Материал к уроку русского языка в 9 классе «Содержание урока на основе технологии модерации»
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ
Предмет, по которому проводится урок | Русский язык |
Класс | 9 |
Тема | Тире в бессоюзном сложном предложении. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель урока | Создание условий для изучения в самостоятельной деятельности особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении |
Задачи урока | Образовательные: 1.Формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. 2.Формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников Развивающие: 1. Развитие навыков монологической речи. 2.Формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала. 3.Развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей. 4.Развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности). 5 Формирование умений анализировать полученную информацию. 6.Формирование умения слушать и вступать в диалог; 7.Развивать коммуникативные навыки работы в паре (группе). Воспитательные: 1.Воспитывать уважение друг к другу при работе в парах (группах). 2.Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы. 3.Способствовать формированию учебной активности и положительного отношения к предмету. |
Оборудование | Компьютерная презентация, учебник, тетрадь, газета «Новая жизнь», карточки с предложениями для исследования. |
Этапы СОТ «Модерации» | Активный метод обучения (прием, способ, техника) Оборудование | Подробное описание АМО | Формируемые УУД | ||||||||||
Инициация | АМО «Пусть говорят» Цель: психологический настрой на работу, создание атмосферы дружелюбия и симпатии. АМО «Фрагмент» Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Учитель. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и, хотя криво – да сами. Г. Лессинг Скажите, если бы у вас была возможность самим определить предмет для нашей встречи, это был бы русский язык или литература? -Вы бы предпочли больше письменных заданий или устных? -А вам хочется в большей степени быть наблюдателем происходящего или активным участником занятия? | Личностные универсальные учебные действия: смыслообразование, то есть установление связей между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование положительного самоопределения к посещению школы. | ||||||||||
Вхождение или погружение в тему | АМО «Верно - неверно» Цель: по вторить ранее изученный материал, актуализировать знания, мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению, организовать фиксацию темы урока и цели. Оборудование: СЛАЙД 1. СЛАЙД 2 СЛАЙД 3 СЛАЙД 4 АМО « Выполнимое - невыполнимое действие» Цель: мотивация учащихся с помощью проблемной ситуации. Оборудование: | Учитель - Какие предложения мы анализировали на предыдущем уроке? Предлагаю вспомнить сведения, известные вам о БСП. Внимательно читайте утверждения. Если согласны с ними, поставьте «+», если не согласны – «-». «Верно – неверно»
Проверка по эталону Учитель Отобразите с помощью схем ( в тетради) постановку знаков препинания в БСП. [ ],[ ]. 2) [ ];[ ]. 3) [ ]:[ ]. 4) [ ] - [ ]. Проверка по эталону Когда в БСП ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, тире? Учащиеся знают, когда ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, но не знают, когда – тире. Учитель Отобразите с помощью схем ( в тетради) постановку знаков препинания в БСП. 1. [ ],[ ]. 2) [ ];[ ]. 3) [ ]:[ ]. 4) [ ] - [ ]. Проверка по эталону Когда в БСП ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, тире? Учащиеся знают, когда ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, но не знают, когда – тире. | Коммуникативный универсальные учебные действия: использование речи для регуляции своего действия в рамках учебного диалога. Регулятивные универсальные учебные действия: готовность к преодолению трудностей. | ||||||||||
Формирование ожиданий учеников | АМО «Мозговой штурм» Цель: генерировать максимальное количество идей на заданную тему, развить способность видеть проблему в многообразии подходов, способствовать развитию эмоциональной и творческой своды в паре на базе решения общей проблемы. СЛАЙД 5 | Учитель В чём затруднения? (Мы не знаем правило, но можем предположить…………………) Значит, тема нашего урока? (Ответы Учащихся) Открывается запись темы урока на доске. Наша цель? - Что нам для этого необходимо? Как будем работать? (Уч-ся сам-но выбирают) | Коммуникативный универсальные учебные действия: формирование умения договариваться, находить общее решение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи. | ||||||||||
Интерактивная лекция | АМО «Лингвистическая лаборатория» Цель: развивать исследовательские умения и навыки работы в группе. Оборудование: таблички, учебник СЛАЙД | Учитель Предлагаю проанализировать предложения, объяснить расстановку знаков препинания. Ехал сюда рожь начинала желтеть. Поработаешь до поту поешь в охоту. Вдруг мужики с топорами явились лес зашумел, застонал, затрещал. Лето припасает зима поедает. Берёза в лесу без вершины хозяйка без мужа в дому. - Работа учащихся в группах / индивидуально/в паре (по желанию) - Помните, если при работе у вас возникли вопросы, то ответственный поднимает руку, а я к вам подойду и постараюсь вам помочь. Каждая группа получает лист с предложениями (приложение 2) и лист для оформления своих исследований (приложение 3). Учитель-модератор организует защиту результатов. Одна из групп отвечает, а другая дополняет. По ходу выступления оформляется доска. Тире ставится в следующих случаях: Противопоставление, быстрая смена событий (а) значение условие (если) время (когда) сравнение (как будто) следствие (так что, поэтому, значит)
- Как проверить наше предположение? (Прочитать в учебнике правило) Учащиеся читают и делают вывод, что они вывели алгоритм написания верно/неверно. | Коммуникативные универсальные учебные действия: участие в парном обсуждении проблемы, умение слушать, контролировать и оценивать действия - инициативное сотрудничество. Регулятивные универсальные учебные действия: формирование способности принимать, сохранять задачи и следовать им в учебной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия: адекватно использовать речь для представления результата. Познавательные универсальные учебные действия: способность к осознанию и усвоению содержания; анализ объектов с целью выделения признаков; выбор основания для сравнения, классификация объектов. Регулятивные универсальные учебные действия: формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя фразу конструкт. | ||||||||||
Проработка содержания темы | АМО «Соседушка посмотри» Цель: включить новое знание в систему знаний; тренировать умение расставлять знаки препинания в БСП Оборудование: СЛАЙД 6 Мини – тест «Я знаю..» Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. СЛАЙД 7 СЛАЙД 8 | Учитель Задание на выбор. Упр. 199 с. 134 ( 2 предложения) Русскую культуру невозможно представить без русской литературы. 2015 год – это год литературы. Предлагаю вам для анализа предложения из произведения великого русского писателя и поэта. Определите условия постановки тире в следующих предложениях. 1.Я был готов любить весь мир - меня никто не понял. (Противопоставление) 2.Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце. (Время) Из какого произведения эти предложения? (М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени») 3. Исследование метериала в газете «Новая жизнь» Ответить на вопрос: Как вы думаете, какой знак препинания ставится чаще между частями БСП двоеточие или тире? Выступление групп Тест Сгруппируйте пословицы и афоризмы по смысловым отношениям частей.
1)Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце. 2) Азбуку учат – на всю избу кричат. 3) Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай. 4) Есть терпение - будет и умение. Проверка по эталону | Регулятивные универсальные учебные действия: умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу. Коммуникативный универсальные учебные действия: управление поведением партнера, коррекция его действий. Регулятивные универсальные учебные действия: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. | ||||||||||
Подведение итогов Рефлексия | АМО «АНКЕТА» Цель: оценить собственный вклад в работу группы, создать ситуацию успеха; отследить соответствие результатов с намеченной целью вначале урока. | Учитель - Какую цель вы ставили перед собой в начале урока? - Удалось ли достичь? Обращаемся к эпиграфу, как он был связан с уроком? Оцените свои знания. Анкета Я узнал (за каждое задание 1 балл)-максимум 4 б. Тест _______балла 2. Я учился ( за каждый пункт 1 балл). Понял задачи урока:____балл Высказывал своё мнение:______балл Материал урока мне был понятен: _______балл Своей работой на уроке я доволен: _________балл Понял свои затруднения:________балл 3. Мое настроение: Я понял, что учиться – это интересно:_____балл Итого: 4 +5+1=10 БАЛЛОВ | Регулятивные универсальные учебные действия: констатация достижения поставленной цели. | ||||||||||
Домашнее задание | АМО «Разноуровневое задание» Цель: тренироваться в постановке тире в БСП; обосновывать свой выбор задания, самостоятельно проверять его и вносить коррективы. | Учитель Для всех задание: повторить правило постановки знаков препинания в БСП На выбор 1. Упр. 200 с.68 учебника 2.Из изучаемого произведения русской литературы выписать 5-6 БСП, объяснить постановку знаков препинания в них. 3. Сочинение 15.3 на выбор. Спасибо за работу! Удачи! | Регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно выполнять домашнее задание и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона) |
Список используемых источников:
Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Е. В. Климанова. Развитие исследовательских умений школьников. -
М.: Просвещение, 2011
И. Н. Корбакова, Л. В. Терешина. Деятельностный метод обучения. Издательство «Учитель», 2011
Н. Ю. Васильева, И. Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. Москва «Вако», 2013