Материал к уроку русского языка в 9 классе «Содержание урока на основе технологии модерации»

2
0
Материал опубликован 24 September 2023

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ

Предмет, по которому проводится урок

Русский язык

Класс

9

Тема

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Создание условий для изучения в самостоятельной деятельности особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении

Задачи урока

Образовательные:

1.Формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

2.Формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников


Развивающие:

1. Развитие навыков монологической речи.

2.Формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала.

3.Развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.

4.Развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).

5 Формирование умений анализировать полученную информацию.

6.Формирование умения слушать и вступать в диалог;

7.Развивать коммуникативные навыки работы в паре (группе).

Воспитательные:

1.Воспитывать уважение друг к другу при работе в парах (группах).

2.Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении  проблемы.

3.Способствовать формированию учебной активности и положительного отношения к предмету.


Оборудование

Компьютерная  презентация, учебник, тетрадь, газета «Новая жизнь», карточки с предложениями для исследования.





Этапы СОТ

«Модерации»

Активный метод обучения

(прием, способ, техника)

Оборудование



Подробное описание АМО



Формируемые УУД

Инициация
























АМО «Пусть говорят»

Цель: психологический настрой на работу, создание атмосферы дружелюбия и симпатии.


АМО «Фрагмент»

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.


Учитель. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога,

размышляйте, и, хотя криво – да сами.

Г. Лессинг






Скажите, если бы у вас была возможность самим определить предмет для нашей встречи, это был бы русский язык или литература?

-Вы бы предпочли больше письменных заданий или устных?

-А вам хочется в большей степени быть наблюдателем происходящего или активным участником занятия?


Личностные универсальные учебные действия: смыслообразование, то есть установление связей между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование положительного самоопределения к посещению школы.

Вхождение или погружение в тему

АМО

«Верно - неверно»

Цель: по

вторить ранее изученный материал, актуализировать знания, мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению, организовать фиксацию темы урока и цели.


Оборудование: СЛАЙД 1.







СЛАЙД 2







СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

АМО « Выполнимое - невыполнимое действие»

Цель: мотивация учащихся с помощью проблемной ситуации.

Оборудование:


Учитель

- Какие предложения мы анализировали на предыдущем уроке?



Предлагаю вспомнить сведения, известные вам о БСП.

Внимательно читайте  утверждения. Если согласны с ними, поставьте «+», если не согласны – «-».

«Верно – неверно»

Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны при помощи союзов.

-

Между частями сложного предложения со значение перечисления ставится точка с запятой (,)

-

В бессоюзных сложных предложениях между частями ставится тире, если внутри частей сложного предложения  уже имеются запятые или другие знаки препинания (;)

-

Если в  предложении вторая часть указывает на причину того,  о чём говорится в первой; вторая часть раскрывает содержание первой части, то между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие

+

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, в котором простые предложения объединены между собой с помощью интонации и по смыслу

+



Проверка по эталону

Учитель

Отобразите с помощью схем ( в тетради)  постановку знаков препинания в БСП.

[ ],[ ].    2) [ ];[ ].   3) [ ]:[ ].   4) [ ] - [ ].

Проверка по эталону

Когда в БСП ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, тире?

Учащиеся знают, когда ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, но не знают, когда – тире.

Учитель

Отобразите с помощью схем ( в тетради) постановку знаков препинания в БСП.

1. [ ],[ ]. 2) [ ];[ ]. 3) [ ]:[ ]. 4) [ ] - [ ].

Проверка по эталону

Когда в БСП ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, тире?

Учащиеся знают, когда ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, но не знают, когда – тире.






Коммуникативный универсальные учебные действия: использование речи для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.




























Регулятивные универсальные учебные действия: готовность к преодолению трудностей.

Формирование ожиданий учеников

АМО «Мозговой штурм»

Цель: генерировать максимальное количество идей на заданную тему, развить способность видеть проблему в многообразии подходов, способствовать развитию эмоциональной и творческой своды в паре на базе решения общей проблемы.


СЛАЙД 5

Учитель

В чём затруднения? (Мы не знаем правило, но можем предположить…………………)

Значит, тема нашего урока? (Ответы Учащихся)

Открывается запись темы урока на доске.


Наша цель?

- Что нам для этого необходимо? Как будем работать? (Уч-ся сам-но выбирают)



Коммуникативный универсальные учебные действия: формирование умения договариваться, находить общее решение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.


Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи.

Интерактивная лекция

АМО «Лингвистическая лаборатория»

Цель: развивать исследовательские умения и навыки работы в группе.



Оборудование: таблички, учебник


СЛАЙД


Учитель

Предлагаю проанализировать предложения, объяснить расстановку знаков препинания.

Ехал сюда рожь начинала желтеть.

Поработаешь до поту поешь в охоту.

Вдруг мужики с топорами явились лес зашумел, застонал, затрещал.

Лето припасает зима поедает.

Берёза в лесу без вершины хозяйка без мужа в дому.



- Работа учащихся в группах / индивидуально/в паре (по желанию)

- Помните, если при работе у вас возникли вопросы, то ответственный поднимает руку, а я к вам подойду и постараюсь вам помочь.

Каждая группа получает лист с предложениями (приложение 2) и лист для оформления своих исследований (приложение 3).

Учитель-модератор организует защиту результатов.

Одна из групп отвечает, а другая дополняет.

По ходу выступления оформляется доска.

Тире ставится в следующих случаях:

Противопоставление, быстрая смена событий (а)

значение условие (если)

время (когда)

сравнение (как будто)

следствие (так что, поэтому, значит)




- Как проверить наше предположение? (Прочитать в учебнике правило) Учащиеся читают и делают вывод, что они вывели алгоритм написания верно/неверно.



Коммуникативные универсальные учебные действия: участие в парном обсуждении проблемы, умение слушать, контролировать и оценивать действия - инициативное сотрудничество.

Регулятивные универсальные учебные действия: формирование способности принимать, сохранять задачи и следовать им в учебной деятельности.


Коммуникативные универсальные учебные действия: адекватно использовать речь для представления результата.



Познавательные универсальные учебные действия: способность к осознанию и усвоению содержания; анализ объектов с целью выделения признаков; выбор основания для сравнения, классификация объектов.


Регулятивные универсальные учебные действия: формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя фразу конструкт.

Проработка содержания темы

АМО «Соседушка посмотри»


Цель: включить новое знание в систему знаний; тренировать умение расставлять знаки препинания в БСП


Оборудование: СЛАЙД 6










Мини – тест

«Я знаю..»

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.


СЛАЙД 7






СЛАЙД 8


Учитель

Задание на выбор.


Упр. 199 с. 134 ( 2 предложения)

Русскую культуру невозможно представить без русской литературы. 2015 год – это год литературы.

Предлагаю вам для анализа предложения из произведения великого русского писателя и поэта.

Определите условия постановки тире в следующих предложениях.

 1.Я был готов любить весь мир - меня никто не понял. (Противопоставление)

2.Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце. (Время)

 Из какого произведения эти предложения?

(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)

3. Исследование метериала в газете «Новая жизнь» Ответить на вопрос: Как вы думаете, какой знак препинания ставится чаще между частями БСП двоеточие или тире?


Выступление групп

Тест

Сгруппируйте пословицы и афоризмы по смысловым отношениям частей.

Противопо-ставление

Условие

Время

Следствие





1)Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце.

2) Азбуку учат – на всю избу кричат.

3) Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай.

4) Есть терпение - будет и умение.

Проверка по эталону

Регулятивные универсальные учебные действия: умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу.


Коммуникативный универсальные учебные действия: управление поведением партнера, коррекция его действий.





Регулятивные универсальные учебные действия: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Подведение итогов

Рефлексия

АМО «АНКЕТА»

Цель: оценить собственный вклад в работу группы, создать ситуацию успеха; отследить соответствие результатов с намеченной целью вначале урока.



Учитель

- Какую цель вы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли достичь?

Обращаемся к эпиграфу, как он был связан с уроком?


Оцените свои знания.

Анкета

Я узнал (за каждое задание 1 балл)-максимум 4 б.

Тест _______балла

2. Я учился ( за каждый пункт 1 балл).

Понял задачи урока:____балл

Высказывал своё мнение:______балл

Материал урока мне был понятен: _______балл

Своей работой на уроке я доволен: _________балл

Понял свои затруднения:________балл

3. Мое настроение:

Я понял, что учиться – это интересно:_____балл

Итого: 4 +5+1=10 БАЛЛОВ


Регулятивные универсальные учебные действия: констатация достижения поставленной цели.

Домашнее задание

АМО «Разноуровневое задание»

Цель: тренироваться в постановке тире в БСП; обосновывать свой выбор задания, самостоятельно проверять его и вносить коррективы.

Учитель

Для всех задание: повторить правило постановки знаков препинания в БСП

На выбор

1. Упр. 200 с.68 учебника

2.Из  изучаемого произведения русской литературы выписать 5-6 БСП, объяснить постановку знаков препинания в них.

3. Сочинение 15.3 на выбор.


Спасибо за работу! Удачи!




Регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно выполнять домашнее задание и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона)



Список используемых источников:

Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Е. В. Климанова. Развитие исследовательских умений школьников. -

М.: Просвещение, 2011

И. Н. Корбакова, Л. В. Терешина. Деятельностный метод обучения. Издательство «Учитель», 2011

Н. Ю. Васильева, И. Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. Москва «Вако», 2013








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации