Сочинение по картине В. Н. Костецкого "Возвращение". Молю, вернись.
Сочинение по картине В.Н. Костецкого «Возвращение».
Молю, вернись.
План.
1.Главная задача картин, изображающих военные сюжеты.
2.Трогательная встреча солдата с семьёй на картине В. Н. Костецкого «Возвращение».
3.Актуальность сюжета картины В. Н. Костецкого.
«Это будет, я знаю…
Нескоро, быть может,-
Ты войдёшь бородатый, сутулый, иной.
Твои добрые руки станут суше и строже,
Опалённые временем и войной.
Но улыбка останется.
Так иль иначе,
Я пойму-это ты.
Не в стихах, не во сне.
Я рванусь,
подбегу.
И, наверное, заплачу,
Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель…»
Елена Ширман.
Великая Отечественная война оставила свой неизгладимый след в судьбах почти каждой семьи, причинила людям огромные страдания. Эта война 1941-1945 годов стала «памятью нашей крови», отобрав у советских семей сыновей и дочерей, отцов и матерей, бабушек и дедов, мужей и жён... Это время великих скорбей и потерь, разрухи, голода, боли и горя. Об этом трагическом, героическом и судьбоносном времени создано много фильмов, спектаклей, написано множество книг и картин. В произведениях литературы, и изобразительного искусства отражены трагические события, подвиги мирного населения, реалии войны, сюжеты гибели мирных людей, страдания узников концлагерей, военные баталии, триумф Победы, редкие минуты радости и бытовые сцены с линии фронта для того, чтобы молодое поколение могло узнать историю того времени, проникнуться сердцем и душой, сохранить в памяти поколений.
Война не щадила никого, ей не было дела до слёз детей и матерей, до планов молодых солдат, у которых впереди были цели на долгую счастливую жизнь. Сколько из них не вернулись домой, не увидели свою семью? Скольких забрала смерть, пришедшая на нашу землю в результате геноцида, военных преступлений нацистов и их пособников? За годы войны погибло около 30 миллионов человек. Произведения живописи о Великой Отечественной войне отражают главную идею: никакие ужасы войны не могут сломить советских людей, а наша обязанность - помнить об их жертве и подвиге во имя нашей жизни. Искусство воспитывает человека, зажигает в его сердце эмоции, без которых нельзя понять историю, ведь если не проживать душой её важные моменты, то история - лишь набор фактов и событий.
С первых послевоенных лет и на долгие годы любимым сюжетом художников стало возвращение солдата с фронта. Большинство таких работ поражают художественным мастерством, они понятны даже тем, кто знает о войне очень мало. Именно возвращению посвящены наиболее пронзительные картины на тему Великой Отечественной войны. Встреча с жёнами и детьми, матерями и друзьями, с родным домом, до которого пришлось идти тысячи километров дорогами войны… В нашей школе есть картина Владимира Костецкого «Возвращение», написанная художником в 1947 году, когда были свежи воспоминания о самой кровопролитной в истории человечества войне, о битвах и ранах, нанесённых нашей земле неприятелем. Это полотно стало во многом автобиографичным для служившего на фронте художника. На картине изображена трогательная встреча с семьёй вернувшегося с фронта солдата. Мы не видим его лица, но с первой минуты откликаемся на событие эмоционально. Сколько чувств запечатлено в этом моменте долгожданной встречи!
На лестничной площадке перед дверями квартиры, словно в поставленном на паузу фильме, - фигура солдата в объятиях жены и сына. Это и есть центральный сюжет картины. Солдат, пришедший с фронта, победитель, вернувшийся живым. В дверях лицо его мамы с глазами, не верящими счастью. Мать застыла в дверях, без слёз и истерик смотрит на пришедшего с фронта сына, мужественно ждет своей очереди обнять и поцеловать его. Глаза мамы горят радостным огнём. Чтобы не упасть от чувств, она держится трясущейся рукой за косяк. Она так долго молилась за сына, и вот он здесь. На грудь упала с горячими объятиями жена, прижалась заплаканным лицом к небритой щеке родного человека. Хорошо видны её руки, крепко обнимающие мужа за шею. К ногам солдата прижался мальчишка лет пяти-шести, у него повзрослевшее от войны лицо. Он поднял глаза на отца, ещё не до конца осознавая, что папа вернулся домой. Может быть, он и не помнит своего отца, ведь война началась, когда ребёнок был совсем маленьким, поэтому растерянно и настороженно он смотрит на отца снизу вверх. Длинная грязная шинель, за плечами вещмешок, зелёная пилотка, кирзовые сапоги, брошенный на кафельный пол солдатский чемодан, обшарпанные стены лестничной площадки… На картине тусклые краски словно штрихи страшного времени.
Картина написана в темных, коричневато-зелёных тонах. Это цвет весенней земли, военной гимнастёрки, краски на БТР и советских танках. Глядя на колорит картины, зритель сразу понимает, что речь идет именно о войне. Но мы как будто слышим на этой лестничной клетке шёпот и добрые подбадривающие слова. Солдат добрался домой к родным и близким, фашист побеждён, впереди мирная радостная жизнь. Вот и белая блузка у жены, как проблеск света поступающего мирного времени. А ребёнок в голубой рубашке и коричневых шортах – будущее страны победительницы.
Картина Владимира Николаевича Костецкого отличается тщательностью разработки сюжета, психологической убедительностью характеров. Она и сегодня актуальна. Художник Костецкий показывает нам собирательность образа своего героя, подчёркивая, что на месте молодого человека мог оказаться любой другой фронтовик. Сегодня картина «Возвращение» выглядит выразительно, потому что несёт в себе бесценную память о событиях великого прошлого нашей страны. Глядя на «Возвращение» Костецкого В.Н., мы чувствуем радость семьи, ведь сын, муж и отец вернулся живым. Мне очень нравится эта картина. Сейчас многие мужчины воюют с нацистами на СВО. Страшно становится от того, что события истории повторяются, многим самим приходится ждать своих солдат домой. Хочется верить, что скоро закончится война и вернутся домой невредимыми долгожданные отцы, мужья и сыновья.
…Ты поднимешь мне голову.
Скажешь: «Здравствуй…»
Непривычной рукой по щеке проведёшь.
Я ослепну от слёз, от ресниц и от счастья.
Это будет нескоро.
Но ты – придёшь. (Е. Ширман)
Картина В.Н. Костецкого «Возвращение» печаталась на марках, было создано множество её репродукций. Люди любили её, ведь она напоминала о реальных событиях, о победе, о возращении домой. До сегодняшних дней «Возвращение» остаётся ярким примером живописи, посвященной военному времени.