Мастер-класс «Создание ситуации успеха и использование нейропсихологических приёмов на уроке в начальной школе в условиях ФГОС НОО»

1
0
Материал опубликован 1 April

 

МАСТЕР-КЛАСС

«Создание ситуации успеха и использование нейропсихологических приёмов на уроке в начальной школе в условиях в условиях ФГОС НОО»

 

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в использовании нейропсихологических игр и упражнений и создание ситуаций успеха в работе со школьниками.

Задачи:

информирование педагогов о психолого–педагогической сущности ситуации успеха, способах усиления мотивации достижения успеха учащимися;

- Дать понятие нейропсихологических приемов и их значение для общего развития детей;

- Показать практические варианты нейропсихологических приемов работы с детьми.

Ход мастер-класса

 

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Приятно видеть вас в этой аудитории. Очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.

А чтобы все всё услышали и ничего не пропустили, сядьте правильно, ноги согнуты в коленях и стоят на полу, ноги нельзя скрещивать, руки положите на стол, спина прямая, плечи ровно, руки под голову не подставлять и голову на руки не класть.

- В течении всего занятия мы будем играть в «игру с хлопками». Послушайте условия игры:

Если на занятии я хлопну 1 раз в ладоши, все должны тоже хлопнуть. Если 2 раза – топнуть ногой. Если 3 раза – крикнуть «Ура!». Такая игра помжет нам сохранить внимание на протяжении всего занятия. Давайте потренируемся.

Спасибо. Молодцы.

 

Слайд 2

Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого хорошее настроение. (Замечательно)

 

А теперь поднимите руки те, у кого есть здесь друзья. (Здорово)

 

Коллеги, у каждого на парте лежит лист А4. Возьмите его сейчас и в течение

1 минуты нарисуйте, пожалуйста, любой рисунок для Вашего соседа по парте или друга, присутствующего здесь. Начинайте.

 

Покажите этот рисунок тому, для кого Вы его нарисовали.

 

А теперь Вы (указываю на кого-то), выразите свое хвалебное отношение к работе коллеги: «Молодец. У тебя все получилось, умница, здорово, отлично, так держать, научи меня также красиво рисовать, я горжусь тобой, великолепно, грандиозно».

Сейчас же Я выражу своё отношение: «Я вообще сомневалась, что у тебя что–то получится, у тебя нет никаких способностей к рисованию, посмотри, что это, лучше бы другим делом занялась….»

 

Что вы чувствовали, когда вас критиковали? Ответы

А когда хвалили? Ответы

То же самое чувствуют и наши ученики.

 

В рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта, новых нормативных документов по модернизации образования в России акцент делается на индивидуализацию обучения, на создание комфортных условий для каждого ученика.   Учителя начальных классов, как никто знают, что в начальной школе очень важно заинтересовать ребенка на новый для них вид учебной деятельности. Малышей можно научить только тогда, когда им интересно. Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что «методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха».

 

- Поэтому темой мастер-класса я выбрала

 

Слайд 3

 

«Создание ситуации успеха учащихся и использование нейропсихологических приёмов на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО»

 

Слайд 4

И, продолжая своё выступление я хочу рассказать одну историю, которая называется «Бабочки».

Век назад один девятилетний мальчик из итальянского городка Неаполь страстно хотел заниматься музыкой. Но первый учитель охладил его:

- Ты, не сможешь петь, у тебя совершенно нет слуха и голоса.

Эти слова сильно огорчили мальчика, но его мать простая крестьянка обняла сына и сказала:

- Никого не слушай. Ты всё сможешь. Я уже вижу как ты даришь людям радость.

Эти слова приободрили его. Со временем мальчик стал успешным. Благодаря этой женщине весь мир мог наслаждаться чудесным голосом Энрике Карузо.

 

Слайд 5

Успех — как бабочка, может коснуться своим крылышком и окрылить, дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо.

 

 

 

Слайд 6

Что же такое «успех»?

Успех – это внутреннее состояние человека, возникающее в результате ситуации успеха. Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим последним достижением.

- Успех – это радость, вера в себя, восхищение, достижение цели, удовлетворение.

- Успех – это состояние человека, когда ты девять раз упал, но десять раз поднялся.

 

Слайд 7

 

клик

- Что же необходимо нашим ученикам для успеха?

Все мы знаем для того, чтобы ребенок был успешен, нужно создавать ситуацию успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Именно через успех у ребенка развиваются учебно-универсальные действия.

 

клик

Что же такое «ситуация успеха»?

Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, это то, что способен организовать учитель. В руках учителя возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя как «дома».

 

клик

Кто такой «успешный ученик»?

˗˗ Успешный ученик – это ученик, способный усваивать образовательные программы и продемонстрировать свои знания, умения и навыки.

 

клик

- Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?

 

Слайд 8

Давайте разберёмся.

Предлагаю ненадолго вернуться в детство, в те годы, когда вы были школьниками.

С какими трудностями вы сталкивались, будучи учениками? Легко ли вам давалась учеба?

А нынешним ученикам учиться легко?

А что значит учиться легко? (Ответы присутствующих)

Легко учиться, когда у тебя все получается, когда на твои достижения обращают внимания больше, чем на твои недостатки.

 

Слайд 9

Как нам учителям обеспечить ту самую легкость в обучении?

- Это нам помогут понять и прочувствовать на себе следующие приёмы создания ситуации успеха.

 

Слайд 10.

И первый приём, который я использую - это ПРИЁМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОГЛАЖИВАНИЯ

«Молодец», «умница», «ребята, я горжусь вами», «Замечательно», «Молодец»,

«Отлично», «Продолжай так же работать», «Я ценю то, что ты сделал». Ребёнок начинает стараться, потому что поверил учителю «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова».

 

Слайд 11

Следующий приём – это «ПОХВАЛА» - «Молодец», «Отлично», «Продолжай так же работать», «Я ценю то, что ты сделал». Хвалить ученика нужно обязательно. Почему? Одобрение учителя способно творить чудеса.

Эти слова помогают оценить старания ученика, поддержать его, повысить самооценку и мотивацию к изучению предмета.

Каждый ребёнок желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определённые достижения хвалить ребёнка всем классом. Поэтому в моём классе часто звучат аплодисменты ученикам, которые ответили на трудный вопрос, за выразительное чтение стихотворений наизусть, приняли участие в конкурсах и проектах или просто поддержать, если что-то не получилось.

«У вас обязательно получиться…», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате…» - выражаю свою твердую убежденность в том, что ученик обязательно справиться с поставленной задачей.

«Если не знаете за что похвалить ребёнка, придумайте это!» - такой незамысловатой рекомендацией психиатра и психотерапевта Владимира Леви должен вооружиться каждый педагог.

 

1 хлопок

 

Слайд 12

Практическая работа. Работа в парах.

Предлагаю Вам потренироваться. Перед вами высказывания педагогов. Вам необходимо понять, помогают ли эти фразы учебной деятельности ребенка, усиливают ли его желание учиться, если нет, то попробуйте сказать по–другому, перефразируйте их.

 

1. – Я уже полчаса распинаюсь у доски, а ты меня не слушаешь, вот как с тобой можно разговаривать!

(Сегодня я вам многое рассказала, стоя у доски, надеюсь, что вы меня слышали. Мне интересно твое мнение по поводу моего рассказа.)

 

2. – Это не дело. Ты должен относиться к урокам серьёзнее!

(Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке.)

 

3. – Как всегда, у тебя много ошибок и ужасный почерк!

(Ты, молодец! У тебя все получится, нужно еще чуть–чуть постараться.)

 

Напомните мне, пожалуйста, какой приём мы использовали? (Похвала)

 

Слайд 13

Как похвалить ученика и не оказать ему тем самым «медвежью услугу»? Для этого важно соблюдать Золотые правила похвалы учителя – это высказывание, в котором говорящий выражает положительную оценку поступка (поведения) адресата, рассчитывая вызвать его положительную эмоциональную реакцию.

Хвалите за старательность!

Хвалите действия, а не личность!

Чётко обозначайте, за что хвалите!

Хвалите в меру и по делу!

Хвалите не только любимчиков!

Останавливайтесь на хорошем!

Не противопоставляйте одного ученика всему классу!

Хвалите без сравнений!

Подкрепляйте похвалу!

Запаситесь «Я-посланиями»!

 

Слайд 14

Если нет возможности похвалить ребёнка за всю работу, можно похвалить за какую то деталь, выполненной работы: «Наивысшей похвалы заслуживает вторая часть твоей работы», «Тебе особенно удалось задание со словом «листья».

Этот прием «ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА ДЕТАЛИ» помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой–то его отдельной детали.

Чтобы внушить ребёнку веру в себя, мы должны правильно формулировать наши фразы и замечания.

 

Слайд 15

Следующий приём, о котором я хочу рассказать – это приём «УМЫШЛЕННАЯ ОШИБКА».

Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!

Этот приём стал широко использоваться учителями. Его можно применять с учётом возраста только на известном материале.

- Предлагаю Вам прочитать текст, в котором я умышленно допустила ошибки.

 

Саша и оля любят ходить в библиотеку. Там работает ольга сергеевна.Саша читает журналы «мурзилка» и «колобок». А оля читает сказки. Её любимая сказка «русалочка».

- Ваша задача: найти и исправить ошибки.

- Прверим.

Саша и Оля любят ходить в библиотеку. Там работает Ольга Сергеевна. Саша читает журналы «Мурзилка» и «Колобок». А Оля читает сказки. Её любимая сказка «Русалочка».

Молодцы, вы отлично справились с заданием.

 

Слайд 16

Ещё один приём «СКРЫТОЕ ИНСТРУКТИРОВАНИЕ» Чтобы помочь ребенку избежать поражения, можно дать скрытое инструктирования путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с …», «Выполняя работу, не забудьте о…»

2 хлопка

 

 

Слайд 18

В каждом классе есть дети, испытывающие разного уровня сложности в обучении. Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо потому, что не может удерживать правила поведения, плохо запоминает информацию, не может сосредоточиться, плохо спит, не применяет правила правописания, плохо себя контролирует, медленно читает...

Это сигнализирует в первую очередь об отсутствии силы воли и самоконтроля, за которые отвечают определенные участки мозга.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования прописана необходимость использования физкультминуток, но, исходя из появления сложностей в усвоении информации, можно сделать вывод, что они не обладают необходимой эффективностью. Встает вопрос о поиске альтернативного варианта классическим физкультминуткам. Необходимо найти комплекс упражнений, который бы способствовал развитию познавательных (когнитивных) процессов, снижал утомляемость и был интересен детям. И на помощь мне приходит нейропсихогимностика.

В начальной школе простые упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами. Главное понимать, что все в организме человека взаимосвязано и успех ребенка зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять.

Уроки обычно начинаю с дыхательной гимнастики. Дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Например, дыхательное упражнение «Шар».

Дети вдыхают воздух носиком, набирают лёгкие, руки во время вдоха поднимаем через стороны вверх. Представим, что над нами большой шар, его увет, покачаем шар. Во время движения вверх рками надо задержать дыхание на несколько секунд. Потом делаем выдох со звуком ССССССССССС…… и шар сдувается. После этого педагог спрашивает, какого цвета был шар.

 

Глазодвигательные упражнения не только помогают сохранить и улучшить зрение. Они активизируют разные участки мозга. Проверено: если перед диктантом уделить пару минут такой разминке, то ученики пишут работу гораздо лучше.

 

Словесная зрительная гимнастика

Голову держим ровно, не поворачиваем, двигаются только глаза. Посмотрели наверх, налево, направо, вниз. Глазками начертите круг, треугольник, квадрат, нарисуйте гриб. Закройте глазки. Открываем глаза.

Можно взять яркий предмет, показывать движения, а ребята повторяют глазками.

 

Послушные глазки

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Закрывают оба глаза.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко. Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз, Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем, Глаза смотрят вправо- влево.

Заниматься вновь начнем. Глазами смотрят вверх, вниз.

 

Ну и как же без пальчиковой гимнастики! Непривычные движения, концентрация на разных комбинациях пальцев помогают «зажечь лампочки» в голове.

                  «АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.                      (Дети «разламывают» апельсин.)

Много нас,                                                      (Показывают 10 пальцев.)

А он один.                                                            (Показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа.                        (Загибают пальцы левой руки.)

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура.          (Бросательное движение правой ру кой.)

Он сердит на нас —                             (Сжимают кулаки и прижимают

Беда!!!                                                                                      их к груди.)

Разбегайтесь —                                      («Бегут» пальцами по столу.)

Кто куда!

 

 

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействия. Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно. Их можно проводить в качестве динамической паузы для смены видов деятельности.

 

Игра «Фонарики», её можно усложнять.

 

«Колечки»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнение выполняется в прямом порядке – от указательного пальца к мизинцу и в обратном – от мизинца к указательному. Сначала упражнение выполняется поочередно каждой рукой, затем двумя одновременно.

 

«Цепочки»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом порядке (от указательного к мизинцу). Вначале упражнение выполняется поочередно каждой рукой, затем двумя одновременно.

 

Ребята любят упражнения для обеих рук. Их можно проводить

- письмо букв двумя руками одновременно;

- письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, цифр;

 

И традиционные физкультминутки тоже нужны и важны.

 

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)

 

Системность в работе с детьми на выполнение нейропсихологических упражнений обязательно даст свои результаты, тем более, если вы эти упражнения будете усложнять. Ведь все мы знаем, что существует правило – от простого к сложному.

 

И в заключении хочу рассказать притчу.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Всё в твоих руках.

- Действительно, все в наших руках. Важно, чтобы в учительских руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, и конечно же - успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Важная заповедь учителя - заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперед и поддержать его успех. На основе нашей беседы можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни! Успешный ученик — успешная страна!

 

РЕФЛЕКСИЯ

Работа в парах.

- Напишите синквейн.

1. Успех

2. Ошеломляющий и долгожданный.

3. Добьёмся, дождёмся, достигнем.

4. Нас точно ждёт успех!

5. Удача.

 

 

Правила написания синквейна:

1 строка: название темы, выраженное одним словом (существительное или местоимение);

2 строка: определение темы в двух прилагательных или причастиях;

3 строка: три глагола, показывающие действия в рамках данной темы;

4 строка: фраза из 4 слов, показывающее ваше отношение к теме;

5 строка: завершение темы, синонимом первого слова, выраженное любой частью речи.

Надеюсь, что практические советы и мастер-класс вам понравился и вы обязательно примените мой опыт у себя на уроках! А я была рада поделиться им с вами, моими коллегами!

 

3 хлопка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. – Я уже полчаса распинаюсь у доски, а ты меня не слушаешь, вот как с тобой можно разговаривать!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

2. – Это не дело. Ты должен относиться к урокам серьёзнее!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

3. – Как всегда, у тебя много ошибок и ужасный почерк!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

1. – Я уже полчаса распинаюсь у доски, а ты меня не слушаешь, вот как с тобой можно разговаривать!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

2. – Это не дело. Ты должен относиться к урокам серьёзнее!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

3. – Как всегда, у тебя много ошибок и ужасный почерк!

 

 

 

 

 

 

 

 

«Умышленная ошибка»

Найди и исправь ошибки.

 

саша и оля любят ходить в библиотеку. Там работает ольга сергеевна.Саша читает журналы «мурзилка» и «колобок». А оля читает сказки. Её любимая сказка «русалочка».

 

«Умышленная ошибка»

Найди и исправь ошибки.

 

саша и оля любят ходить в библиотеку. Там работает ольга сергеевна.Саша читает журналы «мурзилка» и «колобок». А оля читает сказки. Её любимая сказка «русалочка».

 

«Умышленная ошибка»

Найди и исправь ошибки.

 

саша и оля любят ходить в библиотеку. Там работает ольга сергеевна.Саша читает журналы «мурзилка» и «колобок». А оля читает сказки. Её любимая сказка «русалочка».

 

«Умышленная ошибка»

Найди и исправь ошибки.

 

саша и оля любят ходить в библиотеку. Там работает ольга сергеевна.Саша читает журналы «мурзилка» и «колобок». А оля читает сказки. Её любимая сказка «русалочка».

 

«Умышленная ошибка»

Найди и исправь ошибки.

 

саша и оля любят ходить в библиотеку. Там работает ольга сергеевна.Саша читает журналы «мурзилка» и «колобок». А оля читает сказки. Её любимая сказка «русалочка».

 

 

 

t1712002746aa.gif

 

t1712002746aa.gif

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации