Создание школьного бота-справочника в Telegram для быстрого поиска информации о расписании звонков и уроков для учеников многопрофильного лицея

0
0
Материал опубликован 13 September

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение многопрофильный лицей города Кирово-Чепецка Кировской области









Создание школьного бота-справочника в Telegram для учеников многопрофильного лицея







Выполнил:

ученик 11


ПрезентацияPPTX / 1.45 Мб

/data/files/r1726225557.pptx (Презентация) А класса,

Бадамшин Андрей Сергеевич.


Руководитель:

учитель информатики,

Кунилова Марина Евгеньевна









Кирово-Чепецк, 2024



Содержание

Содержание. 2

Паспорт проекта. 3

ОТЧЁТЫ ПО ЭТАПАМ.. 4

1. Подготовительный этап. 4

1.1. Что такое Telegram-бот?. 4

1.2. Функции Telegram-бота. 4

2.1.3. Способы создания Telegram-ботов. 4

2. Практический этап. 6

2.1. Выбор инструментов для создания Telegram-бота. 6

2.2. Создание главного меню.. 6

2.3. Создание подменю «Домашнее задание». 7

2.4. Создание подменю «Задачи». 7

2.5. Создание системы администраторов и обратной связи. 7

2.6. Создание системы напоминаний. 7

2.7. Тестирование и отладка Telegram-бота. 8

3. Контрольно-оценочный этап. 9

3.1. Проведение самооценки Telegram-бота. 9

3.2. Получение мнения специалиста. 9

3.3. Получение мнения одноклассников. 9

Заключение. 11

Продукт проекта. 12

Источники информации. 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 14




Паспорт проекта

Название проекта

Создание школьного бота-справочника в Telegram для быстрого поиска информации о расписании звонков и уроков для учеников многопрофильного лицея.

Руководитель проекта

Кунилова Марина Евгеньевна, учитель информатики.

Тип проекта

Практико-ориентированный, информационный.

Проблема

Современные школьники подвергаются большой нагрузке: уроки, занятия на кружках и секциях, обучающие курсы, домашние задания. Бывает очень сложно удержать в голове всё расписание. Какой инструмент может помочь школьникам правильно распределять своё время?

Цель проекта

Создать школьного бота-справочника в Telegram для учеников многопрофильного лицея.

Задачи

Изучить способы создания Telegram-ботов и определить функционал создаваемого бота.

Создать Telegram-бота, протестировать и отладить.

Провести оценку результата.

Аннотация

Реализация проекта предусматривает выявление нужных для Telegram-бота функций через опрос одноклассников и последующую разработку бота с учётом мнения потенциальных пользователей.

Telegram-бот, созданный в ходе работы над проектом будет полезен школьникам. Он поможет им не только составить своё расписание, но и напомнит о невыполненных задачах.

Создание ботов набирает популярность и имеет перспективу, поэтому дополнительной целью проекта является возможность изучить и опробовать свои силы в этом направлении.

Продукт проекта

Школьный бот-справочника в Telegram для быстрого поиска информации о расписании звонков и уроков для учеников многопрофильного лицея

Оборудование

Персональный компьютер, интернет, PyCharm Community Edition 2022.3



ОТЧЁТЫ ПО ЭТАПАМ 1. Подготовительный этап 1.1. Что такое Telegram-бот?

Telegram-бот – это специальный аккаунт в мессенджере Telegram, который позволяет пользователю совершать различные действия (поиск информации и файлов, совершение покупок, получение доступа к веб-сервисам) через сам мессенджер.

1.2. Функции Telegram-бота

Основная цель создаваемого бота – помочь школьникам распределять время между задачами, которые необходимо выполнить. Чтобы определить какими функциями должен обладать Telegram-бот, я спросил у своих одноклассников и друзей, какую информацию они чаще всего смотрят в своих записях, заметках, телефоне. А также помнят ли они наизусть расписание уроков и звонков в школе, дополнительных занятий в кружках и секциях.

По результатам опроса, можно сказать, что больше половины опрошенных не полностью помнят расписание уроков и звонков. В телефоне чаще всего смотрят домашнее задание и запланированные задачи.

На основе их ответов, я определил для бота следующие функции: отображение ближайшего по времени занятия и место проведения (например: номер кабинета, в котором будет проходить урок), напоминание о невыполненных задачах и их список, отображение расписания.


1.3. Способы создания Telegram-ботов

Существует два основных способа создания ботов в мессенджере Telegram (источник - https://journal.tinkoff.ru/guide/howto-telegram-bot/). Я выбрал первый способ.

Таблица 1 Преимущества и недостатки основных способов создания Telegram-ботов

Способ

Преимущества

Недостатки

1.

С помощью языков программирования (PHP, JS, Python и др.)

Возможности почти безграничны

Требуется знание языков программирования

2.

С помощью сервисов для создания ботов

Знание языков программирования не требуется

В бесплатной версии существуют ограничения на функции, встроенная реклама, ограниченные возможности

Вывод: Таким образом, я узнал, что такое Telegram-бот, какие у него могут быть функции, какие существуют способы их создания, об их преимуществах и недостатках (Таблица 1), определил функции для своего бота.

2. Практический этап

План

Выбор инструментов для создания Telegram-бота.

Создание главного меню.

Создание подменю «Домашнее задание».

Создание подменю «Задачи».

Создание системы администраторов и обратной связи.

Создание системы напоминаний.

Тестирование и отладка Telegram-бота.

2.1. Выбор инструментов для создания Telegram-бота

Для создания бота был выбран язык программирования Python. Для него существует множество различных библиотек, в том числе для создания ботов, самая распространённая – это библиотека «Telebot». Из-за её популярности в Интернете можно найти достаточно большое количество документаций, обучающих видео, примеров использования функций и методов.

Для реализации функции напоминания в своём боте решил я использовать библиотеки «datetime» и «schedule». Для считывания ботом расписания было решено применить Excel-таблицы и библиотеку «openpyxl». Взаимодействие бота и пользователя будет происходить через встроенное меню, созданное с помощью типа «markup».

2.2. Создание главного меню

При первом входе пользователь должен ввести ответ на вопрос, в каком классе он учится. На основе этой информации бот считывает расписание пользователя из Excel-таблицы. После этого пользователь получает доступ к главному меню, из которого может перейти в подменю «Домашнее задание» и «Задачи», а также получить доступ к некоторым функциям Telegram-бота (например: просмотр расписания на следующий день, следующего урока, изменения в расписании на завтра). (см. Приложение 1)

2.3. Создание подменю «Домашнее задание»

В подменю «Домашнее задание» пользователь может посмотреть своё невыполненное домашнее задание, добавить заданное домашнее задание в список или отметить, что выполнение домашнего задания. При добавлении домашнего задания появляется меню со всеми предметами, чтобы пользователь выбрал по какому именно предмету задали задание. Бот автоматически определяет срок его выполнения на основе расписания. (Приложение 2)

2.4. Создание подменю «Задачи»

Подменю «Задачи» отличается только тем, что пользователь может сам выбрать срок выполнения для своих задач. (Приложение 3)

2.5. Создание системы администраторов и обратной связи

Для реализации обратной связи создан список администраторов, которые будут её получать. Администраторы также могут отправлять боту фотографии изменений в расписании, которые доступны для всех пользователей. Для этого пришлось создать список администраторов и кнопку, которая видна только им.

Для получения обратной связи и сообщений об ошибках в работе бота от пользователей в главном меню создана кнопка «Обратная связь». Следующее сообщение от пользователя отправляется администраторам Telegram-бота.

2.6. Создание системы напоминаний

Бот отправляет сообщения о невыполненном домашнем задании на следующий день, невыполненных задачах за неделю, три дня и за день до срока его выполнения. День для отправки напоминаний определяется с помощью библиотеки «datetime», а время отправки проверяется функцией библиотеки «schedule». В ходе работы я обнаружил, что проверка времени отправки блокирует выполнение других частей программы, так как она должна происходить постоянно. Проблема была решена с помощью конструктора «Thread» из библиотеки «threading». (Приложение 4)

2.7. Тестирование и отладка Telegram-бота

Во время тестирования бота обнаружилось небольшое количество малозначимых ошибок: неправильный вывод некоторых слов, неправильное определение срока выполнения домашнего задания. И одна ошибка останавливающая работу Telegram-бота в том случае, когда пользователь вводит не то, что просит ввести бот (например, нужно ввести число, а пользователь вводит буквы). Все эти ошибки были исправлены в ходе отладки бота.

Вывод: В ходе практического этапа был создан Telegram-бот, обладающий функциями, определёнными на подготовительном этапе: просмотр расписания на следующий день, следующего урока, изменения в расписании на завтра, добавление, выполнение, просмотр домашнего задания и задач, напоминание о невыполненном домашнем задании и задачах. Было проведено тестирование и последующее исправление обнаруженных ошибок. Создана система администраторов и обратной связи.




3. Контрольно-оценочный этап

План

Проведение самооценки Telegram-бота.

Получение мнения специалиста.

Получение мнения одноклассников.

3.1. Проведение самооценки Telegram-бота

Все задуманные функции удалось успешно реализовать, в ходе практического этапа работа Telegram-бота была отлажена, исправлены ошибки. В ходе работы над проектом были изучены возможности языка программирования Python и его библиотек. У бота есть направления дальнейшего развития, связанные с улучшением существующих функций и добавлением новых, также бот может быть адаптирован для любой школы, путём замены файла с расписанием. Для меня этот проект был очень полезен, так как я получил опыт в разработке Telegram-ботов, опыт тестирования и отладки приложений. Для развития проекта можно добавить боту несколько новых функций: интеграция с электронным журналом, рассылка новостей о мероприятиях, проходящих в городе. Несмотря на то, что бота легко адаптировать для учеников любой школы, он не сможет работать со всеми одновременно из-за ограничений библиотеки «Telebot», не приспособленной для одновременной работы с большим количеством пользователей.

3.2. Получение мнения специалиста

Telegram-бот получил рецензию программиста Русинова Д.: «Видно, что бот сделан достаточно хорошо, имеется разделение на админов и обычных пользователей, что является большим плюсом. Есть возможность сохранять своё домашнее задание, смотреть изменения и уроки. Ещё заметил, что имеется неплохая система для работы с задачами (их созданием, выполнением), что само по себе выглядит полезно для школьников. Так же можно прямо в боте оставить обратную связь при возникновении какой-либо ошибки или мыслей по улучшению продукта, что тоже реализовано мало где и является положительной практикой».

Также было предложено несколько улучшений для продукта.

3.3. Получение мнения одноклассников

В результате проведения анкетирования среди моих одноклассников можно сделать вывод, что Telegram-бот может быть очень полезен для учащихся многопрофильного лицея. Участники анкетирования не столкнулись с проблемами во время использования бота, а также предложили идеи для его улучшения.

Ответы участников анкетирования

Считаете ли вы, что этот бот может быть полезен для учащихся МБОУ многопрофильного лицея? Почему?

«Да. Это очень удобно и быстрый доступ к нему.»

«Да. Удобно смотреть изменения.»

«Да, очень удобно»

Какие изменения вы бы предложили для улучшения Telegram-бота?

«Кнопка рестарта»

«Пока не могу сказать»

«Не знаю»


Заключение

В ходе подготовительного этапа я узнал, что такое Telegram-бот, какие у него могут быть функции, какие существуют способы их создания, о их преимуществах и недостатках (Таблица 1), определил функции для своего бота.

В ходе практического этапа был создан Telegram-бот, обладающий функциями определёнными на подготовительном этапе: просмотр расписания на следующий день, следующего урока, изменения в расписании на завтра, добавление, выполнение, просмотр домашнего задания и задач, напоминание о невыполненном домашнем задании и задачах. Было проведено тестирование и последующее исправление обнаруженных ошибок. Создана система администраторов и обратной связи.

При выполнении самооценки были проанализированы идеи для улучшения бота. От пользователей бота были получены положительные оценки, а также предложения для улучшения продукта.

Все задачи выполнены, цель проекта достигнута. Продукт проекта имеет хорошее качество и обладает заявленными функциями.



Продукт проекта

Telegram-бот доступен по ссылке и QR-коду.

Ссылка: t.me/School_Schedule_Reminder_bot.

QR-код:

t1726225387aa.png









Источники информации

Документация Python Telebot. – Режим доступа: https://pytba.readthedocs.io/en/latest/index.html, свободный. Загл. с экрана.

Документация Python datetime. – Режим доступа: https://docs.python.org/3/library/datetime.html, свободный. Загл. с экрана.

Документация Python schedule. – Режим доступа: https://schedule.readthedocs.io/en/stable/index.html, свободный. Загл. с экрана.

Документация Python openpyxl. – Режим доступа: https://openpyxl.readthedocs.io/en/stable/, свободный. Загл. с экрана.

Документация Python threading. – Режим доступа: https://docs.python.org/3/library/threading.html, свободный. Загл. С экрана.

Способы создания Telegram-ботов. – Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/guide/howto-telegram-bot/, свободный. Загл. С экрана.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рисунок 1 Выбор класса

t1726225387ab.png

Рисунок 2 Вид меню

t1726225387ac.png

Рисунок 3 Просмотр изменений и расписания на завтра

t1726225387ad.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рисунок 1 Подменю «Домашнее задание»

t1726225387ae.png

Рисунок 2 Выбор предмета для домашнего задания

t1726225387af.png

Рисунок 3 Добавление, просмотр и выполнение домашнего задания

t1726225387ag.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рисунок 1 Подменю «Задачи»

t1726225387ah.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рисунок 1 Напоминания о невыполненных домашнем задании и задаче

t1726225387ai.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.