Создание мультфильмов на языке программирования Scratch

1
0
Материал опубликован 6 May 2020



Районная научно-практическая конференция школьников

«Я намечаю путь к открытию…»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»пос. Уренгой Пуровского района

ЯНАО Пуровский район, п.г.т. Уренгой, мкр. 5а, дом 53














Создание мультфильмов на языке программирования Scratch







Автор: Cкорнякова Виктория Алексеевна, ученица 8 б класса,

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 2» п.г.т.УренгойПуровского района





Кайгородов Евгений Александрович, учитель информатики

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 2» п.г.т.УренгойПуровского района












п.г.т. Уренгой

2017 год



Содержание


Введение 3

1. Когда появились мультфильмы? 4

1.1. Какие бывают мультфильмы? 4

2. Основные понятия СКРЕТЧ-программирования 5

3.Проектно – экспериментальная часть 6

3.1. Создание сценария ( Приложение 2). 6

3.2. Создание программного кода для спрайтов 6

Заключение 8

Литература 9



Введение

Актуальность: 2017 год объявлен Годом экологии. Современные эксперты после многочисленных исследований и измерений выявляют удручающую экологическую обстановку, которая с каждым прожитым днем только ухудшается: загрязнение воды; уменьшение толщины озонового слоя; уничтожение зеленых насаждений; ухудшение состояния почв; повышение средних температур, и прочее. Глобальная проблема ныне живущих людей — сберечь природу, которая требует немедленных действий.

2016 год был объявлен Годом российского кино, главная задача которого – популяризация и повышение качества отечественного киноискусства. Крупнейшая студия анимационного кино «Союзмультфильм» в 2016 году отмечает свой юбилей-80 лет со дня основания. Созданная 10 июня 1936 года студия, за свои 80 лет, переживала разные времена – сложный военный и послевоенный периоды, расцвет в 1960-е годы, призовые 70-е и 80-е, кадровый и производственный кризис 1990-х годов и реформы 2000-х. «Мультфильмы – гениальное творение человечества» В. Старевич. Всего каких-нибудь 20 лет назад мультипликация была делом совершенно недоступным для обычных людей. В настоящее время резко возрос интерес к программированию. Это связано с развитием и внедрением в повседневную жизнь информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Сегодня любой человек может создать фильм и через Интернет показать его всему миру. Вот и мне захотелось выступить и в роли мультипликатора, и юного эколога. Логотип Года экологии символизирует богатство и уникальность природных объектов. Я решила сделать свой собственный мультфильм на экологическую тему и показать его всем друзьям, разместить в интернете. Я считаю, что каждый живущий на нашей прекрасной планете должен заботиться и беречь её.

Целью исследовательской работы является: изучение основ языка программирования Scratch и иллюстрация его возможностей на примере поставленной задачи. Используя возможности языка программирования Scratch, создать мультфильм.

Задачи:

рассмотреть программы, с помощью которых можно создавать мультфильмы.

проанализировать достоинства и недостатки программы;

разработать алгоритм работы с программой;

провести эксперимент по применению программы (создание мультфильма);

Гипотеза: если научиться пользоваться онлайн-редактором программы Scratch, то можно стать настоящим мультипликатором, создавать свою анимацию, делать мультики-онлайн.

Объект исследования: мультфильм.

Предмет исследования: этапы создания мультфильма

Методы исследования: анкетирование учащихся, сбор информации об истории анимационного кино, рисование сюжетов мультфильмов.

Практическое назначение исследования: создание анимационного кино. Я знаю, что в Интернете есть несколько сайтов любителей-создателей собственного анимационного кино с хранилищами лучших сюжетов и моя коллекция может их пополнить.

Новизна исследования заключается в том, что, Используя возможности языка программирования Scratch можно создавать мультфильмы, играть с различными объектами, видоизменять их вид, перемещать их по экрану, устанавливать формы взаимодействия между объектами. Мультфильм в своей работе я создала с помощью программы Scratch и онлайн редактора, находящегося на портале http://scratch.mit.edu [1]

1. Когда появились мультфильмы?

Анимация – в вольном переводе означает оживление, но в нашей стране она получила название мультипликации. С давних времен люди делали попытки сделать рисунки живыми и движущимися. Одним из создателей мультфильмов является французский изобретатель Э. Рейно – именно он придумал способ выполнения мультфильмов – изображение за изображением. 28 октября 1892 года в Париже Эмиль Рейно удивил зрителей новым, невиданным ранее развлечением – «Оптическим театром». На глазах у изумлённой публики с помощью оптического прибора он продемонстрировал «Светящиеся пантомимы». Эту дату принято считать Днём рождения мультипликации.

Первым традиционным мультфильмом считается «Юмористические фазы смешных лиц». Его создал в 1906 году англоамериканский кинорежиссёр Дж. Стюарт Блэктон. Благодаря покадровой съёмке, он соединил искусство графики с техникой кино.

Пt1588791284aa.jpg ервый мультперсонаж, ставший известным во всём мире – кот Феликс из фильма американского сценариста и  художника Отто Мессмера «Приключения Феликса».





В нашей стране мультфильмы появились тоже в начале 20 века. Первым русским мультипликатором был Владислав Старевич. Будучи биологом по образованию, он решил сделать обучающий фильм с насекомыми.


1.1. Какие бывают мультфильмы?

Дt1588791284ab.jpg ля того, чтобы выяснить какие мультфильмы любят смотреть дети, я провела опрос среди учащихся начальной школы (возраст детей 8-10 лет) и учащихся 5-6 классов ( возраст 11-12 лет). В опросе приняли участие 50 учащихся начальной школы и 50 учащихся среднего звена. Подведя итоги анкеты, пришла к выводу, что большинство детей любят смотреть мультфильмы (84 чел из 100 чел). 35 учащихся 2-4х классов любят компьютерные мультики и 15 чел предпочитают рисованные. 46 учащихся 5-6х классов отдают предпочтение компьютерным мультфильмам и только 4 человека любят смотреть рисованные мультфильмы. В мульфильмах ребятам нравится красочность – 100% опрошенных. Смысл понимают 85 чел. из 100 опрошеных. Любимыми мультфильмами для учащихся 2-4х классов являются: Клуб Винкс. Школа волшебниц., Человек-паук, Трансформеры. А ребята 5-6х классов предпочитают смотреть Гадкий Я, Миньоны, Трансформеры. (Результаты анкетирования представлены в таблице 1, приложение 1).

По результатам анкетирования выяснила, что, ребята предпочитают компьютерную анимацию рисованной. Сегодня, в современном мире рисованных мультфильмов на экранах почти не осталось. Их место полностью заняла 3D анимация. Я выяснила: какие мультфильмы бывают.

Рt1588791284ac.png исованная анимация — традиционная анимация, один из старейших и самых популярных видов анимации. Именно с рисованной анимации зародилась анимация вообще. Наиболее известный представитель традиционной рисованной анимации – Уолт Дисней. Рисованная анимация – довольно трудоемкий процесс. Поэтому она часто заменяется компьютерной графикой.

Пластилиновая анимация. Материалом для мультфильма может послужить не только пластилин, но и глина. Материал обычно лепится на каркас. Как и в любой объемной анимации объекты устанавливают на фоне декораций и передвигают, модифицируют между кадрами. Чтобы достичь лучших результатов, нужно поддерживать иллюзию целостности, неразрывности. Для этого необходимо поддерживать постоянное освещение и следить за местоположением объектов. Большое внимание нужно также уделять тому не поврежден ли объект, т.е. следить за наличием вмятин, грязи, волос и даже пыли.

Сt1588791284ad.jpg оздание пластилиновых мультфильмов довольно трудоемко. Учитывая, что на 2 кадра приходится 1 снимок, то для одной секунды мультфильма нужно сделать 12 снимков (т.к. скорость - 24 кадра/сек.). Соответственно, необходимо 12 раз изменять объект, чтобы снять 1 секунду. Для 30-минутного фильма понадобится примерно 21 600 остановок для изменения фигур, для полнометражного мультфильма (90 минут) – 64 800 и больше. В России пластилиновой анимацией занимался Александр Татарский. Известный режиссер-мультипликатор создал «Пластилиновую ворону» (1981),«Падал прошлогодний снег», (1983).

Кt1588791284ae.jpg омпьютерная анимация в настоящее время получила широкое применение и постепенно заменяет все остальные технологии. Иногда компьютерная графика переносится на пленку. Под компьютерной анимацией также подразумевают CGI (англ. computer-generated imagery, букв. «изображения, генерированные компьютером»), т.е. спецэффекты, созданные на компьюетере. Все больше создается мультфильмов в 3D. Для 3D анимации сцены и объекты моделируются на компьютере - создается трёхмерная модель сцены и объектов, причем строится геометрическая проекция модели на плоскость, т.е. экран компьютера, фигуры имеют виртуальный скелет. После делают рендеринг (визуализацию), т.е. строят проекцию в соответствие с выбранной физической моделью. Далее происходит вывод изображения. Компьютерная анимация начала применяться в 90-ых годах.

2. Основные понятия СКРЕТЧ-программирования.

Скретч (возможно от англ.  from scratch — «с чистого листа») - визуальная объектно-ориентированная среда программирования для обучения школьников [1]. Она основана на построении программ из разноцветных кирпичиков-команд. Скретч создан на основе языка Лого и написан на языке Сквик, позволяющий реализовывать языки в ОС Windows, Linux, Macintosh.

Для того, чтобы создать скрипт нужно просто совместить графические блоки вместе. Перетаскивая блоки, можно построить любую программу–игровую, обучающую, презентацию, фильм и т.д. Свободный проект Scratch был разработан маленькой командой ученых из MIT Media Lab [1]. В Scratch реализованы основные алгоритмические структуры: ветвления, циклы. В нем может быть выбран один из 50 языков интерфейса. Относительно недавно вышла русскоязычная версия, в которой команды можно задавать по-русски. В Сети существует сообщество пользователей, обменивающихся программами, написанными на языке Скретч. Оно находится по адресу http://scratch.mit.edu [1]. Зарегистрировавшись, можно загрузить чужой проект на свой компьютер, посмотреть, как организована анимация в той или иной программе, скопировать тот или иной фрагмент программы для своего проекта.

Основными компонентами Скретч-программы являются объекты- спрайты. Спрайт состоит из графического представления — набора кадров-костюмов (costume) и сценария – скрипта [2]. Спрайту можно задать команды, задающие его движение, музыку, общение с другими спрайтами и т.п. Для редактирования костюмов спрайтов в скретч встроен графический редактор (Paint Editor). Действие скретч-программы происходит на сцене ( stage) размером 480x360 (условных) пикселей с центром в середине сцены.

Для программирования сценариев в скретче используется drag-and-drop-подход: блоки из Окна блоков перетаскиваются в область скриптов.

По функциональному назначению блоки делятся на 8 групп, принадлежность блока к той или иной группе обозначается его цветом [2].

Группа

Aнглийское название

Цвет

Примечание

Движение

movement

синий


Внешность

looks

сиреневый


Звук

sound

розовый


Перо

pen

зелёный

используется для черепашьей графики

Контроль

control

жёлтый

управляющие конструкции, заголовки обработчиков событий

Сенсоры

sensing

голубой

опрос устройств ввода

Операции

operators

салатный

арифметико-логические операции

Переменные

variables

оранжевый



У многих блоков имеется редактируемое белое поле для вводимых скретч-программистом параметров.

Блоки бывают трёх видов: блоки стека, блоки заголовков и блоки ссылок.

Блоки стека (Stack Blocks) сверху имеют выемку, а снизу — выступ, их помощью они объединяются в группу блоков, называемую стеком [3]. Стеки можно копировать и перемещать как единый блок. Особой разновидностью блоков стека являются управляющие конструкции, такие как циклы — они имеют С-образную форму, и могут охватывать собой вложенный стек скретч-блоков.

Блоки заголовков (Hats) имеют выпуклый верхний край и выступ для объединения снизу — они образуют заголовки скретч-стеков. К блокам-заголовкам относятся блоки «когда » (when …) из группы «Контроль», позволяющие организовать обработчики сообщений: внешних — от клавиатуры и мыши, и внутренних — передаваемых между спрайтами и позволяющих объектно-ориентированное программирование [4].

Наконец, блоки ссылок (Reporters) предназначаются для заполнения внутренних полей других блоков.

Язык Скретч оперирует числами, текстовыми строками, логическими значениями, а также списками, играющими роль динамических массивов.

Проектно – экспериментальная часть

3.1. Создание сценария ( Приложение 2).

3.2. Создание программного кода для спрайтов

Мультфильм состоит из шести сцен:

1-ая сцена: Инопланетяне отправляются на планету Земля с целью устранения угроз для всей Галактики. Сцена запускается на выполнение при нажатии на значок t1588791284af.png. Каждый из персонажей объявляет свои функции.

2-я сцена: Инопланетяне попадают в крупный мегаполис, где много машин, весь общественный транспорт выделяет огромное количество выхлопных газов, тем самым сильно загрязняет атмосферу. Дышать нечем. Сцена запускается блоком событие.

3-я сцена: Лоло и Лулу продолжают осматривать новые для них места, и обнаруживают огромное количество мусора на улицах города.

Список основных команд. Сцена запускается на выполнение блоком событие. На экране демонстрируется диалог между героями Далее герои мультфильма покидают сцену.

4-я сцена: Миша и Алиса, ходят по улицам города и собирают мусор.

5-я сцена: Очистив весь город Миша и Алиса прибегают к Лоло и Лулу.

6-я сцена: Инопланетяне улетают, а дети радуются, ведь только что они спасли Землю от уничтожения. Мультфильм завершается.


1-ая сцена:

t1588791284ag.gift1588791284ah.gif




2-я сцена:

t1588791284ai.png

3-я сцена

t1588791284aj.gif






t1588791284ak.gif

4-я сцена:

t1588791284al.gif


t1588791284am.gif

5-я сцена:

t1588791284an.gif

t1588791284ao.gif

6-я сцена:

t1588791284ap.gif

t1588791284ao.gif


Заключение

Работая над созданием мультфильмов на языке программирования Scratch, я изучила основы языка программирования Scratch. Убедилась, что этот язык является не сложным для самостоятельного изучения и создания на нем проектов. Создавая на Scratch мультфильм, я смогла проявить себя в компьютерном творчестве. В своей работе использовала программы: киностудия Windows, Bandicam. Scratch – это прекрасное средство для обучения детей азам программирования. В отличие от множества подобных систем ее основным преимуществом является то, что она полностью визуальна и не требует знаний специальных слов и команд. Поэтому программирование для детей в данной среде является увлекательным и очень интересным занятием. Готовый результат всегда можно записать в видеофайл и воспроизвести его в любом месте.


Список использованных источников


1. http://scratch.mit.edu

2. http://elrond.tud.ttu.ee/~vilip/Scratch/Vene_Juhend/Scr_juhend.html

3. http://ru.wikipedia.org/wiki

4.Патаракин Е. Руководство для пользователя среды Scratch

//http://www.supercode.ru/download/scratch_by_patarakin.pdf

Приложение1.

п\п


Учащиеся 2-4 классов

(50 человек)

Учащиеся 5-6 классов

(50 человек)

Любят смотреть мультфильмы.

45

39

Какие мультфильмы предпочитают

Компьютерные

35

46

Рисованные

15

4

Отдают предпочтение

Красочность

50

50

Смысл

37

48

Любимые мультфильмы


Клуб Винкс. Школа волшебниц

Человек-паук

Трансформеры

Гадкий Я

Миньоны,

Трансформеры


Приложение2.

Экологический десант Лолу и Лулу на планету Земля.

Сцена 1.

Инопланетяне отправляются на планету Земля с целью устранения угроз для всей Галактики

Лоло: -Смотри , что это за шарик такой?

Лулу: -Это и есть планета Земля?!

Сцена 2.

Инопланетяне попадают в крупный мегаполис, где много машин, весь общественный транспорт выделяет огромное количество выхлопных газов, тем самым сильно загрязняет атмосферу. Дышать нечем.

Лулу и Лоло:

-Кхе,кхе,кхе, апчи, апчи… (кашляют)

Лулу: -Ужас, что это за запах?

Лоло:-Это выхлопные газы, которые выделяет транспорт землян!

Лулу:-Но эти газы могут навредить земной атмосфере, а затем и планетам другой Галактики, разве не так?

Лоло:-То-то и оно. Приближается настоящая экологическая беда!!!! Давай продолжим наши наблюдения, а затем решим, что нужно делать дальше.

Сцена 3.

Лоло и Лулу продолжают осматривать новые для них места, и обнаруживают огромное количество мусора на улицах города.

Лулу:-Оооох!!! Сколько мусора, как они так живут?

Лоло:-Я думаю, что нужно сообщить капитану о том, что эту планету нужно уничтожить, иначе их горы мусора помешают существованию всей Галактики.

Неожиданно разговор инопланетян услышали Миша и Алиса.

Алиса: - Нет, ненужно уничтожать нашу планету это ведь-наш ДОМ!

Лулу: - Вы сами уничтожаете свой дом, раскидывая везде мусор. Вы используете неэкологичные двигатели. Выхлопные газы отравляют воздух. Вам скоро нечем будет дышать!!!!!

Миша: -А что если мы очистим наш город? Тогда вы не станете уничтожать нашу Землю?

Лоло: -Хм…Можно попробовать.

Сцена 4 .

Миша и Алиса, ходят по улицам города и собирают мусор.

Миша: -Давай скорее всё здесь уберём, а то они могут вернуться!!!

Алиса:-А, давай!

(После того как убрали)

-Как хорошо, что мы здесь всё убрали!

Сцена 5 .

Очистив весь город Миша и Алиса прибегают к Лоло и Лулу.

Алиса: - Всё, мы очистили от мусора весь наш город.

Лоло: - Прям весь?

Миша: - Да, весь. На всех улицах, парках мы установили специальные баки для мусора.

Алиса: - А ещё наши родители работают не телевидении. Мы попросили их призвать всех водителей заменить двигатели на экологически чистые. Будущее за электродвигателями.

Лулу: - Ну раз уж так, то мы не станем уничтожать планету Земля. Живите в богатстве и сохраняйте уникальность своих природных объектов.

Сцена 6.

Инопланетяне улетают, а дети радуются, ведь только что они спасли Землю от уничтожения.

Миша и Алиса кричат:

-Урааааааааааааааааа! Давайте беречь нашу планету Земля.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.