12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
АБУБАКАРОВА ЛУИЗА МАГОМЕДОВНА788
Россия, Чеченская респ., Грозный
0

Социальное обеспечение граждан пострадавших от радиационных или техногенных катастроф

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…….…………...3

1. ИСТОРИЯ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

1.1 Катастрофа на Чернобыльской АЭС…………………….……….……….....7

1.2 Преодоление последствий Чернобыльской катастрофы …………………13

2. ХАРАКТЕРИСТИКА И СПОСОБЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ РАДИАЦИОННЫХ КАТАСТРОФ

2.1 Понятие социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных

катастроф………………………………………………………………………...16

2.2 Способы социальной защиты граждан, пострадавших в

результате радиационных катастроф (на примере Чеченской Республике)...23

2.3 Проблемы и пути решения………………………………………….………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………… …………………..…….40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. ...45

ПРИЛОЖЕНИЕ















ВВЕДЕНИЕ


Несмотря на то, что прошло уже достаточно много лет, в истории России и других стран, имеются темные пятна - техногенные и радиоактивные катастрофы.

С содроганием в сердце и со слезами на глазах весь мир вспоминает самую страшную из них - авария на Чернобыльской атомной электростанции. В один момент живой город стал пустыней. По сей день там практически никто не живет, а уровень радиации зашкаливает.

По совокупности долгосрочных последствий эта авария явилась самой масштабной катастрофой 20 века из всех происшедших к тому времени подобных аварий в мире.

В связи со сказанным возникает проблема радиации и ее негативных последствий, как следствие, возложение ответственности на государство за причиненный вред и необходимость успешной реализации механизма социальной защиты пострадавших лиц актуальна не только в нашей стране, но и за ее пределами.

По законодательству Российской Федерации в эту группу включены:

- лица, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (далее по тексту - лица, пострадавшие от ЧАЭС);

-лица, подвергшиеся радиации в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

- лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и другие.

Указанное обстоятельство, а также необходимость возмещения государством нанесенного данным лицам вреда жизни и здоровью ставит перед законодателем задачу обособленного законодательного регулирования их социальной защиты, включая обеспечение необходимого уровня социальной защищенности данной категории населения.

Цель данного исследования заключается в анализе социальной защиты лиц, пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф, и рассмотрении правовых вопросов социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф.

Для достижения указанной цели в исследовании поставлен и решается ряд задач:

- исследовать термин «лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф;

- проанализировать систему социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф;

- изучить систему источников права, регулирующих вопросы социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф;

- исследовать систему пенсионного обеспечения лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф;

- рассмотреть правовые вопросы предоставления денежных выплат, услуг и натуральных предоставлений лицам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф.

Объектом исследования выступают правовые отношения, возникающие по поводу социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф.

Предметом исследования являются особенности и виды социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф.

Методологическую основу составили всеобщий диалектико- материалистический метод исследования, общие методы исследования (сравнительный, метод системного анализа и др.), научные методы (толкование норм права, сравнительно - правовой, формально юридический методы и др.).

Теоретической основой исследования выступили труды теоретиков государства и права (С. С. Алексеева, Д. И. Дедова), конституционного и административного права (Д. Н. Бахраха, Н. В. Витрука,), трудового права и права социального обеспечения (В. А. Агафонова) и других.

Нормативную исследования составили: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ о поправках к Конституции РФ от 01.07.2020), Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ (ред. 06.12.2021) «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

Отдельное внимание уделено анализу научной и учебной литературы.

Эмпирической основой настоящей выпускной квалификационной работы являются результаты мониторинга, проведенного мною в Министерстве труда, занятости и социального развития Чеченской Республики.

Практическая значимость данного исследования заключается в анализе социальной защиты лиц, пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф, и рассмотрении правовых вопросов социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.

Во введении анализируется актуальность исследуемой темы, дается обзор литературы, определяется предмет и объект исследования, формулируются цели и задачи исследования.

В первой главе ВКР рассматривается аспекты и основы теории, методологии, истории и законодательные акты социальной защиты в Российской Федерации в настоящее время. Излагаем правовые отношения, возникающие по поводу социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф.

Во второй главе излагаются механизмы социальной защиты и способы социальной защиты граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф в Чеченской Республике.

Центральное место уделено целям, функциям и технологиям социальной защиты и их связи с государственной социальной политикой.

На примере регионального отделения ПФР по Чеченской Республике рассматривается социальная защита граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, их проблемы и пути решения.

Выводы и обобщения, полученные в ходе написания работы, объединены в заключительных ее положениях.

Выпускная квалификационная работа содержит: 49 страниц текста, приложение, 7 таблиц и список использованных источников и литературы – 17 наименований.


















1. ИСТОРИЯ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

1.1 Катастрофа на Чернобыльской АЭС


По признанию буквально всех экологических и правозащитных сообществ Земли, катастрофа на Чернобыльской АЭС является самой крупной техногенной (экологической, ядерной и т.п.) катастрофой 20 века.

Весь цивилизованный мир знает о человеческих жертвах, положенных на саркофаг Чернобыльской АЭС, и о постоянном угнетающем воздействии радиации на здоровье ныне живых ликвидаторов, пострадавших в борьбе с радиационной угрозой, лишившихся здоровья и возможности полноценного участия в процессе общественного созидания.

26 апреля 1986 года в 1 час 24 минуты на 4-ом энергоблоке Чернобыльской АЭС раздались последовательно два взрыва, которые возвестили весь мир о свершившейся трагедии. До сих пор муссируется масса причин приведших к катастрофе. Официальной считается следующая: катастрофа произошла в связи с проводившимся экспериментом на 4-ом энергоблоке АЭС.

Катастрофа на Чернобыльской АЭС явилась крупнейшей в истории атомной энергетики.

Объективное понимание ее экологических, социальных, медицинских и психологических последствий - предмет многолетнего изучения специалистов многих стран.

Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ.

Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу:

- около 3 тысяч человек погибли в течение первых трех месяцев после аварии;

- отдалённые последствия облучения, выявленные за последующие 15 лет, стали причиной гибели от 60 тысяч до 80 тысяч человек;

- 134 тысяч человек перенесли лучевую болезнь той или иной степени тяжести, более 115 тысяч человек из 30-километровой зоны были эвакуированы.

Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы, более 600 тысяч человек участвовали в ликвидации последствий аварии. [12, с.218]

В отличие от бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, взрыв напоминал очень мощную «грязную бомбу» - основным поражающим фактором стало радиоактивное заражение.

Облако, образовавшееся от горящего реактора, разнесло различные радиоактивные материалы, и прежде всего радионуклиды йода и цезия, по большей части территории Европы.

В связи со сложной метеорологической обстановкой после аварии существенно загрязненными оказались обширные территории Украины (41,75 тыс. кв. км), Белоруссии (46,6 тыс. кв. км), Европейской части России (57,1 тыс. кв. км).

Наибольшие выпадения отмечались на значительных территориях, расположенных вблизи реактора и относящихся к территориям Беларуси, Российской Федерации и Украины. Чернобыльская авария стала событием большого общественно-политического значения для бывшего СССР, и это наложило определённый отпечаток на ход расследования её причин.

Подход к интерпретации фактов и обстоятельств аварии менялся с течением времени, и полностью единого мнения нет до сих пор.

На 25 апреля 1986 года была запланирована остановка 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС для очередного планово-предупредительного ремонта.

Во время таких остановок обычно проводятся различные испытания оборудования, как регламентные, так и нестандартные, проводящиеся по отдельным программам. [17, с. 283-321]

В этот раз целью одного из них было испытание так называемого режима «выбега ротора турбогенератора», предложенного проектирующими организациями в качестве дополнительной системы аварийного электроснабжения.

Первая попытка в 1982 году показала, что напряжение при выбеге падает быстрее, чем планировалось.

Последующие испытания, проводившиеся после доработки оборудования турбогенератора в 1983, 1984 и 1985 годах также, по разным причинам, заканчивались неудачно.

Испытания должны были проводиться 25 апреля 1986 года. В 1:23:04 начался эксперимент.

Из-за снижения оборотов насосов, подключённых к «выбегающему» генератору, и положительного парового коэффициента реактивности реактор испытывал тенденцию к увеличению мощности (вводилась положительная реактивность), однако в течение почти всего времени эксперимента поведение мощности не внушало опасений.

В 1:23:39 зарегистрирован сигнал аварийной защиты АЗ-5 от нажатия кнопки на пульте оператора.

В следующие несколько секунд зарегистрированы различные сигналы, свидетельствующие о быстром росте мощности, затем регистрирующие системы вышли из строя.

По различным свидетельствам, произошло от одного до нескольких мощных ударов (большинство свидетелей указали на два мощных взрыва), и к 1:23:50 реактор был полностью разрушен.

Непосредственно во время взрыва на четвёртом энергоблоке погиб только один человек (Валерий Ходемчук), ещё один скончался утром от полученных травм (Владимир Шашенок). [17, с. 283-321]

На рисунке 1 представлено фото до и после взрыва 4 энергоблока ЧАЭС. [24]

t1662234906aa.jpg

Рисунок 1[24]


Впоследствии, у 134 сотрудников ЧАЭС и членов спасательных команд, находившихся на станции во время взрыва, развилась лучевая болезнь, 28 из них умерли в течение следующих нескольких месяцев.

К 4 часам утра пожар был локализован на крыше машинного зала, а к 6 часам утра был затушен. Всего принимало участие в тушении пожара 69 человек личного состава и 14 единиц техники. Пожарные не дали огню перекинуться на третий блок (у 3-го и 4-го энергоблоков единые переходы). Вместо огнестойкого покрытия, как было положено по инструкции, крыша машинного зала была залита обычным горючим битумом.

Примерно к 2 часам ночи появились первые поражённые из числа пожарных. У них стала проявляться слабость, рвота, «ядерный загар». Помощь им оказывали на месте, в медпункте станции, после чего переправляли в городскую больницу Припяти.

27 апреля первую группу пострадавших из 28 человек отправили самолетом в Москву, в 6-ю радиологическую больницу.

С 1 августа 1986 года начались работы по возведению основных конструкций «Укрытия», на площадке в три смены работают 8200 человек.

19 августа принято решение захоронения радиоактивных обломков и элементов выброса из реактора мощностью более одного рентгена в час в завале 4 блока.25 августа закончено строительство «пионерных стен».

В ограждающей пионерной стене, которая построена по внешнему контуру 4 блока, захоронено 90 тысяч кубометров радиоактивных отходов и 1145 контейнеров с высокоактивными РАО (радиоактивные отходы).

26 августа закончена защитная разделительная стена между третьим и четвертым энергоблоком (рисунок 2).

30 ноября 1986 года подписан акт государственной комиссии о принятии на техническое обслуживание объекта укрытие.

Необходимо подчеркнуть, что «Укрытие» не является объектом, созданным в соответствии с правилами и нормами проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации не только ядерных установок или объектов по обращению с радиоактивными отходами, но и обычных промышленных сооружений.

Его строительные конструкции изначально не отвечали требованиям нормативно-технических документов по безопасности в части структурной целостности и надежности и имеют неопределенный срок эксплуатации.

t1662234906ab.jpg

Рисунок 2

Старый Саркофаг Чернобыльской АЭС, фото (рисунок 3) которого передает всю горечь событий, находится под укрытием нового корпуса защиты. Рядом с объектом можно увидеть памятник, возведенный в честь погибших ликвидаторов аварии на ЧАЭС в 1986 году.

t1662234906ac.jpg

Рисунок 3

После многолетней работы и строительства на месте аварии сегодня возведена действительно надежная защита.

На строительство нового саркофага (рисунок 4) для Чернобыльской АЭС ушло два десятилетия.

Он выше статуи Свободы и почти такой же высокий, как пирамида Хеопса. Ему надлежит запечатать место катастрофы на 100 лет. И его вид указывает на его историческое значение.

Хочется надеяться, что этот саркофаг подведет черту под этой катастрофической главой в истории ядерной энергетики. [23]

t1662234906ad.jpg

Рисунок 4

1.2 Преодоление последствий Чернобыльской катастрофы


Сотни тысяч людей участвовали в ликвидации последствий катастрофы, они получили незабываемые впечатления, не стираемый «ядерный загар» и очень ненадёжную помощь от государства.

Ликвидаторы – так называли тех, кто пытался минимизировать последствия аварии на ЧАЭС. Около 600 000 людей со всего СССР могут называть себя ликвидаторами. Самыми первыми на устранении последствий взрыва работали сотрудники станции, пожарные и милиционеры. Все они были обречены. Двое погибли сразу при взрыве, ещё несколько десятков человек умерли в течение нескольких недель после аварии.

Со всех уголков страны к ЧАЭС съезжались тысячи людей: специалисты-химики и физики, военные из войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ), солдаты-срочники, строители, бульдозеристы, водители, крановщики, сварщики… тысячи и тысячи людей.

Просёлочные дороги забиты снующими туда-сюда грузовиками, машинами химической разведки, бронетранспортёрами, бульдозерами и самосвалами. Тысячи тонн строительных материалов, целые поезда со сменными бригадами, большие шишки из московских министерств – всё это устремлялось к эпицентру катастрофы. Правительство взялось за решение проблемы, споро, масштабно, не жалея денег и сил.

Но, несмотря, на обилие новейшей техники, главной движущей силой процесса были люди: специалисты и простые работники, которые своими руками исправляли последствия этой чудовищной катастрофы, не давая разрастись ей до мирового масштаба. Именно они получали свои страшные дозы радиации, хронические болезни, проблемы на всю оставшуюся жизнь. Основная часть работ была выполнена в 1986—1987 годах, в них приняли участие примерно 240 тысяч человек. А всего «чернобыльцами» могут считать себя почти 7 миллионов жителей бывшего Советского Союза. Максимальная доза радиации, которую позволялось набирать ликвидатором – 25 рентген, это составляло примерно половину допустимой дозы для военнослужащих при действиях на заражённой местности (50 рентген). Порог острой лучевой болезни, грозящей летальным исходом, начинается где-то на уровне 100 рентген (1 грей).

Каждый день дозиметристы вписывали в личные карточки полученные дозы и когда общая превышала норму – работа ликвидатора в Зоне считалась законченной и он отправлялся домой. Но не всегда вовремя прибывала смена, часто данные в карточках занижались, а фон вблизи станции был настолько нестабилен, что даже люди, находящиеся в одной группе на расстоянии 50 метров друг от друга, могли получать совершенно разные дозы и эффективно проконтролировать это даже с помощью индивидуальных дозиметров было невозможно.

Ликвидационные мероприятия включали две основные составляющие: возведение саркофага над уничтоженным энергоблоком для предотвращения дальнейшего распространения радиоактивных веществ и деактивация уже заражённой территории. Помимо этого на широкую ногу была поставлена радиационная разведка, которой занимались как военнослужащие войск радиационной, химической и биологической защиты, так и гражданские специалисты. Они тщательно проверяли фоновые уровни и уровень заражения почвы и воды во всей зоне отчуждения и за её пределами, именно на основе их данных принимались решения о проведении тех или иных работ и об отселении жителей. Верхний слой земли снимали с помощью бульдозеров с «бронированными» усечёнными кабинами только для водителей. Кабины укрыты листовой броней, с маленькими освинцованными оконцами, несколько огромных зеркал заднего обзора установлены на радиаторе, двери и переднем бампере. Позднее стали применять и радиоуправляемые машины советского и японского производства.

 Затем схожим образом оборудованные экскаваторы засыпали грунт в металлические контейнеры, рабочие закрывали крышки и краны грузили их на большие грузовики, чтобы затем захоронить в специально отведённых местах. Все работы производились строго по времени, иногда одна рабочая «смена» не превышала пяти минут. Помимо уборки грунта массового пилили и закапывали деревья, отмывали дороги, стоянки техники, чтобы максимально снизить количество радиоактивной пыли, разносимой вместе с транспортом. Но основная работа – это, конечно же, возведение объекта «Укрытие». Он был сооружён за рекордно короткий срок: 206 дней, силами почти 90 тысяч человек. Циклопический «саркофаг» включает в себя семь тысяч тонн металлоконструкций и почти 800 тысяч тонн бетона. Здесь работали сварщики, резчики, крановщики, рабочие-строители, сотни водителей и операторов тяжёлой техники.

Оперативная разработка проекта и руководство строительством лежало на плечах 605-ого управления специального строительства Министерства среднего машиностроения СССР. Работа ликвидаторов – это свидетельство мужества и героизма мирного времени, самая масштабная экологическая катастрофа была побеждена благодаря неимоверным усилиям обычных людей.

Развитые страны начали рассматривать использование альтернативных методов добычи энергии, строительство АЭС по всему миру приостановилось, поднялась широкая общественная дискуссия о допустимости экологических рисков, связанных с деятельностью АЭС.

Ядерный сектор наиболее развит в европейских странах, например во Франции доля АЭС в общей выработке – более 70%, в Литве Игналинская АЭС вырабатывала больше энергии, чем потребляла вся страна, всего в мире доля мирного атома около 3%. Однако до сегодняшнего дня все альтернативы атомной энергетики обладают внушительным набором минусов. Этот тип энергетики позволяет снизить выбросы парниковых газов в атмосферу и при нормальной эксплуатации несёт значительно меньше рисков для окружающей среды, чем другие типы энергогенерации. И пока термоядерный синтез остаётся недостижимой мечтой человечества, мы будем свидетелями развития мирного атома.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СПОСОБЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ РАДИАЦИОННЫХИ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ

2.1 Понятие социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф


Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате радиационных аварий, ядерных испытаний и инцидентов (далее - социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации), - система гарантированных государством специальных экономических, социальных, правовых, медицинских и организационно-технических мер, компенсирующих негативные последствия воздействия радиации и обеспечивающих пострадавшим охрану здоровья, защиту имущественных интересов, условия для проживания и трудовой деятельности.

Законодательство о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате радиационных аварий, ядерных испытаний и инцидентов, состоит из соответствующих национальных законов, международных договоров и других международных правовых актов, признанных национальным законодательством.

Право на пенсию в соответствии со статьей 10 Федерального Закона от 15декабря 2001 года № 166–ФЗ (ред. от 8 марта 2022 г.) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» имеют:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;

2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;

4) граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;

5) граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;

6) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;

7) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;

8) граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;

9) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

10) граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение;

11) нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 настоящего пункта.

12) граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособные члены их семей.

Проанализировав данный список и обратившись к научной литературе, можно сказать, что нужно дополнить список граждан, так как институт социальной защиты от радиационных и техногенных катастроф распространяет свое действие на всех лиц, которые на законных основаниях пребывают на территории Российской Федерации, так как понятие «лицо» применительно к физическим лицам в действующем законодательстве РФ включает в себя не только граждан РФ, но и иностранных граждан и лиц без гражданства.

Список граждан, которым предоставляется помощь после катастрофы на производственном объединении «Маяк» представлен в Федеральном Законе № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»:

1) на граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах;

2) на граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1959-1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957-1962 годах;

3) на граждан, эвакуированных (переселенных), а также добровольно выехавших из населенных пунктов (в том числе эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также на военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированных в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения.

К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1960 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также выехавшие с 1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

4) на граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности);

5) на граждан, проживавших в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);

6) на граждан, проживавших в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр);

7) на граждан, добровольно выехавших на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности. [3]

На основании выше изложенного можно выделить признаки, присущие понятию «лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф».

Под лицами, пострадавшими от радиационных и техногенных катастроф, следует понимать группу людей, прямо или косвенно пострадавших от чрезвычайной ситуации радиационного или иного техногенного характера (субъекты которой признаны в качестве таковых в установленном законом порядке и нуждающихся в социальной защите, которую характеризует постоянный и непредсказуемый рост численности, а также наличие присущих специфических потребностей социального, психологического, экономического и иного характера.

В Российской Федерации социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений, складывающихся между гражданами:

- с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями;

- с другой, по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов и бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, бедность.

В данном случае подход ученых вполне обоснован, так как возможно наличие отдельного института социального обеспечения лиц, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф, что обусловлено, как и реальностью современной жизни, но и нормами Конституции РФ, которая предусматривает возможность выделения в качестве самостоятельных институтов социальной защиты различных категорий граждан (населения).

В качестве основания для предоставления конкретного вида обеспечения выступает определенный социальный случай, который может повлечь за собой возникновение неблагоприятных последствий.

Таким образом, речь идет лишь о воздействии на жизнедеятельность человека неблагоприятных факторов как результата произошедшей радиационной или техногенной катастрофы.

Соответствующее правоотношение возникает лишь при наличии специфических юридических фактов.

На основе анализа нормативных актов, а также научной и учебной литературы, я выявила для себя понятие «социальное обеспечение лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф», под которым понимается система общественных отношений, между лицами, пострадавшими от радиационных и (или) техногенных катастроф:

- с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями;

- с другой, по поводу предоставления им за счет специальных фондов и бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий, компенсационных выплат и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств (смерть, инвалидность и иные), влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, и связанных с последствиями радиационных и техногенных катастроф.

Однако институт социального обеспечения лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф, входит составной частью в состав более общего - социальная защита лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф.

При поиске и составлении термина «социальная защита лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф» были проанализированы основные подходы ученых.

К примеру, Г. Х. Шафикова указывает, что под социальной защитой понимается система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения достойной жизни человека.

С учетом проанализированных нормативных актов, а также принимая во внимание основные теоретические подходы, изложенные в научной и учебной литературе под социальной защитой лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф следует понимать: деятельность государства и органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, иных физических и юридических лиц по предоставлению денежных выплат, услуг пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф.

В завершение рассмотрения данного параграфа можно отметить, что отношения в сфере социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф имеют определенное сходство с правовыми связями, возникающими в области предоставления мер социальной защиты лицам, пострадавшим от различных природных катастроф.

В связи с этим было бы обоснованным то, что нужно принять единый нормативный акт, который бы заложил основы правовой аргументации вопросов социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных, техногенных, природных катастроф, а также террористических действий.

Необходимо в большей степени учитывать социальные интересы инвалидов-чернобыльцев при выделении путевок в специализированные санатории и медицинские центры.

Также следует регулярно проводить индексацию сумм возмещения вреда чернобыльцам и не допускать законодательных изменений, ущемляющих их права.

Все это позволит государству выполнить свой долг перед людьми, потратившими здоровье на преодоление последствий крупнейшей радиационной катастрофы и в полной мере обеспечить реализацию ихправ.

2.2 Способы социальной защиты граждан, пострадавших

в результате радиационных катастроф

(на примере регионального отделения ПФР

по Чеченской Республике)


Тяжелой была судьба ликвидаторов аварии на Чернобыльской атомной электростанции - многих уже нет в живых, многие получили группу инвалидности. Тысячи людей со всех концов бывшего СССР были призваны и командированы для ликвидации последствий катастрофы.

Работы по ликвидации аварии велись в основном вручную.

Лопатами снимали верхний слой грунта на территории АЭС, сбрасывали руками куски арматуры, графита с крыши машинного зала, смывали радиоактивную грязь тряпками внутри станции.

Некоторые радиоуправляемые механизмы, выполняющие работы по устранению завалов, не выдерживали высокого уровня радиации и выходили из-под контроля операторов. Не все знают, что ликвидаторы предотвратили более мощную катастрофу на ЧАЭС. Среди призывников и командированных были и наши земляки. Участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в нашей республике сравнительно с другими регионами мало и каждый год их становится, к глубокому сожалению, все меньше и меньше.

Отдавая дань уважения нашим землякам, участвовавшим в этой трагедии, мы подчеркиваем причастность чеченского общества к боли и трагедии братских народов России и отмечаем единство и целостность Российской Федерации, как в территориальном, так и в духовном плане.

Мы все чтим их героический подвиг и знаем, что они нуждаются в особом внимании как со стороны общественности, так и со стороны государства. Масштабы катастрофы могли стать неизмеримо большими, если бы не мужество и самоотверженные действия ликвидаторов, которые отдали свои жизни ради многих и многих поколений.

Техногенные и радиационные катастрофы относятся к тем видам бедствий, от которых практически невозможно скрыться.

Человек не может простоять ядерному взрыву, или прорыву плотины - «стихия» сбивает его с ног и несет по течению.

Катастрофы, которые произошли и оставили неизгладимый след в памяти страны, народа, человечества - покалечили множество людей, и еще больше людей унесли с собой.

Те, кому удалось выжить, прошли через множество препятствий, и проходят до сих пор.

Родственникам тех людей, которые погибли тоже пришлось пройти через боль, потерю.

Для того, чтобы обеспечить более комфортное проживание на территории Российской Федерации, были созданы нормативно правовые акты о социальном обеспечении.

Государство взяло на себя ответственность за произошедшие на его территории катастрофы и заботится о гражданах, проживающих на территории страны.

Льготы и компенсации являются одними из основных форм социального обеспечения граждан, пострадавших от радиации.

В нашей Республике уделяют особое внимание этой категории граждан. Мы осознаем, что они достойно прошли через испытание ада радиационной катастрофы.

Сегодня мы не располагаем информацией о том, сколько было направлено людей в Чернобыль из Чечено-Ингушской АССР.

Но мы можем сказать, что по данным министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики и Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чеченской Республике в настоящее время в республике проживают 410 участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, из них – 145 инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. [2]

Региональное отделение ПФР по Чеченской Республике с 2022 года предоставляет гражданам, подвергшимся воздействию радиации меры поддержки, которые раньше оказывали органы социальной защиты населения.

Условия предоставления мер социальной поддержки остаются прежними. 

В Министерстве труда, занятости и социального развития Чеченской Республики проводится работа по приему заявлений для оформления и выдачи удостоверений гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие чернобыльской катастрофы.

Статьей 7 закона № 1244-1 от 15.05.1991 определены четыре категории зон воздействия радиации.

Льготный статус граждане получают в зависимости от проживания в конкретном регионе, а также с учетом факта участия в ликвидации последствий катастрофы.

В таблице 1 дана характеристика перечня загрязненных зон.

Таблица 1

Зона

Характеристика

Отчуждения

На данных территории запрещено расселение. Хозяйственная деятельность ограничена. Конкретные виды природопользования определяются Правительством РФ.

Отселения

В районах осуществляется комплекс медицинских мероприятий, направленных на защиту населения от последствий радиоактивного заражения

С правом на отселение

Разрешено заселение регионов. Проводится постоянный контроль за уровнем радиации. О результатах население информируется через СМИ.

Со льготным экономическим статусом

Территории с допустимым уровнем радиации. Правительство реализует здесь особые экономические и экологические программы, направленные на повышение уровня жизни населения


Пенсионный фонд в соответствии с Федеральными законами от 15 мая 1991 года №1244-1-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» проводит всю необходимую работу по обеспечению мерами социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

По линии Пенсионного фонда с 2022 года данным гражданам осуществляются следующие выплаты:

1) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

2) ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров;

3) единовременная компенсация гражданам, ставшим инвалидами;

4) ежегодная компенсация за вред здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы;

5) компенсации семьям, потерявшим кормильца.

Гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам и членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в соответствии с законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».[1]

Более подробная информация вышеуказанных выплат выплаченных в Министерстве труда, занятости и социального развития Чеченской Республики 2021 году предоставлена в таблице 2.


Таблица 2

п/п

Виды выплат

Категории получателей

Размер выплаты руб.

Периодичность

Кол-во получателей


1

Возмещение вреда здоровью

Инвалиды

чернобыльцы

от 1 546 до

180 571

Ежемесячно

168


Семьи, потерявшие кормильца

23


Всего

191

2

Дополнительный отпуск

Чернобыльцы

Расчеты ведет бухгалтерия по месту работы



2


Семипалатинцы

1


Участники действий подразделений особого риска

-


Всего

3

3

Продовольственное питание

Инвалиды

чернобыльцы

от 740 до 5836

Ежемесячно

167


Дети инвалидов до 14 лет

от 740 до 5836

110


Семьи, потерявшие кормильца

от 187


18


Участники чернобыльцы Год участия 1986-87 гг.

от 493 до 909

227


Участники действий подразделений особого риска

от 493


20


Семипалатинцы

493

47


Всего

589

4

Единовременные компенсации за вред здоровью

Инвалиды

1группы

24 688

Единовременно

-


2 группы

17 282

2


3 группы

12 344

-


Всего

2

5

Ежегодная компенсация за вред здоровью

Инвалиды

1группы

1 234

Ежегодно



168


2 группы

от 1 234

до 8 179


3 группы

987


Всего

168

6

Ежегодная компенсация на оздоровление

Участники чернобыльцы год участия 1986-87 гг.

от 740 до 1 345

Ежегодно

222


Участники чернобыльцы год участия 1988 гг.

493

Ежегодно

41


Участники чернобыльцы год участия 1989-1999

246

Ежегодно

14


продолжение таблицы 2[26]



Участники действий подразделений особого риска

740

Ежегодно

15


Всего

292

7

Ежегодная компенсация

Дети, потерявшие кормильца

246

Ежегодно


8


Всего

8

8

Единовременная компенсация

Семьи, потерявшие кормильца

24 688

Единовременно

1


9

Единовременная компенсация на погребение

Семьи, потерявшие кормильца

9 393

Единовременно

1



Чернобыльцы – единственная категория льготников, которая имеет право на получение 2 ЕДВ.

При этом первая выплачивается согласно ст. 27.1. закона №1244-1 от 15 мая 1991 года.

Вторая может быть предусмотрена другим законом.

Например, ЕДВ по инвалидности.

Ниже в таблице 3 приведена вторая ЕДВ, право на которую может возникнуть у чернобыльцев с двумя льготами.

Но нужно учитывать, что две льготы не могут возникнуть на основании одного и того же закона. [19]

Таблица 3


Категория получателей

Сумма выплаты, в рублях

Инвалиды 1 группы

4087,36

Инвалиды 2 группы

2919,02

Инвалиды 3 группы

2336,70

Ветераны боевых действий

3212,04

Инвалиды войны

5838,02

Жители блокадного Ленинграда

3212,04

Члены семей умерших (погибших) участников ВОВ, ветеранов боевых действий, инвалидов войны

1752,52

Герои Труда РФ, Соцтруда

50755,55


С 1 февраля 2022 года повысили единовременные и ежегодные компенсации для различных льготных категорий (инвалидов чернобыльцев и участников). Новые размеры выплат предоставлены в таблицах 4 и 5.[18]

Таблица 4

Единовременная компенсация за вред, нанесенный здоровью

Инвалидам 1 группы

36 780,99 руб.

Инвалидам 2 группы

25 746,71 руб.

Инвалидам 3 группы

18 390,55 руб.

Ежегодная компенсация за вред, нанесенный здоровью

Инвалидам 1 и 2 группы

1 839,06 руб. в год

Инвалидам 3 группы

1 471,27 руб. в год

Единовременная компенсация по потере кормильца

Семьям, потерявшим кормильца

36 780,99 руб.

Родителям, потерявшим кормильца

18 390,55 руб.

Ежегодная компенсация детям по потере кормильца – ликвидатора ЧАЭС

367,82 руб. в год.

Ежегодная компенсация на оздоровление

Ликвидаторам ЧАЭС в 1989 году и гражданам, эвакуированным в 1986 году из зоны отчуждения

367,82 руб. в год.

Ликвидаторам ЧАЭС в 1986 – 1987 годах

1103,44 руб. в год.

Ликвидаторам ЧАЭС в 1988 году

735,58 руб. в год.












Таблица 5


Категория получателей

Сумма ЕДВ с 1 февраля 2022 в руб.

Граждане, инвалидность которых связана с аварией на Чернобыльской АЭС, на ПО «Маяк»

3164,22

Несовершеннолетние дети, проживающие в местностях с льготным социальным экономическим статусом

Лица, которые из-за аварии на ЧАЭС перенесли лучевую болезнь или другие заболевания

2533,00

Постоянно проживающие или работающие в зоне отселения, в зоне с льготным социальным экономическим статусом

633,24


Из-за того, что радиация затрагивает не только тех, кто непосредственно ее перенес, но и отражается на репродуктивной функции человека, государство также предоставляет определенные льготы детям и внукам ликвидаторов ЧАЭС:

- субсидия, выплачиваемая каждый месяц;

- льготное зачисление в высшие и средние учреждения профессионального образования;

- если несовершеннолетний инвалид, находящийся на попечении у чернобыльца, теряет кормильца, то пособие по потере кормильца будет составлять 20 000 руб.;

- пособие на погребение в случае гибели родителя-чернобыльца.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, государственная или страховая пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа с уменьшением пенсионного возраста:

- участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986-1987 годах — на 10 лет (мужчинам с 50 лет, женщинам с 45 лет);

- участникам ликвидации аварии в 1988 -1990 годах - на 5 лет (мужчинам с 55 лет, женщинам с 50 лет).

Граждане, подвергшиеся воздействию радиации, но тем не менее не являющиеся инвалидами, имеют право на снижение пенсионного возраста от 1 года до 5 лет.

Для назначения государственной пенсии по старости им необходимо иметь пять лет страхового стажа.[20]

Все денежные выплаты, услуги и иные натуральные предоставления в рамках социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, можно условно разделить на две группы:

- денежные выплаты, услуги и иные натуральные предоставления, гарантированные лицам, которые непосредственно пострадали от радиационных и техногенных катастроф;

- оказываемые лицам, непосредственно, пострадавшим от вышеуказанных чрезвычайных ситуаций (члены семей данных граждан;

- лица, отдавшие костный мозг гражданам, пострадавшим от данного вида катастроф и аварий и т. д.).

С 1 февраля 2022 года повысили и ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) для различных льготных категорий (инвалидов, чернобыльцев и участников войны).

Размер индексации составил 8,4 %.

Новые размеры и индексация ежемесячных и выплат для пострадавших в радиационных или техногенных катастрофах предоставлены в таблице 6 (в рублях), с февраля 2022 года до 31 января 2023 года. [26]

Таблица 6


Категория получателя

с учетом НСУ

без учета НСУ

Граждане, перенесшие лучевую болезнь вследствие аварии на ЧАЭС 

2532,98

1219,54

Граждане-инвалиды вследствие аварии на ЧАЭС 

3164,22

1850,78

Участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986-87 гг. 

3164,22

1850,78

Участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1988-90 гг. 

2532,98

1219,54

Дети -инвалиды, вследствие аварии на ЧАЭС 

3164,22

1850,78

Дети , страдающие болезнями вследствие аварии на ЧАЭС 

2532,98

1219,54

Граждане, получившие суммарную эффект. дозу облучения от 5 до 25 сЗв (бэр)

793,09

793,09

Дети до 18 лет 1,2 поколения, получили эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв

793,09

793,09

Граждане, получившие лучевую болезнь вследствие аварии на ПО Маяк в 1957 г.

2532,98

1219,54

Граждане, ставшие инвалидами вследствие аварии на ПО Маяк в 1957 г. 

3164,22

1850,78

Дети 1,2 поколения, страдающие заболеваниями вследствие воздействия радиации на родителей

1582,12

268,68

Граждане-инвалиды из подразделений особого риска 

3164,22

1850,78


Участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в нашей республике сравнительно с другими регионами мало и каждый год их становится, к глубокому сожалению, все меньше и меньше.

Отдавая дань уважения нашим землякам, участвовавшим в этой трагедии, мы подчеркиваем причастность чеченского общества к боли и трагедии братских народов России и отмечаем единство и целостность Российской Федерации, как в территориальном, так и в духовном плане.

Проходя практику в Министерстве труда, занятости и социального развития ЧР работал в архиве, разбирал документы и расставлял на отведенные по номерам места.

Изучил порядок и основные правила назначения пособий. Так же выполняла телефонные переговоры с гражданами, под контролем сотрудников управления.

Принимал участие и в приеме граждан регионального отделения ПФР по ЧР- это застрахованных лиц, страхователей, пенсионеров по вопросам:

- пенсионного страхования;

- пенсионного обеспечения;

- индивидуального (персонифицированного учета) учета;

- реализации социальных программ.

Вела регистрацию устных и письменных обращений застрахованных лиц, страхователей, пенсионеров.

Но самое удачное это мое знакомство в Министерстве труда, занятости и социального развития ЧР с председателем Чеченской республиканской организации «Союз Чернобыль». Али Заурбеков занимает должность председателя Чеченской республиканской организации «Союз Чернобыль» с 1998 года. Признается, что долго не соглашался на эту должность, но товарищи уговорили.

- Наша организация создана в 1991 году по инициативе участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС из Гудермесского района во главе с Мовлади Мусостовым, - рассказывает Али Заурбеков.

- В 1998 году бывший председатель уехал из республики и на общем собрании выдвинули мою кандидатуру.

Я сначала отказывался в связи с тем, что тогда себя не очень хорошо чувствовал и проходил лечение, но участники нашей организации меня все-таки уговорили и я согласился.

Председатель выбирается сроком на 4 года, я уже три срока отработал в этой должности – 18 лет будет в апреле.

Вспоминая события 30-летней давности Заурбеков признается, что никто до конца не осознавал всю серьезность произошедшего.

- Я был призван в Чернобыль 11 августа 1987 года, - вспоминает председатель союза. - Тогда я работал в системе ЧИУСа (Чечено-Ингушского Управления Строительства) в строительно-монтажном управлении №7.

Мы не знали, что нас везут на Чернобыльскую АЭС.

Через каждые два-три годы нас приглашали на полгода на переподготовку куда-нибудь. Вот мы и подумали, что это просто очередная командировка. Нас было 17 человек в группе, 5 уже нет в живых.

После того, как группа тогда еще молодого строителя Али Заурбекова прибыла в Харьков, их разместили в поселке городского типа Иванково, который находился в 40 км от станции и вахтовым методом возили нас к станции каждый день.

Али проработал под реактором №4 больше месяца, а на 43 сутки ему объявили, что он как отец трех детей не имеет право работать в радиоактивной зоне – единственный кормилец семьи. Но и этого хватило, чтобы он получил среднюю дозу облучения и пожизненные проблемы со здоровьем.

- 23 сентября я приехал домой, а 22 октября по дороге на работу у меня случилась прободная язва желудка, и желудок взорвался, - делится воспоминаниями Заурбеков. - Меня прооперировали: сначала зашили желудок, а затем его и вовсе урезали. Теперь ежегодно у меня весной и осенью происходит обострение болезни.

Али говорит, что многие в процессе работы на Чернобыльской АЭС дезертировали, но среди них не было выходцев из Чечни.

- Ни один выходец из Чечни не бежал из Чернобыля, хотя было страшно смотреть на пустой город, - говорит председатель чеченских «чернобыльцев».

- Чеченцы добросовестно выполняли свою работу в Чернобыле, после чего нам вручали благодарственные письма и грамоты за добросовестную работу и отвагу.

В республиканской организации «Союз Чернобыль» состоит 450 участников ликвидации последствий аварии наЧернобыльской АЭС. Это не только сами участники, но и их дети, так как все последствия передаются по наследству.

- Наша организация функционирует для того, чтобы поддерживать и отстаивать права участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, - говорит Али Заурбеков.

Закон предусматривает льготы для таких людей, но многие организации забывают об этом.

Нам приходится напоминать некоторым людям, что «чернобыльцы» инвалиды по здоровью и им нужна помощь.

Сейчас организация отметила 32-летнюю годовщину страшной трагедии. Каждый год чеченские «чернобыльцы» получают денежное поощрение от Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова.

Пока у чеченского «Союза Чернобыль» нет своего помещения, но они готовят документы на получение помещения под свою организацию.

Это необходимо, так как каждую среду в организации приемный день и с утра до вечера приходят люди, которые в чем-то нуждаются.

В этой работе я затронул лишь некоторые аспекты реализации конституционных прав чернобыльцев в условиях проводимых социальных реформ. Актуальность темы не вызывает сомнения, поскольку на сегодня самое главное позаботиться о судьбе тех, кто пострадал, к примеру от Чернобыльской катастрофы.

Хотелось бы отметить особую роль Главы Чеченской Республики, Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова в работе по социальной поддержке по отношению к участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, так как ни в одном субъекте Российской Федерации, по данным чернобыльских общественных организаций других регионов, не чествовали ликвидаторов, как в Чеченской Республике.

Данный факт отмечен и Президентом Союза «Чернобыль» России – членом Совета при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов В.Л. Гришиным в своем обращении от 17 ноября 2014 года № 270 к Президенту Российской Федерации В.В. Путину.


2.3 Проблемы и пути решения


Социальная защита - это система гарантий и реализации прав граждан на труд и помощь на время безработицы; размеров основных социальных гарантий в условиях роста цен на потребительские товары и услуги, предоставление государственной помощи, льгот и других видов социальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям, воспитывающим детей; материальное обеспечение при достижении пенсионного возраста, временной или постоянной утраты трудоспособности, потери кормильца.

В действующем законодательстве есть определенные особенности социальной защиты отдельных категорий граждан: военнослужащих, инвалидов, государственных служащих, ветеранов войны и труда, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС и т.п.

Одним из основных общеправовых принципов, признанных международным сообществом, является принцип всеобщности прав человека.

Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Европейская социальная хартия и другие международные правовые акты определяют универсальный

набор основных прав и свобод, призванных обеспечить нормальную жизнедеятельность индивида.

Уже в первые после чернобыльские года медики делали грустные прогнозы на будущее относительно здоровья ликвидаторов. Они базировались на научных исследованиях, объективных данных состояния здоровья чернобыльцев и учете течения и осложнений заболеваний, вызванных радиацией.

Среди многих проблем - реабилитация пострадавших занимает особое место, в связи с распространением среди них соматической патологии, большим количеством пострадавших и несомненным преобладанием среди них лиц трудоспособного возраста.

Реабилитация пострадавших вследствие катастроф считается государственной проблемой и регламентируется Федеральными Законами, такими как: от 26.11.1998 № 175-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Постоянный медицинский мониторинг на загрязненных территориях неопровержимо свидетельствует об отрицательном воздействии на здоровье людей различных природных факторов, сложившихся после катастрофы. Однако в этих опасных условиях продолжают жить и работать люди.

Уже выросло целое поколение, у которого рождаются свои дети и на свете появляется второе после чернобыльское поколение. Продолжают жить люди, принявшие на себя первую волну радиации в силу места проживания или участия в ликвидации последствий катастрофы, многие из которых стали инвалидами. Значительное число людей умерло от полученного излучения, однако остались их иждивенцы из числа родных и близких.

Государство не оспаривает свою ответственность за катастрофу и ее последствия.

Меры социальной защиты закреплены на федеральном уровне соответствующими законодательными актами.

Расходы по их финансированию отнесены к обязательствам Российской Федерации, т.е. финансируются из федерального бюджета и денег в государственной казне в настоящее время достаточно.

Для решения вопросов социальной защиты лиц, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, созданы, укомплектованы и функционируют специальные государственные структуры.

Сложившееся положение с оздоровлением детей проживающих в загрязненных зонах вызывает особое беспокойство.

Введенная замена натурального оздоровления денежной компенсацией, практически лишила детей возможности отдохнуть и подлечиться в чистых зонах.

Во-первых, компенсация не покрывает затрат на приобретение оздоровительных путевок, во-вторых, практически никто из родителей не производит накопление ежемесячно получаемых на оздоровление денег, расходуя ее на повседневные нужды.

Выделяемые дополнительные средства на оздоровление по линиифонда обязательного социального страхования, также оставили без оздоровления тысячи детей, поскольку деньги фонд может расходовать лишь на оздоровление детей застрахованных, т.е. работающих родителей.

Дети пенсионеров, временно не работающих лиц, индивидуальных предпринимателей и т.д. этого права лишены.

В соответствии с действующим законодательством компенсационные выплаты за проживание или работу на загрязненных территориях выплачиваются либо по месту работы, в точности работающим пенсионерам, либо по месту получения пенсии, не работающим пенсионерам, с последующей компенсацией из федерального бюджета произведенных выплат.

Особо следует обратить внимание на вопрос о жилищном обеспечении чернобыльцев. Ранее государство гарантировало нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам и гражданам, перенесшим лучевую болезнь, право на одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления.

Это право было безусловным, непосредственно действующим, и его реализация, как разъяснял Верховный Суд РФ, не ставилась в зависимость от наличия или отсутствия других нуждающихся в жилье очередников-чернобыльцев.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 866 было предусмотрено, что основной формой обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является предоставление им субсидий на приобретение жилья. Согласно Правилам обеспечения жильем названной категории граждан, утвержденным данным Постановлением, размер предоставляемой субсидии рассчитывается исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жиль в соответствующем субъекте РФ, определяемой федеральным органом исполнительной власти.

За рамками новой редакции чернобыльского закона оказались также такие важные социальные льготы, гарантированные ранее, как право на бесплатное оказание медицинской помощи, приобретение лекарств, бесплатное ежегодное обеспечение санаторно - курортным лечением. Однако этих льгот чернобыльцы не лишились. Право на их получение они имеют только в случае покупки набора социальных услуг, которые предоставляются им и другим категориям граждан. Одной из наиболее серьезных проблем, возникших в процессе реализации социальных прав чернобыльцев, стала проблема индексации сумм возмещения вреда и других денежных выплат.

Неопределенность и противоречивость неоднократно менявшегося законодательства в этой области, допускавшего различные подходы к его применению, и задолженность федерального бюджета, не позволявшая провести индексацию в течение нескольких лет, вызывали серьезную социальную напряженность среди чернобыльцев. Несмотря на принимаемые законодательные акты, в течение долгого времени индексация сумм возмещения вреда и других денежных выплат инвалидам - чернобыльцам практически не осуществлялась.

За 1997 -2005 гг., ежемесячна денежная компенсация ликвидаторам аварии, размер которой зависит от группы инвалидности, была проиндексирована только однажды - в 2001 г., и всего на 19 процентов, в то врем как цены в стране за это время выросли почти в восемь раз.

Невыполнение государством своих обязательств вызвало шквал судебных исков чернобыльцев, однако, как показывала судебная практика, удовлетворялось лишь 10-15 процентов таких исков. Только начина с 2005 г. государство начало производить индексацию чернобыльских выплат. В соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2006 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В этой статье мы затронули лишь некоторые аспекты реализации конституционных прав чернобыльцев в условиях проводимых социальных реформ.

Проведенный в работе анализ показывает, что по отдельным направлениям, таким как жилищное обеспечение, медицинское обслуживание и др., объем социальной поддержки чернобыльцев уменьшился, что противоречит конституционным нормам о возмещении вреда, поскольку, как указывал Конституционный Суд РФ, сокращение объема обязательств, ранее принятых на себя государством, недопустимо. [14, с.16]



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате теоретического исследования можно сказать, что масштабность, многоаспектность, долгосрочность и непредвиденность последствий воздействия радиации требуют комплексного системного подхода в работе системы социальной защиты пострадавших от радиации.

То, что наряду с инженерно-техническими, технологическими, биологическими, медицинскими, экономическими и экологическими оценками должны быть психологические и социальные оценки последствий и их преодоления, не вызывает сомнения.

Главными факторами нанесенного ущерба являются ухудшение личного здоровья и радиоактивная загрязненность территорий, а самыми важными формами вспомоществования можно назвать денежные пособия, бесплатное лечение и оздоровление.

Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан (в данном случае, была рассмотрена категория лиц, пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф) из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. [21]

Система социального обеспечения лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф является достаточно сложным структурным образованием, включающим большое количество норм и институтов, регламентирующих порядок, условия и размеры различных видов социального обеспечения, предоставляемых как в денежной (пенсии, пособия, компенсационные выплаты), так и натуральной форме (социальное обслуживание, меры социальной поддержки).

Основным принципом при предоставлении соответствующего вида социального обеспечения выступает как принадлежность к группе «лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф», так и последующее отнесение к соответствующей категории.

Что не только воздействует на размер и вид предоставляемого обеспечения, но и выступает определенной мерой ответственности государства за причиненный вред.

В Российской Федерации система пенсионного обеспечения лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих денежных источников, органов и учреждений, осуществляющих функции управления в этой сфере, субъектов и видов обеспечения, а также нормативных правовых актов, регулирующих возникающие отношения в сфере реализации гражданами их прав на пенсионное обеспечение.

При этом указанная система включает сложную внутреннюю структуру: трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Все денежные выплаты, услуги и иные натуральные предоставления в рамках социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, можно условно разделить на две группы: денежные выплаты, услуги и иные натуральные предоставления, гарантированные лицам, которые непосредственно пострадали от радиационных и техногенных катастроф; и оказываемые лицам, непосредственно, пострадавшим от вышеуказанных чрезвычайных ситуаций (члены семей данных граждан; лица, отдавшие костный мозг гражданам, пострадавшим от данного вида катастроф и аварий и т. д.).

Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей рассмотрены в статье 10 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

С 1 января 2010 г. размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы, определяются в зависимости от размера социальной пенсии по старости.

Одним из основных направлений должно стать дальнейшее наблюдение за изменениями, происходящими в состоянии здоровья граждан, подвергшихся радиации.

Это касается также здоровья членов их семей и родственников. Особенно это важно в отношении детей лиц, пострадавших от воздействия радиации, поскольку наиболее острой проблемой на данном этапе уже является возникновение наследственных заболеваний, врожденных аномалий развития, генетически обусловленных уродств и онкологических заболеваний.

Необходимо всеми силами облегчить им жизнь, помочь больным, сохранить в этой сложной обстановке генофонд России.

В настоящее время материальное обеспечение инвалидов является одним из главных направлений социальной политики государства.

В Российской Федерации право на получение пенсии закреплено в Конституции РФ, к примеру: Статья 42 Конституции РФ закрепила право граждан на возмещение ущерба здоровью и имуществу, причиненного экологическим правонарушением. [1]

Однако, учитывая масштабы и число пострадавших, их основные конституционные права и интересы, связанные с охраной жизни, здоровья, имущества, были ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым.

Масштабная реформа социальной политики, проводимая в последние годы в России, не могла не затронуть конституционные права Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" названный в обществе Законом о монетизации льгот, серьезно изменил базовый чернобыльский закон, пересмотрев в общей сложности 24 из 49 его статей.

Законом было введено новое правовое понятие "социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", определенное как система мер, обеспечивающая социальные гарантии этих граждан.

Рассматривая проблемы граждан, перенесших лучевую болезнь можно сказать, что сравнительный анализ статьи 14 «чернобыльского» закона в прежней и новой редакции показывает, что объем возмещения вреда этим категориям населения частично был сокращен.

Так, граждане, перенесшие лучевую болезнь и ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, лишились права на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, на внеочередную установку телефона; права на первоочередное бесплатное предоставление в пользование транспортного средства при наличии соответствующих медицинских показаний.

За рамками новой редакции закона оказались бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, право на одноразовое получение беспроцентной ссуды на приобретение или строительство садовых домиков, благоустройство садовых участков, на организацию подсобного или фермерского хозяйства. [14, с.6]

В качестве компенсации утраченных льгот, реализуя один из главных своих принципов - необходимость замены натуральных льгот денежными выплатами, законодатель предусмотрел для шести категорий чернобыльцев дополнительную денежную выплату в размере от 200 до 1000 рублей.

В частности, гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, была установлена ежемесячная выплата в размере 1000 рублей, перенесшим лучевую болезнь - 800 рублей. Однако эти выплаты не в полной мере компенсируют утраченные льготы.

Одной из наиболее серьезных проблем, возникших в процессе реализации социальных прав чернобыльцев, стала проблема индексации сумм возмещения вреда и других денежных выплат. Неопределенность и противоречивость неоднократно менявшегося законодательства в этой области, допускавшего различные подходы к его применению, и задолженность федерального бюджета, не позволявшая провести индексацию в течение нескольких лет, вызывали серьезную социальную напряженность среди чернобыльцев.

Проведенный в работе анализ показывает, что по отдельным направлениям, таким как, медицинское обслуживание и др., объем социальной поддержки чернобыльцев уменьшился, что противоречит конституционным нормам о возмещении вреда, поскольку, сокращение объема обязательств, ранее принятых на себя государством, недопустимо.

В этой связи необходимо усовершенствовать правовой механизм социальной защиты граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, путем внесения изменений в законодательство, регламентирующее порядок предоставления отдельных социальных услуг чернобыльцам. В деле социальной защиты граждан, пострадавших от радиации, весьма серьезной остается социальная ситуация, складывающаяся в общественных отношениях между населением и властью. Несмотря на проводимую государственными органами работу по преодолению последствий катастроф, негативное отношение граждан к властным структурам в районах радиоактивного загрязнения и далеко за их пределами ежегодно и неуклонно возрастает. [6]



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 01.07.2020)

2. Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ (ред. от 28.12.2012) "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» // СПС «КонсультантПлюс»

3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» // СПС «КонсультантПлюс»

4. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 30.12.21) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»

5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» // СПС «КонсультантПлюс»

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 523 «О Федеральной целевой программе «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года» // СПС «КонсультантПлюс»

7. Постановление Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2019 г. N 16/19па // СПС «КонсультантПлюс»

 8. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «КонсультантПлюс»

9. Карпович В.Д. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2018. – .214 с.

10. Кирпота Т.Д. Государственное регулирование экономики и региональная экономическая политика: Учебное пособие СПб.: Питер, 2018. – 390 с.

11. Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления: учебное и научно-практическое пособие. М.: Экмос, 2019. – 320 с.

12. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Юрайт, 2019. - с. 218.

13. Никонов Д.А., Стремоухов А.В., Крюков С.В. Право социального обеспечения России: Краткие учебные курсы юридических наук. - М.: Норма, 2019. - с. 217.

14.Рунова, В. Конституционный бой за пенсии / В. Рунова // Дом. адвокат. - 2018- № 2. - С. 64

15. Трудовое право. Шафикова Г.Х., к.ю.н. ауд. 216. Трудовое право. Шафикова Г.Х., к.ю.н. 2019

16. Трудовое право России: учебник / С.П. Маврин, М.В. Филиппова, Е.Б. Хохлов. - м.: норма, 2019. - 626 с.

17. Шайхатдинов В. Ш. «Право социального обеспечения Российской Федерации» Екатеринбург, 2018. Вып.1. С. 4-5

18. https://pfr.gov.ru/branches/chechnya /

19. http://www.garant.ru/

20. https://brobank.ru/stazh-dlya-pensii

21. https://lgoty-vsem.ru/lgoty/lgoty-chernobylcam.html

22. www.rusgiro.ru.

23. ttps://chernobylguide.com/ru/novyy_sarkofag_chernobylskoy_ayes_foto.

24. https://chernobylguide.com/ru/foto

25. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/760094

26. http://www.mtchr.ru








ПРИЛОЖЕНИЕ


Таблица 6 Сведения о численности граждан, имеющих право на государственные социальные гарантии по состоянию на 30 декабря 2021 года в Республике (чел.)[26]

п/п

Категория лиц, имеющих льготы

(чел.)

1

Герои России

5

2

Инвалиды военной травмы

82

3

Ветераны Великой Отечественной войны

1

4

Вдовы ветеранов Великой Отечественной войны ВОВ

308

5

Ветераны боевых действий

44 927

6.

Члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий

1240

7

Члены семей погибших воинов-афганцев

170

8.

Члены семей погибших (умерших) инвалидов военной травмы

2617

9.

Члены семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении служебного долга

1532

10.

Участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС

306

11.

Инвалиды вследствие аварии на ЧАЭС

165

12

СПК вследствие аварии на ЧАЭС

55

13

Дети инвалидов вследствие аварии на ЧАЭС до 14 лет

81

14.

Семипалатенцы

60

15.

Афганцы

156

16.

Участник действий подразделений особого риска

26

17.

Инвалиды (на 01.12.2021 г.)

208 648

18

Кавалеры ордена Кадырова-всего

403

19.

Семьи погибших (умерших) кавалеров ордена Кадырова

56

20.

Ветераны труда

7 584

21.

Труженики тыла - всего

710

22.

Труженики тыла инвалиды

61

23.

Труженики тыла, получающие ЕДВ

141

24.

Труженики тыла, получатели иных льгот

507

25.

Реабилитированные и лица, пострадавшие от политических репрессий

70 334

26

Граждане пожилого возраста, достигшие 100 и более лет

18

















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.