Урок по ОБЖ в 8 классе «Обеспечение радиационной безопасности населения»
Технологическая карта урока ОБЖ в 8 классе
Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ с. Красный Яр
Учитель: Сергеева Т.М.
Дата: 31.01.2019г
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Тема урока: Обеспечение радиационной безопасности населения.
Цель урока: а) знать: правила безопасного поведения при авариях на радиационно-опасных объектах; способы оповещения об авариях на радиационно-опасных объектах; основные мероприятия по защите населения от последствий аварий на радиационно-опасных объектах;
б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от поражающих факторов аварий на радиационно-опасных объектах и использования индивидуальных средств защиты; в) иметь представление о мерах, принимаемых по защите населения; г)выработать алгоритм действий при получении сигнала оповещения о радиационной аварии; г)воспитывать культуру в области защиты от последствий радиоактивного заражения; д) развивать познавательный интерес к изучаемой теме.
Планируемые результаты: (предметные, универсальные учебные действия) Предметные результаты: умение объяснять причины возникновения аварий на радиационно опасных объектах; формировать современную культуру безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения при возникновении аварий на радиационно-опасных объектах.
Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; выдвигать предположения и доказывать их;
уметь извлекать необходимую информацию при изучении текста и иллюстраций учебника; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты: осознание необходимости использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения ситуативных задач в случае возникновения опасности на радиационно опасных объектах; осознать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде и к своему здоровью; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения при возникновении аварий на радиационно-опасных объектах.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК
Задачи урока: Корректировать знания о радиационной безопасности населения; Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность; Развитие умения выступать перед аудиторией, слушать, анализировать ситуацию, делать выводы;
Тип урока: комбинированный
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: ноутбук, экран, колонки, учебник, раздаточный материал, презентация, ватно- марлевая повязка, костюм ОЗК, противогаз, дозиметр.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК
Образовательные технологии: личностно и практикоориентированная.
Основные понятия: радиационная безопасность, радиационная авария, радиационно-опасный объект, эвакуация.
Межпредметные связи: химия, биология, экология
Схема технологической карты урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
|||
Организационный момент |
Включается сирена. Что это за знаки? Когда включается сирена?
Как вы считаете, какую тему мы будем с вами разбирать?
Какой главный вопрос мы должны решить: выработать алгоритм действий при получении сигнала оповещения о радиационной аварии. Для этого мы попробуем откорректировать знания о радиационной безопасности населения; и ознакомиться с правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения при возникновении ЧС на радиационно-опасных объектах.
|
Слушают отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
|
принимать обоснованные решения в конкретной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. |
устанавливают причинно-следственные связи; строят логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; |
Изучение нового материала
|
Человек рождается и живёт в условиях постоянных излучений. Естественный радиационный фон существует и существовал всегда и везде. Поэтому не надо бояться радиации. Но в тоже время и пренебрегать ею тоже не надо. В малых дозах она безвредна, спокойно переносится человеком без каких-либо последствий, а вот в больших дозах к сожалению может привести к летальному исходу. Радиационно опасные объекты в режиме нормальной работы не представляют опасности для здоровья персонала и населения. Опасности при использовании ядерной энергетики возникают при авариях на радиационно опасных объектах. космическим излучением и излучением природных радионуклидов, которой постоянно подвергаются все живые организмы на Земле. Если Вы – человек любознательный и следите за событиями в мире, то Вы в курсе, что взгляды на использование достижений атомной науки разделились на 2 лагеря: за и против. А какие вы знаете радиационно-опасные объекты? Перечислите причины ЧС на РОО. Обратите внимание :какая из аварий произошла из-за стихийных бедствий.? Для обеспечения радиационной безопасности были разработаны рекомендации по правилам поведения. Используя эти правила, которые приведены в учебнике на стр 131-134, решите задачи, вам дается 3 минуты. |
Называют, пишут на листах и вешают на доску Перечисляют Отвечают на вопрос.
|
пониманию роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера
|
Формируют учебную и общепользовательскую компетентность |
|
Ситуация №1. Произошла авария на атомной электростанции (АЭС), возникла угроза радиоактивного загрязнения местности. Ваши действия. Ситуация №2. Вы находились на занятиях в школе. По сигналу «Внимание всем» включили радио и получили информацию о радиационной аварии. Ваши действия. Ситуация №3. При проживании в районе с повышенным радиационным фоном и радиоактивным загрязнением местности, сложившимся в результате аварии на АЭС, вам по необходимости приходится выходить на улицу (открытую местность). Какие санитарно-гигиенические мероприятия вы должны выполнить при возвращении в дом (квартиру)? Ваши действия. Ситуация №.4. Вы переехали в город, который находится в непосредственной близости от АЭС. Ваши действия. Ситуация №5 26.04.1986 года на ЧАЭС произошел взрыв на 4 энергоблоке. В результате произошел крупный выброс радиоактивных веществ в атмосферу. В это время Вы спали в своей квартире в городе Припять и от взрыва проснулись. Выглянув в окно, Вы увидели, как над ЧАЭС поднимается пламя пожара. Ваши действия Для выработки алгоритма действий при эвакуации, возьмите конверт №2, составьте предложения и определите их порядок.
Для защиты от радиации можно использовать как средства индивидуальной защиты, так и специальные средства.
|
Решают задачи
Составляют предложения и алгоритм
Рассказывают о средствах При желании одевают.
|
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций |
вступают в диалог, а также участвуют в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументирруют свою позицию |
рефлексия |
Вставьте пропущенные слова в текст Действия при получении сигнала оповещения о радиационной аварии 1. Защитить органы дыхания _________________________________________. 2. Укрыться в ближайшем здании, лучше_________________________________________________________________. 3. Войдя в помещение, снять _______________________________, закрыть __________________________________________________________________________,включить_________________________________________________. 4. Провести герметизацию _________________________________ и защиту __________________________________________________________________,
5. Открытые продукты питания ______________________________________.
6. Продукты и воду поместить в ______________________________________ или ______________________________________________________________.
7. В течение 7 дней принимать по __________________ таблетке __________________________________________________________________.
При отсутствии специальных таблеток использовать _______ капель ____ % - ного раствора________ на ____________ воды. 8. При приготовлении пищи все продукты, выдерживающие воздействие ____________,_____________________________________________________.
9. Строго соблюдать правила ________________________________________, значительно снижающие внутреннее облучение организма. 10. Оставлять _____________________________________ только при крайней необходимости и на короткое ________________________________________. При выходе защищать _____________________________________,надевать __________________________________________________________________. После возвращения _________________________________________________.
|
Вставляют пропущенные слова |
принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. |
вступают в диалог, а также участвуют в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументирруют свою позицию |
вывод |
Устойчивое развитие общества и государства зависит от разрешения основной проблемы - обеспечения безопасности граждан как от внешних, так и от внутренних угроз, когда гарантированы защита жизни и сохранение здоровья каждого гражданина и для этого все специалисты должны обладать качествами, которые являются обязательными в соблюдении безопасности и, чтобы узнать какими сыграем в игру «Найди слово» П Р О Ф Е С С И О К У Л Ь Т У Р А Н О Т В Е Т С Т В А Б Е З О П А С Е Л Т Р Ь Т С О Н Н И И Н Л О П С И Н З Т Е Л А Ь Т С О М В А Ь Н О С Т Ь М
Без ядерной энергетики человечеству, вероятно, не обойтись. Поэтому в настоящее время проводятся интенсивные исследования с целью повышения безопасности реакторов АЭС, усиления средств их защиты, в том числе и от ошибочных действий обслуживающего персонала, принимаются меры повышения уровня культуры в области безопасности населения, проживающего в зонах АЭС. |
Отгадывают слова |
|
|
Домашнее задание: |
Памятка |
|
|
|
Смирнова Лариса Анатольевна