12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Меркулова Инна Ивановна36
Россия, Новгородская обл.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ

Предмет, по которому проводится урок

Русский язык

Класс

9

Тема

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Создание условий для изучения в самостоятельной деятельности особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении

Задачи урока

Образовательные:

1.Формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

2.Формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников


Развивающие:

1. Развитие навыков монологической речи.

2.Формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала.

3.Развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.

4.Развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).

5 Формирование умений анализировать полученную информацию.

6.Формирование умения слушать и вступать в диалог;

7.Развивать коммуникативные навыки работы в паре (группе).

Воспитательные:

1.Воспитывать уважение друг к другу при работе в парах (группах).

2.Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении  проблемы.

3.Способствовать формированию учебной активности и положительного отношения к предмету.


Оборудование

Компьютерная  презентация, учебник, тетрадь, газета «Новая жизнь», карточки с предложениями для исследования.





Этапы СОТ

«Модерации»

Активный метод обучения

(прием, способ, техника)

Оборудование



Подробное описание АМО



Формируемые УУД

Инициация
























АМО «Пусть говорят»

Цель: психологический настрой на работу, создание атмосферы дружелюбия и симпатии.


АМО «Фрагмент»

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.


Учитель. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога,

размышляйте, и, хотя криво – да сами.

Г. Лессинг






Скажите, если бы у вас была возможность самим определить предмет для нашей встречи, это был бы русский язык или литература?

-Вы бы предпочли больше письменных заданий или устных?

-А вам хочется в большей степени быть наблюдателем происходящего или активным участником занятия?


Личностные универсальные учебные действия: смыслообразование, то есть установление связей между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование положительного самоопределения к посещению школы.

Вхождение или погружение в тему

АМО

«Верно - неверно»

Цель: по

вторить ранее изученный материал, актуализировать знания, мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению, организовать фиксацию темы урока и цели.


Оборудование: СЛАЙД 1.







СЛАЙД 2







СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

АМО « Выполнимое - невыполнимое действие»

Цель: мотивация учащихся с помощью проблемной ситуации.

Оборудование:


Учитель

- Какие предложения мы анализировали на предыдущем уроке?



Предлагаю вспомнить сведения, известные вам о БСП.

Внимательно читайте  утверждения. Если согласны с ними, поставьте «+», если не согласны – «-».

«Верно – неверно»

Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны при помощи союзов.

-

Между частями сложного предложения со значение перечисления ставится точка с запятой (,)

-

В бессоюзных сложных предложениях между частями ставится тире, если внутри частей сложного предложения  уже имеются запятые или другие знаки препинания (;)

-

Если в  предложении вторая часть указывает на причину того,  о чём говорится в первой; вторая часть раскрывает содержание первой части, то между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие

+

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, в котором простые предложения объединены между собой с помощью интонации и по смыслу

+



Проверка по эталону

Учитель

Отобразите с помощью схем ( в тетради)  постановку знаков препинания в БСП.

[ ],[ ].    2) [ ];[ ].   3) [ ]:[ ].   4) [ ] - [ ].

Проверка по эталону

Когда в БСП ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, тире?

Учащиеся знают, когда ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, но не знают, когда – тире.

Учитель

Отобразите с помощью схем ( в тетради) постановку знаков препинания в БСП.

1. [ ],[ ]. 2) [ ];[ ]. 3) [ ]:[ ]. 4) [ ] - [ ].

Проверка по эталону

Когда в БСП ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, тире?

Учащиеся знают, когда ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, но не знают, когда – тире.






Коммуникативный универсальные учебные действия: использование речи для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.




























Регулятивные универсальные учебные действия: готовность к преодолению трудностей.

Формирование ожиданий учеников

АМО «Мозговой штурм»

Цель: генерировать максимальное количество идей на заданную тему, развить способность видеть проблему в многообразии подходов, способствовать развитию эмоциональной и творческой своды в паре на базе решения общей проблемы.


СЛАЙД 5

Учитель

В чём затруднения? (Мы не знаем правило, но можем предположить…………………)

Значит, тема нашего урока? (Ответы Учащихся)

Открывается запись темы урока на доске.


Наша цель?

- Что нам для этого необходимо? Как будем работать? (Уч-ся сам-но выбирают)



Коммуникативный универсальные учебные действия: формирование умения договариваться, находить общее решение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.


Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи.

Интерактивная лекция

АМО «Лингвистическая лаборатория»

Цель: развивать исследовательские умения и навыки работы в группе.



Оборудование: таблички, учебник


СЛАЙД


Учитель

Предлагаю проанализировать предложения, объяснить расстановку знаков препинания.

Ехал сюда рожь начинала желтеть.

Поработаешь до поту поешь в охоту.

Вдруг мужики с топорами явились лес зашумел, застонал, затрещал.

Лето припасает зима поедает.

Берёза в лесу без вершины хозяйка без мужа в дому.



- Работа учащихся в группах / индивидуально/в паре (по желанию)

- Помните, если при работе у вас возникли вопросы, то ответственный поднимает руку, а я к вам подойду и постараюсь вам помочь.

Каждая группа получает лист с предложениями (приложение 2) и лист для оформления своих исследований (приложение 3).

Учитель-модератор организует защиту результатов.

Одна из групп отвечает, а другая дополняет.

По ходу выступления оформляется доска.

Тире ставится в следующих случаях:

Противопоставление, быстрая смена событий (а)

значение условие (если)

время (когда)

сравнение (как будто)

следствие (так что, поэтому, значит)




- Как проверить наше предположение? (Прочитать в учебнике правило) Учащиеся читают и делают вывод, что они вывели алгоритм написания верно/неверно.



Коммуникативные универсальные учебные действия: участие в парном обсуждении проблемы, умение слушать, контролировать и оценивать действия - инициативное сотрудничество.

Регулятивные универсальные учебные действия: формирование способности принимать, сохранять задачи и следовать им в учебной деятельности.


Коммуникативные универсальные учебные действия: адекватно использовать речь для представления результата.



Познавательные универсальные учебные действия: способность к осознанию и усвоению содержания; анализ объектов с целью выделения признаков; выбор основания для сравнения, классификация объектов.


Регулятивные универсальные учебные действия: формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя фразу конструкт.

Проработка содержания темы

АМО «Соседушка посмотри»


Цель: включить новое знание в систему знаний; тренировать умение расставлять знаки препинания в БСП


Оборудование: СЛАЙД 6










Мини – тест

«Я знаю..»

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.


СЛАЙД 7






СЛАЙД 8


Учитель

Задание на выбор.


Упр. 199 с. 134 ( 2 предложения)

Русскую культуру невозможно представить без русской литературы. 2015 год – это год литературы.

Предлагаю вам для анализа предложения из произведения великого русского писателя и поэта.

Определите условия постановки тире в следующих предложениях.

 1.Я был готов любить весь мир - меня никто не понял. (Противопоставление)

2.Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце. (Время)

 Из какого произведения эти предложения?

(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)

3. Исследование метериала в газете «Новая жизнь» Ответить на вопрос: Как вы думаете, какой знак препинания ставится чаще между частями БСП двоеточие или тире?


Выступление групп

Тест

Сгруппируйте пословицы и афоризмы по смысловым отношениям частей.

Противопо-ставление

Условие

Время

Следствие





1)Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце.

2) Азбуку учат – на всю избу кричат.

3) Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай.

4) Есть терпение - будет и умение.

Проверка по эталону

Регулятивные универсальные учебные действия: умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу.


Коммуникативный универсальные учебные действия: управление поведением партнера, коррекция его действий.





Регулятивные универсальные учебные действия: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Подведение итогов

Рефлексия

АМО «АНКЕТА»

Цель: оценить собственный вклад в работу группы, создать ситуацию успеха; отследить соответствие результатов с намеченной целью вначале урока.



Учитель

- Какую цель вы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли достичь?

Обращаемся к эпиграфу, как он был связан с уроком?


Оцените свои знания.

Анкета

Я узнал (за каждое задание 1 балл)-максимум 4 б.

Тест _______балла

2. Я учился ( за каждый пункт 1 балл).

Понял задачи урока:____балл

Высказывал своё мнение:______балл

Материал урока мне был понятен: _______балл

Своей работой на уроке я доволен: _________балл

Понял свои затруднения:________балл

3. Мое настроение:

Я понял, что учиться – это интересно:_____балл

Итого: 4 +5+1=10 БАЛЛОВ


Регулятивные универсальные учебные действия: констатация достижения поставленной цели.

Домашнее задание

АМО «Разноуровневое задание»

Цель: тренироваться в постановке тире в БСП; обосновывать свой выбор задания, самостоятельно проверять его и вносить коррективы.

Учитель

Для всех задание: повторить правило постановки знаков препинания в БСП

На выбор

1. Упр. 200 с.68 учебника

2.Из  изучаемого произведения русской литературы выписать 5-6 БСП, объяснить постановку знаков препинания в них.

3. Сочинение 15.3 на выбор.


Спасибо за работу! Удачи!




Регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно выполнять домашнее задание и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона)



Список используемых источников:

Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Е. В. Климанова. Развитие исследовательских умений школьников. -

М.: Просвещение, 2011

И. Н. Корбакова, Л. В. Терешина. Деятельностный метод обучения. Издательство «Учитель», 2011

Н. Ю. Васильева, И. Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. Москва «Вако», 2013








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.