Справочный материал на тему «Система права» (7–11 классы)

3
0
Материал опубликован 28 March

Система права

Система права — упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов: норм права, правовых институтов и отраслей права.

Норма права - установленное государством общеобязательное правило поведения, действие которого поддерживается силой государственного принуждения.

Признаки нормы права:

Всегда выражает волю государства.

Общеобязательность.

Строгая иерархичность и соподчинённость.

Формальная определённость.

Обеспечиваются мерами государственного принуждения.

 

Норма права состоит из 3 элементов

 

Гипотеза

Диспозиция

Санкция

Если...

То...

Иначе...

Указывается круг, лиц, которым адресована норма, а также условия, при которых возникают права и обязанности

Само правило поведения, в котором указываются права и обязанности участников

Мера государственного взыскания (поощрение), принуждение, которое применяется к правонарушителям

Например: Если родители имеют несовершеннолетних детей, то они обязаны заботиться об их воспитании, иначе они будут лишены родительских прав.

Если мужчина достиг 60 лет, то он выходит на пенсию.

Классификация норм права

1. Управомочивающие - нормы-разрешения, дающие право на то, что можно делать. Пример: вступление в брак с 18 лет.

2. Обязывающие - содержат предписания, строго обязательные для исполнения. Пример: возместить убытки.

3.Запрещающие - нормы-запреты, устанавливающие, чего делать нельзя. Пример: переходить улицу на красный свет светофора.

 

Институт права (правовой институт) - совокупность норм, регулирующих самосто­ятельную сферу общественных отношений.

Пример: институт трудового договора, институт гражданства, институт преступлений против собственности.

Отрасль права - совокупность родственных правовых институтов, регулирующих однородные общественные отношения.

 

Отрасли права:

Отрасль права

Регулируемые общественные отношения

Источник

Государственное

(конституци­онное)

Основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систе­мы органов государства и их основные полномочия

Конституция Российской Федерации

Администра­тивное

В сферах государственного управления и поддержания общественного порядка

Кодекс об административ­ных правонарушениях РФ (КоАП РФ)

Гражданское

Имущественные и связан­ные с ними личные неиму­щественные отношения

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ)

Гражданско-

процессуальное

Отношения в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров

Гражданский процес­суальный кодекс

Трудовое

Отношения в процессе трудовой деятельности человека

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ)

Семейное

Брачно-семейные отношения

Семейный кодекс РФ (СК РФ)

Финансовое

Отношения в сфере финансовой деятельности

 

Земельное

Отношения в области использования и охраны земли, её недр, вод, лесов

 

Уголовное

Устанавливает, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется

Уголовный кодекс РФ (УК РФ)

Уголовно-­

процессуальное

Порядок производства по уголовным делам Деятельность органов суда, прокуратуры, след­ствия и дознания по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел

Уголовно-процессуаль­ный кодекс

Уголовно­-

исполнительное

(исправительно-

трудовое)

Отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно- трудовым воздействием

 

Классификация отраслей права

Публичное право - совокупность отраслей, регулирующих отношения вла­сти и подчинения.

Пример: конституционное (государственное) право, административное, уголовное, финансовое.

Частное право - совокупность отраслей, регулирующих отношения в сфере частных интересов, частного предпринимательства.

Пример: гражданское право, семейное право, трудовое право, предпри­нимательское право.

Материальное право - закрепляет права и обязанности (гражданское, ад­министративное, уголовное).

Процессуальное право - защищает права и обязанности (гражданское, ад­министративное, уголовное).

Отрасли права:

 

Материальное право- регулирует определенную сферу общественных отношений

Конституционное право

Гражданское право

Семейное право

Трудовое право

Экологическое право

Процессуальное - право устанавливает процедуру применения норм права

Гражданское процессуальное право

Уголовно-процессуальное

Административный процесс

Конституционное судопроизводство

 

Публичное право — совокупность от­раслей, регулирующих отношения власти и подчинения

 

Частное право совокупность отраслей, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере частных интересов, частного предпринимательства

 

совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосу­дарственного интереса. К отраслям публичного права относят:

конституционное право

административное право

финансовое

уголовное право

международ­ное

совокупность от­раслей права, регулирующих имуще­ственные и личные неимуществен­ные отношения между гражданами, коллективами людей (предприятия­ми, фирмами). К отраслям частного права относят:

гражданское

семей­ное

предпринимательское

торговое

международное част­ное и др.

Некоторые отрасли находятся на стыке частного и публичного права (на­пример, трудовое право)

Формы (источники) права — это установленные государством официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного значения.

Источник права - официально закреплённые формы внешнего выражения содержа­ния права, обязательные для всех.

Источник права

Сущность

Правовой обычай

Исторически выработанное обществом правило пове­дения, которое признано государством и гарантиро­вано его принудительной силой. Например: обычай кровной мести в Русской Правде; в современном гражданском пра­ве — обычаи делового оборота. Пример: В ГК РФ ст.5 - «обычай делового оборота», т.е. не предусмотренное законом правило, которое может регулировать отдельные имущественные отношения; при раз­воде супругов обычно оставляют детей с матерью.

 

 

Юридический пре­цедент (судебный и административ­ный)

Решение суда или административных органов госу­дарства по конкретному делу, которое становится образцом, обязательным при рассмотрении последу­ющих аналогичных дел. Играет в наши дни главную роль лишь в Великобритании и англоязычных странах: США, Канада. Австралия.

Нормативный до­говор

(соглашение договорённость)

Совместный юридический акт, содержащий нормы права и выражающий взаимные изъявления воли нескольких договаривающихся субъектов. (например, коллектив­ный трудовой договор)

Нормативный правовой акт

Акт компетентного государственного органа или акт, принятый путём референдума, который содержит в себе нормы права и установленные рамки их дей­ствия. (Конституция государства, иные законы, си­стема подзаконных актов, содержащие нор­мы поведения, общие правила).

Естественное право

прирождённые и неотчуждаемые (естественные) права чело­века, которые официально признаны государством и закреплены в законах.

Нормативно-правовой акт - выраженный в письменной форме официальный доку­мент, принятый компетентными государственными органами и содержащий нормы права.

Признаки:

Виды нормативно-правовых актов: (в зависимости от юридической силы, т.е. ка­кой государственный орган его издал)

Закон - нормативно-правовой акт, который принимается органами законода­тельной власти и обладает высшей юридической силой.

Виды законов:

1.По своей компетенции: а) федеральные; б) законы субъектов РФ.

2.По своей значимости: а) Конституция РФ; б) федеральные конститу­ционные законы; в) текущие (обычные) федеральные законы.

Подзаконный акт - нормативно-правовой акт, который принимается органами исполнительной власти.

Виды подзаконных актов:

Указы и распоряжения Президента РФ.

Постановления Правительства РФ.

Инструкции и постановления министерств и ведомств.

Решения органов местного самоуправления.

 

Юридическая сила - свойство официального документа, придаваемое ему издавшим его органам и порядком оформления.

 

1.Законотворческий процесс - процесс принятия закона.

Стадии:

1. Законодательная инициатива - внесение законопроекта в ГД.

Правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты ГД, Пра­вительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. Каждый имеет право обращаться в ГД с законодательными предложения­ми, но парламент волен решать, как с ними поступить, а законо­дательную инициативу обязан рассмотреть.

2.Обсуждение законопроекта в ГД

осуществляется поэтапно: сначала предварительное (неофициальное), а затем официальное обсуждение.

3. Принятие закона в ГД обычный федеральный закон принимает­ся простым большинством голосов от общего числа депутатов (50% +1 голос), федеральный конституционный - квалифициро­ванным большинством (не менее 2/3 голосов).

4. Одобрение закона в Совете Федерации - рассматривается в тече­нии 14 дней.

5.Подписание и обнародование закона - Президент РФ в течение 14 дней должен рассмотреть и подписать.

 

2. Законотворческий процесс в Российской Федерации

 

Стадия

законо­творческого

процесса

Сущность

Порядок осуществления в Российской Федерации

1. Законода­тельная инициатива

Официальное вне­сение законопроек­та в парламент по установленной про­цедуре влечёт обя­занность парламен­та рассмотреть его на своих заседа­ниях

 

В Российской Федерации правом за­конодательной инициативы наделе­ны

Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правитель­ство РФ, законодательные (предста­вительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ по вопросам их ве­дения. Законопроекты, как правило, вносятся в Государственную Думу

 

2. Обсуждение законопроекта

Обсуждение проис­ходит на заседа­ниях палат парла­мента

Внесённый законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный ко­митет, который после обсуждения выносит проект на пленарное засе­дание Государственной Думы с соб­ственными замечаниями и предло­жениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит в три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки

3. Принятие законопроекта

Принятие происхо­дит путём голосова­ния депутатов пар­ламента

Законы принимаются Государственной Думой большинством голосов общего числа её депутатов

4. Утвержде­ние законо­проекта

Принятые парла­ментом законы на­правляются главе государства (монар­ху или президенту), который может на­ложить на них вето, не допустив или отсрочив вступ­ление закона в силу

Принятый Государственной Дум закон должен быть в течение пяти дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения закона палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон. Правда, для этого требуется не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. А для преодоления отлагательного вето Президента РФ закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

5. Опублико­вание закона

После опубликова­ния в установлен­ные сроки закона в официальном печат­ном органе закон обретает силу

Законы подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ в течение семи дней после подписания их Президентом РФ. 3акон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального

опубликования, если самим законом не установлен иной порядок

Федеральный конституционный закон (ФКЗ) считается принятым, если одобряется большинством не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы. Прези­дент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его под­писать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

 

План по теме:. «Законодательный процесс в Российской Федерации».

 

1.Понятие законодательный процесс.

2.Стадии законодательного процесса:

а) законодательная инициатива;

б) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);

в) принятие закона и т. д.

3.Правом законодательной инициативы обладают:

а) Президент РФ;

б) члены Совета Федерации;

в) депутаты Государственной Думы.

4.Порядок рассмотрения и обсуждения законопроекта.

5.Порядок принятия и утверждения закона:

а) принятие закона Государственной Думой;

б) одобрение закона Советом Федерации;

в) подписание закона Президентом РФ.

6.Порядок опубликования и вступления в силу.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации