12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шуклина Татьяна Михайловна6
Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык, 5 класс

УМК, автор программы

Русский язык, 5 класс. Т.А. Ладыженская, М.И. Баранова, Л. А. Тростенцова

Учитель

Шуклина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы

Тема урока в рабочей программе

«Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами»

Цель урока

расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

расширить знания детей о служебных частях речи

углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)

познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами

развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами

развивать навыки точного употребления глаголов в речи

побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся

развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы

развивать внимание и память учащихся

развивать умение слушать товарищей

развивать умение оценивать себя и своих одноклассников

повысить мотивацию и интереса к изучению родного языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества.


Методическое обоснование урока

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога, которая представляет собой  образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные.

На этапе рефлексии используется приём технологии развития критического мышления «Бортовой журнал» - как эффективный способ синтеза и обобщения полученных знаний, отражения личностного отношения обучающихся к изучаемой теме.

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР, ресурсы сети Интернет)


Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер)


Учебник – параграф 105 с.115

Презентация Power Point


Компьютер, проектов,































Организационная структура урока


Название этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационно-повторительный

3 мин.

Организационный момент (приветствие)

Мотивирующий настрой


Повторение изученного материала (словарная работа)

* индивидуальная работа с карточкой «Исправь ошибки»

*готовимся к ВПР (разборы)- индивидуальная работа у доски


Знакомит с правилами оценивания (КОНВЕРТ № 1)

Готовятся к уроку, приветствуют учителя, настраиваются на работу

Выполняют индивидуальные задания


Знакомятся с оценочным листом

Создание проблемной ситуации

2 мин.

Создание для учеников проблемной ситуации – противоречия, порождающей удивление и интерес к новой теме.

В процессе диалога учащихся с учителем происходит открытие темы урока.

Актуализация знаний (Восстановление текста) (работа в группах)

Ребята, на столе у вас лежит текст, который вы должны восстановить.

__________________ – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отчечает на вопросы ЧТО делать? Что сделать?

Глагол бывает ______________________________ вида

Глагол изменяется по __________________________

Глагол в прошедшем времени изменяется ___________________

Глагол имеет _________________________ и личные окончания

В предложении обычно глагол является __________________

Про что текст? - про глагол. (КОНВЕРТ № 1) + (КОНВЕРТ № 2) составляют интеллект –карту (достают из второго конверта схемы-правила и приклеивают на



2. Создание проблемной ситуации:

Большую роль в жизни человека играют пословицы. Недаром говорят: «Без пословицы не проживёшь». Прочитайте пословицы вслух. (парная работа)

(Конверт № 3)

Без пословицы (не) проживёшь

В чужом доме (не) указывают.

(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

Лодырю всегда (не) здоровится.

Не стыдно (не) знать, стыдно (не) учиться.



В них речь идёт о том, как не надо поступать, о неправильном поведении человека. Во всех пословицах есть одинаковая орфограмма, которую мы сегодня будем изучать. Какая? (назвать её)

Группы учащихся по три человека восстанавливают текст

Работают с интеллект-картой (из конверта после восстановления текста достают карточки с признаками глагола и приклейвают на интеллект – карту, которая висит на доске

(вид –совершенный и несовершенный; время –прошлое, настоящее, будущее; спряжение – 1 и 2; личные кончания – Е –И; одна стрелка остается свободной- НЕ С ГЛАГОЛАМИ


Заполняют лист самооценки




Читают вслух пословицы и определяют тему урока

Формулирование проблемы

2 мин

Постановка учебной задачи

Постановка учебной цели урока

Совершенно верно, тема нашего урока «Слитное и раздельное правописание НЕ с глаголами» (тема появляется на доске).

Открываем тетради, записываем дату и тему урока.

Каковы же наши цели сегодня на уроке?

На доске написаны опорные слова

-узнать (правило) –распечатать на доску

-научиться (применять правило) – распечатать на доску

Работают в рабочих тетрадях, формулируют цели

Выдвижение версии решения проблемы

3 мин

Учащиеся предлагают версии решения проблемы

1. Выдвижение версии решения проблемы: «Как же все-таки пишется частица не с глаголом?»



Ребята, прослушайте грамматическую сказку «Сила любви» и попытайтесь сформулировать правило написания не с глаголами.



Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности… Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить без глагола не может.

Итак, попытайтесь сформулировать правило написание частицы не с глаголами.

Слушают сказку и анализируют текс.






Выдвигают версии правописания НЕ с ГЛАГОЛОМ













Открытие нового знания

4 мин


Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

Если обучающимся удалось сформулировать (если нет, обратиться к учебнику, стр.99), то правило появляется на закрытой половине доски: «Не пишется с глаголами раздельно. Исключения составляют те глаголы, которые не употребляются без НЕ.

недоумевать, неволить, ненавидеть, негодовать, недомогать, нездоровится, неистовствовать (КОНВЕРТ №2)

Формулируют правило

И дополняют интеллект-карту

Заполняют лист самооценки

Применение нового знания

4 мин.




















Физминутка

1 мин









Работа в группах

4 мин.















Индивидуальная работа (если остается время)

4 мин

Создание условий для применения полученных знаний

1. Работа в парах, по карточкам. (Конверт № 3)

Ребята, давайте вспомним, лексическое значение слов-глаголов, которые пишутся слитно с частицей не. Соедините стрелочками глагол и лексическое значение. (На карточках даны глаголы и их значения. Обучающиеся должны стрелочками правильно соединить глагол и лексическое значение).


Недоумевать – сомневаться, удивляться.

Негодовать –выражать неудовольствие.

Неистовствовать – злиться, беситься.

Недомогать - находиться в болезненном состоянии.

Неволить – заставлять, не считаясь с желанием другого.

Нездоровится – находиться в состоянии нездоровья.


Теперь выполним взаимопроверку по образцу. Правильный вариант на доске. Обменяйтесь карточками. Проверьте. Отметьте в оценочном листе



Физминутка

Как встаешь? – вот так.

Как идешь? – вот так

Как летишь? – вот так

Как сидишь? – вот так


2. Работа в группах (конверт № 3)

Теперь нам предстоит работа в группах. (объединяются в группы по 4 человека). Выберите капитана, который возьмет задания. Каждой команде я раздам карточки с пословицами, вы должны их закончить, используя глагол с частицей не. Критерии оценивания:

1.Скорость

2. Правильность выполнения

3. Дисциплина в команде

(выведены на экран)


1.Семеро одного (не ждут ) 2. Каши маслом ( не испортишь) 3. Кто не работает, тот (не ест). 4. За двумя зайцами погонишься, ни одного (не поймаешь). 5 После драки кулаками ( не машут) 6. Без труда ( не выловишь) и рыбку из пруда)7. Что написано пером (не вырубишь топором).8. Слезою моря (не наполнишь).


(Та команда, которая быстрее всех выполнила, поднимает руку и читает правильный вариант)


Конверт № 3

А сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу, распределив слова на два столбика, записывайте только глаголы с частицей.


(Не) участвовал в игре, (не) находил ответа, (не) навидел предателей, больному (не) здоровится , (не) любил шумных компаний, враг (не) годовал, (не) приехал в гости, учитель (не) доумевал, (не) нуждался в помощи, ураган (не) истовствовал, (не) был в школе, (не) удивился происходящему.

Глаголы, в которых частица не пишется слитно

Глаголы, в которых частица не пишется раздельно





Выполните взаимопроверку по эталону (правильный вариант появляется на экране).


Выполняют задание

Проверяют по эталону друг у друга. Заполняют лист ссамооценки








Работают по карточкам, сверяю по образцу, работают с листом самооценки








Выполняют упражнение









Работают в группах

Заполняют оценочный лист

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

4 мин


На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.


1. Рефлексия (прием «Бортового журнала»)

Ребята, предлагаю вам заполнить наш бортовой журнал. Кто сегодня капитан? Не забываем, что мы с вами одна команда, поэтому мы помогает капитану заполнить новое путешествие и рассказать, где мы уже путешествовали.



Итак, о какой части речи мы сегодня вели речь? (глагол)

Как пишется частица не с глаголами? (раздельно, кроме слов исключений)? Знали ли вы это раньше? (да, знали)

Что нового вы узнали на уроке? (слова исключения, перечислить их).

На доске появляется стихотворение:

Не с глаголом отдельно пиши:

Не сердись, не скучай, не спеши.

Не выучил - не делай,

Не знаешь - не спеши.

С глаголами отдельно частицу НЕ пиши.

Капитан заполняет бортовой журнал.





9. Информация о домашнем задании

Даются разноуровневые задания

- Выполните задание:

1 уровень - выучить правило написания частицы не с глаголами упр. № 660

2 уровень - выполните наблюдение на материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей не. Выпишите эти примеры (5-6 предложений)

3 уровень – творческий – напишите сказку-сочинение о правописании НЕ с ГЛАГОЛАМИ.

Записывают информацию о домашнем задании


Мельникова Е.Л. «Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС» Пособие для учителя.- М., 2013. 



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.