Технологическая карта урока русского языка «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами» (5 класс)
Предмет, класс | Русский язык, 5 класс | |||
УМК, автор программы | Русский язык, 5 класс. Т.А. Ладыженская, М.И. Баранова, Л. А. Тростенцова | |||
Учитель | Шуклина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы | |||
Тема урока в рабочей программе | ||||
Цель урока | расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами | |||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные | |
расширить знания детей о служебных частях речи углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов) познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами | развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами развивать навыки точного употребления глаголов в речи побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы развивать внимание и память учащихся развивать умение слушать товарищей развивать умение оценивать себя и своих одноклассников | повысить мотивацию и интереса к изучению родного языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества. | ||
Методическое обоснование урока | Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога, которая представляет собой образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные. На этапе рефлексии используется приём технологии развития критического мышления «Бортовой журнал» - как эффективный способ синтеза и обобщения полученных знаний, отражения личностного отношения обучающихся к изучаемой теме. | |||
ИОС урока | Учебно-методическое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР, ресурсы сети Интернет) | | Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер) |
| Учебник – параграф 105 с.115 | Презентация Power Point | | Компьютер, проектов, |
Организационная структура урока
Название этапа | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
Мотивационно-повторительный 3 мин. | Организационный момент (приветствие) Мотивирующий настрой | Повторение изученного материала (словарная работа) * индивидуальная работа с карточкой «Исправь ошибки» *готовимся к ВПР (разборы)- индивидуальная работа у доски Знакомит с правилами оценивания (КОНВЕРТ № 1) | Готовятся к уроку, приветствуют учителя, настраиваются на работу Выполняют индивидуальные задания Знакомятся с оценочным листом | ||||||
Создание проблемной ситуации 2 мин. | Создание для учеников проблемной ситуации – противоречия, порождающей удивление и интерес к новой теме. В процессе диалога учащихся с учителем происходит открытие темы урока. | Актуализация знаний (Восстановление текста) (работа в группах) Ребята, на столе у вас лежит текст, который вы должны восстановить. __________________ – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отчечает на вопросы ЧТО делать? Что сделать? Глагол бывает ______________________________ вида Глагол изменяется по __________________________ Глагол в прошедшем времени изменяется ___________________ Глагол имеет _________________________ и личные окончания В предложении обычно глагол является __________________ Про что текст? - про глагол. (КОНВЕРТ № 1) + (КОНВЕРТ № 2) составляют интеллект –карту (достают из второго конверта схемы-правила и приклеивают на
2. Создание проблемной ситуации: Большую роль в жизни человека играют пословицы. Недаром говорят: «Без пословицы не проживёшь». Прочитайте пословицы вслух. (парная работа) (Конверт № 3) Без пословицы (не) проживёшь В чужом доме (не) указывают. (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя. Лодырю всегда (не) здоровится. Не стыдно (не) знать, стыдно (не) учиться. В них речь идёт о том, как не надо поступать, о неправильном поведении человека. Во всех пословицах есть одинаковая орфограмма, которую мы сегодня будем изучать. Какая? (назвать её) | Группы учащихся по три человека восстанавливают текст Работают с интеллект-картой (из конверта после восстановления текста достают карточки с признаками глагола и приклейвают на интеллект – карту, которая висит на доске (вид –совершенный и несовершенный; время –прошлое, настоящее, будущее; спряжение – 1 и 2; личные кончания – Е –И; одна стрелка остается свободной- НЕ С ГЛАГОЛАМИ Заполняют лист самооценки Читают вслух пословицы и определяют тему урока | ||||||
Формулирование проблемы 2 мин | Постановка учебной задачи Постановка учебной цели урока | Совершенно верно, тема нашего урока «Слитное и раздельное правописание НЕ с глаголами» (тема появляется на доске). Открываем тетради, записываем дату и тему урока. Каковы же наши цели сегодня на уроке? На доске написаны опорные слова -узнать (правило) –распечатать на доску -научиться (применять правило) – распечатать на доску | Работают в рабочих тетрадях, формулируют цели | ||||||
Выдвижение версии решения проблемы 3 мин | Учащиеся предлагают версии решения проблемы | 1. Выдвижение версии решения проблемы: «Как же все-таки пишется частица не с глаголом?» Ребята, прослушайте грамматическую сказку «Сила любви» и попытайтесь сформулировать правило написания не с глаголами. Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности… Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить без глагола не может. Итак, попытайтесь сформулировать правило написание частицы не с глаголами. | Слушают сказку и анализируют текс. Выдвигают версии правописания НЕ с ГЛАГОЛОМ | ||||||
Открытие нового знания 4 мин | Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. | Если обучающимся удалось сформулировать (если нет, обратиться к учебнику, стр.99), то правило появляется на закрытой половине доски: «Не пишется с глаголами раздельно. Исключения составляют те глаголы, которые не употребляются без НЕ. недоумевать, неволить, ненавидеть, негодовать, недомогать, нездоровится, неистовствовать (КОНВЕРТ №2) | Формулируют правило И дополняют интеллект-карту Заполняют лист самооценки | ||||||
Применение нового знания 4 мин. Физминутка 1 мин Работа в группах 4 мин. Индивидуальная работа (если остается время) 4 мин | Создание условий для применения полученных знаний | 1. Работа в парах, по карточкам. (Конверт № 3) Ребята, давайте вспомним, лексическое значение слов-глаголов, которые пишутся слитно с частицей не. Соедините стрелочками глагол и лексическое значение. (На карточках даны глаголы и их значения. Обучающиеся должны стрелочками правильно соединить глагол и лексическое значение). Недоумевать – сомневаться, удивляться. Негодовать –выражать неудовольствие. Неистовствовать – злиться, беситься. Недомогать - находиться в болезненном состоянии. Неволить – заставлять, не считаясь с желанием другого. Нездоровится – находиться в состоянии нездоровья. Теперь выполним взаимопроверку по образцу. Правильный вариант на доске. Обменяйтесь карточками. Проверьте. Отметьте в оценочном листе Физминутка Как встаешь? – вот так. Как идешь? – вот так Как летишь? – вот так Как сидишь? – вот так 2. Работа в группах (конверт № 3) Теперь нам предстоит работа в группах. (объединяются в группы по 4 человека). Выберите капитана, который возьмет задания. Каждой команде я раздам карточки с пословицами, вы должны их закончить, используя глагол с частицей не. Критерии оценивания: 1.Скорость 2. Правильность выполнения 3. Дисциплина в команде (выведены на экран) 1.Семеро одного (не ждут ) 2. Каши маслом ( не испортишь) 3. Кто не работает, тот (не ест). 4. За двумя зайцами погонишься, ни одного (не поймаешь). 5 После драки кулаками ( не машут) 6. Без труда ( не выловишь) и рыбку из пруда)7. Что написано пером (не вырубишь топором).8. Слезою моря (не наполнишь). (Та команда, которая быстрее всех выполнила, поднимает руку и читает правильный вариант) Конверт № 3 А сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу, распределив слова на два столбика, записывайте только глаголы с частицей. (Не) участвовал в игре, (не) находил ответа, (не) навидел предателей, больному (не) здоровится , (не) любил шумных компаний, враг (не) годовал, (не) приехал в гости, учитель (не) доумевал, (не) нуждался в помощи, ураган (не) истовствовал, (не) был в школе, (не) удивился происходящему.
Выполните взаимопроверку по эталону (правильный вариант появляется на экране). | Выполняют задание Проверяют по эталону друг у друга. Заполняют лист ссамооценки Работают по карточкам, сверяю по образцу, работают с листом самооценки Выполняют упражнение Работают в группах Заполняют оценочный лист | ||||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). 4 мин | На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. | 1. Рефлексия (прием «Бортового журнала») Ребята, предлагаю вам заполнить наш бортовой журнал. Кто сегодня капитан? Не забываем, что мы с вами одна команда, поэтому мы помогает капитану заполнить новое путешествие и рассказать, где мы уже путешествовали. Итак, о какой части речи мы сегодня вели речь? (глагол) Как пишется частица не с глаголами? (раздельно, кроме слов исключений)? Знали ли вы это раньше? (да, знали) Что нового вы узнали на уроке? (слова исключения, перечислить их). На доске появляется стихотворение: Не с глаголом отдельно пиши: Не сердись, не скучай, не спеши. Не выучил - не делай, Не знаешь - не спеши. С глаголами отдельно частицу НЕ пиши. | Капитан заполняет бортовой журнал. | ||||||
9. Информация о домашнем задании | Даются разноуровневые задания | - Выполните задание: 1 уровень - выучить правило написания частицы не с глаголами упр. № 660 2 уровень - выполните наблюдение на материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей не. Выпишите эти примеры (5-6 предложений) 3 уровень – творческий – напишите сказку-сочинение о правописании НЕ с ГЛАГОЛАМИ. | Записывают информацию о домашнем задании |
Мельникова Е.Л. «Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС» Пособие для учителя.- М., 2013.