камилова П.Н. – Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель школы РСФСР. В это период в школе работали учителя: Заслуженный учитель РСФСР, кавалер Ордена Ленина Воловиков В.М., Заслуженный учитель школы РСФСР Маркова Р.Г., 26 учителей – отличники народного просвещения.

Результаты исследования показали, что школа южно-уральского региона за годы войны не ослабила своей работы, а, наоборот, значительно расширила ее объем.

В условиях военного времени школа региона не утратила общеобразовательного характера. Как положительный факт, автор отмечает, что за годы войны в значительной степени обогатилась практика работы школ по осуществлению закона о всеобуче. Школа накопила в этой области богатый разнообразный опыт. В целях полного охвата детей обучением практиковалось индивидуальное обучение учащихся на дому, летние школы для учащихся, выбывших из школы по неуважительным причинам ранее окончания учебного года; при школах открывались ремонтно-пошивочные мастерские; создавались денежные фонды; организовывались горячие завтраки; к помощи привлекались шефствующие предприятия, общественность. Это было широкое патриотическое движение учителей, учащихся и общественности, направленное на сохранение детей в школе, на их материальное обеспечение, а школа для учащихся в годы войны имела огромное значение, она по существу была их вторым домом. В обеспечении нормального учебного процесса важную роль сыграли такие мероприятия правительства, органов народного образования, как укрепление и расширение учебно-материальной базы школ, упорядочение питания учащихся, оказание материальной помощи нуждающимся детям. В трудных условиях военного времени шла борьба за каждого ученика. В эту работу включились партийные организации, общественность, родители. Автор доказал, что в результате принятых постановлений и распоряжений правительства, а также деятельности местных органов народного образования, учителей, общественности к концу войны удалось сократить, но не ликвидировать, отсев учащихся из школ Южного Урала.

К новым результатам можно отнести утверждение автора, что за 1941 - 1945 гг. на Южном Урале происходит расширение количества школ. К концу войны сеть общеобразовательных школ региона была не только восстановлена, но и превысила довоенное количество. Если в 1940 - 1941 учебном году насчитывалось 5336 школы, то к 1944 - 1945 учебному году 5489. По Российской Федерации такого увеличения не наблюдалось: в 1944 - 1945 учебном году действовало 110,7 тыс. школ, а в 1940 - 1941 - 113,5 тыс.школ, т.е. до полного воссоздания довоенной общеобразовательной системы не хватало 2,5%'.

Необходимо отметить, что за период войны в основном выросла сеть начальных школ, а количество семилетних школ подверглось частичному сокращению. Причинами этого сокращения являлась малочисленность 5-8 классов, а также отсутствие педагогических кадров. В 1941 - 1942 учебном году в регионе работало 5064 школ, из них начальных - 3846, неполных средних - 941, средних - 277. К 1945 году уже имелось 5489, из них начальных - 4272, неполных средних - 917, средних - 300.

Одной из главных проблем военного периода являлось обеспечение школ региона квалифицированными педагогическими кадрами. Эвакуированные из западных областей учителя внешне как будто устранили наблюдавшийся в регионе недостаток в педагогических кадрах. С другой стороны, крайне неоднородный состав как в отношении педагогической подготовки, так и в особенностях владения русским языком потребовал особой дополнительной работы с этими кадрами. На Южном Урале был проведен комплекс мероприятий по повышению квалификации педагогов. Большое внимание уделялось усовершенствованию подготовки учителей в педагогических училищах и институтах, а также в системе заочного педагогического образования. Это позволило повысить уровень профессионального образования учителей. По нашим подсчетам, к концу 1944 - 1945 учебного года на Южном Урале количество учителей с высшим образованием увеличилось в 1,5 раза1.

Трудна и многообразна деятельность учителей в годы войны. Своим непосредственным участием в боях на фронтах войны, разносторонней и самоотверженной деятельностью по воспитанию детей учитель внес свою лепту в общую победу над врагом.

Тысячи школьников и учителей работали на полях колхозов и совхозов, в мастерских, на заводах. Они внесли посильный вклад в общее дело победы над фашизмом. Автор впервые вводит в оборот обобщающие цифровые показатели трудового подвига учащихся Южного Урала. За годы войны в сельскохозяйственных работах приняли активное участие около 800 тыс. воспитанников школ, которые выработали свыше 13 млн. трудодней и заработали в совхозах 23 млн. рублей. В течении всех лет войны преподаватели, школьники - активные участники всех патриотических начинаний. Тысячи подростков шефствовали над госпиталями, ухаживали за ранеными бойцами, собирали теплые вещи и направляли их на фронт. Из собранного пионерами металлолома заводы выпускали танковые колонны; на перечисленные ими же деньги строились эскадрильи самолетов. По неполным данным, только за 1943 г. учащиеся школ южно-уральского региона отчислили на строительство боевой техники 2 млн. 450 тыс.рублей. Благородная патриотическая деятельность школьников и педагогов Южного Урала снискала заслуженное признание, высокую оценку и благодарность фронта и тыла. Трудности военного времени не всегда позволяли полностью подчинить производительный труд детей учебным и воспитательным целям. И тем не менее опыт соединения обучения с производительным трудом не потерял значения и в последующие годы.

В годы войны было осуществлено много организационных мероприятий по усовершенствованию и развитию системы школьного образования, которые затронули практически все стороны учебно-воспитательного процесса и оказали огромное влияние на жизнь и работу школы послевоенного десятилетия. Некоторые из реформ 1943 - 1944 годов имеют свою силу и в настоящее время. К ним относятся: пятибальная система оценки знаний и поведения учащихся, выпускные экзамены на аттестат зрелости, утверждение золотой и серебряной медалей, обучение детей с семилетнего возраста.

Подводя итоги, отметим, что несмотря на суровые испытания система общеобразовательных школ сумела доказать свою жизнеспособность. Опыт работы школы Южного Урала в период Великой Отечественной войны не просто история. Война поставила перед школой много сложнейших вопросов дальнейшего совершенствования воспитания, образования и обучения. Эти вопросы, особенно в области трудового, нравственного, патриотического воспитания детей сохраняют всю остроту и актуальность и в наши дни.





























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие общеобразовательной школы в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. неразрывно связано с процессами, которые наблюдались в регионе в этот период. Изменения в экономике, политике, культуре как в зеркале отражались в сфере науки и образования, определяя направление их развития. Однако необходимо остановиться на особенностях Южного Урала как региона. Во-первых, удаленность от театра военных действий, наличие промышленной базы определили Уралу место одного из основных центров размещения эвакуированного населения. Южный Урал принял 650,8 тыс. жителей прифронтовой зоны (данные на апрель 1942 г.)1. В военные годы в Челябинской области находилось около 300 эвакуированных детских учреждений с контингентом 38 тыс. человек. Органы народного образования, общественность, учителя делали все возможное для улучшения материально-бытового положения эвакуированных детей. Во-вторых, особенностью Южного Урала как региона является его многонациональный состав. Национальным школам военного времени были присущи те же принципы, направления, проблемы, что и русским школам. Несмотря на трудности войны, национальная общеобразовательная школа не потеряла связь с национальными истоками. Кроме того, в этот период на территории региона открыли украинские, эстонские, польские школы, что позволило детям продолжить обучение.

В период с 1941 по 1945 гг. можно говорить о проведении определенной политики в области школьного образования — как целях и задачах, преследуемых и решаемых, с одной стороны, регионом, с другой стороны, центром в связи с перестройкой народного образования в соответствии с требованиями войны. В начальный период войны основными направлениями перестройки работы школ Южного Урала являлись: обеспечение бесперебойной работы школы, организация их на помощь народному хозяйству. В 1941 - 1942 гг. воспитательной работе в школах почти не уделялось внимания, т.к. руководители школ и учителя были заняты в основном организационными вопросами. Делалось все возможное для налаживания нормальной работы школ, но не все удавалось осуществить. И причина этого не в плохой работе учителей, а в тех трудностях, которые переживала страна в первый год войны. Со второй половины войны государственные реформы в сфере народного образования были направлены на пересмотр многих сторон сложной практики воспитания и обучения школьников.

Школы Южного Урала, как и все школы страны, работали в новых, сложных условиях, рожденных Великой Отечественной войной 1941 - 1945 гг. Выпуск необходимых стране, хорошо подготовленных в общеобразовательном плане кадров - одна из главных задач школы в период войны. Решение этой проблемы включало в себя сохранение сети общеобразовательных школ, их материально-техническое оснащение, формирование контингента учащихся в регионе. Несмотря на исключительные трудности, связанные с сокращением школьного фонда, мобилизацией учителей, недостатком учебно-наглядных пособий и школьно-письменных принадлежностей, серьезными затруднениями в снабжении продовольствием, одеждой и обувью школа справилась с поставленными перед ней задачами. В период войны продолжалось осуществление закона о всеобщем обязательном обучении детей, закреплялись успехи, достигнутые в довоенные годы.

 












Список научной литературы
1. Дорошева, Ольга Александровна, диссертация по теме "Отечественная история"

2. Архивные источники

3. Объединенный государственный архив Челябинской области1. ОГАЧО)

4. Фонд 274. Исполнительный комитет Челябинского областного Совета депутатов трудящихся.

5. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов. 1917 1973 гг. -М.: Педагогика, 1974. - 559 с.

6. Бирюков И.С., Морозов Е.Г. Страницы истории городской окраины. //Сб. «12-е Бирюковские чтения». - Челябинск,1996. С.39-41

7. Весновский В.А. «Весь Челябинск и его окрестности». //Дореволюционный Челябинск в слове современников. – Челябинск: Центр историко-культурного наследия г. Челябинска, 1997. С.40-142

8. История казачества Урала. Под общей редакцией Мамонтова В.Ф. Оренбург-Челябинск, 1992. – 235 с.

9. Ленинский район: страницы истории / Новосёлов В.Н., Шубарина Л.В., Кравцов В.М., Севрюк Н.А. – Челябинск: ЧПО «Книга», 2005. – 160 с.

10. Серебрянников Ю.Н. Грамотность населения г.Челябинска на рубеже XIX-XX веков. //Исторические чтения : материалы IV научной конференции Центра историко-культурного наследия г.Челябинска. 1997. С.55-56

11. Энциклопедия «Челябинск». – Челябинск: Издательство «Каменный пояс», 2001. – 1112с.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.