Научно-исследовательская работа на тему «Создание ситуации успеха в процессе развития отношений сотрудничества между педагогом и обучающимися»
Бондаренко Кристина Витальевна воспитатель ГБДОУ «Детский сад № 93» Красносельского района (г. Санкт-Петербург, Россия)
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Аннотация: в представленной статье раскрывается создание ситуации успеха в процессе развития отношений сотрудничества между педагогом и обучающими.
Ключевые слова: успех,ситуация успеха, профессиональная деятельность, практический опыт, вид профессиональной деятельности.
Учение только в том случае приносит удовлетворение, радость, воодушевление, если оно сопровождается успехом.
Педагогика – это наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творческим, активным и вполне довольным жизнью, обрести равновесие с природой и обществом. Педагогическое знание - универсальное, обобщенное знание в путях и способах развития такого человека. Учить воспитывать человека, помогать ему стать более совершенным и самому растить вместе с ним.
Суть педагогики – в умении передать исторический опыт, повести за собой, передать истинные ценности, словом, в умении формировать душу ребёнка. Не всякий учитель – педагог, но и не всякий педагог – учитель. Преподаватель должен: Быть личностью, справедливым, порядочным, честным, обладать достоинством, быть трудолюбивым, самоотверженным. Заниматься самосовершенствованием, любить и знать свой предмет. Владеть общими, профессиональными и психолого-педагогическими компетенциями, педагогическими технологиями. Обладать эмоциональной культурой, высокой культурой поведения. Обладать педагогической добротой, быть интеллигентным, образованным, эрудированным. Владеть инновационным стилем научно-педагогического мышления, быть готовым к принятию творческих решений. Владеть культурой внешнего вида, манерами, речью. Педагогу необходимо найти индивидуальный подход к каждому студенту, к его внутреннему миру, вызвать неподдельный интерес к изучению экономики и бухгалтерского учёта. Надо создавать «ситуацию успеха» в учебном процессе, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами. Ведь только положительные эмоции могут стать для студента стимулом в учебной деятельности. В своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» Константин Дмитриевич Ушинский отметил: «Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать – легко и приятно, но думать – трудно. Серьезная умственная работа утомляет непривычного человека быстрее, чем труд физический». В этой работе К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес обучающихся к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Обучающийся, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться. «Дать обучающимся радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства — это первая заповедь воспитания. В наших учреждениях среднего профессионального образования не должно быть несчастных студентов, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении — единственный источник внутренних сил студента, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться», говорил Василий Александрович Сухомлинский. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями, без вдохновения учение превращается для студента в тягость. Усидчивость есть вдохновение, помноженное на уверенность обучающегося в том, что он достигнет успеха. Оценка знаний - это умение преподавателя найти правильный подход к каждому студенту, умение лелеять в его душе огонек жажды познания. Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет Август Соломонович Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если обучающегося лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Ситуация успеха достигается тогда, когда сам студент признает этот результат как успех. Как ювелир оттачивает алмаз, присматриваясь к каждой грани, думая, где прикоснуться к драгоценному камню, чтобы получился бриллиант, так и педагогу приходится думать, как подступиться к самым сокровенным уголкам сердца. Источником радостей и огорчений стал окружающий мир, а не только личное благополучие. Общественное станет для студента глубоко личным лишь тогда, когда он вложит частицу своей души в труд, создающий что-то для людей, когда материальные ценности, созданные своими руками, принесут глубоко личную радость, когда путь, к этой радости, идет через тревоги, заботы и неудачи. Типы ситуации успеха. 1. Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности студента превзошли его ожидания. Прием «Лестница» или «Встань в строй» - вести студента поступательно вверх по ступеням знаний, который при этом обретает веру в себя и окружающих. 1 шаг: психологическая атака. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт, 2 шаг: эмоциональная блокировка. Помочь студенту переосмыслить свой неуспех, найти его причину с позиции: «неуспех – случаен, успех – закономерен, 3 шаг: выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации, 4 шаг: выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при которых студент, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с однокурсниками, 5 шаг: стабилизация. Приятная общая реакция удивления для отдельного студента не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся. 2. Общая радость - состоит в том, чтобы студент достиг нужной для себя реакции коллектива, которая дает возможность студенту почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Прием «Следуй за нами» - необходимо разбудить дремлющую мысль студента, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий. 3. Радость познания. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение. Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы преподавателя, формирующего радость познания. Прием «Эврика» - необходимо создать условия, при которых студент, выполняя учебное задание, должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать студента, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Алгоритм создания ситуации успеха. 1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Основные фразы педагога: «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», 2. Авансирование успешного результата. Педагог твердо убежден в том, что студент обязательно справится с поставленной задачей. Это внушает ему уверенность в своих силах и возможностях: «У вас обязательно получится», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате», 3. Скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности. Достигается путем намека, пожелания: «Возможно, лучше всего начать с…», «Выполняя работу, не забудьте о…», 4. Внесение мотива. Показывает студенту ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…», 5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий студента в предстоящей или совершаемой деятельности: «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…», 6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий: «Нам уже не терпится начать работу…», «Так хочется поскорее увидеть…», 7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали: «Тебе особенно удалось то объяснение», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». Если на занятии студент затрудняется объяснить решение задачи, то педагог задает наводящие вопросы. Создание в аудитории спокойной обстановки, доброжелательность и взаимопомощь – необходимые слагаемые успеха. Студенты спокойны, работают активно и с удовольствием, так как внимание преподавателя сосредоточены не на промахах и ошибках, а на удачах и победах, пусть самых маленьких. Именно такое занятие сотрудничества, на котором у всех, все получается, и рождает чувства успеха в учении, желание и готовность решать все более трудные задачи, достигать успеха в жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Безрукова, В. С. Педагогика : учебник для индустр.-пед. техникумов и инж.-пед. вузов [Гриф УМО] / В. С. Безруковa. - 2-е изд. - Екатеринбург : Издательство УГППУ, 1994. - 337 с.;
2. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее достичь – М.: Просвещение, 1991 – С. 30-31, 48-78;
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям — URL: https://library.vladimir.ru/news/vasilij-suxomlinskij-serdce-otdayudetyam.html?ysclid=lskbv1zmnw919307214/ (дата обращения: 13.02.2024);
4. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / К.Д. Ушинский // Под общ. ред. А.И. Пискунова. М. : Педагогика, 1974. Т.1. Theoretical problems of teaching. 584 с
Бондаренко К.В. Детский сад № 93 (Санкт-Петербург, Россия)
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧАЩИМИСЯМИ
Аннотация: в представленной статье раскрывается создание ситуации успеха в процессе развития отношений сотрудничества между учителем и учениками.
Ключевые слова: успешность, ситуация успешности, профессиональная деятельность, практический опыт, вид профессиональной деятельности.