Сочинение "О чём говорят картины"

2
0
Материал опубликован 31 March в группе

Презентация с фото выставки картин к сочинениюPPTX / 14.44 Мб

/data/files/a1711882988.pptx (Презентация с фото выставки картин к сочинению)Я был недавно на выставке картин художников И. Левитана и его учеников в Звенигороде. Мне понравилось, как экскурсовод рассказывала о картинах, о том, как эти художники умели видеть красоту в обычном. Мне очень радостно, что я живу здесь, под Звенигородом, и теперь могу тоже видеть красоту природы так, как её передали в картинах своих мастера.

Многие художники тех времён уезжали за границу за роскошными видами. Художники этой выставки В. Поленов, А. Саврасов, Л. Каменев, К. Коровин, И. Грабарь, В. Виноградов, М. Нестеров, В. Васнецов и сам И. Левитан не искали богатств вдали, а замечали их рядом, в каждом мгновении. «Здесь было так много красивых и разнообразных кусков природы, каких-то очаровательных деревьев, холмов, что, кажется, целому поколению художников могла бы дать природа этих мест темы для их произведений», — писал К. Коровин. Прекрасно понимать, что они любили мои родные места. Радостно узнавать в их картинах знакомые мне уголки природы.

Это художники пейзажисты. Они писали свои картины на пленэре, вживую наблюдая полюбившиеся окрестности. Сам Левитан перенял это желание от встречи здесь же, под Звенигородом, от А. Саврасова. Пейзажи Звенигорода прекрасны своей настоящей нетронутой красотой, простотой величия. Недаром эти места и сейчас называют «Русской Швейцарией». Я слышал русскую поговорку о том, что «всё гениальное просто».

Картины этих художников стали отличаться от картин других столичных художников тем, что они перестали бояться изображать бедность русской деревенской жизни. Смотришь на маленькие покосившиеся избушки, колокольни, и хочется помочь жителям их отремонтировать, покрасить. Например, у Саврасова «Ранняя весна», где мотив полюбившемся всем темы другой его картины «Грачи» передаёт это чувство. Дети одеты в заплатанные серые одежды не по их размеру, им не до учёбы, потому что много работать надо в деревне. Но они тоже счастливы, что после работы могут вместе потом поиграть в свои детские игры, помечтать. Левитановские пейзажисты вложили в свои работы лирическое настроение. Мы можем наблюдать и размышлять, какое время года изображено: ранняя или поздняя осень или весна, утро, полдень или вечер, даже прочувствовать температуру – прохладно или тепло по цветовой палитре. Хочется стоять в тишине огромных деревьев с толстыми стволами, пышными кронами или идти по узкой тропинке дальше. Куда она приведёт? Что скрывает за поворотом? Идти надо осторожно, чтобы не оступиться в разлитые лужи от дождя, не застрять в колючках.

Из воспоминаний художника К. Коровина: «В Саввинской Слободе уже давно жил в преклонных годах Лев Львович Каменев. Когда мы там поселились, то пришли с братом Сергеем к Каменеву. На стене висели приколотые кнопками небольшие этюды. В них сквозила какая-то неземная поэзия русских лесов, дорог, холмов, покрытых кустами, и освещённые вечерним солнцем деревни, и монастырь св Саввы. Большая картина, которую он писал, была совершенно другая – приглаженная, пухлые цветные деревья и что-то сладкое, непохожее на этюды.

- Да, этюды ничего. Но они кому же нужны? Никто и не поймёт. Никто не купит. Вот картину пишу, видишь, флецем глажу, полирую, - сказал он, смеясь. – Вот как отделаю под орех, может, купят, а то и нет. Алексей-то Кондратьевич Саврасов, какой художник. Какой! Такого и нет, и за границей мало. И что ж? Ну, рубль в кармане, мало кому нужно. Пейзаж считается – только швейцарский вид: гора, барашки чтобы были. А разве есть пейзажи в России»»

Какой бы ни была дань моде картин того времени, как бы ни было тяжело материально русским художникам, они смогли своим творчеством утвердить и превознести русское изображение природы. Этюды их и картины восхищали своей настоящей жизнью, обилием в них чистого воздуха и солнечных оттенков. «После пасмурной живописи «передвижников» это было настоящее откровение», - писал А. Головин.

«Каждый год, начиная с февраля, Саврасов погружался сам и вводил всех в состояние напряжённого и радостного ожидания: вот ещё день, неделя, две – и можно будет захлопнуть дверь пыльной мастерской и устремиться с этюдником, зонтом от солнца и раскладной скамеечкой на природу: в Останкино, в Измайловский парк, в Сокольники. В ненастные дни Саврасов приходил в мастерскую с опозданием, был молчалив, сосредоточен и хмур. Но в солнечные утра он прибегал спозаранку, в мятой чесучёвой паре с нередко болтающимися пуговицами и белой шляпе, распахивал настежь окна, давая всем «обонять весну», и торопил: быстрее, быстрее, пока не ушёл внутренний свет. Все суетливо собирались, хохотали, хватали вещи, шли за профессором работать», - писал К. Коровин.

Все эти воспоминания написаны на стенах галереи выставки «Вокруг Левитана» и уносят нас в мир будней жизни художников, дают понимание их тех чувств, которые они передали нам своими этюдами пейзажей.

И. Левитан благодарен Саврасову как первому своему учителю, «сумевшему «настроить» его на пейзаж», - А. Васнецов.

И. Левитан говорил: «Видишь телегу – рисуй телегу, видишь корову – рисуй так, как видишь, старайся передать то, что чувствуешь, то настроение, которое создаётся у тебя при виде той или другой картины природы». Главное – не пририсовывать несуществующее, а запечатлеть присутствие и передать дух жизни. Левитан был свободным художником, он писал так, как пожелает: мог широкими мазками, а мог очень тщательно прорисовывать каждый листочек, все снопы, и каждый стебелёк в них. Например, сравним «Овраг» и «Снопы и деревня за рекой». Таким он был талантливым мастером. Саврасов заметил в нём эту особенность и забрал его себе в ученики пейзажистов от мастера учителя художника натуралиста В. Перова.

Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьезного произведения. Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское. Работы русских пейзажистов того времени больше походили на копии итальянских и французcких картин, в которых прежде всего ценилась ясность и эффектность художественного языка. Левитан же избегал изображать внешне эффектные места. Ему это было не нужно. В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека, заставляя его снова и снова возвращаться к картине. Здесь нет "красот природы". Только то, что является одинокому страннику, бредущему от города к городу, от села к селу по бесконечным русским дорогам, нечто божественно, что разлито во всем, но что не всякий видит, а одной лишь любовью постигается.

Мне очень понравилась ещё его картина «Черёмуха». У заборчика цветёт она пушистыми мягкими белыми крупными гроздьями, даже будто запах присутствует от вида на неё. Вскоре Левитан стал признанным и за рубежом. Путешествуя в зрелом возрасте, он написал прекрасную картину «Озеро Комо. Италия»

А. Васнецов писал: «Другое влияние шло от Поленова, которому обязан Левитан изяществом манеры, мастерством, отсутствием грубых мазков».

Левитан картиной «Долина реки в Болгарии» хорошо показывает воздух: бесцветный, чистый и прозрачный, нежно-голубой с белыми облаками, а туман в поле после дождя, его испарения скрывают объекты, даже лес, и чем дальше к горизонту, тем больше не видны под дымкой воздуха. А на переднем плане вырисовывается каждая травинка, каждый колосок, цветок нежный василёк полевой, очаровательные домики. И такие яркие сочные краски от влаги дождевой. Картина Поленова «Вид Тарусы с высокого берега Оки» воспевает широту реки. Равнина русская бесконечна, как и русская душа. Именно так воспринимали картину иностранцы, полюбившие Россию. Таруса написана широкими мазками, раньше этот вид творчества назывался «грязная мазня» И снова гениальное просто. Поленов «Генисаретское озеро». Поленов «Берег Оки».

Вот Коровин нарисовал «Дорога Звенигород» и эта дорога сразу всех заинтересовала: где же она находится? Где этот пригорок? Внизу холма вдали что-то стоит. Художник просит обратить на это внимание, потому что за ней стоит избушка, и там живут местные жители.

Художник Лев Каменев хотел в юности стать бизнесменом, а также очень любил рисовать то, что видел вокруг по дороге на работу. Его начальник работы заметил в нём талант художника и дал ему денег для обучения в академии рисования Москвы. Обучившись, Каменев поселился под Звенигородом и стал писать картины, которые сделали его профессионалом пейзажистом, известным и знаменитым. В своих картинах он использовал густые темные краски зелёные, коричневые, изображая тенистые дубравы, глубокие овраги. Его картина «Пейзаж с рекой»

А. Васнецов пишет равнинные пейзажи, вот картина «Сибирь», где другая уже природа – широкие просторы тайги, маленький костёр путника, чтобы согреться. Широкий плащ развевается на ветру, это галопом на лошади скачет всадник. Ветер так и норовит потушить пламя костра, но он ещё ярче горит от его порывов.

Серое, тяжёлое нависшее осеннее небо, наполненное до краёв холодным дождём, который вот-вот хлынет на маленькую сиротливую несчастную землю.

Чувствуется покой над гладью

Деревья вокруг, словно рамка окна, а посередине водная поверхность прохлады и покоя, только рябь небольшая от лёгкого ветерка.

Виноградов через фигурку мальчика показывает настроение ожидания весны; ещё лежит снег, но уже есть проталинки, солнца не видно, но оно вот-вот выйдет и согреет, приласкает. В этом надежда, проблески радости.

И. Грабарь «Зима» дышит морозом, студёным холодом на нас.

«У Левитана есть стороны, которых не было ни у кого-либо другого из его сверстников, - он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроений, он наделён наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьём русских мотивов в пейаже. Поэтому, Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Серова, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих разнообразных элементов создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости прозванного «левитановским», - И. Грабарь.

Исаак Ильич Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые открыли нам скромную красоту русской природы: хмурые перелески, бедные поля и покосившиеся избенки, грустящие под ситцевым небом. Словно тайна русской природы открылась художнику. Левитан наполнил наш бедный пейзаж чувствами, и теперь уже никто не мог отвернуться от средней полосы России - у нее появилось свое неповторимое лицо и неотразимое очарование, перед которым меркнут красоты заморских стран.

"Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором - пускай! Они - благоразумие... Но это мое прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения..." Исаак Левитан.

Эта выставка «Вокруг Левитана» научила меня видеть и чувствовать всю красоту и счастье окружающих пейзажей природы, всматриваться в них, размышлять о вечности природы и жизни, понимать и ощущать мою Родину, гордиться талантливостью её народа, радоваться своей принадлежностью к этому.

Я благодарен маме, что привлекла меня посетить выставку, написать вместе со мной сочинение «О чём говорят картины», благодарен экскурсоводу выставки, которая так запоминающе и интересно преподнесла тему о русских художниках пейзажистов века, благодарен спонсорам этой прекрасной выставки, которую советую посетить. И под впечатлением я тоже написал свои пейзажи.

t1711882822aa.pngt1711882822ab.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации