Справочный материал на тему «Система права» (7–11 классы)
Система права
Система права — упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов: норм права, правовых институтов и отраслей права.
Норма права - установленное государством общеобязательное правило поведения, действие которого поддерживается силой государственного принуждения.
Признаки нормы права:
Всегда выражает волю государства.
Общеобязательность.
Строгая иерархичность и соподчинённость.
Формальная определённость.
Обеспечиваются мерами государственного принуждения.
Норма права состоит из 3 элементов
Гипотеза |
Диспозиция |
Санкция |
Если... |
То... |
Иначе... |
Указывается круг, лиц, которым адресована норма, а также условия, при которых возникают права и обязанности |
Само правило поведения, в котором указываются права и обязанности участников |
Мера государственного взыскания (поощрение), принуждение, которое применяется к правонарушителям |
Например: Если родители имеют несовершеннолетних детей, то они обязаны заботиться об их воспитании, иначе они будут лишены родительских прав.
Если мужчина достиг 60 лет, то он выходит на пенсию.
Классификация норм права
1. Управомочивающие - нормы-разрешения, дающие право на то, что можно делать. Пример: вступление в брак с 18 лет.
2. Обязывающие - содержат предписания, строго обязательные для исполнения. Пример: возместить убытки.
3.Запрещающие - нормы-запреты, устанавливающие, чего делать нельзя. Пример: переходить улицу на красный свет светофора.
Институт права (правовой институт) - совокупность норм, регулирующих самостоятельную сферу общественных отношений.
Пример: институт трудового договора, институт гражданства, институт преступлений против собственности.
Отрасль права - совокупность родственных правовых институтов, регулирующих однородные общественные отношения.
Отрасли права:
Отрасль права |
Регулируемые общественные отношения |
Источник |
Государственное (конституционное) |
Основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, системы органов государства и их основные полномочия |
Конституция Российской Федерации |
Административное |
В сферах государственного управления и поддержания общественного порядка |
Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) |
Гражданское |
Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения |
Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) |
Гражданско- процессуальное |
Отношения в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров |
Гражданский процессуальный кодекс |
Трудовое |
Отношения в процессе трудовой деятельности человека |
Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) |
Семейное |
Брачно-семейные отношения |
Семейный кодекс РФ (СК РФ) |
Финансовое |
Отношения в сфере финансовой деятельности |
|
Земельное |
Отношения в области использования и охраны земли, её недр, вод, лесов |
|
Уголовное |
Устанавливает, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется |
Уголовный кодекс РФ (УК РФ) |
Уголовно- процессуальное |
Порядок производства по уголовным делам Деятельность органов суда, прокуратуры, следствия и дознания по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел |
Уголовно-процессуальный кодекс |
Уголовно- исполнительное (исправительно- трудовое) |
Отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно- трудовым воздействием |
|
Классификация отраслей права
Публичное право - совокупность отраслей, регулирующих отношения власти и подчинения.
Пример: конституционное (государственное) право, административное, уголовное, финансовое.
Частное право - совокупность отраслей, регулирующих отношения в сфере частных интересов, частного предпринимательства.
Пример: гражданское право, семейное право, трудовое право, предпринимательское право.
Материальное право - закрепляет права и обязанности (гражданское, административное, уголовное).
Процессуальное право - защищает права и обязанности (гражданское, административное, уголовное).
Отрасли права:
|
|
Материальное право- регулирует определенную сферу общественных отношений Конституционное право Гражданское право Семейное право Трудовое право Экологическое право |
Процессуальное - право устанавливает процедуру применения норм права Гражданское процессуальное право Уголовно-процессуальное Административный процесс Конституционное судопроизводство |
Публичное право — совокупность отраслей, регулирующих отношения власти и подчинения
|
Частное право — совокупность отраслей, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере частных интересов, частного предпринимательства
|
совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. К отраслям публичного права относят: конституционное право административное право финансовое уголовное право международное |
совокупность отраслей права, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами, коллективами людей (предприятиями, фирмами). К отраслям частного права относят: гражданское семейное предпринимательское торговое международное частное и др. |
Некоторые отрасли находятся на стыке частного и публичного права (например, трудовое право) |
Формы (источники) права — это установленные государством официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного значения.
Источник права - официально закреплённые формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех.
Источник права |
Сущность |
Правовой обычай |
Исторически выработанное обществом правило поведения, которое признано государством и гарантировано его принудительной силой. Например: обычай кровной мести в Русской Правде; в современном гражданском праве — обычаи делового оборота. Пример: В ГК РФ ст.5 - «обычай делового оборота», т.е. не предусмотренное законом правило, которое может регулировать отдельные имущественные отношения; при разводе супругов обычно оставляют детей с матерью.
|
Юридический прецедент (судебный и административный) |
Решение суда или административных органов государства по конкретному делу, которое становится образцом, обязательным при рассмотрении последующих аналогичных дел. Играет в наши дни главную роль лишь в Великобритании и англоязычных странах: США, Канада. Австралия. |
Нормативный договор (соглашение договорённость) |
Совместный юридический акт, содержащий нормы права и выражающий взаимные изъявления воли нескольких договаривающихся субъектов. (например, коллективный трудовой договор) |
Нормативный правовой акт |
Акт компетентного государственного органа или акт, принятый путём референдума, который содержит в себе нормы права и установленные рамки их действия. (Конституция государства, иные законы, система подзаконных актов, содержащие нормы поведения, общие правила). |
Естественное право |
прирождённые и неотчуждаемые (естественные) права человека, которые официально признаны государством и закреплены в законах. |
Нормативно-правовой акт - выраженный в письменной форме официальный документ, принятый компетентными государственными органами и содержащий нормы права.
Признаки:
Виды нормативно-правовых актов: (в зависимости от юридической силы, т.е. какой государственный орган его издал)
Закон - нормативно-правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей юридической силой.
Виды законов:
1.По своей компетенции: а) федеральные; б) законы субъектов РФ.
2.По своей значимости: а) Конституция РФ; б) федеральные конституционные законы; в) текущие (обычные) федеральные законы.
Подзаконный акт - нормативно-правовой акт, который принимается органами исполнительной власти.
Виды подзаконных актов:
Указы и распоряжения Президента РФ.
Постановления Правительства РФ.
Инструкции и постановления министерств и ведомств.
Решения органов местного самоуправления.
Юридическая сила - свойство официального документа, придаваемое ему издавшим его органам и порядком оформления.
1.Законотворческий процесс - процесс принятия закона.
Стадии:
1. Законодательная инициатива - внесение законопроекта в ГД.
Правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты ГД, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. Каждый имеет право обращаться в ГД с законодательными предложениями, но парламент волен решать, как с ними поступить, а законодательную инициативу обязан рассмотреть.
2.Обсуждение законопроекта в ГД –
осуществляется поэтапно: сначала предварительное (неофициальное), а затем официальное обсуждение.
3. Принятие закона в ГД – обычный федеральный закон принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов (50% +1 голос), федеральный конституционный - квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов).
4. Одобрение закона в Совете Федерации - рассматривается в течении 14 дней.
5.Подписание и обнародование закона - Президент РФ в течение 14 дней должен рассмотреть и подписать.
2. Законотворческий процесс в Российской Федерации
Стадия законотворческого процесса |
Сущность |
Порядок осуществления в Российской Федерации |
1. Законодательная инициатива |
Официальное внесение законопроекта в парламент по установленной процедуре влечёт обязанность парламента рассмотреть его на своих заседаниях
|
В Российской Федерации правом законодательной инициативы наделены Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ по вопросам их ведения. Законопроекты, как правило, вносятся в Государственную Думу
|
2. Обсуждение законопроекта |
Обсуждение происходит на заседаниях палат парламента |
Внесённый законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит в три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки |
3. Принятие законопроекта |
Принятие происходит путём голосования депутатов парламента |
Законы принимаются Государственной Думой большинством голосов общего числа её депутатов |
4. Утверждение законопроекта |
Принятые парламентом законы направляются главе государства (монарху или президенту), который может наложить на них вето, не допустив или отсрочив вступление закона в силу |
Принятый Государственной Дум закон должен быть в течение пяти дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения закона палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон. Правда, для этого требуется не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. А для преодоления отлагательного вето Президента РФ закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. |
5. Опубликование закона |
После опубликования в установленные сроки закона в официальном печатном органе закон обретает силу |
Законы подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ в течение семи дней после подписания их Президентом РФ. 3акон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок |
Федеральный конституционный закон (ФКЗ) считается принятым, если одобряется большинством не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.
План по теме:. «Законодательный процесс в Российской Федерации».
1.Понятие законодательный процесс.
2.Стадии законодательного процесса:
а) законодательная инициатива;
б) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);
в) принятие закона и т. д.
3.Правом законодательной инициативы обладают:
а) Президент РФ;
б) члены Совета Федерации;
в) депутаты Государственной Думы.
4.Порядок рассмотрения и обсуждения законопроекта.
5.Порядок принятия и утверждения закона:
а) принятие закона Государственной Думой;
б) одобрение закона Советом Федерации;
в) подписание закона Президентом РФ.
6.Порядок опубликования и вступления в силу.