Статья «Система развития детской одарённости в предметной области физическая культура»
Система развития детской одаренности в предметной области физическая культура
Елкина О.Н.
МБОУ «Гимназия 3»г. Белгород
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы одаренности, а также вопросы выявления, обучения и характерные особенности подготовки одаренных детей, развития одаренных детей , а также работы педагогов с этими детьми. Проанализированы характерные особенности подготовки одаренных детей. Выявлены и обоснованы основные мероприятия по работе с одаренными детьми. На основе проведенного анализа были выявлены формы работы с этими детьми в лицее. Главное достоинство это победы наших воспитанников в городских и региональных соревнованиях .
Ключевые слова: одаренность, «одаренные дети», одаренный ребенок, этапы работы, формы работы с одаренными детьми.
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. В. А. Сухомлинский
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, а также вопросам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. И сегодня проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин.
Комплекс мероприятий, направленных на всестороннее развитие одаренности ребенка обязательно должен быть тщательно спланирован, должен учитывать индивидуальные особенности обучающихся в психолого-возрастном аспекте. Подход, на который ранее ориентировалась школа, можно обозначить как «ориентир на ученика со средними способностями», что нивелировало внимание к одаренным детям, зато акцентировало внимание педагога на детях, которые отстают в освоении программы. В последние десятилетие ситуация в образовании в корне поменялась: в фокусе внимания педагога теперь находятся ученики, проявляющие не только повышенный интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и к тем, кто уже сумел добиться значимых результатов в этой области.
Современный учитель знает, что именно в школе закладываются основы развития мыслящей, самостоятельной, творческой личности: жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются в классе, по ходу урока или во время дополнительных занятий с учителем. И каждый, кто хоть немного работал в школе, в педагогической практике сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа только с одним школьным учебником, им мало знаний, которые дает им работа на уроке, они читают специальную литературу, изучают словари и энциклопедии, ищут ответы на вопросы, возникающие в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас немного. Из 20% детей одаренных только 2-5%. Поэтому особую значимость приобретают мероприятия по выявлению и развитию тех обучающихся, кто интересуется различными областями науки и техники, помощь таким детям в осуществлении их мечтаний и планов, направление их в научном и жизненном поиске, раскрытие их способностей в полном объёме.
Определение степени одарённости ребёнка, выявление его среди массы детей с повышенной мотивацией к изучению определенного предмета – сложная комплексная задача, решаемая как с помощью психологического обследования, так и беседой с родителями, учителями, сверстниками. Большинство современных психологов признает, что уровень, своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного различными видами деятельности ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение приобретают собственно активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуальности.
«Одаренные дети» - это особые дети, отличающиеся яркими, иногда выдающимися, очевидными достижениями в каком-либо виде деятельности и задача учителя - направить все усилия на то, чтобы понять их, передать им свой опыт и знания. Целостный подход к одаренной личности, необходим, чтобы раскрыть её особенные способности, дать возможность развиваться и совершенствоваться. Такой эффект можно достичь только в процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей.
В лицее № 10 г. Белгорода работа с одаренными проводиться в рамках специальной программы «Одаренные дети», основными целями которой являются выявление одаренных детей, создание условий, способствующих их оптимальному развитию, а также определение тьютора-наставника для одарённого ребёнка.
Для реализации заявленных целей учителю необходимо:
- наличие психолого-педагогических, методических знаний, умений и навыков, предопределенных активным опытом освоения психологии и педагогики одаренности;
- наличие профессиональной компетенции, способствующей успешной активизации и развитию одаренности в школе;
- наличие профессионально значимых личностных качеств: высоким уровнем развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, стремлением к личностному росту и т.д.
Одарённый ребёнок, кроме способностей к анализу материала, сравнению, обобщению знаний и т.п., должен обладать очень хорошей памятью, и что, на наш взгляд, является основополагающим залогом успеха – высокой мотивацией к изучению выбранной предметной области и стремлением углублять свои знания, умения и навыки. Современная наука определяет двигательную одаренность как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности. Отталкиваясь от данного определения и основываясь на программе работы с одаренными детьми, коллективом педагогов, обучающих детей физической культуре в 10 лицее г. Белгорода были выделены следующие этапы работы с одарёнными детьми:
1. Выявление одаренных детей на основе вышеперечисленных принципов.
2. Выстраивание такой системы работы, которая включала бы и урочную, и внеурочную деятельность, а также позволяла сформировать не только комплекс специальных знаний, умений и навыков, высокий уровень учебных достижений, но и общую высокую компетентность во всех изучаемых областях; координация индивидуальной работы всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного обучающегося; разработка гибких индивидуальных образовательных маршрутов. Основой формирования такой системы работы в образовательном учреждении является «погружение в предмет», а ключевыми функциями – обучающая, развивающая и воспитывающая.
3. Отбор и использование технологий, способствующих развитию самостоятельности мышления, креативности и инициативности.
Ожидаемые результаты реализации разработанной системы:
- создание оптимальных условий для выявления, развития и методического сопровождения одарённых обучающихся;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагога, который стремится работать с одарёнными детьми;
- обеспечение условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышение качества образовательных технологий одаренных школьников;
- формирование банка технологий и программ для ранней диагностики и мониторинга развития и успешности способных детей.
Для достижения ожидаемых результатов были разработаны основные мероприятия:
- разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей;
- организация олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий различного уровня;
- приобретение оборудования для оптимизации работы с одарёнными детьми;
- научно-методическое обеспечение работы с одаренными детьми;
- организация тесного взаимодействия с ДЮСШ, спортивными клубами, медработниками и психологической службой.
Педагоги методического объединения учителей физкультуры МОУ «Лицей 10» г. Белгорода используют следующие формы работы с одарёнными обучающимися:
Ø индивидуально-групповые занятия с одаренными обучающимися;
Ø анализ занятий в спортивных секциях и клубах;
Ø подготовка к участию в олимпиадах различного уровня;
Ø работа по индивидуальным образовательным маршрутам;
Ø спортивные соревнования
При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мы учитываем периодизацию возрастного развития, разработанную Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. Немаловажным аспектом работы является привлечение родителей, поскольку в развитии и формировании одаренности большое значение имеет поддержка семьи. Мы стараемся включать одаренных детей в соревнования с детьми, которые имеют такую же или более высокую степень подготовки, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает лучший результат в таком случае. Одаренный ребенок должен обладать задатками лидерства, поэтому мы привлекаем таких детей к демонстрации упражнений, помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья, судейству соревнований, инструкторской деятельности в работе с отстающими. Для старшего возраста (16-17 лет) наиболее востребованной является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» может выступает он сам: ему необходимо выбрать и спрогнозировать у себя такие способности, которые будут способствовать успешной социализации в самостоятельной жизни.
Особую значимость в развитии одаренных обучающихся и выявлении скрытых талантов и способностей приобретает система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе. Опыт работы коллектива лицея позволил выделить наиболее эффективные формы работы с детьми, одаренными в области физической культуры:
- секционные занятия по видам спорта;
- участие в спортивных соревнованиях;
- участие в олимпиадах и конкурсах;
- работа по индивидуально-групповым планам;
-сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спортивных школ.
Основу работы учителей нашего методического объединения составляют усилия по выявлению одаренных и способных детей, создание оптимальных условий для заинтересованности в успешном обучении и развитии, приобщения таких детей к спортивной деятельности, создание ориентиров для того, чтобы быть примером для других. Такой комплексный подход предопределил победы наших воспитанников в городских и региональных соревнованиях по русской лапте, легкой атлетике, гимнастике, регулярное участие в муниципальном этапе Всероссийской Олимпиады школьников по физической культуре.
ЛИТЕРАТУРА
1.Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. – с.29-33.
2. Басманова А. В. Научно-исследовательская работа по развитию творческих способностей учащихся / А. В. Басманова // Учитель в школе. – 2010. – № 4. – С. 97 – 100.
3. Электронный ресурс: http: // festival. 1 september. Ru
4. Электронный ресурс: http://ladomirovka.narod.ru