Дидактический материал к уроку русского языка «Синтаксис простого предложения»

3
0
Материал опубликован 6 January

Синтаксис простого предложения (дидактический материал к уроку) .

Изучение синтаксиса простого предложения начинается с темы «Грамматическая основа предложения», ведь самые важные отношения в предложении – предикативные – отношения между подлежащим и сказуемым. Именно предикативность составляет грамматическое содержание предложения. «Предложение – синтаксическая цепочка членов…Подлежащее – начальный член синтаксической цепочки, сказуемое – носитель предикативного значения и главный распорядитель синтаксической цепочки – главные члены предложения» ( Энциклопедический словарь юного филолога. –М., 1984. – С. 240).

В стандартных предложениях с простым глагольным сказуемым и подлежащим, выраженным именными частями речи, учащиеся 8 класса легко находят грамматическую основу. Другие варианты вызывают затруднения. Поэтому цель изучения данного – научить детей определять грамматическую основу, выраженную любыми частями речи, и правильно употреблять тире между подлежащим и сказуемым.

Если усвоить это, то определить границы простого предложения в составе сложного, следовательно, правильно поставить знаки препинания будет не трудно. Если тема усвоена на высоком уровне, то открывается возможность попутного разбора сложных предложений.

На первом занятии по данному разделу уточняем знания учащихся о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения. Предлагаю ребятам найти подлежащее и сказуемое в предложениях, записанных на доске.

1.В чистом поле метель и крутит, и мутит (И. Никитин). 2. Я всех расцеловать хотел бы в этот день ( И. Северянин). 3. Ты – лепесток иранских белых лилий

(Н. Гумилёв).4. Жизнь прожить – не лапти сплести ( пословица). 5. Осенний ветер жалостью дышал ( М. Кузмин). 6.Белы, как день, земля и небеса (А. Плещеев). 7. Отныне петь ты можешь снова ( А.К. Толстой). 8. Давно уж солнце закатилось, Сквозь шторы светится луна (М. Кузмин).

Затем необходимо обеспечить понимание учащимися принципов классификации сказуемых. Каждый пункт учебного материала соотносим с одним из предложений на доске.

Сказуемое может быть простым и составным. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым, например: дышал, светится.

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах: расцеловать хотел.

Составные сказуемые бывают глагольными и именными.

Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, содержащего грамматическое значение, и неопределенной формы глагола, выражающей его лексического значение, например: расцеловать хотел, петь можешь.

Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола связки, содержащего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение, например: лепесток (глагол связка опущен).

t1704564388aa.png

t1704564388ab.jpg


 

Учащиеся переписывают таблицы в тетради, с опорой на таблицу пытаются пересказать теоретический материал. После этого учителю необходимо повторно с опорой на таблицу пересказать материал.

В последующую беседу по теории включаю следующие вопросы:

-Какие бывают виды сказуемого?

-От чего зависит вид сказуемого?

-Какие сказуемые называются составными?

-Если сказуемое выражено не глаголом, то оно называется…?

-Чем отличается составное глагольное сказуемое от составного именного?

Далее предлагаю составить алгоритм «Как определить вид сказуемого».

1.Определить, о ком или о чём говорится в предложении. Это подлежащее.

2.Определить, что говорится о подлежащем, поставив от него вопросы к сказуемому.

3.Посмотреть, из одного или нескольких слов состоит сказуемое.

4. Определить, какой частью речи выражено сказуемое, если состоит из одного слова. Если это глагол в форме одного из наклонений – сказуемое простое глагольное. Если не глагол – составное именное.

5. Если сказуемое состоит из двух слов, определить, какой частью речи выражено каждое.

6. Сделать вывод о виде сказуемого.

Выполняем тренировочное упражнение устно. Задание: определить грамматическую основу и указать вид сказуемого. Рассуждать, используя выработанный алгоритм.

1.Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора (Ф. Тютчев). 2. Потемнеть заря уже готова, тихо всё, час ночи недалёк (К. Аксаков). 3. Еще древа обнажены, но в роще ветхий лист, как прежде, под моей ногой, и шумен, и душист (Е. Баратынский). 4. Дни мои как маленькие волны, на которые гляжу с моста (М. Цветаева).5.Воздух лёгок и чист, и замёрзла река ( И. Никитин). 6. Петух запевает. Светает. Пора. В лесу под ногами гора серебра. Там чёрных деревьев стоят батальоны, там ёлки как пики, как выстрелы - клёны (Н. Заболоцкий).7. В полночь дождь перестал, и, что белый пушок, на осеннюю грязь начал падать снежок (И. Никитин).


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации